Что такое органическая монархия. Виды монархии: понятия и классические признаки. Монархия как форма правления: понятие признак и виды

греч.-единовластие): политическая система, основанная на исключительной законной власти одного лица. Монархия является самым древним и стабильным в истории типом политической организации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНАРХИЯ

одна из форм монократии - единоправия и наименование государственного строя, во главе которого стоит монарх. От других форм монократии (диктатуры, президентского правления, партийного вождизма) монархия отличается наследственной (динамической) преемственностью власти (престола, короны) и семейно-родственным заполнением политического окружения.

Культурно-исторической основой происхождения монархии был социально-биологический механизм вождизма - появления у человеческой группы, жившей по нормам стайных животных, вождя и иерархии подчиненного ему окружения. Впоследствии такой вождь возглавлял племя, затем союз племен, предгосударственные и государственные образования, и постепенно складывалось представление о стране и народе как собственности государя.

Монархия находится в исторической оппозиции республиканской государственности и конкурирует с республиканской демократией, но может сочетаться с демократией монархической, т. е. с древнейшими формами племенной, военной, вечевой (в русских княжествах), городской (полисной) демократии (смешанное правление, по Аристотелю). Исторический смысл дилеммы «монархия - республиканская демократия», сформулированной еще политической философией античной Греции, объяснялся как проблема числа в политике: движение от 1 до множества (Платон. Республика, 291d, 302с). Движение от 1 до функционально, между монархией и демократией расположены все другие типы государственного строя, 1 и это крайности, поэтому они в истории то вытесняли друг друга, то сочетались друг с другом. В романской и средневековой традиции прочно удерживалась традиция титулярности монархии, т. е. правления, доверенного монарху народом - подлинным обладателем власти и права. Раннефеодальные монархии еще не обладали всей полнотой власти, которую они вынуждены были делить с племенными вождями и общинным самоуправлением в городах, нередко их функции были ограничены руководством военными операциями (выборные цари германских племен, новгородские князья на Руси). На Востоке и в Европе к началу Нового времени монархия постепенно абсолютно возобладала и приняла завершенную форму абсолютизма (в Европе) и самодержавия (в России) в процессе исторической концентрации и централизации власти. Абсолютизм получил теоретическое обоснование в концепции монархического суверенитета в сочинениях И. Санина («Просветитель», 1503) и Ж. Бодена («Шесть книг о республике», 1576). Монархия как форма правления постепенно пришла в упадок. Этот процесс начался с кон. 18 в. и продолжался в течение 19 и 20 вв. Монархии либо заменялись республиканским строем, либо принимали смешанные формы (конституционная, демократическая, парламентская), которые существенно ограничивали властные полномочия монарха, а зачастую сводили роль монарха в государстве к чистому представительству.

Содержание статьи

МОНАРХИЯ , форма правления, характеризующаяся единовластием, обычно передаваемым по наследству. На племенном этапе развития во многих первобытных обществах, известных антропологам в наши дни, монархический принцип выражается в институте вождей. Любой вид индивидуального лидерства среди людей имеет в какой-то степени монархическую природу, но на практике следует различать свободно избранного вождя, чье влияние основано на способности выразить согласие группы, и лидера, власть которого опирается на обычай, традицию, право, поддержку духовенства или любую другую основу, отличную от добровольного сотрудничества. Монархическим является только второй род власти; решающее различие заключается в том, как именно признается господство личности, принимается ли оно стихийно (лидерство) или институциональным установлением (монархия), позволяющим отдельному лицу пользоваться властью независимо от его личных качеств. Таким образом, один из основных критериев состоит в том, должен ли правитель заслуживать своего кресла или трона.

