Что такое цирк определение. Когда и где был открыт первый в мире цирк? Знаете ли вы, что

Давно ли, вы были в Цирке?
Спросите ребенка, куда он предпочтет пойти, например, в кино, театр, оперу или цирк...
Ведь "устами младенца глаголит истина", не правда ли?
Красочное и яркое зрелище не может оставить никого равнодушным к этому виду искусства.
А искусство это возникло сравнительно недавно, несмотря на то, что герои этого представления существовали за долго до того как появился, так называемый цирк!

Цирк происходит от латинского слова circus, что обозначает круг, и это неслучайно! Цирковая арена предназначалась для конной акробатики, которая по сути является первым цирковым трюком. Основатель цирка Филип Астлей был английским цирковым артистом и блестящим наездником. В 1770 году, в Лондоне, он основал Школу верховой езды, где показывались так же конные представления.
Огородив натянутыми веревками территорию для выступлений, Астлей в красной куртке, коротких штанах из чертовой кожи и треуголке с плюмажем (в слегка измененном виде костюм этот станет в последствии униформой наездников), под звуки оркестра, состоящего из двух флейт и барабана, в который била миссис Астлей показывал лондонцам вольтаж на одной и двух лошадях.

В 1780 году Астлей построил манеж под открытым небом, окруженный крытыми трибунами, который получил название "Амфитеатр Астлея". В этом году на манеже дебютировал его десятилетний сын Джон.
Вдобавок к конно-акробатическим номерам, он ввел в свое представление канатных плясунов, прыгунов, акробатов, жонглеров, пантомиму и впервые появляются цирковые клоуны.
Эти представления и стали праобразом современного цирка.

Верховая езда оставалась центральным выступлением в цирке, в течение более чем ста лет. И участвовали в этом шоу не только мужчины но и женщины.

На этой картинке показано, как нелегко приходилось наездницам Эдвардианской эпохи. Женщина-всадник должна была не только выполнять все прыжки и трюки верхом, но и быть затянутой в тугой корсет сидя боком на лошади, что значительно ограничивало ее движения и при этом в огромной шляпе с перьями (не буду перечислять все элементы, которые лепились на эти шляпы), надежно крепившиеся на голове несколькими крупными и жесткими шпильками. Она всегда должна была оставаться элегантной и изящной.

Канатоходцы, как их часто называли, было обычным зрелищем на ярмарках по всей Европе от Средневековья до 18-го века. Эта знаменитая голландская девушка одетая в мужскую одежду конца 17 века. Камзол, чулки и поверх чулок стеганые штанишки на ватной подкладке, шарообразной формы с разрезами (О-де-шосс), которые были популярны в мужской одежде 16 века. А почему в мужской? Да очень просто, девушки того периода носили юбки, представляете, смотрите вы вверх и что вы видите?, а в то время, в принципе, и нижнего белья не было, наверно это шоу называлось бы по-другому! Ну и формы юбок в моде росли в разные стороны, вот и наряд этот позволял ей двигаться легко, и защищал ее скромность. Хотя знаменитая канатоходец 19-го века, Мадам Саки выполняла свои номера в юбке.

Мадам Саки выступала на арене с пятилетнего возраста. Приехала в Париж с родителями, бродячих актеров и ярмарочных плясунов Жана Батиста Лаланна и Элен Масгомьери. У её отца, под именем Navarin le Fameux, брал уроки танца брат короля Людовика XVI граф д’Артуа.
В 1816 открыла собственный театр на парижском бульваре дю Тампль. Театр Мадам Саки (официально он назывался Театром акробатов) давал представления до 1830.
Мадам Саки продолжала танцевать на проволоке до 75 лет.

ЛЕОТАР (Leotard), Жан Мари Жюли (1830-70). Он был французским цирковым артистом и первым воздушный гимнастом. Леотар создал номер "Полет с трапеции на трапецию", другое его великое наследие является частью одежды, названную его именем: (с англ. the leotard) трико, то есть сегодняшний купальник. Оригинальный купальник был трикотажным костюмом. Это позволяло свободу передвижения и не представляло опасности запутаться одежде в веревке.

Жан Мари Жюли в 1859 дебютировал в цирке Наполеона в Париже. И приобрел широкую известность в Европе.

(Еще парочку костюмчиков Леотара.)

Не могу не сказать о красивом мальчике со светлыми вьющимися волосами и не боящимся высоты, это Уильям Леонард Хант, или как его называли Эль-Ниньо Фарини. Он родился Wasgate где-то в штате Мэн, США, в 1850-х годах и был сиротой, который был принят, и обучен известным канатоходцем Гильермо Антонио Фарини.

Эль-Ниньо (в переводе с испанского"мальчик") в 1886 году, ему было всего 10, окончательно шокировал публику своим номером называющимся "Le Tambour Aerial" - воздушный барабанщик. Он держась шеей за канат и раскачиваясь, умудрялся солировать на барабане.

В 17 веке диких животных можно было увидеть на ярмарках, а в 1793 году человек по имени Пидкока создал обмен животных в Лондоне.

Если перевести английское слово clown, то это будет деревенщина, невоспитанный, неотёсанный человек, в основном клоунами, такие и были, бедняки и пьяницы, отсюда и взялся традиционный красный нос.

(эти клоуны скорее напугают, чем насмешат!)


Клоун Август, начало 19 го столетия


Клоунесса



Клоун Франк Бэйл со своим шоу « обезьяна и собака»


Середина 20го столетия


Клоун "Richo", 1957-59

И еще немножко картинок и фотографий из цирковой жизни.

