Характерные особенности, свойства личности счастливого человека. Специфические особенности человека «мышление» и «речь

К характерным особенностям развития человека современные антропологические науки относят следующие его свойства: целостность, противоречивость, нефронталь- иость, гетерохромность, иеравновесность, обратимость.

Целостность антропогенеза проявляется в следующем.

И индивидуальное развитие человека (онтогенез), и развитие вида (филогенез) - суть комплексное изменение: внешнего вида, физиологических процессов, образа жизни, вида занятий, психологических функций, поведения, духовного мира и пр. Любые изменения, сопровождающие индивидуальное развитие человека или филогенез, не существуют отдельно друг от друга, взаимно представлены, взаимно определяют друг друга.

Не только количественные изменения, происходящие в человеческом организме, вызывают определенные качественные изменения конкретного человека, вида в целом, но и качественный скачок в развитии индивида или группы людей провоцирует изменение «количественных» показателей (рост, вес и пр.) индивидуального организма. В процессе индивидуального развития многочисленные составляющие онтогенеза взаимозависимы, взаимно регулируют друг друга: рост стимулирует определенные формы само- осуществления, социализация в определенной мере зависит от созревания и т.д.

Все факторы и условия развития человека действуют не параллельно, а в сложной взаимной связи друг с другом. Они коррелируют друг друга, каждое из них оказывает большее/меньшее влияние на всего человека. Реальная и потенциальная сферы жизни и деятельности человека в процессе фило- и онтогенеза тоже взаимопроникают и взаимно обусловливают друг друга.

Противоречивость развития человека обнаруживается в том, что человек и человечество все время меняются и одновременно остаются тождественными самим себе. Она обусловлена сверхсложной, голографической целостностью самого человека. Развитие человека включает в себя процессы двух типов: одновременное комплексное осуществление изначальных возможностей, способностей и приобретение принципиально новых свойств. Эти процессы взаимосвязаны и проявляются в изменениях разного уровня: физических, нейродинамических, физиологических, психологических, социальных и пр.

Например, изначально предкам Homo sapiens как живым существам были свойственны прямохождение, определенное строение мозга, инстинкт продолжения рода и удовлетворения своих витальных потребностей, способности реагировать на внешние и внутренние раздражители, осваивать ареал обитания, воспринимать актуальное биологическое время и пространство, и эти особенности совершенствовались. Со временем развились специфические отделы мозга; усложнилось анатомическое и физиологическое устройство организма; появились новые способности (к изготовлению орудий труда, к общению с помощью слова, к подчинению общепринятым правилам, созданию культов животных и обрядов погребения и др.); возник интерес к «бесполезному» творчеству (украшение тела и одежды, создание игрушек и наскальной живописи); способы удовлетворения витальных потребностей все больше стали опосредоваться нравственными и духовными установками; инстинкт продолжения рода гармонизировался с гедонистической функцией половой любви (она значима для человека не только как условие рождения потомства, но и как духовное взаимодействие людей).

Развитие человека включает противоположные тенденции: дифференциации - интеграции, траты - восстановления, хаоса - гармонии, потерь - приобретений, регрессивных и прогрессивных преобразований. Например, известно: развитие способности различать все больше оттенков цвета (дифференциация) связано с возрастанием способности по одной увиденной детали воссоздать образ целого предмета (интеграция). Для овладения умением читать необходимо научиться одновременно дифференцировать буквы и интегрировать их в слоги, слова, а затем в предложения; дифференцировать печатный и рукописный текст - и интегрировать смысл текста.

Взаимодействие противоречивых тенденций онтогенеза находится в динамическом равновесии. Так, приобретения, как правило, оказываются обусловлены потерями: новые возможности организма, усложнение психических функций, переход способностей и умений в новое качество, изменение антропометрических показателей, упорядочение органических процессов, то есть любая «новизна», как правило, сопровождается более или менее наглядным свертыванием, превращением в рудимент, уходом в «буфер» некоторых прежних возможностей, функций, умений и прочих особенностей, ставших в новом периоде жизни уже не актуальными.

Известен целый ряд наглядных примеров взаимосвязи приобретений и потерь в процессе онтогенеза. Так, взлет лингвистических способностей дошкольников (от трех до пяти лет) подготавливает созревание тех отделов мозга, которые ответственны за способность читать, усваивать письменную культуру, но в то же время овладение (старшим дошкольником, младшим школьником) чтением гасит лингвистическую одаренность детей: их потребность в словотворчестве, особенную отзывчивость на слово и нр.