Почти все монархии в истории были наследственными, причем до такой степени, что претенденты проверялись не на пригодность к правлению, а на легитимность, т.е. на происхождение по прямой линии от правившей прежде семьи. Это не противоречит тому, что новые династии обычно прибегают к захвату власти, ведь затем, как правило, тщательно фабрикуются соответствующие генеалогические документы или устанавливается связь, через брак или усыновление, со старой династией. По самой своей природе монархия выглядит чрезвычайно приспособленной к потребностям общества, тесно связанного с традициями, и это подтверждается тем, что цари часто исполняли, кроме обязанностей руководства и управления, разнообразные священнические и символические функции. Большинство монархов стремилось одобрять и поддерживать народную веру в божественное происхождение престола и их семей. Снижение престижа и власти монархов в последнее время отчасти отражает рост мирской ориентации современной цивилизации.

В 19, 20 и 21 вв. многие монархии сумели приспособиться к изменившимся условиям и стать символическими воплощениями культурного единства своих народов. Религиозную санкцию в какой-то степени заменил мощный психологический императив национального чувства.

Что касается возможности поддержки монархических институтов, проистекающей от верности экономическим и социальным догмам, то здесь пока убеждающие примеры отсутствуют. Современные тоталитарные диктатуры демонстрируют нечто близкое, но они основаны на персональных качествах привлекательного вождя. Кроме того, здесь проблема установления легитимности решается новым способом, совершенно не связанным с обращением к историческому прецеденту, что существенно для монархии. Наследование является другим важным критерием существования монархических институтов, и по нему также недостает опыта, которым можно было бы обосновать суждение о возможности регулярного наследования в современной диктатуре. Наконец, режиму, где каждый, кто занимает высший пост, является узурпатором, как было до сих пор, едва ли может соответствовать принцип легитимности.

Происхождение монархии.

Истоки монархии обнаруживаются в далеком прошлом, до возникновения письменности и летописной истории. Мифология и фольклор всех стран повествуют о царях, приписывая им легендарные проявления доблести, благочестия, дальновидности и справедливости, или – довольно часто – поступки противоположного свойства. Стереотипы царя-воина, безгрешного монарха, царственного законодателя и верховного судии свидетельствуют о разнообразных ролях, которые цари были призваны исполнять.

Какую из этих ролей можно выделить как первостепенную или решающую при возникновении доисторической монархии – предмет долгих дебатов. Одни считали, что катализатором выступила военная функция, и лидерство в войне, стоило сражениям прекратиться, обычно вело к присвоению священнических, судебных, экономических и других функций. Некоторое подтверждение этой точки зрения можно найти как у древних, так и у современных примитивных народов в известной тенденции передавать во время кризиса отдельным лидерам или правителям чрезвычайную власть – например, при угрозе внутреннего раскола или внешнего нападения. Таким было и царствование в древней Спарте, и диктатура в Римской республике, да и полномочия военного времени у современных демократических лидеров обнаруживают эту тенденцию.

Раз уж короли под предлогом национальной обороны получили доступ к новым источникам доходов, они не слишком спешили освободиться от них, вернувшись к мирной жизни. Во Франции первая королевская постоянная армия появилась после окончания Столетней войны, когда бродячие банды бывших солдат стали представлять такую угрозу, что королю пришлось нанять часть из них на постоянную службу, чтобы подавить остальных. Для монархов было вполне логично и естественно использовать новые ресурсы, финансовые и военные, чтобы держать в благоговейном страхе собственных могущественных подданных – феодальных магнатов. Городской средний класс в целом приветствовал усиление королевской власти, потому что оно принесло ряд преимуществ, для них особенно привлекательных: рост общественного порядка и безопасности личности и собственности; большее единообразие в правовых нормах, чеканке денег, мерах и весах; более дешевое и надежное правосудие; поддержку для торговцев в чужих краях; благоприятные возможности для коммерции (например, поставки в королевскую армию формы и снаряжения, оснащение королевского флота или сбор королевских налогов).

