Правильная посадка детей за столом. Правильная посадка за партой для начальной школы. Правильное рассаживание учащихся

О том, как правильно сидеть за столом, должны помнить и взрослые, и дети. В случае ребенка, неправильная посадка может привести к искривлению позвоночника и другим серьезным последствиям. Стоит помнить, что для формирующегося организма находиться в неудобном положении длительное время – большой стресс. Но и для взрослых большинство ежедневных неудобств связано с неправильной посадкой за рабочим столом. Так, постоянные боли в спине и шее, головная боль и зрительное перенапряжение могут быть связаны со слишком высоким столом или неудобной спинкой стула.

Почему родителям необходимо следить за правильной посадкой ребенка? При постоянном искривленном положении быстро устают мышцы, появляются боли в позвоночнике, возможно развитие сколиоза. Искривление позвоночника – само по себе серьезная проблема, но также стоит знать, что у детей с этим заболеванием чаще развиваются бронхит, гастрит и пневмония. При нарушениях осанки могут беспокоить запоры и вздутие живота.

что подразумевает правильное положение за рабочим столом?

Стоит учитывать правило 3-х углов: колени под столом должны образовывать один прямой угол, бедра и спина – 2-й, а руки с согнутым локтем – 3-й угол.

  • Ноги должны твердо стоять на полу (можно использовать маленькую подставку). Колени, как мы уже говорили, согнуты под прямым углом.
  • Спина должна полностью быть прямой и полностью опираться о спинку стула.
  • Следите за тем, чтобы ребенок не опирался грудью о край стола.
  • Локти не должны задираться слишком высоко, для этого необходимо выбрать стол подходящей высоты.
  • Стул должен регулироваться по высоте, в обратном случае для с растущего ребенка вам придется ежегодно покупать стул по высоте.

Какой высоты должны быть стол и стул?

При росте 110-119 см высота стола должна быть 52 см, высота стула – 32 см;

При росте 120-129 см высота стола должна быть 57 см, высота стула – 35 см;

При росте 130-139 см высота стола должна быть 62 см, высота стула – 38 см.

Если у вас есть возможность купить усовершенствованную модель рабочего детского стола с наклонной столешницей, это будет большим преимуществом. Дело в том, что для рисовать ребенку удобнее всего под углом приблизительно до 5°, примерный угол для письма - 15° и для чтения около 30°. Если для этих действий ребенка можно менять положение столешницы, шея и спина будут находиться в покое, а значит, исключаются лишние нагрузки на организм.

Ребёнок - школьник много времени проводит за партой. Правильная посадка за партой - залог правильного развития позвоночника, мышц спины и многих внутренних органов.

Ребёнок находится за письменным столом на протяжении всего дня. Конечно, есть время перерывов и пауз, но общий период сидения достаточно длителен. Искривления позвоночника - процесс, который развивается быстро. Влияние такого нарушения на состояние других внутренних органов очень велико. Искривление позвоночника способно провоцировать нарушения в работе дыхательной и пищеварительной систем. У таких детей чаще диагностируют астму, бронхиты, воспаления лёгких, гастриты, запоры и колики. Центральная нервная система также подвергается изменениям. У детей с искривлениями осанки наблюдается невнимательность и проблемы с памятью.

Как правильно сидеть за партой?

Правильная осанка школьника является гарантией того, что нагрузка на позвоночник будет распределена должным образом. Это, в свою очередь, предотвращает развитие искривления. Если ребёнок располагается за партой в правильном положении, наблюдается повышенная работоспособность, сосредоточенность и концентрация мозговой деятельности.
Расположение ребёнка за столом должно быть таким:

  • Колени образуют прямой угол.
  • Спина и бёдра расположены под прямым углом.
  • Локти располагаются на столе.
  • Стопы должны опираться о подставку для ног или о пол.
  • Спинка стула оснащена выступом, который необходим для поясницы.
  • Положение спины - ровное, но без напряжения.
  • Стул должен подходить школьнику по росту.
  • Наклонять шею к столу нельзя. Она должна оставаться прямой.
  • Спина и спинка стула обязаны соприкасаться.

