Особенности шаровых кранов для подземной установки. Краны шаровые с подземной установкой Шаровый пэ кран подземной установки

В подземном исполнении предназначен для установки на газопроводах и водопроводах расположенных под землей, и выступает в роли запорного механизма.
Управление рабочей средой осуществляется путем открытия или закрытия запорного органа крана.

Благодаря вспомогательному подшипнику шар гладко передвигается после установки в земле.

Данные краны имеют полный проход пропускания рабочей среды через себя. У кранов диаметра свыше 200мм установлен механический оператор, что уменьшает момент и обеспечивает гладкое открытие/закрытие.

Конструкция крана изготовлена из пластикового материала (РЕ 100), что обеспечивает наиболее максимальную коррозийную стойкость, тем самым продлевает срок службы до 50 лет.

В отличие от подземных стальных кранов, подземные полиэтиленовые имеют съемный телескопический шток, который может изменяться от 1,2 м., до 2,0 м.

Краны шаровые полиэтиленовые могут быть изготовлены с Ду от 20 мм., до 400 мм.

Присоединяется полиэтиленовый подземный кран к трубопроводу путем стыковой или электрической сварки, и обладает прочным, герметичным, не пропускаемым рабочую среду соединением.

Два (а в случае с кранами больших диаметров - три) уплотнительные кольца, установленные между подшипником и корпусом, особенно которое находится в нижней части подшипника, уникально повышает уровень герметичности.

Шпилька между адаптером и подшипником надежно фиксирует кран во время его открытия и закрытия.

Уплотнительное кольцо, установленное между адаптером и корпусом, не допускает попадания грунта и пыли во внутрь крана.
Краны шаровые полиэтиленовые для подземной установки допускается устанавливать на газопровод с давлением не более 10 бар, и водопровод с давлением не более 16 бар, и в диапазоне температуры от -29ºС до 60ºС.

Для облегчения поворота запорного органа в кранах с большим диаметром могут быть использованы односторонние и двухсторонние продувки.

Материал и свойства деталей:

1. Корпус

Материал : полиэтилен ПНД (HDPE) – полиэтилен низкого давления (высокой плотности)

Характеристика : корпус спроектирован с учетом установки шара внутри, герметичности и плотности фиксации подшипника, седла шара, фиксатора, уплотнительных колец. Для простой установки дно корпуса обрабатывается плотно. По центру дна располагаются подшипник и адаптер. Внутренняя часть корпуса обрабатывается чисто и аккуратно с помощью станков с ЧПУ для надежной установки каждой детали.

2.Раструбы

Материал : полиэтилен(MDPE: полиэтилен средней плотности)

Характеристика : раструбы изготавливаются с учетом соединения с конкретной трубой. Изготавливается с пазами для вставки теплопроводов. По выбору клиента возможна установка для крана любого типа (без продувки, с одной, двумя продувками).

3. Шар

Материал : полипропилен (POLYPROPYLENE: PP)

Характеристика : шар изготавливается с помощью станком с ЧПУ. Овальность шара не превышает 30㎛, благодаря чему не возникает повреждения седла от трения. Нанесенная силиконовая смазка, позволяет работу даже с минимальным моментом.

4. Подшипник

Материал : ацетал (ACETAL)

Характеристика : подшипники изготавливаются из ацеталовых деталей, формованных из экструдируемых заготовок по цифровому контролю с учетом устойчивости, возможности удлинения, стабильности размеров. Повышенная герметичность благодаря 3 уплотнительным кольцам - между серединой штока и корпусом(2 шт.) и между нижней частью штока и корпусом (1 шт.).

5. Седло шара

Материал : NBR (RUBBER)

Характеристика : седло шара, уплотнительное кольцо, и прочие резиновые детали изготавливаются из бутадиена - нитрильного каучука(NBR) для повышения эластичности, удлинения, стойкости при эксплуатации при стандартном диапазоне температуры и давления.

6. Фиксатор

Материал : полипропилен (POLYPROPLENE)

Характеристика : эти эластичные фиксаторы, изготовленные литьем под давлением из полипропилена, и вставляются на обеих сторонах корпуса и крепко держат седло шара.

7. Адаптер

Материал : полипропилен(POLYPROPLENE)

Характеристика : изготавливается из полипропилена литьевым прессованием с учетом большой нагрузки при срабатывании шара, в том числе растягивающее усилие, удлинение, сопротивление ударам. В нижней части адаптера есть запорное приспособление, из-за которого поворот более чем на 90° невозможен. Внутри адаптера вставлено уплотнительное кольцо, с помощью которого возможно предотвращать попадания инородных частиц.
Адаптер способен выдерживать большую нагрузку.

