Самоанализ урока. Виды самоанализа и примерные схемы. Образец "самоанализ уроков в начальной школе"

Любой пример самоанализа урока по ФГОС является важным элементом педагогической деятельности. С его помощью педагог выявляет свои ошибки, прикладывает определенные усилия для того, чтобы справиться с ними.

Учитывая важность данного вопроса, приведем конкретный пример самоанализа урока по ФГОС.

Важность самооценки

Если учитель не умеет проводить анализ своей работы, он не соответствует профессиональным требованиям, выдвигаемым федеральными стандартами второго поколения. Сложнее всего оценивать свой урок молодым специалистам, так как у них нет опыта по распределению временных рамок каждого этапа, внедрению методических приемов, выбору методик преподавания.

Алгоритм проведения

Акцент на домашнюю работу

При проверке домашней работы удалось выявить определенные проблемы. Факты из истории Москвы, которые приводили ученики, ограничивались рамками учебника истории, поэтому сложно было раскрывать смысл произведений Булгакова. Полагаю, что причина в недостаточном количестве свободного времени у старшеклассников на качественное выполнение домашнего задания по английскому языку. Высказывания получились краткими, касались только популярных достопримечательностей столицы.

Учащиеся неплохо справились с заданиями викторины. Отвечая на них, они использовали знания, приобретенные на уроках литературы и истории, что подтверждает межпредметную интеграцию урока.

С интересом они выполняли лексические задания, искали синонимы, определения в тексте русского классика. На уроке применялась групповая, фронтальная, индивидуальная деятельность, осуществлялась смена видов деятельности, а также форм работы. Урок прошел в хорошем ритме, на высоком уровне.

Школьники продемонстрировали достаточный уровень самостоятельности, познавательную активность.

Вариант самоанализа урока математики (6 класс)

Самоанализ проведенного урока, пример которого приведен ниже, составлен в соответствии с федеральными стандартами второго поколения.

  • Тема урока: «Составление и решение пропорций».
  • Цели урока: формирование на основе требований ФГОС ООО личностных образовательных результатов.
  • В качестве основных задач, поставленных на урок, выделим формирование научного мировоззрения, готовности к самообразованию и саморазвитию, совершенствование коммуникативной культуры.

Особое внимание уделялось метапредметным образовательным результатам: умению самостоятельно организовывать свою деятельность, проводить ее корректировку, сравнивать действия с поставленными задачами, решать пропорции.

Урок был направлен на формирование математических навыков, мотивацию к познанию и обучению, имел комбинированный характер.

Для актуализации знаний и навыков школьников им было предложено выполнение расчетных задач.

Занятие стало логическим продолжением темы, было составлено с учетом индивидуальных особенностей школьников, их творческого потенциала, уровня самостоятельности. Урок был проведен в полном соответствии с требованиями новых государственных стандартов.

Цели, поставленные учителем на данное учебное занятие, достигнуты в полном объеме.

Самоанализ в начальной школе

Приведем пример самоанализа урока по окружающему миру (2 класс).

  • Тема урока: «Про собак и кошек».
  • Выбрано занятие, подразумевающее изучение нового материала. Урок тесно перекликается с предыдущим материалом, является звеном к следующим занятиям по окружающему миру.
  • Целью являлось обучение младших школьников работе с дополнительными литературными источниками, формирование навыков систематизации информации, основанной на научных фактах.

На уроке были решены следующие задачи:

  • расширены представления обучающихся о домашних животных;
  • сформированы знания о породах собак и кошек;
  • даны представления об истории развития отношений между человеком и домашними питомцами;
  • сформированы познавательные процессы (внимание, мышление, память), коммуникативные навыки;
  • воспитывалось чувство ответственности за питомцев.

Для урока был использован учебник «Окружающий мир» А. Плешакова.

Предполагалось включение учащихся в виде субъектов деятельности на определенных этапах данного урока. В ходе занятия использовался компетентностно-ориентированный подход к обучению.

Для достижения поставленных целей, применялись следующие методики:

  • словесные беседы на этапе рефлексии, а также для активизации познавательной деятельности;
  • наглядные пособия при объяснении нового материала;
  • практическая работа с элементами исследования.

Проблемно-поисковый метод позволил решить задачи, поставленные на урок. Учителю удавалось поддерживать познавательную активность обучающихся.