Необходимо учитывать, что правильная осанка и организация рабочего угла ребёнка - понятия взаимосвязанные. Нельзя приобрести один комплект мебели на все учебные годы. Необходимо, чтобы предметы мебели изменялись по мере роста ребёнка. Допустимо использование мебели с возможностью регулирования различных характеристик: высоты, угла наклона и т.д. Также родителям стоит учитывать, что слишком светлая мебель будет отражать солнечные лучи. В то время как тёмная мебель способствует поглощению большого количества света. Оба варианта неприемлемы, потому что провоцируют скорую утомляемость глаз. Лучшим вариантом считается мебель, цвет которой максимально приближен к натуральному дереву.
Соотношение роста ребёнка и высоты стола, стула:

  • Если рост школьника от 110 до 119 см, то стол в высоту составляет - 52 см, высота стула - 32 см.
  • Когда ребёнок 120 - 129 см, высота стола - 57 см, стул - не выше 35 см.
  • Ребёнок составляет 130 -139 см, оптимальной высотой стола в этом случае будет - 62 см, подходящий стул - 38 см.

Добросовестные родители не должны упускать из виду, что спортивные занятия - это необходимая профилактика нарушений осанки. Регулярные занятия позволят мышцам спины и живота находится в правильном положении. У ребёнка с начальных классов важно формировать сознательный контроль за положением собственного тела при занятиях за столом дома или партой в школе.

Уже с самых первых дней занятий, будь то развивающие книжки или тетрадки, важно, чтобы ребенок сидел правильно. Это сформирует правильную осанку, грамотно распределит нагрузку на спину и позвоночник, плечи и шеи. Ребенок не будет сутулым и избежит проблем со здоровьем мышц в дальнейшем.

Кроме того, важно правильно организовать рабочее место, чтобы малышу было комфортно заниматься и легко концентрироваться. Давайте рассмотрим подробнее, как должен сидеть ребенок за письменным столом. И узнаем, как правильно организовать пространство для занятий детей.

Зачем следить за осанкой

Родителям важно внимательно и постоянно следить за осанкой ребенка с первых дней занятий за письменным столом. Ведь нарушение осанки, сколиоз и другие заболевания позвоночника возникают именно в раннем детстве. Повышенные нагрузки на позвоночник усиливают усталость и утомляемость. Малыш становится рассеянным, менее сконцентрированным и внимательным, хуже усваивает новый материал.

Важно научить ребёнка, как правильно сидеть за рабочим столом. И тогда за школьной партой, когда большую часть времени дети проводят в сидячем положении, он самостоятельно сможет контролировать положение спины. А дома важно, чтобы учебное место было оборудовано комфортно с учетом физиологических особенностей малыша. Важно правильно подобрать по высоте стул и стол.

Если ребенок сидит неправильно, постепенно формируется искривление позвоночника, и нарушается кровообращение. Он быстрее устает и становится невнимательным. В спине появляются боли и дискомфорт. И чем старше малыш, тем труднее исправить проблему.

Помимо прочего, согласно статистике детки с нарушенной осанкой или искривленным позвоночником чаще болеют гастритом, пневмонией и бронхитом, страдают запорами и метеоризмом. Поэтому важно своевременно научить ребенка правильно сидеть за столом.

Как организовать рабочее место для ребенка

Правильно организованное и подобранное рабочее пространство – залог комфортной и успешной учебы, хорошей осанки и здорового позвоночника. Выбирайте мебель, которая станет “расти” вместе с ребенком. Важно, чтобы можно было регулировать и подстраивать высоту стола и стула. При выборе мебели возьмите ребенка с собой в магазин, чтобы он мог опробовать и “примерить” мебельный комплект.

Комфортное и достаточное освещение – главный принцип успешной работы и здоровья глаз. Желательно поставить стол рядом с окном, чтобы на рабочую поверхность попадал естественный свет. Но и позаботьтесь о качественном искусственном освещении.

Свет не должен быть тусклым, но и не должен слепить. Подходящим вариантом станет регулируемая лампа, которую крепят к столешнице. Отлично, если при этом она может перемещаться по поверхности.

Для правшей свет должен падать слева, а для левшей – справа. В первое время следите за малышом. Он легко может забыть включить свет, когда стемнеет, увлекшись очередным заданием. А во время работы следите, чтобы на рабочей поверхности лежали только необходимые вещи. Посторонние предметы станут отвлекать ребенка.

