Средневековые сады. Сады средневековой европы Растения садов монастыря святого галла

Первооснова и образец всех садов, согласно христианским представлениям, - рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями. Этот первоначальный рай окружен оградой, за которую бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная "значимая" особенность райского сада - его огражденность; о саде чаще всего говорится "hortus conclusus" ("сад огражденный"). Следующей непременной и характернейшей чертой рая было в представлениях всех времен наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу, осязанию - всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением, равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. д.

Средневековье видело в искусстве второе "откровение", обнаруживающее в мире мудрость, гармонию, ритм. Эта концепция красоты мироустройства выражена в ряде письменных произведений средних веков - у Эригены, в "Шестодневах" Василия Великого и Иоанна Экзарха Болгарского и мн. др.

Все в мире имело в той или иной мере многозначный символический или аллегорический смысл, сад же - это микромир, подобно тому, как микромиром являлись и многие книги. Поэтому сад часто в средние века уподобляется книге, а книги (особенно сборники) часто называются "садами": "Вертоградами", "Лимонисами", или "Лимонариями", "Садами заключенными" и пр. Сад следует читать как книгу, извлекая из него пользу и наставление. Книги носили названия также "Пчел" - название, опять-таки связанное с садом, ибо пчела собирает свой мед в саду.

Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви. Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно (что имело символическое значение) на четыре квадратные части. В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом - символом чистоты веры, неиссякаемой благодати и т. д. Часто устраивался и небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно и небольшие деревья - фруктовые или декоративные и цветы.

Однако хозяйственные фруктовые сады, аптекарские огороды и огороды для кухни устраивались обычно за пределами монастырских стен. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское кладбище. Аптекарский же огород располагался вблизи монастырской больницы или богадельни. В аптекарском огороде выращивались и растения, которые могли служить красителями для раскрашивания инициалов и миниатюр рукописей. И целебные свойства травы определялись главным образом символическим значением того или иного растения.

Свидетельством того, насколько большое внимание уделялось в средние века садам и цветам, служит рескрипт 1812 г., которым Карл Великий распорядился о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт содержал список около шестидесяти названий цветов и декоративных растений. Этот список переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы. Сады культивировались даже нищенствующими орденами. Францисканцы, например, до 1237 г. по своему уставу не имели права владеть землей, за исключением участка при монастыре, который нельзя было использовать иначе, как под сад. Другие монашеские ордена специально занимались садоводством и огородничеством и славились этим. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства, христианских добродетелях.

Особый характер носили сады в замках. Они находились обычно под особым наблюдением хозяйки замка и служили маленьким оазисом спокойствия среди шумной и густой толпы обитателей замка, наполнявшей его дворы. Здесь же выращивались как лекарственные травы, так и ядовитые, травы для украшений и имевшие символическое значение. Особое внимание уделялось душистым травам. Их душистость отвечала представлениям о рае, услаждающем все чувства человека, но другой причиной их культивирования было то, что замки и города, вследствие низких санитарных условий, были полны дурных запахов. В средневековых монастырских садах сажались декоративные цветы и кусты, особенно вывезенные крестоносцами с Ближнего Востока розы. Иногда здесь росли деревья - липы, дубы. Вблизи оборонительных укреплений замка устраивались "луга цветов" - для турниров и светских забав. "Розовый сад" и "луг цветов" - один из мотивов средневековой живописи XV-XVI вв.; мадонна с младенцем чаще всего изображалась на фоне сада.

Библиотека швейцарского монастыря Ст. Галл в 1983 году была занесена в список памятников Юнеско. Здесь хранится около 2000 средневековых манускриптов, но побудил включить библиотеку в список Юнеско лишь один из них - самый ранний из сохранившихся до наших дней план средневекового монастрыря. Вот он:

Созданный в 819-826 годах, уникальный план отлично сохранился до наших дней. Его предназначение до сих пор остается загадкой. Как предполагают специалисты, скорее всего, он был не фиксацией реального положения вещей в монастыре, а некоей идеальной моделью для подражания. На план нанесены 333 надписи, позволяющие детально идентифицировать все части монастрыря: собор, сад, школу, службы и т.д.