Со своей стороны король был рад воспользоваться деньгами и умом своих подданных из среднего класса, ведь таким образом он мог освободиться от традиционных ограничений, например, феодальной идеи, что «король должен жить на доходы со своих поместий». Кроме того, новая королевская гражданская служба нуждалась в сотнях служащих, и люди, подготовленные в конторах купцов, могли теперь дополнить или заменить духовенство как источник пополнения рядов грамотных бюрократов. Таким образом, возник действенный союз или даже симбиоз в отношениях между королями Нового времени, стремившимися приумножить свою власть, и их бюргерами, искавшими пути приумножения своих богатств. Именно на этом сотрудничестве, часто спонтанном и непреднамеренном, строился абсолютизм монархий в начале новой истории. Естественно, другие обстоятельства, иногда местные или личного характера, также играли известную роль.

Экономические факторы в Западной Европе . Условия в этом регионе особенно благоприятствовали консолидации монархии в 16 и 17 вв. Это была эпоха исследований и открытий, экспансии и колонизации – деятельности, которая увеличивала преимущества стран, обладавших энергичным и сконцентрированным управлением. Морские экспедиции были опасными и дорогостоящими, международное соперничество – острым, так что финансовая поддержка и содействие короля были жизненно необходимы. Португалия , Испания, Франция и Англия обнаружили, что их монархические институты весьма пригодны для продвижения открытий и эксплуатации новых земель, а династии этих стран изрядно выгадали от участия в такой деятельности. Одни голландцы оказались народом, приобретавшим колонии при республиканской форме правления, и заслуживает внимания тот факт, что Нидерланды воспользовались преимуществами небольшой территории, коммерческой эффективности и культурной однородности в гораздо большей степени, чем любой из их монархических соперников. По тем же причинам голландцы не слишком нуждались в политике, нацеленной на построение государственной экономики, которую называли по-разному: меркантилизм, этатизм, камерализм или – по имени ее величайшего французского представителя Жана-Батиста Кольбера – кольбертизм. Хотя в целях и методах можно обнаружить множество вариаций, основной задачей в меркантилистском искусстве управления был рост процветания и богатства подданных короля, необходимый для того, чтобы король мог собирать больше налогов.

Военные и религиозные факторы в Центральной Европе . Рост централизованного абсолютизма здесь меньше зависел от экономических факторов, чем от политических, религиозных и военных. Положение Австрии как оплота против турок способствовало монархической консолидации при Габсбургах и упростило преобразования Венгрии и Богемии в наследственные королевства. Абсолютизм также мощно продвигался протестантской Реформацией и длившимися столетие после ее возникновения религиозными войнами. Лютер и другие вожди протестантизма передали функции искоренения церковных злоупотреблений местным князьям как божественно назначенным пастырям, и Лютер, в частности, проповедовал полное повиновение княжеской власти. В Германии и Скандинавии короли и князья воспользовались Реформацией для конфискации («секуляризации») имущества церкви и монастырей, притеснения католиков и феодальной оппозиции в городах и среди знати, а также для замены католических епископов новыми и более покорными церковниками. В Англии Генрих VIII действовал во многом аналогично, хотя протестантизм англиканской церкви был не столь радикальным.

Абсолютная монархия.

В католических, как и в протестантских странах, самые острые конфликты происходили в Тридцатилетнюю войну , сильно поощрившую концентрацию власти в монарших руках. (Попутно можно отметить, что после Трентского собора середины 16 в. папство резко укрепило свою монархическую власть.) Истребительная война во Франции между протестантами-гугенотами и католиками сначала довела монархию до фактического бессилия, но затем противодействие религиозными распрям помогло восстановить королевские полномочия при Генрихе IV и расширить их при кардинале Ришелье . Вестфальский мир (1648), предоставивший суверенные права мира и войны германским государствам Священной Римской империи, ускорил переход от средневекового Христианского мира (Respublica Christiana) к территориальному абсолютизму, ставшему уже естественным в Германии, как и в землях Габсбургов. Несколько самых энергичных государств, в том числе Франция и Бранденбург, закончили войну, не только увеличив территории, но и со значительным внутренним структурным усовершенствованием, подсказанным нуждами и возможностями войны.