Отец современного цирка в том виде, в котором он существует сейчас - английский кавалерист старший сержант Филипп Эстли (Philip Astley; 1742-1814). А начинался его цирк как... школа верховой езды!


Филиппа Эстли

Филипп Эстли с детства любил лошадей и был одним из лучших наездников своего времени. Отслужив в драгунском полку, Эстли стал инструктором по верховой езде.

По легенде, счастливый случай помог ему открыть собственное дело. По легенде, гуляя вдоль Вестминстерского моста, он нашел бриллиантовое кольцо. А через некоторое время на том же месте судьба свела его с Георгом III. Эстли помог остановить лошадь короля, которая ни с того ни с сего вдруг понеслась. Спасенный король щедро отблагодарил Филиппа. На вырученные деньги Филипп в 1768 г. открыл ездовую арену на Хэлфпенни Хатч в Ламбете. Она представляла собой круглую площадку.



Школа верховой езды Филиппа Эстли, 1777

Для привлечения внимания людей и увеличения числа обучающихся, в школе после занятий проводились показательные выступления. Вход был свободным, но по обычаю конных показов тех времён после каждого представления собирались деньги.

Конные представления очень быстро стали пользоваться большой популярностью, и Филипп принял решение построить для них отдельное здание. В 1769 г. он перебрался на более прибыльное место возле Вестминстерского моста. В новом помещении Эстли ввёл платный вход: театрам в те времена уже трудно было существовать на деньги меценатов, и требовалось привлекать как можно больше аудитории на спектакли. Билет на представление стоил шиллинг за сидячее место, шесть пенсов за стоячее. Хотя это здание не имело крыши, но уже было защищено от лондонских сюрпризов погоды, будучи постоянной постройкой из дерева. Также здесь Эстли построил защитные верёвочные барьеры, окружавшие сцену. Кроме того, он нанял барабанщика, ответственного за звуковые эффекты. Чтобы сделать представления более интересными, Эстли обратился к опыту успешных театров Лондона, и решил привлечь к представлениям артистов оригинальных визуальных жанров - акробатов, жонглеров, танцоров, канатоходцев.

Кроме лошадей, в цирке показывали и других зверей. В 1769 году на арене Эстли выступала «военная обезьяна», по кличке Генерал Джеку, однако более крупные звери появились только в 1816 году, когда в парижском цирке два слона представляли публике целый спектакль: брали хоботом яблоки, открывали бутылки и выпивали их содержимое, играли на шарманке.

Таким образом, к 1770 г. представления Филиппа Эстли были смесью верховой езды, акробатики и пантомимы.

Как он и ожидал, новая форма представлений имела большой успех. Так родился цирк, каким мы его знаем. А заведение, получившее название «Амфитеатр Эстли», было первым цирком в Европе.

Честь изобретения круглой формы арены принадлежит вовсе не Эстли, как иногда ошибочно утверждают. Наездники-акробаты в те времена уже устраивали представления на круглых площадках. Так они постоянно могли находиться на виду у зрителей, чего нелегко добиться, несясь галопом по открытой местности. Однако именно Эстли разработал оптимальный диаметр арены. Поначалу диаметр цирковой арены Эстли составлял 62 фута (около 19 метров). Во время тренировок с наездниками Филипп нашел оптимальный диаметр арены, составляющий 42 фута (около 13 метров). Он был выбран таким образом, чтобы для наездника создавалась оптимальная центробежная сила скачущей лошадью.



Амфитеатр Эстли в Лондонском цирке, 1808

4 августа 1777 года состоялось открытие необычного заведения в Лондоне. Посетителей ждал настоящий сюрприз: первое в Европе театрализованное цирковое представление. В нем преобладали конные номера: фигурная езда, дрессировка, жокеи-акробаты, «живые пирамиды из наездников», которые строились на полном скаку. Эстли первым показал вольтижировку – комплекс гимнастических упражнений на лошади, движущейся шагом, рысью и галопом по кругу.

В 1780 Амфитеатр Эстли стал крытым помещением с партером, ложей и балконом.

Видя успех своего изобретения, Филипп организовал подобные амфитеатры также в других городах. При его жизни по всей Европе было открыто восемнадцать филиалов. Он уделил много времени цирку, построенному в Париже в 1782 году, получившему название «Английский амфитеатр».

Сам Эстли никогда не называл свое заведение "цирком", потому что это слово придумал его конкурент Чарльз Дибдин (Charles Dibdin), который 4 ноября 1782 г. вместе с Чарльзом Хьюзом (бывшим участником группы Эстли) создал еще один амфитеатр и по совместительству школу верховой езды. Он назвал свое заведение "Королевский цирк и конная филармоническая академия" (Royal Circus and Equestrian Philharmonic Academy ) недалеко от "Амфиетатра Эстли" в Ламбете. Часть этого помпезного и громоздкого имени стала общим названием нового развлечения - цирка.

Эстли умер в январе 1814 года в Париже. Его наследники продолжили цирковое дело. Французский амфитеатр существовал до 1826 года, лондонский цирк – до 1893 года.

Материал из Юнциклопедии


Слово «цирк» происходит от латинского слова circus, что означает «круг». Цирками называют здания с круглым тринадцатиметровым манежем, куполом, где подвешивается аппаратура воздушных гимнастов и акробатов, и амфитеатром зрительских мест. Кроме того, существует другой тип цирков - передвижные, разборные - шапито, с шатром из брезента и сборными конструкциями. Собираются и разбираются шапито очень быстро. В Соединенных Штатах Америки существуют передвижные трёхманежные цирки, где артисты выступают сразу на трех аренах.