Высокую работоспособность удавалось поддерживать с помощью реализации личностно-ориентированного подхода, рационально подобранных вопросов и заданий. Динамичность обеспечивалась сменой видов деятельности, высокой степенью самостоятельности школьников.

Учитель дал возможность каждому ребенку проявить его творческие способности, проанализировать личностные достижения. Урок в полной мере достиг цели.

Важные моменты самоанализа по ФГОС

Как провести самоанализ урока русского языка? Пример, предложенный для урока по окружающему миру, содержит структуру, которая является универсальной для любой учебной дисциплины. Безусловно, в зависимости от специфики предмета, в ходе самоанализа педагог отмечает определенные детали, но общая схема пояснения своей деятельности коллегам, остается неизменной.

Пример самоанализа урока литературы должен содержать информацию, касающуюся использования чтения для формирования и развития коммуникативных навыков. Учитель химии в самоанализе учитывает сформированность практических умений обучающихся, преподаватель обществознания выделяет моменты, касающиеся социализации подрастающего поколения.

Заключение

Самоанализ является важным элементом федеральных стандартов нового поколения. При правильном и полном составлении оценки собственной деятельности, педагог получает гораздо больше шансов на признание его профессионализма, компетентности. Проведя самоанализ, учитель может самостоятельно оценить свою работу, внести определенные корректировки в методику преподавания предмета.

САМОАНАЛИЗ уроков по ФГОС.

СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление

§ в знакомой ситуации (типовые)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

§ с целью подготовки к контрольному уроку

§ с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

Правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

Развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

Формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

Формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Характеристика класса:

Межличностные отношения;

Недостатки биологического и психического развития;

Недостатки подготовленности класса.

2. Место урока в изучаемой теме:

Характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

4. Характеристика плана урока:

Методы обучения;

Приёмы обучения;

Формы организации познавательной деятельности.

5. Как был построен урок в соответствии с планом:

Разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

6. Структурный аспект самоанализа урока:

Анализ каждого элемента урока;

Его вклад в достижение результата;

Доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

7. Функциональный аспект:

Насколько структура урока соответствовала общей цели;

Соответствие возможностям класса;

Анализ стиля отношений учителя и учащихся;

Влияние на конечный результат урока.

8. Аспект оценки конечного результата урока:

Формирование универсальных учебных действий на уроке;

Определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

Причины разрыва;

Выводы и самооценка.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

I . Краткая общая характеристика класса

1. Общая подготовленность класса:

Умение детей работать в парах;

Умение детей работать в малых группах;

Умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

Умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2. Общая характеристика общения.

3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

II . АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА УРОКА

1. Реальность цели урока.

2. Каким образом организовать работу на уроке?

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III . КАК БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН УРОК, ИСХОДЯ ИЗ ЕГО ЗАМЫСЛА?

1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

5. Была ли принята учебная задача учащимися?

6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV . ОЦЕНКА ЦЕЛОСТНОСТИ УРОКА

1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

Типы современного урока.

Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.

Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.

Типы урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

ЗАДАЧА СТАНДАРТОВ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.

НАЗНАЧЕНИЕ

1. Задают основные результаты образования – общие и по ступеням

2. Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в:

· учебных программах (предметные, метапредметные, личностные)

· программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные).

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Сущность –формирование деятельностных способностей,которыми должен овладеть выпускник.Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. уроки «открытия» нового знания;

2. уроки рефлексии;

3. уроки общеметодологической направленности;

4. уроки развивающего контроля.

СТРУКТУРА УРОКА ОНЗ.

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

Способность учащихся к усвоению:

1-4 мин. – 60 % информации

5 - 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

КАК ЖЕ ПОСТРОИТЬ УРОК, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ

СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

РАССМОТРИМ ПРИМЕРНУЮ СТРУКТУРУ УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (ОНЗ)

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Тема урока:

Цели урока:

Деятельность педагога

Деятельность детей

I. Организационный момент

Цель этапа:

II. Актуализация знаний

Цель этапа:

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа:

IV. Первичное закрепление

Цель этапа:

V.Итог урока

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Тема урока:_ «_______________»

Тип урока и его структура: ______________________

Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

Какие УУД формировались в процессе урока?