Созревание коры больших полушарий в младшем школьном возрасте делает поведение ребенка более произвольным, его высказывания - более тактичными, но за счет подавления подкорки теряется непосредственность, искренность младшего школьника. Вследствие созревания коры угасает и непроизвольное, быстрое, универсальное, хотя и «поверхностное» запоминание, но появляется способность запоминать целенаправленно, выборочно, глубоко и на более длительный срок. «Легкое» (по определению К. Д. Ушинского), ничем не ограниченное детское воображение сменяется продуктивным, осмысленным творчеством.

Расширение жизненного опыта ребенка приводит к его «умудренности» - и снижает способность удивляться, восхищаться, гасит любопытство. Потребность в новых впечатлениях, которую ребенок удовлетворяет в любых ситуациях (он умеет получать их, наблюдая за лужей, исследуя тряпку, камешек и ир. ), есть потенциал его развития. Та же потребность для взрослого - источник мучительных переживаний, напряжений и пр.

Все то, что теряется по мере развития, не было бесполезным, недостойным человека. (Ведь не зря художники и поэты ищут способы развития у себя детской непосредственности восприятия мира, яркости воображения. Ученые разрабатывают способы быстрого и легкого, как в детстве, овладения информацией. Бизнесмены учатся играть и т.д.) Более того, без такого «уничтожения» ряда прежних свойств невозможно появление новых характеристик, возникновение новых свойств и возможностей, совершенствование имевшихся ранее функций.

Интересно, что иногда в процессе развития то, что было свернуто, отвергнуто, через некоторое время возрождается в виде нового качества. Например, ушедшая в младшем школьном возрасте на второй план подкорка мозга с 12 лет в силу гормонального взрыва снова начинает определять поведение ребенка, делает его опять более непосредственным, излишне эмоциональным, менее волевым и т.п. А с 16 лет кора вновь определяет поведение, внутреннее состояние, произвольность самовыражения и пр.

В том не часто встречающемся случае, когда свертывания особенностей прошлых возрастных этапов не происходит, и они сохраняются в более взрослой жизни, может возникнуть феномен одаренности 1 . Но сохранившиеся «детские» возможности (доверчивость, непосредственность, некритичность, склонность к игре и др.) могут не только украсить жизнь взрослого. Они, не соответствуя многим требованиям взрослой жизни, часто и осложняют ее. Следовательно, можно говорить о том, что «потери» не только естественны, но и необходимы.

Противоречивость развития обнаруживает себя и в филогенезе: ограничение своих потребностей (например, введение табу, формулирование законов, правил, норм общей жизни) стало основой величия человека.

Современная наука все больше склоняется к тому, что развитие - это диалектическое, противоречивое единство регрессивных и прогрессивных преобразований.

Нефронтальность развития (термин А. А. Бодалева ) проявляется в том, что темпы биологического, психологического, социального развития человека (и в фило-, и в онтогенезе) не совпадают друг с другом. Так, известно, что разные народы и племена, населяющие в настоящее время Землю, несмотря на информационную революцию, глобализацию и др., все еще находятся на принципиально разных стадиях развития: одни живут в каменном веке, другие - в средневековье, третьи - в постиндустриальном мире и т.д. Известно и другое: темпы изменения разных структур любого человека не одинаковы. Достижение человеком высокого уровня физиологической зрелости происходит не одновременно с достижением зрелости интеллектуальной, волевой, социальной. У младенцев сенсорика опережает моторику, в определенный период - пассивная речь ребенка опережает активную и т.н. Особенно наглядно обнаруживает себя нефронтальность развития в подростковом возрасте, когда в разном темпе растут и изменяются разные системы организма: сосудистая и костная, нервная и мышечная и т.д., что делает этот период жизни довольно трудным. Интересно, что даже так остро проявляющаяся в подростковом возрасте нефронтальность не разрушает целостности процесса онтогенеза, целостности человека.

Гетерохронность - неравномерность распределения во времени изменений, происходящих в ходе фило- и онтогенеза, - давно осмыслена наукой. Факт гетерохронности подтверждается, в частности, тем, что традиционно выделяемые наукой периоды возрастного развития - это разные по количеству лет отрезки жизни. Например, период грудного детства (по А. Г. Асмолову ) равен почти году, первого детства - четырем годам, а новорожденности - вообще десяти дням.