Теория абсолютизма . Политическая теория отражала новую доминирующую роль территориальных повелителей. Королевские юристы не замедлили обратиться к римской императорской юриспруденции – особенно за формулировками из Кодекса Юстиниана – для обоснования притязаний своих хозяев на «полноту власти» (plenitudo potestatis) и утверждения тезиса, что «король есть император в своих владениях» (est imperator in regno suo). Ни один подданный, как утверждалось, не мог на законных основаниях противиться воле короля. Подобные теории достигли высшей точки в абсолютистской философии Томаса Гоббса и Бенедикта Спинозы , хотя их крайние взгляды имели, вероятно, меньшее влияние по сравнению с более умеренными доктринами Жана Бодена , барона фон Пуфендорфа и Гуго Гроция . Божественное право королей доказывал с отталкивающим педантизмом и необычайной бестактностью Яков I в Англии, а также – с большим красноречием и успехом – епископ Боссюэ во Франции конца 17 в., но такой подход уже не был широко признанным обоснованием монархии.

Воспользовавшись римским правом, теорией общественного договора и божественным правом, короли не торопились отбрасывать родовую концепцию своего правления. В соответствии с ней, королевство и все его богатства принадлежат монарху как родовое владение (переходящие к потомкам владельца), которым он вправе распоряжаться по собственному усмотрению, и лишь по его милости отдельные лица и корпоративные объединения могут пользоваться условным владением своей собственностью.

Централизованная администрация . На практике короли редко пытались применить эту концепцию буквально, как и не предпринимали систематических усилий для уничтожения всех других центров власти в своих владениях. Чаще, как во Франции, прежние феодальные и корпоративные институты сохранялись, хотя и в ослабленных формах, и использовались в нужных королю целях. Это достигалось их подчинением новой централизованной администрации, ключевой фигурой которой был интендант, отправленный в свою провинцию как представитель короля и облеченный полной властью. Существенным было то, что интенданты не выбирались из высшей знати, а представляли собой «новых людей», полностью зависимых от благосклонности королевской власти. Многие из этих чиновников были просвещенными администраторами с первоклассными способностями, они многое сделали для процветания своих округов; это особенно справедливо в отношении Франции и Пруссии.

Несмотря на установившиеся в администрации авторитарные методы, абсолютный монарх обычно не проводил коренных изменений в судебной власти, даже если, как во французских парламентах, среди судей, представлявших эгоистичные интересы привилегированных классов, возникало сильное сопротивление королевским реформаторским мероприятиям. Частично это объясняется тем, что при абсолютной монархии предреволюционной Франции, судебные должности обычно покупали и передавали по наследству, создавая, таким образом, право собственности, которое королевская власть не решалась нарушить и не имела средств перекупить. Монархов также сдерживала боязнь показаться деспотичными, и это соображение действовало все сильнее с распространением либеральных идей 18 в.

Просвещенные деспоты . По иронии судьбы некоторые из самых способных и преданных своей стране монархов Нового времени правили в 18 в., в эпоху Просвещения , когда вся теория и практика абсолютной монархии подверглась критическому пересмотру и нападкам. Англия уже показала пример, решительно заменив абсолютизм Стюартов ограниченной монархией, власть в которой сосредоточилась, в основном, в высшем среднем классе, контролировавшем парламент. Не столь быстрое развитие капитализма на континенте, особенно к востоку от Рейна, сдерживало рост агрессивных движений среднего класса. Так что самое энергичное давление в направлении модернизации оказывала королевская власть. Фридрих Великий в Пруссии и Екатерина Великая в России с усиленной энергией и последовательностью продолжили политику своих предшественников. Иосиф II в Австрии и Карл III в Испании также стремились повысить эффективность и честность администрации и уделяли большее внимание благополучию народа.