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД

Личностные:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Считаю, что главный этап урока – это

Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)

«модель и способ»

«рисунок и схема»

«роль и позиция»

«изменение и развитие»

Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

ВИДЫ АНАЛИЗА УРОКА

Цель анализа заключается в оценке работы учителя с позиций соответствия его урока достижениям современной педагогики и психологии, определение дальнейших перспектив в совершенствовании педагогического мастерства. Анализ урока позволяет реализовать ряд функций: контрольную (вспомогательную), обучающую (основную) и воспитывающую (помогающую учителю определить направление самообразования и самовоспитания). В связи с этим в анализе урока должны быть четко охарактеризованы, во-первых, научность изучаемого материала, его соответствие программе, качество полученных в институте знаний (контрольная функция); во-вторых, отмечены достижения и недостатки работы учителя, соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям науки, даны конкретные советы по повышению педагогического мастерства (обучающая функция); в-третьих, оценены деловые и эстетические качества учителя, его речь, культура общения и т. д. (воспитывающая функция).

Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе. При самоанализе он дает краткую характеристику проведенному уроку, целям, которые ставил, анализирует их достижение, объем содержания материала и качества усвоения, применяемые методы и их оценку, активность учащихся, их приемы и организация их труда, самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, характер отношений с учениками). В заключение учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства. Но педагог может объяснить при этом почему именно так решил провести урок что его заставило выбрать данную методику, стиль и характер собственной деятельности, работы учащихся. Всякая методика урока оправдана, если дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям данного учителя.

При анализе урока учителя необходимо учитывать его индивидуальность особенности, дарования, сильные стороны. Нельзя навязывать общие одинаковые рекомендации, приемы, методы. Что годится для одного, нецелесообразно для другого. Всякие рекомендации по улучшению проведения уроков должны обязательно опираться на достижения учителя на его сильные стороны Недостатки и слабости надо объяснить таким способом, чтобы было ясно, как надо работать над собой. При анализе уроков важно поощрять творческое их проведение, побуждать учителя к самостоятельной разработке структуры я методики урока.

Анализ урока может проводиться не только отдельными лицами (методистами, инспектором, директором, завучем), но и группой лиц, в которую входит представитель администрации школы, товарищи по работе, передовые учителя. Групповой анализ урока особенно важен по отношению к учителям со слаборазвитой самокритичностью и низкой требовательностью к себе. Иногда групповой анализ, урока необходим и как средство обучения учителей комплексному подходу к методике обучения. Как способ обмена опытом, его обобщения. При групповом анализе возможен более глубокий; подход к оценке действий учителя и учащихся, более объективная самооценка.

Весьма целесообразны взаимопосещения уроков. Анализ уроков коллег в присутствии директора, завуча - хорошая школа воспитания требовательности к себе и другим, замечания и рекомендации, учителю должны быть четко сформулированы, записаны в специальную тетрадь.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Тема урока:

Тип урока и его структура:

1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)

Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?

3.Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать,как другие этапы работали на главный этап?

6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?

8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.

9.Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (1 ВАРИАНТ)

    Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с преды дущим, как работает на последующие уроки?

    Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока?

    Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?

    Рационально ли было распределено время на этапы урока?

    Логичны ли были "связки" между этапами урока?

    Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?

    Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством ус воения знаний, умений и коррекция?

    Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с уче том цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уро ке?

    Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?

    Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? По лучили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС ВАРИАНТ 2.

Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….

Его цель – …, к обучающим задачам урока я отнесла … , к воспитательным – … , урок был также призван способствовать развитию у учащихся ….

В данном классе … , поэтому я … .

Это по типу … урок, он включал в себя … этапов: …. Основным этапом был … , задачи … этапа – … , а … этапа – … .

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….

Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).

На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.

В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что ….

Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.

Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….

Учащиеся имели возможность выбора ….

Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….

Мне было … (легко …) вести урок, ученики … включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….

Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что ….

С введением современных инноваций в образовательную отрасль особую актуальность обретает качественный самоанализ урока в начальной школе по ФГОС. Школе нужны новые учителя, профессиональные и компетентные, владеющие новейшими педагогическими технологиями, готовые к дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию.

Специфика внедрения ФГОС

По мере внедрения в современную школу федеральных государственных стандартов второго поколения, среди задач, поставленных перед учителем, приоритетными считают развитие у школьников универсальных учебных навыков, подразумевающих умение анализировать полученную информацию, выполнять контроль своей работы. Для того чтобы учителю было проще работать, был разработан самоанализ урока в начальной школе по ФГОС. Не все педагоги в реальности способны адекватно оценивать свою деятельность, поэтому образцы, предлагаемые профессионалами, актуальны, помогают молодым специалистам справляться с задачами, поставленными перед ними.