О гетерохронности развития человека говорит и такой факт: переход от детства к юности, от юности к зрелости совершается в каждой культуре в одни и те же календарные сроки (в каждой культуре - в свои), а переход к старости представителей одной и той же культуры очень индивидуализирован. Например, один европеец может считать себя (и фактически быть) стариком уже в 40 лег, а другой - воспринимать себя и идентифицироваться окружающими как молодой человек и в 75.

Неравновесность развития человека обнаруживается в том, что фило- и онтогенез - процессы немонотонные. Напротив, в каждом из них (согласно синергетическому подходу) обнаруживаются как спокойные периоды, так и скачки, «взрывы» (зоны бифуркации). И если в спокойный период развитие подчиняется определенным законам и его результаты и особенности можно предсказать, то в зоне бифуркации развитие зависит, прежде всего, от случайностей и оказывается непредсказуемым. Существенной особенностью развития человека является, таким образом, рядоположеппость, равнозначность закономерностей и случайностей, а также дискретность, прерывистость процесса.

Онтогенез человека в современной науке рассматривается не как линейный или спиралевидный процесс с элементами повторяемости, цикличности. Он трактуется как волнообразный и колебательный процесс, имеющий отклонения то «в минус», то «в плюс». Это связано с тем, что колебательный характер имеет природа активности Солнца, определяющего развитие всего живого.

Переход от более спокойных периодов к бифуркации происходит в виде качественного скачка и обусловлен, по версии Л. II. Гумилёва, неравномерным распределением химической энергии во Вселенной, существованием так называемых «волн жизни», вызывающих всплески и падения активности не только природных сил, но и пассиоиар- ности отдельных людей, популяций, народов .

Обратимость. Традиционно и фило-, и онтогенез рассматривались как процессы, направленные в одну сторону - в сторону очеловечивания. Современная наука утверждает: возможно и обратное движение - в сторону расчеловечивания. Обратимость онтогенеза подтверждается, в частности, судьбами детей-маугли, обнаруженных еще в XVII в. в Германии, затем в Индии и т.д. Их возвращение к человеческому образу жизни происходило с большим трудом, они плохо или совсем не научались говорить, стремились ходить на четвереньках, лакать из тарелки, зачастую физически не выживали среди людей. Так, известная Амала прожила лишь четыре года, а ее сестра Камала умерла через два месяца после возвращения из джунглей.

В последнее время и в России зафиксировано появление детей-маугли и предпринимаются попытки их очеловечивания. Отмечено, что за годы жизни среди собак, волков, кошек у ребенка вырастает шерсть, обостряется зрение, появляется способность понимать язык животных. Физически эти дети более развиты, чем их сверстники, оказываются очень гибкими, выносливыми и т.д. Возвращение к человеческому образу жизни стоит такому ребенку и окружающим его взрослым большого труда, но все же поначалу приводит к хорошим результатам. Дети настолько адаптируются, что оказываются способны учиться, некоторые - даже хорошо. Но через некоторое время начинается деградация: они опять начинают лаять, лазать по деревьям, есть траву, зализывать раны. Им становится трудно и неприятно ходить по-человечески, они теряют память, коммуникативные навыки, перестают улыбаться и т.п. Как сложится их дальнейшая судьба, пока не известно.

Открытым остается и вопрос о возможности деградации всего современного человеческого вида, однако представляется, что положительный ответ на него некорректен и не убедителен.

И фило-, и онтогенез являются процессами, как происходящими в настоящее время, гак и бесконечно протяженными в прошлое и будущее, развитие человека в целом - всегда процесс незавершенный.

До последнего времени считалось, что эволюция человека завершена, а эволюционные механизмы уже служат не изменению вида, а лишь его сохранению. Действительно, многочисленные данные подтверждают: морфологическая эволюция человека полностью завершена, организм современного человека в основном таков же, как и 3,5 тыс. лет назад; не меняются его базовые потребности и пр. Однако современная генетика доказывает: в ДНК человека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида, т.е. филогенез - процесс продолжающийся.

Направление эволюции сегодня - создание общечеловеческого мозга, коллективной воли, общечеловеческой социальной памяти, утверждение шкалы общих ценностей, правил ее защиты и сохранения и т.п. Нельзя не признать, что этот процесс уже происходит (в частности, благодаря деятельности ООН, ЮНЕСКО, Римского клуба, всемирных олимпиад, международных космических станций, комитетов и т.д.), но является непростым, колебательным, непоследовательным.

