Как правильно написать вывод по биологии. Лабораторная работа по биологии. Оформление титульного листа

Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии.

Учитель заранее информирует учащихся о графике выполнения этих работ.

Оценка за лабораторную работу выставляется каждому ученику, присутствовавшему на уроке, когда проводилась данная работа.

Практические и лабораторные работы могут проводиться как индивидуально, так и для пары или группы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1»

Выступление:

«Обмен опытом при оценке лабораторных работ учащихся по биологии»

Подготовила: учитель биологии Мишина Е.А.

рп Торбеево 2014 г.

Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии.

Учитель заранее информирует учащихся о графике выполнения этих работ.

Оценка за лабораторную работу выставляется каждому ученику, присутствовавшему на уроке, когда проводилась данная работа.

Практические и лабораторные работы могут проводиться как индивидуально, так и для пары или группы учащихся.

  • Оформление отчетов по выполнению лабораторных работ осуществляется в рабочей тетради по биологии.
  • От предыдущей работы отступают 3-4 клетки и записывают дату проведения. Посередине следующей строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему и цель работы, перечисляют используемое оборудование. После строки «ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы.
  • Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  • Рисунки должны иметь размер не меньше, чем 6×6 см. не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. В противном случае снижается оценка.
  • Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам - внизу.
  • Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
  • Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
  • Ответы на вопросы должны быть аргументированы и изложены своими словами; ответы типа «да» или «нет» не принимаются.

В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы ).

Лабораторная работа без вывода может не быть оценена.

При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:

  • умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
  • умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
  • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
  • достижение необходимых результатов;
  • формулирование вывода о результатах исследования и оформление результатов работы.

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если ученик:

2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не владеет умением проводить наблюдение.

Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.


– ответственная задача, которая является одновременно отличным срезом знаний по определённому предмету, а также отличным стимулом для самостоятельности, проявления научного мышления и анализа информации. Само собой, впервые сталкиваясь с таким серьёзным испытанием, каждый студент желает написать лабораторную работу по биологии должным образом. О том, как это сделать, и пойдёт речь в данной статье.

В любом случае, на помощь учащемуся придут методички и пособия, из которых можно подчерпнуть достаточно информации. Поимо изучения теоретической части, студент должен также иметь понятие о целях практикумов и правилах работы с необходимыми приборами, которые будут использованы в ходе исследований.

Как правило, каждый студент должен приобрести тетрадь формата А4, в которую будет делать записи о целях работы, своих действиях, применяемых знаниях и используемых приборах, а также о полученных результатах. Такая тетрадь именуется лабораторным журналом. Именно по нему будет составляться конспект, именно журнал во многом отвечает на вопрос, как сделать лабораторную работу по биологии и любой другой дисциплине. Главное отличие такого труда от аналогичных исследований по химии заключается в менее строгой технике безопасности.

Официально оформленный труд состоит из нескольких составляющих:

  • Титульного листа.
  • Вводной части.
  • Практического раздела.
  • Заключения.

А теперь более подробно о том, как сделать лабораторную по биологии:

  • Титульный лист содержит такие данные, как информацию об учебном заведении, наименовании кафедры, о теме работы, имени выполнившего её студента, а также имени принимающего труд. В конце листа обычно указывается год и город.
  • Вводная часть содержит цель и задачи, а также сведения общего характера.
  • В практической разделе отражены действия автора, то есть, представлен полный ход работы со всеми вычислениями.
  • В заключении располагается очень важная область всего проделанного труда – вывод.

Как написать вывод к лабораторной работе по биологии

В заключительной части студент представляет результаты своего практического исследования. Не следует растягивать эту скромную, но самую важную часть, поскольку содержательный и краткий вывод является оптимальным вариантом. Преподаватель оценивает эту часть очень внимательно. Важно понимать, что вывод основывается на цели работы.