Особенности оценки проведенного занятия

Если коллеги настроены доброжелательно и объективно, аттестуемому педагогу намного проще и комфортнее отметить недостатки, которые он для себя выявил в проведенном уроке (мероприятии). После введения федеральных государственных стандартов второго поколения в структуру самоанализа были внесены некоторые изменения. Классический вариант в новых реалиях уже не позволяет получать полноценную картину деятельности педагога, поэтому не применяется при диагностике профессионализма современного школьного учителя.

Тема: « Самоанализ урока в контексте ФГОС ».

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг» К. Д. Ушинский

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Самоанализ урока -

это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся. Без самоанализа невозможно:

Построить целостную систему обучения;

Повысить мастерство, развить творческие способности;

Обобщить передовой педагогический опыт;

Сократить затраты времени на техническую работу;

Обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.

Самоанализ урока, как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств дает возможность :

формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;

развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей ;

формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

формировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать” организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависят педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

Основные требования к анализу урока учителем:

Цель и задача анализа темы;

Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

Умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;

Обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

Обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

Психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;

Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;

Выполнение намеченных задач урока;

Оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

Умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

Удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

Намечаемые меры по устранению недостатков.

Самоанализ и самооценка урока преподавателем .

При самоанализе урока преподаватель дает:

Краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;

Информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;

Характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;

Оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;

Самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).

В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Уровни самоанализа урока

1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

2. Оценочный , когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

3. Методический , когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

4. Рефлексивный , когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Среди основных недостатков анализа уроков педагогами являются: бессистемный характер анализа, слишком общие замечания по уроку, стремление пересказать урок, выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков, нерешительный характер анализа и др.

При самоанализе многие учителя затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки учащихся конкретного класса.

Самоанализ урока дает возможность:

Правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

Развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

Формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

Формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

Перед нами часто встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество? На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников. Реальная ценность урока - его результат; степень усвоения материала учениками. К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности школы, утвержденных Министерством просвещения. Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать само построение учебного процесса на уроке, выявить оптимальность задач, рациональность избранного учителем содержания урока, форм и методов обучения. Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выяв­лении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся.

Виды анализа и самоанализа урока

1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;

2 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;

3 – системный анализ это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;

4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 – комбинированный анализ это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);

8 – дидактический анализ это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

9 – аспектный анализ это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;

10- комплексный анализ - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Основные виды анализа современного урока

Краткий анализ - проводится сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет задачи и полученный результат с прогнозируемым.

Структурный анализ - является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.

Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения. Комбинированный анализ - это оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов.

Аспектный анализ - осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:

Цель урока;

Структура и организация урока;

Деятельность учителя на уроке;

Деятельности учащихся на уроке;

Домашнее задания;

Санитарно-гигиенические условия урока;

Психологического аспекта урока.

Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков)

Полный анализ - это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации педагога, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с педагогом. Мы рекомендуем примерную схему полного анализа урока, на основе которой легко можно составить схему любого вида анализа. Предлагаем вопросы, которые помогут учителю любого предмета провести самоанализ урока.

Полный анализ урока включает:

Анализ цели урока

Анализ структуры и организации урока

Анализ методики проведения урока (деятельность педагога)

Анализ работы учащихся на уроке

Анализ домашнего задания

Оценка санитарно-гигиенических условий урока

Психологический анализ урока (проводиться психологом)

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Характеристика класса:

Межличностные отношения;

Недостатки биологического и психического развития;

Недостатки подготовленности класса.

2. Место урока в изучаемой теме:

Характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

4. Характеристика плана урока:

Методы обучения;

Приёмы обучения;

Формы организации познавательной деятельности

5. Как был построен урок в соответствии с планом:

Разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

6. Структурный аспект самоанализа урока:

Анализ каждого элемента урока;

Его вклад в достижение результата;

Доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

7. Функциональный аспект:

Насколько структура урока соответствовала общей цели;

Соответствие возможностям класса;

Анализ стиля отношений учителя и учащихся;

Влияние на конечный результат урока.