Цели «просвещенных деспотов» (но не всегда их методы) в основном одобрялись французскими философами Просвещения, которые, как и Платон, считали, что брак мудрости с властью должен произвести на свет наибольшее благо. Вольтер с энтузиазмом восхвалял Фридриха, а французские физиократы связывали реализацию своих экономических идеалов с правлением «законного деспота». Один Монтескье выступал за восстановление «промежуточной власти» позднего Средневековья. Философы упрекали Людовика XV и Людовика XVI в основном за то, что те не сумели просвещенным применением абсолютной власти искоренить злоупотребления, затхлые анахронизмы и особые привилегии, препятствовавшие развитию французской экономики и общества.



В государстве принадлежит одному правителю пожизненно;
– власть в государстве передается по наследству;
– монарх является олицетворением единства нации и представляет страну на международном уровне;
– монарх является независимым и обладает юридическим иммунитетом.
На самом деле не все государства, которые считаются монархическими, удовлетворяют вышеуказанным признакам. Кроме того, зачастую не так просто провести линию между республикой и монархией.

Монархии подразделяются по объему ограничений:
– абсолютная монархия(вся полнота находится в руках монарха, а полностью ему подчинены);
– конституционная монархия (власть монарха ограничивается действующей конституцией, либо традициями или неписаными ).

В свою очередь конституционная монархия подразделяется еще на два вида:
– парламентарная (функции монарха сведены к представительным, же властью он не обладает);
– дуалистическая (власть монарха ограничивается парламентом и действующей конституцией в области законодательства, в их границах он обладает свободой в принятии решений).

По традиционному устройству монархии подразделяются на следующие типы:
– древневосточная (самая древняя форма правления, обладала своими уникальными чертами);
– феодальная (также называется средневековой);
– теократическая (власть принадлежит церковному главе или религиозному лидеру).

При этом в соответствии с этапами своего развития феодальная монархия делится на:
– раннефеодальную;
– вотчинную;
– сословно-представительную;
– абсолютную.

Среди преимуществ монархии выделяют: подготовку будущего монарха к власти с самого рождения; возможность проведения мероприятий, полезных в долгосрочной перспективе; ответственность монарха за государство; известность преемника, что сводит риск потрясений к минимуму и т.п. К недостаткам относят: отсутствие юридической ответственности монарха; выбор нового правителя путем случайного рождения, а не голосованием за наиболее достойного и т.п.

Видео по теме

Монархия, как форма правления, была доминирующей на протяжении значительной части истории человечества. За время своего развития она претерпела немало изменений и в итоге было сформировано несколько видов монархии, многие из которых существуют и сегодня.

Все существовавшие когда-либо монархии можно условно разделить по типу ограничений и по типу устройства.

Монархии по типу устройства

Восточная деспотия - самая первая форма монархии, при которой правитель обладал абсолютной властью над всеми подданными во всех сферах жизни государства. Фигура монарха была сакральна и зачастую приравнивалась к фигурам богов.

Феодальная монархия характеризуется ведущей ролью монарха, однако большое влияние имеют и представители других сословий. В определенные исторические периоды верховный правитель был лишь «первым среди равных». Феодальная монархия в европейских странах прошла через три основных этапа: раннефеодальную монархию, вотчинную монархию и сословно-представительную монархию.

В период раннефеодальной монархии роль верховного правителя остается главенствующей. При вотчинной монархии существенно возрастает роль крупных землевладельцев (феодалов или вотчинников), которые оказывают сильное влияние на принятие решений монархом. Сословно-представительская монархия расширяет этот процесс. Доступ к власти получают представители всех или большинства сословий, возникают ранние формы парламентов.

Теократическая монархия может существовать в любой из существующих форм, однако здесь правитель государства является духовным отцом нации, то есть главой церкви.

Монархии по типу ограничений

Абсолютная монархия характеризуется развитой законодательной системой и государственными институтами. Власть монарха при этом является доминирующей во всех сферах, однако при этом сохраняются сословные привилегии и действия монарха в большей или меньшей степени ограничены законом.

Конституционная монархия - при этой форме правления власть монарха сильно ограничена конституцией. Существует в двух формах: и дуалистической.

При парламентской конституционной монархии полнота власти принадлежит выборному государственному органу, за монархом же сохраняются только номинальные функции.