Несколько советов, как писать вывод:

  • Стараться излагать мысли научно.
  • Не лить воду.
  • Сообщить о результатах и проделанных действиях.

Таким образом, основываясь на материале данной статьи, можно получить представление о том, как написать лабораторную работу по биологии, чтобы получить удовлетворительную оценку и закрепить полученные знания.

Тетрадь по биологии - это тетрадь в клеточку, толщиной не менее 48 листов с полями. В рабочих тетрадях по биологии оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, а также отчеты по выполнению лабораторных работ (опытов). В конспект урока входят все определения новых понятий, терминов, изучаемых на уроке, схемы, рисунки, таблицы, которые учитель предлагает или просит записать.

Наряду с обычными тетрадями могут использоваться специальные Рабочие тетради на печатной основе, которые изданы как сопровождение к соответствующей линии учебников.

Все записи в тетрадях должны быть аккуратными, выполняются ручкой с синей пастой.

Схемы, рисунки, таблицы оформляются карандашом.

Качество ведения тетрадей проверяется по требованию учителя.

Проверка тетрадей осуществляется по мере необходимости и в соответствии с Требованиями по проверке письменных работ по биологии.

  • Оформление отчетов по выполнению лабораторных работ осуществляется в рабочей тетради по биологии .
  • От предыдущей работы отступают 3-4 клетки и записывают дату проведения. Посередине следующей строки записывают номер лабораторной работы. Далее, каждый раз с новой строки записывают тему и цель работы, перечисляют используемое оборудование. После строки «ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы.
  • Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  • Рисунки должны иметь размер не меньше, чем 6×6 см. не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей. В противном случае снижается оценка.
  • Рисунки должны располагаться на левой стороне тетрадного листа, подписи к рисункам - внизу.
  • Таблицы заполняются четко и аккуратно. Таблица должна занимать всю ширину тетрадной страницы.
  • Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
  • Ответы на вопросы должны быть аргументированы и изложены своими словами; ответы типа «да» или «нет» не принимаются.

В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы (вывод формулируется исходя из цели работы ).

Лабораторная работа без вывода может не быть оценена.

Практические и лабораторные работы проводятся по биологии согласно календарно-тематическому планированию, в соответствии с требованиями учебной программы по биологии.

Учитель заранее информирует учащихся о графике выполнения этих работ.

Оценка за лабораторную работу выставляется каждому ученику, присутствовавшему на уроке, когда проводилась данная работа.

Практические и лабораторные работы могут проводиться как индивидуально, так и для пары или группы учащихся.

При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:

  • умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
  • умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
  • темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
  • достижение необходимых результатов;
  • формулирование вывода о результатах исследования и оформление результатов работы.

Как правило, при проведении практических и лабораторных работ не проводится дифференциация заданий по уровням, поэтому оценивание результатов выполненного задания осуществляется учителем на основе предлагаемых критериев.

Составители: Миловзорова А.М., Кулягина Г.П. - методисты ГМЦ ДОгМ.

Лабораторные работы по биологии.

Лабораторная работа №1.

Тема: «Состав семян».

Посмотрите на таблицу на доске. Назовите части семени. Сделайте вывод, почему, изучая состав семян, мы можем судить о химическом составе растения.

1. Соблюдая правила техники безопасности , зажгите спиртовку и прогрейте пробирку с семенами. Поднесите к отверстию пробирки предметное стекло. Что вы наблюдаете?

2. Продолжая нагревание, посмотрите, какие изменения происходят с семенами (цвет, запах). Сделайте вывод.

3. Используя личный опыт, предположите, что произойдет дальше. Прекратите нагревание, закройте спиртовку, поставьте пробирку в штатив. Самостоятельно или пользуясь текстом учебника (с. 10), составьте в тетради схему «Химический состав клетки». Проведите взаимопроверку тетрадей и сравните с таблицей на доске.

Лабораторная работа №2.