На этой копии плана отмечены все "садовые" части монастыря:
X - огород, "под" которым находится дом садовника, Y - плодовый сад совмещенный с кладбищем, Z - сад лекарственых растений.
Благодаря надписям мы можем узнать, что росло в каждом из них.
В саде лекарственных растений - шалфей, кресс водяной, рута, тмин, ирис, любисток, мята болотная, фенхель, горох, марсилия, costo (?), fenegreca (?), розмарин, мята, лилии и розы.
В плодовом саду - яблоки, груши, сливы, омела, лавр, каштан, инжир, айва, персики, фундук, amendelarius (?), шелковица и грецкий орех.
В огроженном аркадой дворике, примыкающем к собору (cloister), разделенном дорожками на четыре части, рос можжевельник.

А на этом замечательном сайте http://www.stgallplan.org/en/index.html можно разглядеть самые мельчайшие детали плана и прочитать (воспользовавшись расшифровкой и английским переводом) все 333 надписи! Ну и конечно, узнать много другого о плане монастрыря святого Галла.

После падения Римской империи в течение многих веков доминирующую роль в европейском обществе вместо культуры светской стала играть церковная. Центрами просвещения стали монастыри: там находились библиотеки, больницы, школы; при монастырях для хозяйственных нужд разбивались небольшие по площади сады.

Римская традиция общедоступных парков для горожан была забыта. Монахи, работавшие в саду, в первую очередь руководствовались не эстетическими соображениями, а практической пользой. В монастырских садах выращивали пряные травы, овощи и фрукты — по сути, это были огороды, снабжавшие обители пищей. Обычно огороды располагались за монастырской оградой. Были также аптекарские огороды – там растили лекарственные растения, их устраивали вблизи больницы или богадельни при монастыре. Во многих случаях, при низком уровне развития медицины тех лет, целебные свойства растения определялись приписываемым ему символическим значением, а не врачебной практикой. Там же культивировали растения, дающие яркие красители (некоторые из них были даже ядовитыми): до изобретения книгопечатания книги писали от руки ученые монахи, и природные краски нужны были для оформления колонтитулов, иллюстраций и заглавных букв в рукописи.

Но вместе с тем первооснова самой идеи сада никогда не забывалась – это Эдем, райский сад, созданный Богом, прекрасный, полный растений, птиц и животных, изобилующий всем, что нужно было человеку. После грехопадения Адам и Ева были изгнаны из райского сада. Поэтому любая попытка человека устроить сад на земле трактовалась как своего рода «возвращение в Эдем», стремление руками человека воплотить рай на земле. Так, фруктовый сад трактовался как символ рая и должен был напоминать монашествующей братии о христианских добродетелях.

Узкие дорожки крестообразно делили сад на четыре части – эта деталь, конечно, имела символическое значение. На перекрестке в центре располагался колодец, водоем, может быть, был и фонтанчик, для питьевой воды и полива растений. Источник воды имел значение символа чистоты христианской веры. Росли там декоративные растения и фруктовые деревья, и, конечно же, цветы. Если в саду было место для пруда, там разводили рыбу для поста. Привезенные в Европу во время крестовых походов экзотические растения, особенно розы, завоевали большую популярность. Часто с розой отождествлялась Мадонна, также символом Богоматери была лилия. Каждое растение в саду имело символическое значение.

Все монашеские ордена, даже нищенствующие, как францисканцы, которым долгое время уставом было запрещено иметь землю в собственности, кроме небольшого огорода, культивировали сады. Многие монастыри прославились и памятны до сих пор именно своими садами и огородами.

Короли и знать в Средние века тоже уделяли немалое внимание садоводству: сохранился указ Карла Великого, касавшийся цветов, которые нужно было посадить в его садах, перечень включал порядка шести десятков названий. Сеньоры устраивали сады при замках, забота о саде была одной из главных обязанностей хозяйки замка. За оградой, рядом с оборонительными стенами устраивали «луга цветов» для рыцарских турниров и забав знати.