При дуалистической монархии монарх и парламентские органы разделяют власть в стране, но при этом обе стороны имеют ограничения, степень которых различна в разных странах.

Также существует редкая форма выборной монархии, при которой верховный правитель избирается королевским двором, парламентом или представителями сословий. Выбираться он может как пожизненно (Ватикан), так и на ограниченный срок (Малайзия).

Видео по теме

Связанная статья

Династия - представители одного и того же рода, являющиеся последовательными продолжателями дела друг друга. Монархическая же династия связана родственниками царских, «голубых» кровей и особой системой преемственности власти.

Инструкция

Самым ярким примером монархической династии в России, пожалуй, является последняя монархическая рода Романовых. Они стояли , начиная с 1613 года, вплоть до трагических революционных событий, до них на престоле сменяли друг друга Рюриковичи. В Англии наиболее заметными монархическими династиями были Тюдоры, Стюарты, Виндзоры.

В соответствии с правилами престолонаследия, действующий монарх находится у пожизненно и дает место следующему наследнику лишь в случае тяжелой болезни или смерти. Престол переходит от отца к старшему сыну, реже дочери или другому близкому родственнику, в случае отсутствия у высокопоставленного лица прямых наследников. В России, например, некоторый период действовал закон Петра Великого, по которому монарх мог передавать престол, не основываясь на устоявшихся традициях, выбирая любого достойного приемника. Однако уже Павлу Первому удалось вернуть законное право прямых потомков.

- (греч., от monos один, и archo управляю). Единодержавное государство, т. е., где управляет государством одно лицо, монарх. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАРХИЯ греч. monarchia, от monos, один, и … Словарь иностранных слов русского языка

МОНАРХИЯ (от греч. μον κρχία единовластие) одна из форм монократии единоправия и наименование государственного строя, во главе которого стоит монарх. От других форм монократии (диктатуры, президентского правления, партийного вождизма)… … Философская энциклопедия

Монархия - (от гр. monarchia единовластие; англ. monarchy) форма правления, при которой в отличие от олигархии и демократии верховная гос ная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства … Энциклопедия права

- (гр. monarchia единовластие) форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся … Юридический словарь

Форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху (королю, князю, султану, шаху, эмиру) и передается по наследству. Монархия может быть абсолютной, когда власть монарха почти не ограничена (Бруней, Бахрейн, Катар,… … Географическая энциклопедия

МОНАРХИЯ, монархии, жен. (греч. monarchia единовластие) (книжн, полит.). Наиболее деспотическая, господствующая в эпоху феодализма форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, монарху; единодержавие.… … Толковый словарь Ушакова

- (греч. monarchia – единовластие) – одна из форм государственного правления. Сущностной характеристикой монархии является концентрация, сосредоточение в руках одного лица – монарха – верховной власти, которая передается по наследству. Различают… … Политология. Словарь.

Монархия - Монархия ♦ Monarchie Власть одного человека, однако подчиненная законам (в отличие от деспотизма, не признающего никаких норм и правил). Когда эти законы сами зависят от воли монарха (именуемого самодержцем), мы говорим об абсолютной… … Философский словарь Спонвиля

Жен. правленье, где верховная власть в руках одного лица, правденье монархическое, едино или само державие. | Государство монархическое. Русская монархия. Монарх муж. единодержавный государь или самодержец. Монархиня жен. самодержица; супруга… … Толковый словарь Даля

Абсолютизм, деспотия, самодержавие, царство, монократия Словарь русских синонимов. монархия сущ., кол во синонимов: 5 абсолютизм (7) … Словарь синонимов

МОНАРХИЯ, государство, главой которого является монарх (например, царь, король, шах, эмир, кайзер), получающий власть, как правило, в порядке наследования. Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (так называемую… … Современная энциклопедия