Тема: «Определение физических свойств белков жиров и углеводов (крахмал, сахар).

1. Добавьте к небольшому количеству пшеничной муки воды и сделайте комочек теста. Как изменилось тесто?

2. Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его. Как изменилась вода в стакане?

3. Капните1-2 капли раствора йода в стакан с чистой водой. Как изменился цвет воды?

4. Капните 1-2 йода в стакан с водой, в который опускали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?

5. Положите семя подсолнечника между двумя листами белой бумаги; сильно подавите на семя тупым концом карандаша. Что произошло с бумагой? Какой можно сделать вывод?


6. Обсудите, какие физические свойства органических веществ можно исследовать и каким способом. Занесите полученные данные в таблицу.

Лабораторная работа №3.

Тема: «Строение клетки».

1. Прочитайте первые два абзаца на с. 16 учебника и составьте в тетради схему форм жизни. Дайте краткую характеристику каждой группы и приведите примеры представителей.

2. Настройте микроскоп и приготовьте препарат кожицы лука. Сделайте рисунок в тетради. Назовите хорошо видимые части клетки.

3. Зная функции нуклеиновых кислот, подумайте, какую роль может играть в клетке ядро?

4. Подумайте, почему в половых клетках одинарный набор хромосом, а в клетках тела двойной? Что будет, если изменится набор хромосом?

Лабораторная работа №4.

Тема: «Ткани растений».

1. Подумайте, все ли клетки в многоклеточном организме одинаковы по строению. Ответ обоснуйте.

2. Найдите в учебнике на с. 30 определение ткани, выпишите в тетрадь виды тканей растений.

3. Рассмотрите готовые микропрепараты тканей, сделайте необходимые зарисовки, сформулируйте вывод о связи строения клеток с выполняемой функцией.

4. Ответьте на вопрос: одинаковы ли по строению все клетки в многоклеточном организме растений?

Лабораторная работа №5.

Тема: «Ткани животных».

1. Пользуясь учебником, с. 32-34, выпишите виды тканей животных.

2. Рассмотрите микропрепараты этих тканей.

3. Сделайте вывод о связи строения и функции клеток.

4. Отличаются ли ткани животных от тканей растений? Почему?

Лабораторная работа №6.

Тема: «Строение корневых систем».

1. Рассмотрите корневые системы ржи и фасоли.

2. Найдите в корневой системе ржи придаточные и боковые корни. Можно ли найти в ней главный корень?

3. Как называется корневая система ржи? Зарисуйте и надпишите ее части.

4. Найдите главный корень в корневой системе фасоли.

5. Зарисуйте корневую систему фасоли. Надпишите ее части. Как называется такой тип корневой системы?

Лабораторная работа №7.

Тема: «Микроскопическое строение корня».

1. Рассмотрите в микроскоп препарат «Клеточное строение кончика корня», сравните с рисунком на с. 42 учебника, выделите зоны корня, назовите их функции.

2. Используя свой практический опыт, назовите функции корня. Запишите в тетрадь.

Лабораторная работа №8.

Тема: «Строение и расположение почек».

1. Рассмотрите предложенные вам гербарии, растения. Какие вы видите почки? Как они располагаются? Сделайте рисунок.

2. Найдите на побеге мелкие вытянутые и округлые почки. Сделайте рисунок.

3. Препаровальным ножом сделайте продольный разрез округлой почки. С помощью лупы и препаровальных игл рассмотрите ее внутреннее строение. Как называется эта почка? Сделайте рисунок.

4. С помощью препаровального ножа разрежьте вдоль более мелкую вытянутую почку. Пользуясь лупой и препаровальными иглами, рассмотрите ее строение. Как называется эта почка? Сделайте рисунок.


5. Почему почку называют зачаточным побегом?

Лабораторная работа №9.

Тема: «Простые и сложные листья».