Для книг и тетрадей, канцелярских и творческих принадлежностей обязательно нужно предоставить достаточно места. Это могут быть полки, шкафчик и специальные коробки. Если ребенку некуда будет складывать эти вещи, они просто будут валяться на столе или в других неподходящих местах.

Место для обучения обязательно должно быть отделено от игрового помещения и места для приема еды. Важно, чтобы ребенок понимал, что здесь он учится, а не играет и кушает. Для совсем крох и малышей, которые только начинают заниматься подходящим вариантом станет компактный стол и стульчик или парта. Для дошкольника и школьника приобретаем уже более основательную мебель.

Какой письменный стол и стул выбрать

Настоящий письменный стол – регулируемый и универсальный конструктор, который растет вместе с ребенком, легко превращается в компьютерный стол и предоставляет рабочую поверхность для письма, чтения или рисования. Здесь должно быть достаточное количество различных полочек и ящиков, тумбочек и стеллажей. При этом мебель не должна занимать много места, чтобы легко разместиться в детской комнате.

Чтобы проверить, подходит ли стол и стул ребенку по высоте, посадите малыша за него. Когда локоть опущенной прямой руки находится ниже рабочей поверхности на пять-шесть сантиметров, высота мебели подходит. Высоту стула и стола определяют в зависимости от роста ребенка:

Обратите внимание и на цвет рабочей поверхности. Подходящим вариантом станут спокойные, светлые и нейтральные оттенки. Это бежевый и серый, теплое молоко и орех, фисташковый, нежный салатовый и натуральное дерево.

Слишком темная расцветка поглощает солнечный свет, а также может отрицательно повлиять на настроение. А яркие цвета перевозбуждают нервную систему. Кроме того, они отражают свет от лампы или солнца, что утомляет глаза.

Выбирайте стол, столешницу которого можно регулировать по наклону. Это важно, чтобы ребенок не сутулился в процессе занятий. Так, для рисования рекомендуется угол в 5 градусов, для письма – 15, а для чтения – 30. За правильно настроенным столом с позвоночника снимается свыше половины нагрузки.

  • Выбирайте стул, который регулируется по высоте, а стол – по наклону. Сидя за столом, локоть прямой вытянутой руки должен быть примерно на пять сантиметров ниже рабочей поверхности;
  • В сидячем положении грудь должна находится на расстоянии детского кулака от края стола;
  • Нельзя нависать на столом и стараться наклонять голову, как можно меньше;
  • При письме тетрадь правша наклоняет влево, а левша – вправо примерно на 30 градусов. Тогда ребенку не придется поворачивать туловище;
  • Лампа должна располагаться слева у правши, и справа – у левши, чтобы тень пишущей или рисующей руки не падала на тетрадку или альбом;
  • При посадке на стул колени под столом должны образовать один прямой угол, а линия бедер и спина – второй. Ноги при этом должны плотно стоят на полу или маленькой подставке, если это школьная парта;
  • При сидении на стуле спина должна полностью опираться на спинку и находится под прямым углом. Оба локтя должны лежать на поверхности стола;
  • При использовании компьютера расстояние между глазами и монитором должно быть не менее 0,5 метра, при этом взгляд должен падать на экран сверху под углом в 30 градусов. А сам монитор должен располагаться в центре видимости;
  • При работе за компьютером важно делать паузы минимум полчаса. Младшим школьникам нужно вставать и отдыхать каждые полчаса при любой деятельности за учебным столом;
  • Каждые 15-25 минут делайте физминутки, сидя на месте. Для этого потяните руки вверх, подвигайте плечами, повращайте головой, полностью вытяните ноги под партой или столом.


Профилактика искривления позвоночника

Отличной профилактикой нарушения осанки, искривления позвоночника и сколиоза, заболеваний и проблем со спиной станут занятия спортом. Это дисциплинирует, укрепляет мышцы туловища и иммунитет, повышает выносливость и физическое развитие, поддерживает тонус организма. Для укрепления и поддержания позвоночника хорошо подходит гимнастика, йога, общая и оздоровительная физкультура.