Незавершенность онтогенеза проявляется в том, что каждый человек изменяется внешне и внутренне в течение всей своей жизни. Некоторые из этих изменений очевидны, другие скрыты, в одних преобладают приобретения, в других - разрушения, потери, но они характерны для любого периода жизни человека, развитие которого, таким образом, всегда не завершено. Известно, что даже в старости, когда отмирают многие клетки мозга, образуются новые связи между оставшимися клетками, компенсируя деятельность погибших клеток.

  • См.: Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 1998.
  • См.: Асмолов А. Г. Психология личности: Культурно-историческоепонимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл; Академия, 2007.
  • См.: Гумилёв Л. II. Этногенез и биосфера Земли. М.: ACT ; Астрель,2005.
  • Чем отличается человек от животного? В первую очередь возможностью мыслить, рассуждать и выводить свои мысли при помощи членораздельной речи.

    Понятие мышления

    Мышление - это наивысший этап человеческого познания, осознание тех сторон мира, которые не могут непосредственно восприниматься человеком. Благодаря мышлению, человек не только приспосабливается к условиям окружающей среды, подобно животному, но и активно преображает ее.

    Мышление человека состоит из трех взаимосвязанных факторов: понятие, суждение и умозаключение. На этапе понятия человек отслеживает закономерный процессы, которые происходят в жизни общества или окружающей среде. Благодаря таким наблюдениям, человек начинает осознавать их истинность или ложность, вырабатывать собственное мнение на их счет - в этом заключается этап суждения.

    Умозаключение соединяет несколько суждений, благодаря которым происходит выработка человеком модели дальнейшего поведения или создание новых вариантов суждений об окружающих вещах и происходящих событиях.

    Понятие речи

    Речь - это форма общения людей, которая происходит посредством применения языка. Речь позволяет человеку не только познавать окружающий мир, но и передавать информацию другим людям. Речь неотрывно связанная с процессом мышления. Ее существование невозможно без мыслительного процесса.

    Ведь речь - это в первую очередь материально ощутимая форма мысли. Речь представляет собой не только строение человеком лингвистических конструкций, но и способность их логического восприятия. Главная функция речи - это коммуникативная функция, благодаря чему происходит общение индивидов между собой, в том числе информационный обмен.

    Исходя от формы общения, речь классифицируется на устную и письменную речь. Устная речь подразумевает способность человека говорить и слушать, письменная - читать и писать.

    Способность человека к творчеству

    Творчество - это процесс деятельности человека, в ходе которого им создаются новые духовные, либо же материальные ценности. Способность человека к творчеству исходит из его способности мыслить.

    Способность к творчеству и его взаимосвязь с мышлением можно рассмотреть в следующей схеме:
    Я смотрю, как танцуют другие люди (первая фаза мышления - понятие). Я думаю, что это красиво (вторая фаза мышления - суждение). Я знаю, как этот танец улучшить (третья фаза мышления - умозаключение). Я сам танцую танец, который улучшил (творчество).

    Мы видим, что способность человека к творчеству представляет собой совокупность анализа и синтеза. Английским психологом Г. Уоллесом были выведены основные фазы творческого мышления:

    1. Подготовка - человек формулирует задачу и рассматривает основные пути ее решения.

    2. Инкубация - человек забывает о ранее поставленных задачах творческой реализации и полностью переключается на другие вещи. Очень часто на этом этапе попытки творческой реализации прекращаются полностью.

    3. Озарение - на интуитивном уровне человек возвращается к идее творческой реализации.

    «Происхождение человека на Земле» - Добавочные соски; Когти на отдельных пальцах; Сильно развитые клыки. 7. Закончена ли эволюция в настоящее время? 5. Сходства человека и животных. Теперь здесь проплывают ядовитые облака. Родство человека с животными, по мнению Дарвина, подтверждается существованием рудиментов и атавизмов. Поэтому не один из противников Дарвина не мог возразить по поводу рудиментов и атавизмов.

    «Биология Происхождение человека» - Самостоятельное распределение заданий внутри групп. «Глядя в прошлое, обнажите головы.» «Глядя в будущее, засучите рукава.» Б.Шоу. Веб- сайт. Древние люди – палеоантропы. МОУ СОШ с.Терса. Научиться грамотно оценивать достоверность полученной информации. Каковы движущие силы антропогенеза, биологические и социальные факторы?