Замковые сады в те годы устраивались по тем же принципам, что и монастырские. Большое значение имела культивация пряных трав: это был, во-первых, один из немногих способов разнообразить довольно скудную даже в богатых домах средневековую кухню, во-вторых, пряные ароматные растения издавали приятный запах. Райские сады, воссозданные человеком на земле, давали пищу всем пяти чувствам. Деревья — яблони, сливы, абрикосы, вишни питали вкус. Цветы – радовали глаз, пряности – обоняние, птицы, жившие в садах, своим пением очаровывали слух. Можно с гордостью признать, что славная средневековая традиция садоводства продолжается в наши дни на каждом российском дачном участке.

Эпоха античности с ее архитектурой, искус­ством, науками завершила свое существование в конце 4 в. Пришло новое время – эпоха фео­дализма, или период средневековья (5–15 вв.).

В эпоху средневековья происходят формиро­вание европейских государств, постоянные меж­доусобные войны, восстания. Именно в это вре­мя утвердилось христианство. Рабство сменилось феодальным строем.

История архитектуры средневековья под­разделяется на три периода:

1) раннесредневековый (4–9 вв.);

2) романский (10–12 вв.);

3) готический (конец 12–14 в).

Архитектура, искусство, особенно паркостроение, очень уязвимы и требуют для своего суще­ствования мирной обстановки, поэтому в услови­ях волнений в мире, особенно в Европе, приостанавливается развитие и садово-паркового искусства. Размеры садов рез­ко уменьшаются, появляются внутренние сады в пределах монастырей и при замках, там, где им как

-

то гарантирована безопасность от разгрома. Именно внутрен­ний сад стал единственным связующим звеном между жителем города и природой.

Во внутреннем саду выращивали декора­тивные и плодовые насаждения, а также лекар­ственные травы. Деревья росли ровными ря­дами и в основном местного происхождения, встречались и экзоты.

Фруктовые сады по периметру окружали для защиты лиственными породами (липа, ясень, тополь).

Прообразом современных цветников были ре­гулярные грядки с лекарственными и декоратив­ными растениями: маль­ва, полынь, шалфей, чай, мак, богородская трава, рута и т. п. Формирование грядок было в форме призм. Откосы их укреплялись дерном, жердями или плетнями из лозы.

В средневековье появляются следующие ос­новные типы садово-парковых объектов:

- монастырские сады;

- сады при замках;

- университетские сады;

Первые ботанические сады при академичес­ких центрах.

В монас­тырских садах часто две крестообразные пересекающиеся дорожки делили их на четыре час­ти. В центре пересечения устанавливался крест или высаживался розовый куст в память о муче­нической смерти Христа. Сады при монастырях имели утилитарное назначение. Эстетические вопросы обычно отодвигались на второй план.

Замкнутый дворик внутри монастыря, где выращивались декоративные ра­стения, назывался клуатром.

Сады при замках служили для отдыха и встреч, устраивались с декоративными элемен­тами и небольшого размера.

Небольшие внутренние садовые терри­тории привели к возникновению нового приема – лабиринта участок из специально запутанных садовых дорожек, разде­ленных стриженой зеленью (рисунок 4). Он вписывал­ся в какую-нибудь геометрическую форму, обыч­но квадрат или шестиугольник.

Прием позаимствован у строителей храмов, которые выкладывали мозаичный рисунок на полу, подводящий сложными путями, наподобие лабиринтовых троп, к центру зала. Проползая по такому узору на коленях, богомольцы представ­ляли себе, что совершают далекое паломниче­ство. Впоследствии именно эту идею перенесли в сад.

Позднее средневековье характеризуется раз­витием науки, и открытием пер­вых университетов (в Париже, Оксфорде и т. п.). Достигли

Высокого уровня развития ботаника и садоводство. Стали появляться первые бота­нические сады , открытые для широкой публики уже в эпоху Возрождения.

Рисунок 4 – Пример лабиринта (фото с гравюры)

Итак, особенности садово-паркового искус­ства Средневековья в центральной Европе следующие:

Простота и геометричность планировки внутренних садов;

Разработка нового приема – лабиринта;

Появление зачатков ботанических садов и подготовка их открытия для широкой публики к первой половине 15 в.