8. Аспект оценки конечного результата урока:

Формирование универсальных учебных действий на уроке;

Определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

Причины разрыва;

Выводы и самооценка.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

I . Краткая общая характеристика класса

1. Общая подготовленность класса:

Умение детей работать в парах;

Умение детей работать в малых группах;

Умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

Умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2. Общая характеристика общения.

3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

II . АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА УРОКА

1. Реальность цели урока.

2. Каким образом организовать работу на уроке?

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III . КАК БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН УРОК, ИСХОДЯ ИЗ ЕГО ЗАМЫСЛА?

1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

5. Была ли принята учебная задача учащимися?

6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV . ОЦЕНКА ЦЕЛОСТНОСТИ УРОКА

1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-

учитель, ученик-группа?

3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

Типы современного урока.

Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.

Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.

Примерные алгоритмы самоанализа урока

Самоанализ не обязательно должен затрагивать все аспекты урока. Все зависит от того, ради чего проводится открытый урок: был ли это урок для подтверждения категории или в рамках недели по предмету, или в рамках фестиваля творческого мастерства и т.д.

Вот несколько примеров алгоритмов, которые помогут учителю составить свой самоанализ:

Самоанализ урока, проведенного в рамках конкурса, фестиваля и т.д.

    В чем заключается ваше педагогическое кредо, и как урок помог вам отразить это?

    Объясните выбор содержания урока и выбранной технологии.

    Какие методы и приемы использованы на уроке и оценка их эффективности.

    Что удалось/не удалось осуществить?

    Что можно было бы изменить в ходе урока, нужны ли эти изменения? Если да, то почему?

Краткий план комплексного самоанализа урока

1. Выбор темы урока, его место в программе. Связь данного урока с предыдущими, и его влияние на следующие уроки.

2 .Краткая характеристика класса: количество сильных/слабых учеников; какие особенности класса были учтены при планировании урока.

3 .Краткий анализ целей и задач урока и оценка их реализации.

4 .Выбор формы урока и приемов/методов, использованных на уроке, взаимосвязь теории и практики. Целесообразно проанализировать основной этап урока подробнее. Так легче показать взаимосвязь всех этапов урока, показать, как остальные этапы работали на главный, основной этап.

5 Обосновать выбор дидактического материала, ТСО, наглядности. И как это помогло достичь заявленных целей.

6. Как организован контроль знаний учащихся (на каком этапе, в какой форме). Оценить эффективность выбранного метода.

7 .Психологическая атмосфера на уроке, заинтересованность учащихся, общение с учителем. Удалось ли избежать перегрузки, утомляемости, сохранить мотивацию?

8. Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом особенностей класса и степенью усвоенности нового знания.

9 .Как вы сами оцениваете результаты урока: все ли задачи решены, если нет, то почему?

В двух словах: перспективы вашей дальнейшей деятельности.

Таким образом, самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его "плюсы" и "минусы". Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.

Самоанализ урока по ФГОС

    Обозначьте тему урока.

    Приведите краткую характеристику класса: сколько детей в классе, количество сильных/слабых учеников, какие психологические особенности учеников были учтены в ходе подготовки к этому уроку.

    Укажите тип урока по ФГОС. Напишите, как вписывается урок в план изучения темы, как будет работать на дальнейшее изучение темы.

    Укажите УУД, которые были запланированы на урок, и какие способы выбраны для их формирования.

    Перечислите методы и формы, выбранные для каждого этапа? С какой целью выбран тот или иной метод, ожидаемые результаты.

    Сформулируйте, в чем заключается главный этап, как другие части урока работают на него.

    Проанализируйте, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.

    Какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?

    Контроль усвоения ЗУН: на каком этапе урока проводился, как организован, в какой форме.

    Ваша оценка результатов проведенного урока: удалось ли достичь поставленных целей? Если нет - укажите причину, в чем возникло затруднение?

Самоанализ урока

1. Оценка общей структуры урока.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?

Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?

Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?

4. Воспитание в процессе урока.

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?

6. Выбор методов обучения.

Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

7. Работа учителя на уроке.

Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.

8. Работа учащихся на уроке.

Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?

10. Некоторые социальные задачи.

Задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы.

В зависимости от момента анализ может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных.

Самоанализ – это уже начало подготовки учителя к следующему уроку. В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям.