    «Человек и обезьяна» - Ископаемые обезьяны. Люди современного типа. В результате у современных женщин роды затруднены. Содержание: Новые данные о происхождении человека. Самое главное-вновь открытый вид изготовлял орудия. Новые данные о происхождении человека. Стадии происхождения человека. Э. Дюбуа назвал обнаруженное существо обезьяночеловеком - питекантропом.

    «Человек и его развитие» - Многие (как мужчины, так и женщины) уходят в неформальный сектор. В обеих категориях имплицитно присутствует слово ЭКОНОМИКА. Проблемы женщин: из сферы прав человека или из сферы экономики? Однако… Развитие человека-это прорыв (штурм дворца). Перевел: Алексей СКРЕБНЁВ [email protected]. Равенство и справедливость.

    «Происхождение рас» - Каждая большая раса подразделяется на малые расы, или антропологические типы. Процесс происхождения человека носит название антропогенеза. Доказательство эволюционного происхождения человека. Эволюция приматов. В Индонезии преобладает южноазиатская раса. Расы и этнос. Происхождение человека. Труд начинается с изготовления орудий труда.

    «Происхождение человека» - 16. 4 – австралопитек. 8 – неандерталец; 10. 14. Эволюционные пути развития приматов. 5. 7. 9. 3 – рамапитек; 9 – кроманьонец; 17 – гиббоны; 6. Ушные раковины.

    Всего в теме 18 презентаций

    Какие отличительные особенности есть у человека? Этот вопрос многих интересует. Ведь люди - это вовсе не животные. Они чем-то отличаются. У человека есть разнообразные навыки и умения, а также черты, которых нет и не будет у приматов. О них необходимо знать. На какие моменты стоит обратить внимание? Какие особенности есть у людей? Все это понять не так трудно, как кажется. Достаточно просто сравнить человека с обычными животными. Вы сразу сможете увидеть отличия.

    Речь

    Первая черта - разборчивая речь. То есть человек умеет разговаривать. Причем словами, а не просто звуками. Это обусловлено строением гортани. У приматов она находится выше в горле. Это не позволяет разговаривать.

    Да, животные тоже между собой общаются. И даже с людьми пытаются. Например, посредством мяуканья - так делают кошки. Тем не менее это все же не речь, хотя подобные звуки и носят коммуникативную функцию. Только человек умеет говорить осмысленно, понятно, отдельными словами и предложениями. Какие есть еще отличительные особенности?

    Прямохождение

    Следующий отличительный фактор, который имеет место, - это прямохождение. Человек ходит вертикально и прямо. Приматы и животные так делать не могут. Обычно они все же опираются на передние конечности или не совсем прямо держат туловище.

    Передвижение на двух ногах характерно преимущественно для людей. В животном мире тоже есть некоторые виды, которые ходят на двух лапах. Но, как уже было сказано, туловище при этом не полностью выпрямлено. Только человек способен ходить перпендикулярно земле.

    Шерсть

    Человек имеет отличительные особенности в плане волосяного покрова. Даже невооруженным взглядом можно увидеть, что многие представители животного мира покрыты шерстью или перьями/чешуей. Это было задумано природой для защиты от врагов, холода и для маскировки.

    У людей все несколько иначе. Человеку не нужна шерсть, чтобы спасаться от холода, поэтому волосяной покров сохранился только в некоторых местах. Например, в подмышечных впадинах и на голове. У мужчин на лице и груди появляется растительность, но все тело полностью не покрывается сплошным слоем меха или пуха.

    Человек имеет отличительные особенности. Но какие именно? Что еще способно выделить его на Земле?

    Мозг

    Мозг - следующий момент, который стоит учитывать при рассмотрении отличий между людьми и животными. И это вполне очевидно. Ни для кого не секрет, что типичный представитель хомо сапиенс имеет довольно крупный развитый мозг. Но это не единственная черта, которая свойственна людям.

    Дело все в том, что у человека мозг устроен и развит так, чтобы можно было использовать его по максимуму. Это позволяет творить и рассуждать. Да, у животных и приматов мозг тоже устроен таким образом, чтобы обеспечивалась безопасность жизни. Только уровень развития у него намного ниже. Какие еще можно выделить отличительные особенности человека от обитателей животного мира? Существует довольно много пунктов, которые еще не были перечислены.