Книги

  • Монархия или республика? Имперские письма к ближним , Смолин Михаил Борисович , Книга Михаила Смолина "Монархия или республика?"состоит из текстов, положенных в основу передачи" Белое слово", которую автор вел на телеканале" Царьград" . В основе книги - ответы на… Категория: Политика Серия: Двуглавый орел Издатель: ФИВ ,
  • Государство чести. Монархия - будущее России , Шафран Анна , С самых давних пор человечество ищет ответ на вопрос: какая форма правления ближе всего к идеалу? Уинстон Черчилль выразил мысль, согласно которой, лучшего государственного устройства, чем… Категория:

Все мы знаем, что существуют различные формы управления государством, в том числе и монархия. А что такое монархия, и чем, например, власть английской королевы отличается от власти оманского султана? Постараемся подробно рассказать вам об этом.

Монархия: что это?

Монархией называется одна из форм управления государством, при которой верховная власть в нем частично или полностью принадлежит (формально или реально) монарху – единоличному главе этого государства. Монарх (султан, шах, император, царь, король и т.п.) обычно получает власть по наследству и правит пожизненно.

Исходя из данного выше определения, можно выделить следующие основные признаки монархии:

  1. Верховная власть в государстве принадлежит одному лицу;
  2. Эта власть получается и передается по наследству, по принципу крови;
  3. Власть принадлежит монарху пожизненно;
  4. Монарх олицетворяет собой историческую преемственность, единство нации, традиции и представляет свою страну на международной арене.

Даже в тех странах, где власть монарха ограничена конституцией и он фактически не управляет страной, все равно он является олицетворением верховной государственной власти.

Виды монархии

По объему ограничений монархия подразделяется на несколько видов: абсолютная, конституционная, парламентарная и дуалистическая.

Что такое абсолютная монархия?

При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена. Ему подчинены все органы власти. Государствами с абсолютной монархией являются Катар, Оман, княжество Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовская Аравия.

Что такое конституционная монархия?

При этой форме управления государством власть монарха ограничивается конституцией, традициями или неписаными правилами. Конституционная монархия, в свою очередь, подразделяется на две формы:

  1. Парламентарная монархия. При этой форме монархии монарх выполняет представительскую функцию и не обладает реальной властью. Правительство подчинено парламенту, а не формальному главе государства – монарху. В настоящее время государствами с парламентарной монархией являются Швеция, Дания, Великобритания.
  2. Дуалистическая монархия. Это особый вид конституционной монархии, при которой власть монарха ограничивается как парламентом, так и конституцией. Монарх имеет право свободно принимать самостоятельные решения в пределах предоставленных ему рамок. Эта форма государственного управления в настоящее время имеется в Лихтенштейне, Монако, Кувейте, Иордании, Марокко.

Преимущества и недостатки монархии

Монархия, как форма управления государством, имеет следующие преимущества:

  • С самого раннего детства монарх воспитывается, как будущий глава государства. В нем развивают необходимые для этого качества характера.
  • Смена власти происходит не под влиянием интересов некоторых лиц. Это гарантирует, что к власти не придет человек, для которого она является самоцелью.
  • Любой монарх хочет оставить своим наследникам (сыну, дочери) сильное, процветающее государство.
  • Монархия обеспечивает единство власти, а следовательно, делает ее более прочной.
  • Положение монарха намного выше, чем положение любой партии. А поэтому монарх не является предвзятой политической фигурой.
  • Монархия обеспечивает наилучшие условия для проведения долговременных реформ.
  • После смерти монарха всегда известен его преемник, что существенно уменьшает риск возникновения политических потрясений.

Недостатками монархии являются:

  • Монарх не ответственен ни перед кем за принятые решения. Это может привести к принятию им ошибочных решений, которые не отвечают интересам страны.
  • Монархом может стать человек, не способный полноценно управлять государством, например, ребенок.
  • Монарх во многом зависим от своего окружения.
  • Смерть монарха, у которого нет детей, может привести к развитию в стране тяжелого политического кризиса.
  • Положение монарха над законом делает все население зависимым от воли своего правителя, фактически, бесправным.