Первый в мире цирк в 1780 г. основал в Лондоне англичанин Ф. Астлей. На манеже под открытым небом ежедневно, если позволяла погода, в пять часов вечера начинались представления. Помимо конно-акробатических номеров в программе впервые появились канатные плясуны, акробаты, прыгуны и жонглеры. Но тогда это зрелищное предприятие называлось амфитеатром. В 1807 г. братья Л. и Э. Франкони построили в Париже здание, на фронтоне которого появилось слово «цирк».

Но есть и более широкое значение слова «цирк». Оно определяет вид искусства, который так же прочно вошел в нашу жизнь, как театр, музыка и кино. В основе циркового искусства лежит специфическое упражнение - трюк - сложное для исполнения и эмоционально впечатляющее действие, когда, например, музыкальные эксцентрики появляются под ручку с медведями, жонглер посылает вверх одиннадцать колец, а гимнаст делает тройной переворот в воздухе. Из совокупности трюков, эмоциональности, артистизма и рождается художественный образ. У каждого артиста - свой образ. Это и наивный, по-детски трогательный чудак-клоун, и бесстрашный укротитель, и незадачливые смешные музыканты, которые в финале мгновенно преображаются в обаятельнейших людей. «В цирке, - пишет Ю. В. Никулин, - всегда нужно откровение, открытие. Если цирк не будет отвечать возросшим запросам зрителей, он перестанет быть им нужен».

Истоки цирка - в трудовой, обрядовой, военной деятельности людей. Первые упоминания о далеких предшественниках сегодняшних мастеров манежа мы встречаем в старинных папирусах, манускриптах и рукописях. Так, например, в египетском папирусе Весткар рассказывается о фокуснике и дрессировщике Джеди, который во времена фараона Хеопса якобы умел птице «приставить на место и прирастить отрезанную голову», а льва «заставлял следовать за собой без пут». В архивных документах можно найти интересные сведения о цирковом искусстве Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии. Из них мы узнаем, что в трех последних странах любимыми жанрами были акробатика, эквилибристика и жонглирование, отличавшиеся своеобразием пластики, ярко выраженным национальным колоритом. Непременной составной частью выступлений были фокусы.

Интересное прошлое и у русского цирка. На народных гуляниях и ярмарках нередко можно было увидеть выступления бродячих артистов - силачей, акробатов, канатоходцев, дрессировщиков, шпагоглотателей, фокусников. В 1619 г. ко двору царя Михаила Федоровича явился рязанец Григорий Иванов со своим прирученным львом. В XVIII в. в Москве и Петербурге появились иностранные гастролеры, которые давали представления в светских гостиных, а также в выстроенных на скорую руку помещениях. В XIX в. были сооружены первые каменные стационарные помещения в Петербурге и Москве. В 1880 г. на Цветном бульваре в Москве контора купца Данилова выстроила цирковое здание известному наезднику и дрессировщику Альберту Саламонскому. (Русские артисты, чтобы добиться антрепризы и признания, были вынуждены переиначивать свои имена и фамилии на иностранный лад.)

Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам. В 1873 г. они купили собственный, как тогда говорили, шапитон, и 25 декабря установили его в Пензе на расчищенном от снега льду реки Суры. В 1876 г. они открыли цирк в Саратове. В 1870-1880 гг. деревянные и каменные цирки братьев Никитиных выросли в Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Симбирске и других городах. Так были заложены основы циркового дела в России.

У Никитиных выступали знаменитые клоуны-сатирики, дрессировщики Анатолий и Владимир Дуровы. Здесь работал замечательный клоун и акробат Виталий Лазаренко. У здания никитинского цирка в Москве, на Садово-Триумфальной, он в 1914 г. совершил свой рекордный прыжок через трех индийских слонов. У Никитиных начинали многократный чемпион мира по французской борьбе, непревзойденный силач Иван Поддубный и его ученик, также чемпион мира Иван Заикин. На манеже Заикин держал платформу, на которую взбирались до 30 человек. На его плечах ломали телеграфные столбы. Свое мастерство демонстрировали виртуозные жонглеры Ксения и Михаил Пащенко. Так, Михаил, держа на лбу горящую керосиновую лампу, жонглировал четырьмя подсвечниками. А Ксения, удерживая на трости, поставленной на лоб, поднос с кипящим самоваром, одной рукой балансировала на такой же трости поднос со стаканами, а другой вращала на палке таз.

Имена русских артистов ярко засверкали на разных манежах - в провинциальных цирках П. С. Крутикова, Э. А. Стрепетова и других. Акробат И. Е. Сосин, приглашенный в 1888 г. в Париж на Первый международный конкурс акробатов, первым в мире сделал там двойное сальто-мортале в партере. Он был награжден золотой медалью и дипломом первой степени. Куплеты музыкальных клоунов Бим-Бом, аккомпанировавших себе на сковородках, метлах, колокольчиках и других эксцентрических инструментах, записывались на грампластинки. Первыми из цирковых артистов они стали участвовать в концертах наряду с артистами оперы и драмы. И. К. Подрезов, известный под именем Яна Польди, балансировал на велосипеде, стоящем на двух стульях, выполнял над рулем пируэты и проделывал на моноцикле разные акробатические трюки.

Октябрьская революция ознаменовала крупный поворот в характере и организации творческой деятельности мастеров арены.