    Вещи

    Одежда и обувь - вот еще две особенности, выделяющие человека. Именно при помощи их люди обеспечивают себе тепло и комфорт. Это и есть замена шерстяному покрову. Никто больше в живом мире не носит ни одежду, ни обувь. Они отличительными особенностями стали лишь для человека.

    Правда, на данный момент даже для животных создают специальную одежду. К счастью, подобные новшества имеют место только в отношении домашних питомцев - собак и кошек преимущественно. Но животные могут обходиться без одежки. А вот люди - нет. Поэтому не стоит пренебрегать данным пунктом. Человек самостоятельно изготавливает обувь и вещи, а затем носит их.

    Румянец

    Характерной отличительной особенностью человека от животных стало наличие румянца. Трудно поверить, но лишь у людей он имеет место. Животные, птицы и прочая живность не умеют краснеть. Это особенность, которая есть только у человека.

    Тем не менее появление румянца до сих пор остается загадкой для мира. Непонятно, почему люди краснеют, когда смущаются, например. Ученые объясняют это явление резким приливом крови.

    Детство

    Отличительные разнообразны. Стоит обратить внимание на то, что период детства у человека длится дольше, чем у приматов или любых других животных. Человеческие детеныши долгое время зависят от родителей и не в состоянии сами себя обеспечивать.

    А вот у животных все несколько иначе. Детство у большинства из них длится не больше года. При этом за данный период обычно родители успевают научить детенышей выживать и жить. Выучили основы - детство кончилось. Человек же считается ребенком до 18 лет. Именно столько длится этот период. Правда, обеспечивать себя можно уже приблизительно с 13-14 лет.

    Если говорить о младенцах, то человеческие детеныши по сравнению с малышами-зверятами находятся в зависимости от родителей больший промежуток времени. Приблизительно 2 года нужно человеку, чтобы научиться ходить и общаться с себе подобными. У зверей на это уходит не более нескольких месяцев. Так что стоит обратить на это внимание.

    Размножение

    Состоят отличительные особенности человека от животного из целого списка факторов. На что можно обратить внимание после всего вышесказанного? У людей очень много моментов, которые способны отличить их от обитателей животного мира.

    К примеру, можно взять во внимание размножение. Период вынашивания детенышей человека имеет значительные особенности, половое созревание - тоже. Но это не самое главное. Ни для кого не секрет, что животные размножаются до момента потери репродуктивной функции. Это помогает продолжать род. В природе никто просто так не перестает размножаться, это стремление к продолжению рода инстинктивно.

    А вот у людей все несколько иначе. Дело все в том, что человек способен продолжать вести привычный образ жизни, даже если не испытывает желания размножаться. То есть у него этот процесс носит избирательный характер. Нет никакого инстинкта, который призывает к обязательному размножению. Люди вообще способны полностью отказаться от рождения детей, причем делается это осознанно, или отложить деторождение "до лучших времен". У животных, как уже было сказано, данная особенность определяется инстинктами, поэтому никаких "отсрочек" быть не может.

    Труд

    Является труд. Только люди способны осознанно творить. У общества формируется культура, включающая материальные ценности, создаваемые собственноручно. Ни одно животное в мире не способно трудиться и изобретать. У человека для этого есть все: и мозг, и особое мышление, и руки, которые идеально подходят для использования разнообразных инструментов. Вполне объяснимое явление. Животные попросту имеют непригодное для труда строение тела.

    Также у людей мышление абстрактное. Иными словами, можно без особых проблем представить, как выглядит тот или иной объект, в природе не существующий. Животные не способны на такое. Плюс ко всему, человек стремится к культурному развитию. Он способен творить, создавать разнообразные культурные ценности. Как говорится, труд отличает человека от животного. И это действительно так.

    Характер

    У каждого человека есть отличительные особенности характера. Но этот пункт имеет отношение даже к животным. Характер есть у всех. Только проявляется он у людей и животных по-разному.

    Люди более совершенны в этом плане. Они богаче демонстрируют свои эмоции и переживания, умеют скрывать те или иные качества. Их характеры можно назвать более детализированными, нежели у животных и приматов.

    Каждое живое существо как-то реагирует на те или иные раздражители. Именно это и есть проявление характера. Он закладывается при рождении и никак не корректируется. Только люди умеют в некоторых случаях сдерживаться. А животные не привыкли к такому. Человек умеет контролировать себя и понимает, где можно проявить характер, а где стоит сдержаться. Как видите, люди и животные чем-то похожи. Но у них очень много отличий.

    Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

    Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

    Характер понимается и как:

    • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
    • мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
    • отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

    В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

    • отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
    • черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
    • черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
    • себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
    • черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

    Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.

    Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

    Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики — люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;

    Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;

    Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

    Общее понятие о характере и его проявлениях

    В понятие характер (от греч. сharacter — “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей , складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

    Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества — свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер”.

    Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

    Выступая как прижизненное человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека . Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах ( , дружеская компания, класс, спортивная команда, и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера . Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

    Содержание характера , отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

    Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждение, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

    В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

    Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — городками, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и образа действий.

    Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

    Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

    Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

    Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.

    Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis — “природа”, gnomon — “знающий”) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

    Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir — “рука” и manteia — “гадание”, “пророчество”) — система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

    До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики .

    Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию — науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

    При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.

    Взаимоотношение характера и темперамента

    Характер нередко сравнивают с , а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом.

    В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

    • отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);
    • противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антогонизма между ними (П. Викторв, В. Вирениус);
    • признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Л. Рубинштейн, С. Городецкий);
    • признание темперамента природной основой характера (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

    Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы . Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.

    Однако, как считал Б. Г. Ананьев, если бы воспитание заключалось лишь в совершенствовании и укреплении природных свойств, то это привело бы к чудовищной однородности развития. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У П. И. Чайковского склонность к меланхоличеким переживаниям преодолевалась одной из основных особенностей его характера — его работоспособностью. “Работать нужно всегда, — говорил он, — и каждый честный артист не может сидеть, сложа руки, под предлогом, что он не расположен.. Если ждать расположения и не пытаться идти на встречу к нему, то легко можно впасть в лень и апатию. Со мной очень редко случаются нерасположения. Я это приписываю тому, что одарен терпением, и приучаю себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя”.

    У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо отметить также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляются социальные воздействия.

    В конечном счете, черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином, целостном облике человека, образуя неразделимый сплав — интегральную характеристику его индивидуальности.

    Характер долгое время отождествляли с волей человека, выражение “человек с характером” рассматривалось как синоним выражения “волевой человек”. Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность, его волевые качества. В этом смысле характер человека лучше всего проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, т.е. в тех условиях, где в наибольшей степени проявляется воля человека. Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обуславливают поведение человека, его волевые поступки. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой — нередки случаи, когда слабовольного человека называли “бесхарактерным”. С точки зрения психологии это не совсем так — и у безвольного человека есть определенные черты характера, такие, например, как боязливость, нерешительность и т.д. Использование понятия “бесхарактерный” означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого.

    Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. На это указывал К. Д. Ушинский: “ни что, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой — сами эти чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя, таким образом, характер человека. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является довольно показательной характеристикой человека.

    Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления — все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высокие интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей. Примером этому служат многочисленные литературные образы лишних людей (Печорин, Рудин, Бельтов и пр.). Как хорошо сказал И. С. Тургенев устами одного из действующих лиц романа о Рудине: “Гениальность в нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой”. Таким образом, реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

    Структура характера

    В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие , задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными . Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм, то при преобладании первых человек, прежде всего, постоянно опасается, “как бы чего не вышло” и все попытки помочь ближнему обычно оканчиваются внутренними переживаниями, и поисками оправдания. Если же ведущей является вторая черта — альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу идет на помощь, контролируя свое поведение интеллектом, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.

    Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Писатели, художники, желая представление о характере героя, прежде всего описывают его ведущие, стержневые черты. Так, А. С. Пушкин вложил в уста Воротынского (в трагедии “Борис Годунов”) исчерпывающую характеристику Шуйского — “лукавый царедворец”. Некоторые герои литературных произведений настолько глубоко и верно отражают определенные типичные черты характера, что их имена становятся нарицательными (Хлестаков, Обломов, Манилов и т. д.).

    Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не значит, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами. Из всей совокупности отношений личности к окружающей действительности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера.

    Характер человека проявляется в системе отношений:

    • В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черта характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т. д.).
    • В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т. д.).
    • В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность и т. д.).
    • В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т. д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).

    Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.

    В структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Н. Д. Левитов считает, что тип характера — это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Действительно, как отмечалось, характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

    В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влияние сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, по привычкам, правам, характеру отличаются от людей другой. Эти типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, итальянца, китайца и т. д.