Самоанализ урока

Группа ____________кол-во присутствующих ________ кол-во по списку_______

Тема урока_______________________________________________________________

Тип урока и его структура__________________________________________________

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество учащихся, присутствующих, количество «слабых» и «сильных» учащихся, активность учащихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку)

3. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока.

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия.

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся?

На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

8. Психологическая атмосфера на занятии

9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.

Самоанализ проведенного урока.

Вопросы для итогового анализа

Оценка оптимальности действия учителя

Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока?

Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач

Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них?

Как можно оценить избранное содержание урока?

    при опросе

    при изучении нового материала

    при закреплении

    при обобщении изученного

Насколько удачным оказалось сочетание обще классных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам?

Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО и пр.?

Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на уроке:

    составление опорных схем, конспектов

    использование обучающих программ;

    составление заданий и задач с развивающим содержанием;

Как можно оценить стиль общения учителя с учениками на уроке, соблюдение педагогического такта?

Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности учеников?

Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития школьников?

Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж?

Было бы наивно думать, что учительство в своей основной массе само овладеет методикой системного самоанализа урока. Этому надо учить, настойчиво и систематически. И первыми учителями должны стать руководители школ, овладевшие методикой системного анализа урока.

Методика системного самоанализа урока в своей основе мало чем отличается от методики системного подхода к анализу урока руководителем школы, но тем не менее имеет свою определенную специфику, связанную с субъектом анализа – учителем. Поэтому умение провести самоанализ принесёт плоды тому, кто его будет регулярно использовать в своей работе.

Литература.

1 .Зотов Ю.Б. Организация современного урока /Под ред. П.И.Пидкасистого, М., 2004.

2 .Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М., 2004.

3 .Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 2000.

4 .Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. - М., 2004.

5 .Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. - М., 2005.

6 .Омищук В.А. Урок в современной школе. - М., 2005.

7 .Селевко Г.К. тестовый аспектный анализ урока. - М., 2006.

8 .Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2008.

9 .Педагогика. УМП. А. Я. Варламова, П. В. Кириллов. – Волгоград, 2004.

10 . В. Илюхина. Как провести анализ урока. Газета «Начальная школа», №5, 2007.

Самоанализ урока

Класс: 2 б

Предмет: Окружающий мир

УМК Школа Росии

Тема: «Про кошек и собак».

Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира во 2 классе по теме «Про кошек и собак». Тип урока- открытие новых знаний.

Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Целью урока было

    обучать пользоваться дополнительной литературой;

    находить и систематизировать информацию по теме;

    различать некоторые породы кошек;

    видеть взаимосвязь человека и природы;

    оформлять результаты работы, используя компьютерные технологии.

На уроке решались следующие задачи:

1). Образовательные:

    расширять знания о домашних животных – кошках и собаках;

    формировать знания о породах.

    дать представление о том, как человек приручил кошек и собак.

2). Развивающие:

    формировать познавательные процессы: память, мышление, внимание.

    формировать умение участвовать в беседе, развивать умение строить высказывания, развивать внимание и речь учащихся;

3). Воспитательные:

    способствовать гармоничному развитию личности ребенка;

    воспитывать ответственности за своих питомцев;

    воспитывать чувство ответственности.

Использовалось следующее оборудование:

    компьютер

    нетбуки

    А.А.Плешаков, учебник «Окружающий мир»

    Конверты с заданиями.

    Иллюстрации по теме урока.

    Презентация к уроку

Предполагалось включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер – компетентностно-ориентированный

На уроке были использованы следующие методы

-по виду источника информации :

словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.)

наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе - как сопровождение)

практические ( работа в группах, в парах, работа с учебником, работе с дополнительной литературой)

-по виду учебной деятельности:

самостоятельная работа ( работа в группах с лепбуком, работа в парах с раздаточным материалом)

был использован проблемно-поисковый метод (при работе с лепбуком дети не получали знания в готовом виде, ответы на вопросы плана они искали в разных источниках)

Формы познавательной деятельности : групповая (работа парами, группами), коллективная, индивидуальная.

Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

Урок – проект позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.

При оценивании детьми свой работы была применена лесенка успеха которая позволила провести эмоциональную рефлексию и оценку деятельности обучающихся

Урок достиг целей.

Проведя самоанализ и подсчитав баллы я получила 20 что относится к частично практико-ориентированному подходу.