26 августа 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров «Об объединении театрального дела»; Особое внимание в нем уделялось циркам. Декрет отмечал «цирки как предприятия, с одной стороны, доходные, с другой стороны, демократические по посещающей их публике и особенно нуждающиеся в очищении от нездоровых элементов и в художественном подъеме их программ...». Цирки были национализированы и переданы Народному комиссариату просвещения.

В своем докладе в Московском доме цирка нарком просвещения А. В. Луначарский сказал: «Побережем традиции циркового мастерства, придем на помощь труженикам цирка, людям огромной преданности своему делу, напряженной работы над собою. Очистим их искусство от грязи, удалим из него постепенно всякие безвкусные трюки и оставим за цирком его великие задачи: демонстрировать силу, ловкость, отвагу, возбуждать смех и восхищение блестящим, ярким и преувеличенным зрелищем».

Манеж учился говорить по-новому. В 1921 г. в цирке на Цветном бульваре пластическую сюиту «Самсон-победитель» поставил скульптор С. Т. Конёнков. Борцы на вращающемся пьедестале застывали в выразительных композициях, а в финале непокоренный Самсон разрывал сковывающие его цепи. В 1930 г. там же была поставлена героико-революционная пантомима В. В. Маяковского «Москва горит». Киевский цирк создал пантомиму «Бунтарь Кармелюк».

Новаторство стало неотъемлемой чертой советского циркового искусства. Номер акробатов-вольтижеров с шестом за рубежом часто называют «русской палкой», как бы еще раз подчеркивая, что патент на его открытие принадлежит нашему цирку. В 1958 г. в Омске подобный вольтиж впервые продемонстрировали Борис и Валентин Исаевы и Ирина Шестуа. Ирина проделывала ряд сложных трюков, завершая их сальто с приходом на одну ногу. Теперь с аналогичных шестов (а часто и шеста) исполняются двойное и даже тройное сальто. Их подняли вверх для воздушного вольтижа. С них стали исполнять прыжки на ходулях. И даже дрессировщики использовали их в своих выступлениях.

Владислав Золкин и Светлана Микитюк вывели на манеж медведей-антиподистов, которые вращают лапами гуцульский топорик, сигару, бочонок, перебрасываются с дрессировщиками мячами и выкидывают разные веселые коленца.

Анатолий Калинин и его товарищи выпустили номер «Акробаты на скейтбордингах» (скейтбординги - дощечки на колесиках). Артисты взлетают в воздух с горки-трамплина, проносятся в прыжках друг над другом, проделывают головоломные перевороты и опускаются снова на свои юркие «площадки». Акробаты съезжают на скейтбордингах, стоя на голове, прыгают через кольца и поверх колец, делают боковое арабское сальто в воздухе.

Воздушный полет, который в прошлом веке подарил цирку француз Леотар, тоже претерпел изменения. Леотар перелетал с трапеции на трапецию воздушными прыжками. Потом исполнители стали отправляться навстречу друг другу с двух мостиков. Под куполом появился ловитор, который, подхватывая и перенаправляя полетчиков, придал номеру новую динамику. В 1919 г. мексиканец А. Кодона впервые сделал в полете тройное сальто. Советский режиссер-педагог Ю. Г. Мандыч, создавая свой полет «Галактика», поднял над предохранительной сеткой воздушные качели - лопинг. А гимнасты, руководимые Александром Херцем, установили лопинги с двух сторон, подтянув вверх, чтобы не резал дистанцию, мостик с ловитором. От лопинга до лопинга - 20 м. В финале артисты совершают полет, как говорится, без всяких посадок - с одного края цирка на другой.

Отличными артистами цирка становятся многие спортсмены. Известный укротитель хищников, пионер смешанной дрессировки Николай Гладильщиков был абсолютным чемпионом РСФСР по классической борьбе. Григорий Новак, который работал на манеже с номером «Атлетическая поэма», первым из советских спортсменов завоевал звание чемпиона мира по тяжелой атлетике и за время своих выступлений на большом помосте улучшил свыше 100 рекордов мира. Великолепный джигит Ирбек Кантемиров пять раз был чемпионом страны в конных состязаниях. За последние годы на манеж пришли сотни мастеров и кандидатов в мастера спорта.

На разных манежах были созданы запоминающиеся аттракционы - красочные цирковые зрелища, насыщенные неожиданными трюками и выдумкой. Аттракцион А. А. Волжанского «Прометей» удостоен Государственной премии. Волжанских прозвали звездными канатоходцами. По тонким тросам они поднимаются под самый купол цирка, на высоту многоэтажного дома, проделывая свои изумительные трюки.

П. Н. Маяцкий поставил аттракцион «Шар смелости». Внутри огромного сетчатого шара, подвешенного под куполом цирка, стремительно носились мотоциклисты, выделывая зигзаги и «мертвые петли». Потом нижняя полусфера опускалась, а в верхней, как бы оставшейся без дна, на головокружительной высоте продолжал крутиться мотоциклист.

Газеты многих стран мира писали об аттракционе Э. Т. Кио: «Кио - загадка XX века» (Япония). «Если вы хотите убедиться, что чудеса существуют, идите на гастроли Кио» (Дания). Всемирный клуб фокусников в Лондоне поставил его имя первым на красной доске Почета. Международная ложа артистов театров-варьете и цирка в Копенгагене присудила ему свою золотую медаль.

В 1959 г. в Лондоне Э. Т. Кио увидел каталог всех фокусов мира. В нем были собраны воедино и объяснены 6000 трюков. Лишь под одним рисунком вместо объяснения стояла подпись: «Этот фокус никто никогда не делал и делать не будет». По как бы внезапно поднявшемуся с земли и застывшему в воздухе канату, как по шесту, взбирался гимнаст. Через три года Э. Т. Кио поставил этот трюк. Сегодня цирковую династию Кио продолжают его сыновья - И. Э. и Э. Э. Кио.