8. Вспомогательный шток

Материал : ацетал (ACETAL)

Характеристика : обеспечивает простую, легкую эксплуатацию даже когда кран закопан глубоко в земле. Спроектирован с учетом большой нагрузки, возникающей в нижней части штока при срабатывании шара (что даже превышает нагрузку в верхней части!). Нижняя часть изготавливается из ацетала литьевым прессованием и выдерживает наибольший избыточный момент при открытии/закрытии крана.

9. Механический оператор

Материал : полиэтилен, др.

Характеристика : предназначен для кранов большого диаметра (более 200мм), устанавливается на вспомогательном штоке 4 редукторами для снижения вращательного момента. Стойкие и антикоррозийные. Маховик открывается/закрывается легко, 2½ поворотом. Механизм оснащен предохранительным устройством для предотвращения излишних нагрузок при завершении открытия/закрытия (внутренние детали можно заменить при их поломке).





Для водопровода или газопровода удобнее всего врезать шаровый кран подземной установки из пластика. Такая конструкция может обеспечить достаточно долгий период эксплуатации, причём, без всяких проблем с техническим обслуживанием.

Есть много вариантов материалов для такой запорной арматуры, но пластик наиболее удобен, так как совершенно не боится сырости и коррозии. Мы расскажем, как его установить и продемонстрируем тематическое видео в этой статье.

Краны ПЭ

Описание

  • гораздо дешевле металлических, поэтому большинство населённых пунктов и различных промышленных объектов не обходятся без коммуникационных трасс из этого материала . Кроме того, цена ПЭ крана гораздо меньше, нежели у стального аналога, но срок эксплуатации при этом неизмеримо больше, что тоже играет далеко не последнюю роль в выборе материалов для трубопроводов.
  • Широкое применение подобного механизма также обусловлено его достаточно широким диапазоном диаметров — его можно монтировать на трубы сечением от 20 до 315 мм и работать он может при температуре от -20 ⁰C до +40 ⁰C, это приемлемо для любого региона РФ при подземной установке.

  • Кроме того, шаровый кран для подземной установки можно монтировать, не обустраивая для этого специальный колодец — для его регулировки достаточно вывести механизм управления наружу, а сам узел можно засыпать землёй. Расстояние до поверхности грунта от трубы может составлять от 1650 мм до 2750 мм.
  • Прут телескопии удлиняется за счёт квадратной полого профиля, на конце которого приваривают шестигранную втулку , которая устанавливается на ось крана и вращается с помощью квадратного/шестигранного металлического прута.
  • Изготавливают шаровый подземный кран из полимерных материалов (конструкция предназначена для сварки встык, либо для ). Патрубки выхода на данном механизме делаются из ПЭ 100 SDR11 — этого вполне достаточно для газопроводов с давлением 10 бар и водопроводов с давлением 18 бар.

Примечание. На удлинитель устанавливают защитный полиэтиленовый кожух из двух тонкостенных труб.
Они могут свободно перемещаться одна в другой.

Технические характеристики некоторых кранов

Таблица для SDR11

Шаровые краны ПЭ

Диаметр (мм) 20 0,560 20 0,560 20 0,560 20 0,560 20 0,560 20 0,560 20 0,560 20 0,560 20 0,560
Масса (кг) 25 0,560 25 0,560 25 0,560 25 0,560 25 0,560 25 0,560 25 0,560 25 0,560 25 0,560

Габариты. Стандарт

ПЭ кран без продувки

Нюансы монтажа

Примечание. В Российской Федерации на данный момент водопроводный или газовый подземный кран не имеет достаточно широкого применения.
Тем не менее, очень много строительных организаций проявляют здоровый интерес к таким конструкционным приборам.

Настоящая запорная арматура в наземном или подземном (с использованием колодцев) исполнении может быть использована в газовом хозяйстве. Но, в то же время инструкция не рекомендует использовать колодцы на протяжении трассы.

Всё дело в том, что правила работы в этих резервуарах и рекомендации по их вскрытию значительно усложняет эксплуатацию запорной арматуры такого типа.

ОАО «Газпром» разработаны определённые технические нормы, в которых монтаж запорной арматуры из полиэтилена (цена в расчёт не берётся) предпочтительно производится без колодцев.

Монтаж «под люк»

Существует стандарт СТО ГАЗПРОМ 2-2.1-093-2006, в котором демонстрируются (иллюстрируются) решения по проектированию, строительству и реконструкции полиэтиленовых трубопроводов для газовых магистралей.

Там описаны самые различные варианты установки ПЭ кранов шарового типа, которые могут быть выполнены:

  • Непосредственно на проезжей части (посреди дороги);
  • Непосредственно на проезжей части (посреди дороги) и на пешеходных тротуарах, а также в парковой зоне;
  • Под ковёр (дёрн) в парковой зоне или лесополосе.

Заключение

Монтаж ПЭ кранов своими руками для домашнего водопровода на данный момент несколько затруднителен, так как для этого нет специального оборудования, которое поставляется через сеть строительных магазинов.