Чтобы сохранить осанку, спать нужно на достаточно жестком матрасе и на низкой подушке. Следите, чтобы ребенок вел более активный образ жизни, меньше сидел за компьютером и планшетом, больше гулял, бегал и прыгал. Обязательно отведите малыша в спортивную секцию. Следите за состоянием позвоночника. Если вы заметили какие-то искривления и нарушения, сразу же отведите к специалисту и на лечебную физкультуру. Чем старше ребенок, тем труднее устранить проблему.


ВАЖНО ЗНАТЬ!! - Соблюдение режима дня – правильное чередование видов деятельности (физической и умственной) – основное требование к режиму. Осенью и зимой дети должны быть на воздухе не менее 4 часов. Продолжительность сна у детей: 7-8 лет – 12 часов; 9-12 лет – 8 часов. -Питание должно быть рациональным (употребление молочных продуктов, мяса, рыбы, овощей и фруктов при соблюдении режима питания завтрак, обед, ужин)


ВАЖНО ЗНАТЬ!! -Правильное освещение рабочего места – от него зависит поза человека: свет должен падать слева, расстояние до тетради или книги должно составлять см.· - Одежда и обувь должны быть подобраны по росту и соответственно погоде: Хорошо сидела, была достаточно просторная, не стесняла движений, не затрудняла дыхания.



ВАЖНО ЗНАТЬ!! Мебель должна быть удобной: Сидеть полностью на сидении, спина у спинки стула, Высота стола должна быть на 2-3 см выше руки, согнутой в локте под прямым углом. Осанка и физкультура. Если вы мало двигаетесь, не любите физкультуру, то ваша мускулатура очень слаба, поэтому торчат лопатки, мышцы спины слабые, что приводит к сутулости (вам непроизвольно хочется согнуть спину). Поддерживать спину прямой помогают плавание, лыжи, коньки.








C. Не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сидения и бедром D. Высота стола должна быть выбрана таким образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к переднему краю стола, на каком они находятся когда кисти рук опущены вниз.


E. Спинка стула должна поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток. F. Должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сидения. G. Должно быть предусмотрено свободное пространство между спинкой стула и сидением для обеспечения свободного движения на стуле.








Причины неправильной осанки: - Неравномерная нагрузка – ношение изо дня в день портфеля в одной руке, сумки на одном плече (лучше носить ранец, рюкзак). -Непосильный труд (слишком велик вес предмета при переноске)· -Неправильная поза при стоянии. -Неправильное сидение за столом.


















Правильный наклон тетради влево легче всего устанавливать по линии, начерченной на парте белой краской или обозначенной самоклеящейся лентой. Обратите внимание на рабочее место ученика, пишущего левой рукой: для него линия должна быть наклонена под углом 25° в другом направлении.





С целью сохранения осанки и высокой работоспособности школьника большое значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке.

Во время учебных занятий в классе наиболее целесообразна прямая посадка с легким наклоном корпуса вперед. Расстояние от глаз до тетради (книги) должно быть равно примерно длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами, плечи должны располагаться параллельно краю крышки стола, предплечья и кисти рук - симметрично на столе, туловище отодвинуто на 5-6 см от края стола. Чтобы не сдавливались сосуды подколенной области, глубина сиденья должна быть равна примерно 2/3 - 3/4 длины бедра. Высота сиденья должна быть равна длине голени со стопой плюс 2-3 см на каблук: в этом случае ноги ученика во всех трех суставах (тазобедренном, коленном и голеностопном) согнуты примерно под прямыми углами, что препятствует застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. Сиденье обязательно должно иметь спинку - или сплошную, профилированную, или, минимум, с двумя перекладинами - на уровне поясницы и на уровне лопаток.

Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели росту учащихся. В настоящее время у нас в стране на школьную мебель существуют определенные государственные стандарты (ГОСТ 11015-71 "Столы ученические", ГОСТ 11016-71 "Стулья ученические" и ГОСТ 5994-72 "Парты школьные). По этим стандартам выпускается мебель пяти групп: А, Б, В, Г и Д, имеющая как буквенную, так и цветную маркировку (цветная маркировка в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм наносится на боковых сторонах парты или стола).