1. Рассмотрите внимательно предложенные вам листья, разделите их на группы и объясните, по какому принципу вы их классифицировали. Ответ обоснуйте.

2. Зарисуйте в тетради черешковый, сидячий, сложный лист. Подпишите рисунки.

3. Рассмотрите на растении или гербарном экземпляре расположение листьев. Сравните с расположением почек. Сделайте вывод.

арисуйте в тетради черешковый, сидячий. ам листья, разделите их на группы и объясните, по какому принципу вы их классифицировал

Лабораторная работа №10.

Тема: «Строение цветка».

1. Рассмотрите цветок, держа его за цветоножку. Обратите внимание на его размеры, окраску, запах, количество частей, подумайте о его значении для жизни растения.

2. Аккуратно на листе бумаги отделите околоцветник.

3. Выделите главные части цветка: тычинки, пестик. Рассмотрите, как они устроены.

4. Надпишите на листке названия частей цветка и разложите их соответственно названиям (можно пользоваться текстом учебника на с. 40).

5. Зарисуйте в тетрадь схему строения цветка и подпишите ее. Сделайте вывод о роли цветка в жизни растения.

Лабораторная работа №11.

Тема: «Сухие и сочные плоды»

1. Используя личный опыт и текст учебника (с. 40, второй абзац снизу), расскажите о способах опыления растений. Что происходит после опыления с цветком? Как образуется плод?

3. Заполните таблицу, приведите примеры плодов и растений, у которых они встречаются, сделайте вывод о значении плодов в жизни растений.

Разнообразие плодов.

Лабораторная работа №12.

Тема: «Строение семян двудольного и однодольного растения».

1. Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли. Сделайте рисунок.

2. С помощью препаровального ножа снимите семенную кожуру. Какова ее роль для семени?

3. Рассмотрите строение зародыша. Сделайте рисунок, подпишите его основные части.

4. Рассмотрите и опишите внешний вид зерновки пшеницы. Сделайте рисунок.

5. Препаровальной иглой попытайтесь снять покров зерновки.

6. Пользуясь рисунком учебника и готовым препаратом «Зерновка пшеницы. Продольный разрез», который вы можете рассмотреть в препаровальную лупу, сделайте рисунок «Строение зерновки пшеницы»; надпишите его основные части.

7. Сравните строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Найдите черты сходства и различия.

8. Заполните схему:

Лабораторная работа №14.

Тема: «Передвижение растворов по стеблю»

1. Сравните передвижение веществ по стволу дерева с передвижением их по стеблю картофеля (учебник, с. 74 и 75). Сделайте схему передвижения в тетради.

2. Рассмотрите микропрепарат «Сосудисто-волокнистый пучок ствола липы», сравните с рисунками учебника на с. 74 и 75, срезом клубня картофеля. Зарисуйте сосудисто-волокнистые пучки в тетрадь и подпишите рисунок.

Лабораторная работа №15.

Тема: «Строение клеток крови лягушки и человека».

1. Посмотрите микропрепараты крови человека и лягушки, сравните их размеры и сделайте рисунок в тетради. Сравните с рисунком в учебнике.

2. Сделайте выводы об увиденном.

Лабораторная работа №16.

Тема: «Строение костей».

1. Рассмотрите предложенные кости животных. Определите, чьи это кости, как называются. Разделите их на группы по размерам, строению.

2. Пользуясь рисунком учебника, назовите части кости, сделайте в тетради рисунок «Строение кости», подпишите его.

Лабораторная работа №17.

Тема: «Движение инфузории-туфельки и дождевого червя».

1. На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры туфельки.

2. Накройте каплю покровным стеклом. Лишнюю воду отберите с помощью фильтровальной бумаги.

3. Рассмотрите препарат под микроскопом (объектив 20, окуляр 15).

4. Пронаблюдайте биение ресничек.

5. Зарисуйте внешний вид инфузории.

6. Зарисуйте и опишите этапы движения дождевого червя.