Испано-мавританские (арабские) сады

Важную роль в развитии мирового ландшафт­ного искусства сыграло образование в 7 в. Арабского Халифата, объединившего завоеванные земли Па­лестины, Сирии, Ирана, Египта, Ирака и Испании.

Социальные условия. Мусульманское искусство Востока отличает­ся величественной монументальностью, схема­тизмом и абстрактностью.

В ранний период развития исламского зодче­ства помещения мечетей, духовных учебных за­ведений и других сооружений группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями. Самыми известными шедеврами ландшафтного искусства, дошедшими

до наших дней, являются сады в Испании.

Арабы применили опыт Египта, Рима, по устройству ирригационных сооружений и создали мощную гидротехническую сис­тему, где использовали таяние снегов на горных вершинах, превращая безводную Ис­панию в цветущий край.

В Испании сформировался новый тип сада – испано-мавритан-ский (патио).

Он напоминает сад средневекового монастыря и атриумно-перистильный сад Древнего Рима. Па­тио был небольших размеров – от 200 до 1200 м2, окружен стенами дома или высокой каменной оградой и представлял собой продолжение поме­щений под открытым небом. План его отличался строгой регулярностью. Главными декоративны­ми элементами являлись бассейны, каналы, ми­ниатюрные фонтанчики. Уделялось большое вни­мание мощению, в связи с жарким климатом Испании, который не позволял применять газон. Мощение в патио было двухцветным, организо­вано речной или морской галькой. Использовалась майолика (цветные изразцы). Ею выкладывались дно и края водоемов, облицовывались подпорные стенки и скамьи. Основные цвета – голубой, зе­леный, желтый, как бы смягчающие зной.

Природные условия. Климат жаркий и засушливый, что заставля­ло прибегать к ирригации. Частые суховеи, пе­сок, пыль дали основание для возведения вокруг мощных стен.

Растительность. Предпочтение отдавалось вечнозеленым по­родам (самшит, мирт), которые образовывали стриженые изгороди или бордюры. Выращивали туи, лавры, олеандры, миндаль, апельсиновые и манда­риновые деревья, кипарисы. Стены зданий холодных тонов служили хорошим фоном для лимонных деревьев и жасмина.

Цветы не играли решающей роли в озеленении. В основ­ном их ценили за ароматичность. Особенно по­пулярны были роза и жасмин. Широко приме­нялись глицинии, магнолии, столетники, ирисы, нарциссы, мальвы.

Вода и ее значение. Рай отождествляется с идеальным садом и изо­билием в нем воды. Она обычно достигала кром­ки водоема и даже переливалась через нее. Пра­вильная форма емкости с водой в центре сада или на пересечении дорожек символизировала ста­бильность.

Местоположение сада всегда выбиралось с учетом источника воды.

Фонтаны изначально использовались в каче­стве фильтров – для очищения воды от личи­нок насекомых, но далее, когда оценили измен­чивость струящейся воды, стали применять их для наслаждения глаз, а шум – «как музыку для слуха».

Водные устройства испано-мавританских садов делятся на типы:

- каналы,

- узкие потоки-полосы,

- бассейны,

- фонтаны .

Специфические черты садов этого времени заключаются в:

Композиционной взаимосвязи архитекту­ры здания и садов;

Отсутствии общего осевого построе­ния.

Интерьер слит с двориками настолько, что не всегда ощущается, находится ли посетитель внут­ри или снаружи. Достигается это тем, что переход из дома в сад оформлялся арками, а садики с интерьерами декорировали оди­наковыми растениями.

  • «

1. Сады арабов в Испании.

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое суще­ствование, уступив место новой эпо­хе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие ме­жду падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними ве­ками, или эпохой средневековья. Это было время формирования ев­ропейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства. «Но одновременно в этих муках ро­ждалось новое человеческое обще­ство. В войнах и восстаниях, голоде и эпидемиях происходило уничтоже­ние рабства, смена его феодальным строем».

В истории архитектуры средневе­ковье делят на три периода: ранне-средневековый (IV-IX вв.), роман­ский (X-XII вв.), готический (ко­нец XII-XIV вв.). Смена архитек­турных стилей существенно не отра­жается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искус­ство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более дру­гих требующее для своего существо­вания мирной обстановки, приоста­навливает свое развитие. Оно суще­ствует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на тер­риториях, относительно защищенных от разрушения.

Монастырские сады. В них выра­щивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планиров­ка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекаю­щиеся дорожки делили сад на четы­ре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Хри­ста, устанавливался крест или выса­живался куст роз.

Сады при замках устраивали внут­ри их территории. Они были неболь­шими и замкнутыми. Здесь выращи­вали цветы, имелся источник - ко­лодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном,- прием, получивший широкое распро­странение в парках.

Сад-лабиринт - прием, сформи­ровавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными пу­тями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкла­дывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разде­лялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты полу­чили широкое распространение в ре­гулярных и даже пейзажных парках. В России такой лабиринт был в Лет­нем саду (не сохранился), регуляр­ной части Павловского парка (вос­становлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетен­ных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).



Позднее средневековье характери­зуется открытием первых универси­тетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические са­ды (Аахен, Венеция и др.).

Сады арабов в Испании

В VIII в. арабы (мавры) обосно­вались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь почти семь веков. Толедо стал крупным центром обра­зования, а Кордова - самым циви­лизованным городом Европы.

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных со­оружений, арабы сумели использо­вать таяние снегов на горных верши­нах и создали мощную гидротехни­ческую систему, превратив безвод­ную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип са­да - испано-мавританский. Это не­большой дворик (200-1200 м 2) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или огра­дой, представляет собой продолже­ние парадных и жилых покоев под открытым небом.

Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650X200 м) и Генералифе (пло­щадь 80Х 100 м).

В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орна­ментом. В центре находится бассейн (7X45 м), вытянутый по длинной оси и обрамленный рядами стриже­ного мирта. Главным эффектом яв­ляется отражение аркады башни в воде бассейна. Двор львов (28Х X19 м) также окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно перпендикулярными каналами, в центре которых находится фонтан из двух алебастровых ваз, поддер­живаемых 12 черными мраморными львами.

Имеется также Двор королевы, украшенный фонтаном, 4 кипариса­ми по углам, а главное - сложным орнаментом покрытия, в рисунок ко­торого вплетены и бассейн, и места посадки кипарисов.

Ансамбль Генералиф - летняя ре­зиденция халифов, расположена вы­ше Альгамбры на 100 м. Это комп­лекс изолированных садов-патио на террасах. Наиболее известен двор с каналом. Он вытянут и окружен аркадой, по центру проложен узкий 40-метровый канал, украшенный дву­мя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

В целом традиции испано-маври­танского сада характеризуются сле­дующими чертами: простота плани­ровки и индивидуальность решения. Планировка регулярная, обусловле­на геометрическим планом патио. Сад имеет композиционный центр, чаще всего это бассейн. Вход в сад часто размещается не по центру, а сбоку, тем самым нарушается симметрия, обогащается общая картина сада.

Связь между внутренним замкну­тым пространством сада и открыты­ми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.

Вода - основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то сте­кает по каналам, сделанным %в пери­лах лестниц, то узкой полосой про­низывает плоскость сада, то растека­ется обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослежи­вается стремление показать ценность каждой ее капли.

Растительность используется та­ким образом, чтобы продемонстри­ровать индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые де­ревья, жасмин, миндаль, олеандр, ро­зы высаживали свободно. Как архи­тектурный элемент стрижка приме­нялась редко.

Жаркий климат не позволял ис­пользовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась деко­ративным мощением.

В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цвето­вой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цвет­ных покрытий. Декоративное моще­ние - один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Ос­новные цвета - голубой, желтый, зе­леный.

Таким образом сформировался испано-мавританский стиль с комп­лексом своих приемов, соответствую­щих требованиям времени, природы, национальным традициям.