Интересные аттракционы с дрессированными зверями показывали укротители. Чуть ли не 100 видов животных и птиц выводили на манеж представители знаменитой династии Дуровых: Ю. В. и В. Г. Дуровы работали с пони и верблюдами, зебрами и слонами, собаками и обезьянами, пеликанами и голубями, гепардами и морскими львами. Замечательным мастером арены показала себя И. Н. Бугримова, первая в СССР дрессировщица хищников. Львы у нее качались над клеткой на качелях, поднимались по наклонным канатам, расстилались ковром и выстраивались в пирамиды. «Медвежий цирк» создал В. И. Филатов. Медведи на манеже жонглировали, занимались эквилибристикой, разъезжали на велосипедах и мотоциклах, боксировали, катались на роликовых коньках.

В советском цирке много имен, принесших ему мировую славу. Это легкие и изящные эквилибристы сестры Кох, которые в своем аттракционе «Семафор-гигант» на вращающемся металлическом эллипсе под куполом цирка демонстрировали чудеса баланса. Смелые и пластичные жонглеры Александр и Виолетта Кисс, внесшие в жонглирование элементы эквилибристики и акробатики. И конечно, замечательные клоуны, любимые зрителями многих стран мира. Неповторимый мастер клоунады М. Н. Румянцев известен всем как Карандаш. Задумчивый Леонид Енгибаров, представлявший на манеже свои мимические сценки о радостях и печалях человека. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, непередаваемо смешно игравшие жанровые сценки. Эмоциональный и яркий Олег Попов, прозванный Солнечным клоуном.

Советский цирк стал поистине многонациональным. Дагестанские артисты «Цовкра» танцуют на канате лезгинку, делают сальто с плеч в плечи, с подкидной доски взлетают вверх, выстраиваясь втроем один на другого. Украинский коллектив гордится аттракционом «Львы и тигры» Владимира и Людмилы Шевченко. Весь Узбекистан знает наездницу, а ныне дрессировщицу собачек Лолу Ходжаеву. Многим знакомы туркменские джигиты из аттракциона Давлета Ходжабаева «Эхо Азии», гимнасты из Азербайджана Назировы, тувинские жонглеры и эквилибристы Оскал-Оол, целые национальные коллективы союзных и автономных республик.

В создании красочных аттракционов принимают участие режиссеры, художники, композиторы, балетмейстеры. Можно говорить о сложившемся почерке советской цирковой режиссуры. Его начал вырабатывать выдающийся артист и режиссер В. Труцци, в первые послереволюционные годы поставивший пантомимы «Черный пират» и «Махновщина», где в массовых сценах участвовали более 100 человек. Этот почерк создавали А. Г. Арнольд и Г. С. Венецианов, Б. А. Шахет и М. С. Местечкин, многие другие талантливые режиссеры.

В советском цирке создавались целые спектакли со сквозным сюжетным действием на два отделения: «Карнавал на Кубе», «Трубка мира», «Бахчисарайская легенда». Спектакли: «Маленький Пьер», «Бременские музыканты», «Хрустальный башмачок» предназначены для детей. Появились коллективы «Цирк на льду», «Цирк на воде», «Цирк-ревю».

Каждый год пополняется семья цирковых артистов. В 1927 г. в Москве было открыто Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ), которому в 1987 г. было присвоено имя М. Н. Румянцева. Здесь будущие мастера манежа овладевают своей профессией и получают среднее образование. Среди выпускников училища - клоуны Г. Т. Маковский и Г. А. Ротман, А. Н. Николаев, Ю. Д. Куклачев, А. П. Марчевский, эквилибристы В. И. и Н. И. Французовы, жонглеры Е. Э. Биляуэр и С. М. Игнатов и многие другие. По образцу ГУЦЭИ открыты училища в Киеве и Тбилиси, а также в Венгрии, Болгарии, ГДР и других социалистических странах.

Кинорежиссер А. И. Медведкин писал: «Цирк - искусство величайшей точности. В отличие от кинематографа здесь ничего не делают приблизительно». Оценку этой ювелирной точности и мастерству каждый год дает Международный фестиваль цирка в Монте-Карло. Сюда съезжаются лучшие артисты из всех стран мира. Лучшему из лучших вручается Гран При фестиваля - «Золотой клоун». Завоевать его можно лишь один раз. Из советских артистов этот почетный приз увозили с собой акробаты на качелях с медведями Беляковы, эквилибристы на першах во главе с Леонидом Костюком, клоун Олег Попов, чечено-ингушские джигиты Нугзаровы и акробатический ансамбль «Романтики» под руководством Владимира Довейко.

Язык цирка без переводчика понимают во всех странах. Особенно когда он ярок, образен, эмоционален. Высокое исполнительское мастерство, красочность и музыкальность наших цирковых представлений, их оптимистичный настрой делают гастроли советских артистов желанными на всех континентах планеты.


История русского цирка богата интересными событиями, ее истоки уходят в далекое прошлое. Во многих литературных источниках можно найти упоминания о цирковых лицедеях, дедах-зазывалах, бродячих акробатах, поводырях медведей и других зачинателях циркового искусства.

Цирковое искусство берет свое начало в Киевской Руси. Еще скоморохи на народных гуляниях и ярмарках исполняли комические сцены, показывали дрессированных медведей и собак, использовали приемы акробатики и жонглирования. В 1619 году ко двору царя Михаила Федоровича явился рязанец Григорий Иванов с прирученным львом. В XVIII в. в Москве и Петербурге появились иностранные гастролеры, иные из которых добирались даже до Сибири .

Появление русских бродячих артистов – скоморохов связано с языческими обрядами. Скоморохи – профессиональные представители зрелищной культуры, бродили по селам и городам «ватагами», водили медведей, разыгрывали веселые сценки. Эти «смехотворцы» и «гудошники» были носителями народного веселья и «глума» – сатиры. На знаменитых фресках Софийского собора в Киеве, датируемых 1037 годом, есть изображения кулачных бойцов, музыкантов, эквилибристов с шестом, соревнований лошадей. В нашем современном понимании эти люди объединяли профессии актера, певца, музыканта, танцора, акробата, жонглера, фокусника, дрессировщика. Выступали они в традиционных местах скопления людей – на площадях, торжищах, ярмарках, а также домашних торжествах. В XV – начале XVI вв. наблюдался расцвет скоморошьего дела.

В XVIII в., когда Петр I начал гигантскую работу по европеизации России, в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве пошел процесс становления городской светской жизни. Это нашло свое отражение в культуре, и, пожалуй, в наибольшей степени – именно в стремительном развитии форм циркового искусства.

Петр I организует кунсткамеру, в которой первыми экспонатами становятся заспиртованные «уроды», – и это укрепляет интерес к людям либо с физическими уродствами, либо – с особенностями внешности, сильно отличающими их от большинства окружающих. В высокопоставленных кругах России возникает мода на «арапчат» и «карлов». Разнообразные «уроды» («волосатая женщина», «человек-собака» и пр.) выставляются для обозрения и в балаганных павильонах.

Все большее распространение получают ярмарочные балаганы на народных гуляниях, где выступают акробаты, гимнасты, жонглеры. Балаган - народное театральное зрелище комического характера, чаще всего на ярмарках и гуляньях. Само явление гораздо старше своего названия. В старину балаганами (от персидского слова «балахане» – верхняя комната, балкон) назывались легкие временные постройки, служившие обычно для торговли на базарах и ярмарках. В XIX в. балаганом стали называть временное строение, предназначенное для театральных или цирковых представлений, для выступлений бродячих ярмарочных актеров. Отсюда и сами зрелища получили название «балаган».

Жанры и стиль балаганных зрелищ были разнообразны. В них использовались смешные сценки, выступали жонглеры, фокусники, гимнасты, акробаты, танцоры, силачи. Среди балаганных артистов встречались настоящие таланты. На гуляньях начали свой творческий путь братья Дуровы, братья Никитины и многие другие. Еще в 30-х годах прошлого столетия на рынках многих российских городов можно было увидеть дощатый балаган и услышать знаменитого русского Петрушку. Именно скоморохи и балаган дали начало искусству эстрады, цирка, кукольному театру.

Параллельно развиваются и «официальные», придворные формы циркового искусства: с начала XVIII в. возникают традиции устройства театрализованных конных каруселей, кавалькад и других конных зрелищ; и уже к середине века можно говорить об образовании в столице России настоящего конного цирка. В начале XIX в. цирковые представления проводятся в манеже графа Завадовского; строится и специальное здание для конных выступлений на Крестовском острове. Развитие дипломатии и международных связей приводит к тому, что на гастроли в Россию приезжает все больше европейских цирковых актеров, преимущественно – итальянцев.

В первой половине XIX в. во времена царя Николая I цирковое искусство стало развиваться, правительство которого всячески поддерживало различные направления искусства. Власти стремились оказывать влияние на настроения в обществе и, таким образом, заставить его меньше задумываться о серьёзных политических проблемах. Подобное покровительство российского государства пробудило интерес и смелость иностранных, европейских цирковых артистов к гастролям в России. Именно иностранные труппы, в конечном итоге, организовали строительство постоянно-действующих цирков в Москве и Санкт-Петербурге. В Петербурге и Москве стали сооружаться первые каменные стационарные помещения, по масштабам не уступавшие лучшим европейским антрепризам. Самая первая цирковая труппа, в традиционном понимании этого термина, прибыла в Россию под руководством Жака Турньера (Jacque Tourniare) в 1825 году. Он организовал гастроли в Санкт-Петербурге и приступил там к строительству здания цирка. Деревянное здание было открыто 11 декабря 1827 года. Здание было разобрано в 1877 году после постройки каменного строения. В то время свою активность проявил Каетано Чиниселли (Caetano Ciniselli). И по сей день именно в этом здании находится действующий цирк в Санкт-Петербурге.

В 1849 году в Петербурге открывается казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров.

В Москве в 1847 году на Лубянской площади построил деревянный цирк Сулье. С 1853 года функционировал цирк, принадлежавший гвардии полковнику в отставке В. Н. Новосильцеву. Но просуществовали они недолго. В 1866 году деревянный цирк на Воздвиженке построил Карл Гинне. Среди выступавших у него артистов особый успех имел наездник и дрессировщик Альберт Саламонский. В 1880 году газета «Русский курьер» известила, что, возвратившись с гастролей, Саламонский приступил к строительству каменного циркового здания на Цветном бульваре. Место было выбрано не случайно. В Москве балаганы работали именно здесь. Вскоре новый цирк принял первых посетителей.

Создателями первого русского цирка были братья Аким, Дмитрий и Петр Никитины – выходцы из семьи бывшего крепостного крестьянина Александра Никитина. Первый русский стационарный цирк создали братья Никитины, ведущие свою родословную из крепостных. Аким, Петр и Дмитрий Никитины начали свой путь артистов, давая представления на улице: ходили с шарманкой и петрушечной ширмой по саратовским дворам. Позже братья выступали с кукольным театром, работали в балаганах. Скопив достаточную сумму денег и объединившись с физиком К. О. Краузе, показывавшим туманные картины, Никитины в 1873 году купили собственный, как тогда говорили, шапитон и установили его в Пензе. В 1870-1880 годы деревянные и каменные цирки братьев Никитиных выросли в Саратове, Иванове, Киеве, Астрахани, Баку, Казани, Симбирске и других городах. С 1886 года они сделали несколько попыток давать представления в Москве, но большие расходы и острая конкуренция мешали этому. Только в 1911 году Никитины открыли на Большой Садовой улице капитальный каменный цирк. Так были заложены основы циркового дела в России.

У Никитиных, как и в других цирках России того периода, формировались целые поколения выдающихся русских артистов, многие из которых впоследствии вписали памятные страницы и в историю советского цирка, создатели остросюжетной клоунады с использованием разных видов животных и птиц, Владимир и Анатолий Дуровы, основавшие известную цирковую династию. Начинали как гимнасты, иллюзионисты, сатирики, пробуя себя в разных жанрах. Анатолий был клоуном-сатириком, его политические злободневные репризы становились легендой. Владимир стал клоуном-дрессировщиком, создал научно обоснованный метод дрессировки, названный впоследствии дуровским. В. Л. Дуров основал в Москве лабораторию по изучению поведения животных, на основе которой позже был создан Уголок имени Дурова с Театром зверей, которым сейчас руководит внучка В. Л. Дурова – народная артистка России Н. Дурова .

Их шутки, меткие остроты принимались зрителями восторженно. Представления с участием этих клоунов ожидались с нетерпением и повсюду проходили с необычайным успехом. Большой любовью зрителей пользовалась Дуровская железная дорога. Вот раздается за кулисами гудок паровоза, и на манеже появляются настоящие, только маленького размера паровоз и вагоны. Верхом на паровозе – Владимир Дуров. Поезд приближается к платформе. Состав встречает французский бульдог – начальник станции. Крыса звонит в колокол, возвещая приближение поезда. Из вагона с любопытством выглядывают пассажиры: морская свинка, собаки, куры, барсуки, муравьед, журавль, павлин. И юные зрители, и взрослые узнают их, и со всех сторон навстречу веселому поезду несутся звонкие голоса привета. Впрочем, пожалуй, с большим, чем ребята, удовольствием взрослые аплодируют обезьяне-машинисту, водяной крысе-стрелочнику, носухе-телеграфистке. Вот к платформе приближается багажный вагон. Разгрузка вагона сопровождается бичующим комментарием: гнилые шпалы – инженерам, рваные штаны с вывернутыми пустыми карманами – министру финансов и др. Публицистическая меткость, смелость высказывания – особенности творчества выдающихся клоунов, составившие традицию русской и советской клоунады.

У Никитиных работал замечательный клоун и акробат Виталий Лазаренко. Большим успехом у публики пользовались его выступления. Он соединил сатирические номера клоунады с акробатикой.

Уже в начале 90-х годов рост цирка братьев Никитиных настолько определился, что именно их пригласили играть в 1896 году на народных праздниках по случаю священного коронования Николая 2. На Ходынском поле цирк Никитиных занял громадный ипподром для конских ристалищ с двумя цирковыми аренами и высокой мачтой для акробатов и, согласно официальным источникам, для «45 отдельных номеров, исполненных при участии 100 артистов и 100 лошадей».

Популярными в русском цирке, наряду с Дуровыми и Лазаренко, были клоуны Альперовы, братья Таити, Бим-Бом. Успешно выступали на манежах страны русские артисты во всех жанрах. Среди них были широко известны канатоходец Ф. Ф. Молодцов, конники разных профилей: семья Гамсахурдия, П. С. Крутиков, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, П. А. Федосеевский; атлеты и борцы: И. М. Поддубный, И. М. Заикин, Н. А. Вахтуров, П. Ф. Крылов, И. В. Шемякин, выходившие победителями из соревнований с прославленными чемпионами мира и Европы; акробаты Винкины; велофигуристы Подрезовы (по сцене Польди); жонглеры К. и М. Пащенко, жонглер на лошади Н. А. Никитин и другие .

Отличительной особенностью этого периода было в том, что цирки принадлежали частным хозяевам – антрепренерам, многие из которых не имели никакого отношения к искусству. Художественное руководство осуществляли директора и шпрехшталмейстеры. Режиссеров в цирках почти не было, поэтому популярность и, как следствие, доходность цирков практически целиком зависела от таланта и творческих находок артистов, и многие из них действительно были в состоянии поддерживать высокий художественный уровень циркового искусства.



Обычно цирк ассоциируется с характерным круглым шатром, в котором разыгрываются красочные развлекательные представления, включающие элементы циркового искусства — например, эквилибристику и акробатические номера, жонглирование, танцы, выступления клоунов или дрессированных животных. Однако цирк не всегда выглядел так, как сегодня, а его история уходит корнями в древность. В Древнем Китае цирковое искусство было представлено выступлениями акробатов, сохранявшими равновесие при исполнении сложных упражнений: в китайском цирке не было номеров с участием животных. В свою очередь, древнеримские цирки — монументальные сооружения для нескольких тысяч зрителей — были прежде всего местами соревнований конных повозок. Позднее, после изобретения складного циркового шатра, появились передвижные цирковые труппы. В наши дни в цирке, кроме классических номеров, можно увидеть также разнообразные спецэффекты — не только известные на протяжении веков пиротехнические фокусы, но и управляемые посредством компьютера.

Circus Maximus.
В Риме цирк был открытым сооружением с ареной, окружённой многоярусными трибунами. Зрителям показывали захватывающие акробатические трюки, танцы, сражения, верховую езду, в частности гонки на колесницах. Слово «цирк» (лат. circus — круглый) появилось потому, что здания строились в форме, близкой к окружности, чтобы в них можно было расположить беговую дорожку. Подобные зрелища в древности пользовались большой популярностью: в самом большом цирке — римском Circus Maximus — размещалось 250000 зрителей, в несколько раз больше, чем в Колизее.

Цирковые шатры.
Цирк в привычном нам виде появился только в XVIII в. Первый стационарный цирк, где регулярно проходили выступления артистов и дрессированных животных, был построен в 1772 году англичанином Ф. Астлеем в Великобритании. Вскоре — после того, как был сконструирован складной шатёр в форме конуса или эллипса, названный шапито — начала развиваться традиция странствующего цирка. А французское слово шапито стали употреблять для названия самого странствующего цирка, путешествовавшего с выступлениями из города в город.

Волшебство тела.
Цирковое искусство намного старше, чем собиравшие тысячи зрителей римские зрелища. Впервые (3500 лет до н.э.) оно появилось в Китае. Китайские циркачи демонстрировали в основном эквилибристику, акробатические и гимнастические номера, а также жонглирование. Именно этими номерами китайцы знамениты и по сей день. Китайский цирк — зрелище, в котором артисты демонстрируют немыслимую гибкость тела. Однако в китайском цирке не бывает дрессированных животных.

Цирковые парады.
Приезд цирка был важным и заранее ожидаемым событием. Чтобы сообщить о своём прибытии, циркачи часто организовывали парады, в которых принимали участие ярко украшенные животные, атлеты с мощными фигурами, тянущие за собой гружёные телеги, а также акробаты на ходулях и пожиратели огня. Парадное шествие замыкали характерные цирковые фургоны, в которых путешествовали странствующие артисты.

Бродячие артисты.
В Европе цирковое искусство расцвело в средние века, когда появились странствующие циркачи и артисты. Их выступления проходили на больших аренах, в шатрах или просто на городских улицах во время ярмарок и народных гуляний. Особенный восторг публики вызывали канатоходцы, исполняющие опасные номера, удерживая равновесие на канате, натянутом прямо над улицей между крышами домов. В странствующих труппах были также жонглёры, пожиратели огня, мимы и комедианты.

Клоуны.
Современный цирк — прежде всего развлечение, поэтому его обязательным элементом является выступление клоунов. Любимцы детей — ярко раскрашенные актёры в огромных башмаках с искусственными красными носами призваны смешить зрителей. Это нелегко, и зачастую требует разнообразных талантов — актёрских, музыкальных и гимнастических. Наиболее популярные представители этой группы циркачей — акробаты, мимы — «рыжие» и «белые», чьи образы произошли от традиционных комедийных персонажей — Арлекина и Пьеро.

Опасная работа.
Эквилибристка и акробатические номера требуют необычайного умения, которое приходит лишь в результате многолетних тренировок, как, например, в акробатических трюках на трапециях под куполом цирка, изобретенных во Франции в середине XIX в. Для этого необходимо точное чувство времени, ловкость, сила и гибкость тела. Не менее трудными номерами являются езда на одноколёсном велосипеде, требующая исключительного чувства равновесия, а также метание ножей в цель. Каждое неверно выполненное движение связано с огромным риском и может угрожать жизни артиста.

Дрессированные животные.
В большинстве цирков мира выступления дрессированных животных давно стали классическими номерами. В программу могут входить выступления катающихся на велосипедах собачек, жонглирующих мячами тюленей, а также верховая езда. Особенно популярны номера с участием опасных животных — например, медведей, львов, тигров и слонов. Зрелище дрессировщика, вкладывающего голову в пасть льва, заставляет замирать сердце, но настолько же захватывающим может быть вид огромных слонов, стоящих на двух ногах как маленькие собачки.

Знаете ли вы, что:

  • В былые времена зрителей очень привлекали выступления пожирателей огня.
  • Под огромным цирковым шатром находятся места для зрителей и оркестра, а также арена для артистов.
  • Помимо обычного цирка, существуют также «Цирк на воде» и «Цирк на льду», в котором циркачи исполняют трюки в воде и на коньках.
  • Автомобили, на которых циркачи переезжают из города в город, обычно покрыты цветными рекламами.
  • Одним из самых известных клоунов был Грок (1882-1959). Свою карьеру он начал, выступая в цирках и кабаре вместе с отцом. Грок выступал по всему миру и амплуа печального клоуна, борющегося со злобными неодушевлёнными предметами, снялся в нескольких фильмах и написал несколько автобиографических книг.
  • Многие считают, что показывать дрессированных животных — жестоко. Чтобы животные — например, львы — стали послушными, безопасными и выполняли приказы человека, их приходится годами обучать самыми безжалостными методами. Часто животных содержат в несоответствующих условиях, например, в слишком маленьких клетках, где они лишены возможности свободно двигаться и играть. Поэтому некоторые современные цирки возвращаются к китайским формам развлечений — без выступлений животных, только с фантастическими номерами великолепно обученных людей.