Если говорить о пластике, то для частного сектора предпочтение отдаётся полипропилену и на данный момент этот материал вполне удовлетворяет потребности жильцов частного сектора.

Шаровые краны представляют собой разновидность запорной арматуры трубопроводов, которые предназначены для газообразной и жидкой среды. Они используются как в бытовых, так и в промышленных условиях. Краны получили такое широкое распространение благодаря своей надежности, долговечности и простоте конструкции.

Отличительные черты

Шаровые краны отличаются компактностью, практичностью, аккуратным и эстетичным внешним видом. Пользоваться ими невероятно просто: достаточно просто повернуть специальную ручку на 90 градусом. Так вы сможете моментально остановить подачу воды или газа. Данный фактор особенно важен, когда дело касается каких-либо аварий и протечек в газо- или водопроводах.

Также немаловажно то, что кран выполнен из крепкого материала, устойчивого к образованию коррозии, механическим повреждениям и воздействию агрессивных сред. К тому же краны износостойки и имеют большой срок службы. При необходимости их легко отремонтировать без ощутимых затрат.

Конструкция

Краны состоят из следующих элементов:

  • корпус;
  • ручки;
  • корпусная и регулировочная гайка;
  • тефлоновое уплотнительное седло;
  • шток с резиновым уплотнителем;
  • уплотнительная шайба.

Проход необходимой среды осуществляется за счет специального затвора – детали в виде металлического шара со сквозным цилиндрическим отверстием посередине. Размер этого отверстия совпадает с внутренним диаметром присоединенной трубы. В связи с этим краны называют полнопроходными.

Управлять шаровым краном предельно просто. Если открыть его полностью, гидравлических потерь в циркуляции поток почти не будет. Такая особенность снижает степень износа труб и увеличивает их срок службы. Чтобы полностью перекрыть поток, достаточно просто повернуть ручку управления на 90 градусов.

Виды

По пропускной способности:

  • полнопроходные – 90–100%;
  • неполнопроходные – 40–50%;
  • стандартные – 70–80%.

По материалу изготовления:

  • латунные;
  • пластиковые;
  • другие сплавы.

У каждого материала есть определенные преимущества и недостатки. Выбор конкретного типа зависит от назначения крана.

По типу крепления:

  • муфтовые;
  • фланцевые;
  • приварные;
  • комбинированные.

Сфера применения

Муфтовые

Используются для оснащения газо-, водопроводных и отопительных систем жилых домов и общественных зданий. Чаще всего применяются для стандартных батарей отопления, даже под ковер. Муфтовые краны удобны и просты в использовании, практичны, компакты, легко и быстро монтируются без особого оборудования. Подходят для труб, диаметральное сечение которых составляет не более 40 миллиметров. Если труба больше, лучше сделать выбор в пользу фланцевого крана.

Фланцевые

Монтируются на трубы диаметром свыше 5 сантиметров. Чтобы добиться максимальной герметичности, при их монтаже используются специальные уплотнители. Данный тип шаровых конструкций отличается повышенными показателями прочности. Они бывают разборными неразборными. В первом случае конструкция состоит из двух элементов (для обеспечения легкой и быстрой разборки). Это необходимо для того, чтобы без проблем заменить неисправную деталь конструкции. Неразборные фланцевые варианты имеют целостный корпус, и в случае повреждения какой-либо детали кран полностью подлежит замене.

Приварные

Чаще всего такие шаровые краны монтируются в закрытых местах и не подлежат демонтажу. Например, их часто используют при возведении зданий. Это главное отличие приварного типа от всех остальных. Конструкция создается при помощи сварки.

Комбинированные

Они подразумевают несколько вариантов крепления к трубам. Количество патрубков у комбинированных кранов разное, в связи с этим они бывают: проходные, угловые, многоходовые. Последний вариант просто незаменим в ситуациях, когда есть необходимость одновременно смешать несколько разных сред.

Существует еще один, гораздо менее распространенный тип шаровых кранов – штуцерный. Его используют в различных отраслях промышленности: химической, пищевой и т. п. Главной особенностью таких конструкций является возможность многократного демонтажа. Они просты в исполнении и удобны в использовании.

Выбор шарового крана напрямую зависит от того, для чего он будет применяться и каким образом будет крепиться.

  • Если вам нужен прочный и долговечный шаровой кран, который устойчив к коррозии и перепадам температур, то лучше сделать выбор в пользу конструкции из латуни. Такой вариант идеально подойдет для труб горячего водоснабжения или для сооружения подземных конструкций.
  • Пластиковый или полиэтиленовый шаровый кран может легко деформироваться или прийти в негодность под воздействием высоких температур. Поэтому его лучше всего использовать для труб с холодной водой или газом.

При подземной установке шарового крана не нужно сооружать специальный колодец – для регулировки достаточно просто вывести механизм управления и засыпать узел землей.

О том, как работает шаровой кран, смотрите в следующем видео.