За мебелью группы А (маркировка желтого цвет) должны сидеть дети ростом до 130 см; мебель группы Б (маркировка красного цвета) предназначена для школьников ростом от 130 до 144 см. Школьники ростом от 145 до 159 см должны сидеть за мебелью группы В (маркировка голубого цвета), от 160 до 174 см - за мебелью группы Г (маркировка зеленого цвета). Мебель группы Д (маркировка белого цвета) предназначена для учеников ростом 175 см и выше.

Чтобы узнать, мебель, какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина:

порядковый номер буквы = [рост ученика (см) - 100]: 15.

Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) - буква В.

Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:


Группа (буква) стола = высота стола (см):5 - 10.

Группа (буква) стула = высота стула (см):3 - 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В.

Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении и письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сиденья и дифференция. Дистанцией сиденья называется расстояние по горизонтали между обращенным к ученику краем стола и краем сиденья. Правильная посадка достигается так называемой отрицательной дистанцией сиденья, при которой край сиденья заходит за край крышки стола на 3-6 см. При нулевой дистанции сиденья (когда края стола и сиденья находятся на одном перпендикуляре) и особенно при положительной (когда край сиденья отстоит от края стола) ученику приходится сильно подаваться вперед, что увеличивает статическую нагрузку на позные мышцы и приводит к быстрому утомлению. Парты, то есть связанные между собой стол и сиденье устроены так, что при закрытой крышке дистанция сиденья автоматически становится отрицательной (в этом случае, правда, довольно трудно садиться за парту и вставать из-за нее - требуется откинуть крышку, чтобы дистанция сиденья стала положительной). Если же в классе нет парт, а есть не связанные между собой столы и стулья (а такое весьма часто имеет место в настоящее время даже в начальных классах), необходимо, чтобы школьник, усевшись, задвинул стул так, чтобы его край на 3-6 см заходил за край стола. Учителю (особенно в начальных классах) следует добиться автоматизма такой посадки, чтобы она стала для школьника максимально удобной и привычной. Очень важно и дома следить за тем, чтобы школьник работал при отрицательной дистанции сиденья.

Дифференцией называется расстояние по вертикали между обращенным к учащемуся краем стола (парты) и плоскостью сиденья. Понятно, что эта величина - функция двух переменных: она будет большой при нормальной высоте стола, но низком стуле или при слишком высоком столе и нормальном стуле, и наоборот. При большой дифференции ученик вынужден при письме высоко поднимать правое плечо, что может привести к искривлению позвоночника с выпуклостью в правую сторону. При малой дифференции ученик вынужден горбиться, что приводит к быстрому развитию утомления.

Таким образом, правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока (или создать условия для работы, стоя за конторками).

Что касается правил рассаживания учащихся, то основным требованием является соответствие размеров мебели росту школьников. Обычно учащиеся каждого класса относятся не менее чем к 3-4 ростовым группам, и поэтому в каждом классе (особенно это важно для начальных классов) должно быть не менее трех групп мебели. Если возникают затруднения с подбором мебели, лучше посадить школьника за стол (парту) большего, чем требуется, размера, нежели меньшего.

Рассаживая учащихся, нужно принимать во внимание состояние их здоровья, а именно: остроту зрения, слуха и склонность к простудным заболеваниям. Как известно, обычно дети небольшого роста за соответствующими партами усаживаются ближе к доске, более рослые – сзади. В том случае, когда у высокорослого ученика имеются отклонения со стороны зрения (например, близорукость), его желательно переместить ближе к доске, за наружную колонку, естественно, с нужной для него партой. Здесь следует отметить, что если зрение такого ученика корригируется очками, то его можно и не пересаживать вперед, но нужно следить за тем, чтобы он очками пользовался. При ослаблении слуха (например, в случае перенесенного отита) школьника высокого роста также желательно (вместе с нужной партой) пересадить ближе к доске, но уже за колонку, близкую к внутренней стене класса. Нежелательно усаживать на наружную колонку незакаленных, ослабленных, часто простужающихся учащихся. Один раз в год (после зимних каникул) следует менять местами учеников, сидящих за крайними колонками, не нарушая принципов правильной посадки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых, создает более равномерные условия освещения .

Список литературы: