Воздушная болезнь. Воздушная болезнь, причины, симптомы, лечение Профилактические мероприятия по предупреждению морской болезни

Воздушная болезнь - болезненное состояние, возникающее у некоторых лиц во время полета в самолете при его качке («болтанка») или при выполнении подряд нескольких фигур пилотажа. Самолет под влиянием движения воздуха, главным образом восходящих и нисходящих воздушных потоков, может испытывать качку по продольной оси и вертикали, а также так называемые рыскающие движения. Наиболее сильная качка («болтанка») самолета бывает днем в период с 12 до 15 часов, когда под влиянием солнечного тепла происходит наиболее интенсивное перемешивание воздушных масс.

При полете на малых высотах качка самолета наблюдается чаще. В связи с тем что современные высотные реактивные пассажирские самолеты летают на больших высотах, где перемешивание воздушных масс незначительно, явлений качки на них почти не отмечается. При качке вдоль продольной оси вправо и влево, а также при рыскающих движениях самолета на человека действуют угловые ускорения. Возникающие при этих видах качки угловые ускорения относительно невелики по величине и не намного превышают пороговые физиологические раздражители. При качке, вызванной смещениями самолета по вертикали - вверх и вниз - имеют место прямолинейные ускорения, которые в несколько раз превышают физиологические пороговые раздражители для вестибулярного и отолитового аппарата.

Как возникает воздушная болезнь?

Механизм возникновения воздушной болезни и ее патогенез аналогичны морской болезни. В настоящее время считается, что основной причиной воздушной болезни являются механические раздражители, возникающие главным образом при смещении самолета по вертикали. Ускорения и изменения силы тяжести, развивающиеся при движениях самолета по вертикали, являются адекватными раздражителями вестибулярного анализатора.

Кумуляция раздражений вестибулярного анализатора может вызывать реакцию с вегетативной нервной системы в виде тошноты, рвоты, бледности кожи лица, головокружения, холодного пота.

Одновременно механические раздражители, имеющие место при качке, воздействуют на внутренние органы (органы брюшной полости и средостения способны смещаться) и многочисленные проприорецепторы, импульсы от которых, поступая в подкорковые центры, способствуют возникновению симптомокомплекса укачивания. Следует отметить, что центростремительные (радиальные) ускорения воздействуют не только на вестибулярный аппарат, но и на кровообращение, вызывая при этом соответствующие рефлексы вегетативной нервной системы.

Воздушная болезнь может развиться и по условнорефлекторному типу от одного вида самолета и воспоминания предшествовавшего случая укачивания.

Симптомы воздушной болезни

Воздушная болезнь имеет в основном ту же симптоматику, что и морская болезнь. Наиболее часто воздушная болезнь проявляется в виде тошноты, рвоты, бледности кожных покровов, холодного пота, подавленности психики. Реже отмечается затемнение сознания, астматическое состояние, диплопия, головная боль. После прекращения качки все явления укачивания, как правило, исчезают, но в течение некоторого времени могут оставаться слабость и легкое головокружение.

Летный состав в полете мало укачивается, но при совершении перелета в качестве пассажиров летчики укачиваются чаще, чем когда сами пилотируют самолет.

До 11 % пассажиров воздушного транспорта страдают от воздушной болезни.

В результате перехода к использованию на гражданских авиалиниях высотных реактивных самолетов, летающих на больших высотах, где нет качки, число пассажиров, страдающих воздушной болезнью резко сократилось.

Воздушная болезнь более легко возникает при общем переутомлении, повышенной чувствительности вестибулярного аппарата к ускорениям, органических заболеваниях центральной нервной системы, нарушении желудочной секреции, желчнокаменной и почечнокаменной болезни, гипотонии.

Большое значение, по-видимому, имеет эмоциональное состояние.

Профилактика и лечение воздушной болезни

Профилактикой воздушной болезни является также борьба с факторами, способствующими ее развитию. В этом отношении для летного состава имеет значение строгое соблюдение режима труда и отдыха. Пассажирам воздушного транспорта рекомендуется совершать перелеты после хорошего сна. Прием слишком обильной пищи так же нежелателен, как и умышленное голодание перед полетом. Пассажирам, особенно легко укачивающимся, рекомендуется или летать на высотных реактивных самолетах, или совершать перелет ночным рейсом, когда движение воздуха меньше, кроме того, во сне качка переносится легче.

Фармакодинамическое действие различных медикаментов, предложенных для борьбы с воздушной болезнью, в основном направлено на снижение парасимпатического эффекта укачивания.

К медикаментозным средствам, применяющимся для профилактики и борьбы с воздушной болезнью, относятся скополамин, атропин, гиосциамин, бром, белладонна (например, аэрон), амилнитрит и др., т. е. те же препараты, что и для лечения морской болезни.

Медикаментозные средства довольно часто предотвращают и снимают явления воздушной болезни, но иногда оказываются неэффективными.

"Морская болезнь" не такая уж страшная штука. Но в то же время забывать о ней совершенно не стоит. Надо быть готовым к подобным испытаниям, и тогда путешествие не будет омрачено неприятными воспоминаниями.

Укачивание, или морская болезнь, - это состояние, характеризующееся общим недомоганием, ощущением дискомфорта в области желудка, потерей аппетита, бледностью кожи и появлением холодного пота, головокружением, тошнотой. Тяжелые формы укачивания сопровождаются неукротимой рвотой; человек жестоко страдает и становится совершенно беспомощным.

Количество людей, не подверженных морской болезни, невелико (6-8%). В лучшем случае она вызывает просто неприятные ощущения, в худшем - будет такой тяжелой, что полностью исключит все удовольствие от плавания. Эта болезнь движения по-научному называется кинетоз.

В зоне риска данного недуга: женщины, в первую очередь, беременные, а также люди пожилого возраста. В ряде случаев лицам из группы риска необходимо просто отказаться от поездок, но в целом если соблюдать некоторые правила, негативные последствия морской болезни можно снизить.

Причины возникновения

Морская болезнь начинается из-за сенсорного конфликта, когда разные "датчики" человеческого организма посылают противоречивые сигналы в мозг. Подобная ситуация возникает в условиях стресса, так что эти факторы могут действовать вместе. Воспринимая это, как некую патологию, организм увеличивает производство свободного гистамина, который, в первую очередь, вызывает тошноту, затем, слабость, головокружение вплоть до полной потери работоспособности. Некоторые люди более чувствительны, другие менее, но все могут укачаться в определенных условиях.

  • Состояние озабоченности или страха,
  • Характер качки
  • Работа за штурманским столом, или чтение
  • Штормовая погода и сопутствующие стрессовые факторы
  • Усталость
  • Запах или процесс приема пищи

Когда возникает качка, будь то на борту корабля, самолета или в салоне автобуса, тело стремится соответствовать земной оси, а вестибулярный аппарат с этим не справляется. В результате мозг получает неправильную информацию о положении тела, а потому выдает крайне негативную реакцию: возникают тошнота, рвота, круги перед глазами.

Как бороться?

Каким же образом можно смягчить или предотвратить неприятные симптомы, связанные с морской болезнью? Прежде всего необходимо до минимума ограничить движения головой, которые влияют на развитие укачивания, это общеизвестно. Ограничить движения головой можно произвольно, но лучше, если она будет опираться на соответствующую опору - подголовник, валик и т.п. Следует помнить, что на борту судна, испытывающего качку, морская болезнь будет менее выраженной при ускорении, действующем вдоль продольной оси головы, чем вдоль ее переднезадней оси.

Вот несколько советов, которые помогут справиться с собой как на корабле, так и в самолете.

  • Не думайте о качке и, если у кого-нибудь начнется приступ дурноты, не примеривайте на себя его положение.
  • Постарайтесь избегать неприятных запахов - они могут спровоцировать начало морской болезни. Хорошо иметь при себе носовой платок, смоченный туалетной водой с приятным запахом.
  • Ночной полет или ночное плавание переносятся легче, чем дневные. Выбирайте ночные рейсы.
  • Не слишком увлекайтесь едой -переедание при качке чревато известными последствиями.
  • Вопреки расхожему мнению, алкоголь не помогает при качке.
  • Перед дальней дорогой постарайтесь хорошенько выспаться.
  • Старайтесь поменьше двигаться, в крайнем случае делайте это плавно.
  • Читать в дороге не рекомендуется, но если очень хочется - постарайтесь принять самую удобную позу.
  • Сосредоточьте свой взгляд на чем-нибудь неподвижном. Это поможет вернуть равновесие вестибулярному аппарату.

Если случилось

Сначала имеет смысл попробовать народные методы, и медикаменты, не требующие рецептов. Народные средства включают имбирь, и "акупунктурные", раздражающие кожу в определенных местах, браслеты и пояса,

и холодный компресс.

Ученые доказали, что пакет со льдом, прикладываемый к голове и шее во время путешествия, способен значительно снизить интенсивность неприятных симптомов, особенно тошноты. Лед можно заменить влажной холодной тканью. Особенно эффективен этот способ в сочетании с теплой грелкой на ступнях.

Список медикаментов содержит витамин С, противогистаминные препараты и стугерон.

Разные люди по разному восприимчивы к лечению, поэтому невозможно рекомендовать какой-либо один метод или лекарство, которые эффективно работают для всех.

Витамин С , по последним данным исследований немецких ученых, нарушает производство гистамина, для чего достаточно 1-3 грамм. Пакетики Emergen-C, которые содержат 1 грамм витамина С, комплекс из 31 минерала, плюс фруктозу, предназначены для восполнения ежедневной потери электролита и помогают сохранить уровень сахара в крови. Нужно выпить литровую бутылку воды с таким пакетиком за два часа до выхода в море, и через час после начала похода. Практика показывает, что это чрезвычайно эффективно для большинства людей.

Противогистаминные препараты, во всяком случае большинство из них, вызывают серьезную сонливость, что делает эти лекарства неподходящими для моряков, которые должны эффективно нести вахтенную службу. Для того, чтобы они нормально подействовали, антигистаминные препараты необходимо начинать принимать заранее, обычно за сутки до выхода в море, и затем непосредственно перед отходом. Любые таблетки не очень удобны, поскольку при возникновении тошноты их трудно удержать внутри.

Стугерон (cinnarizine 15mg таблетки), производит впечатление самого эффективного средства от морской болезни, среди лекарств, отпускаемых без рецептов. Во многих случаях он может работать лучше, чем лекарства, отпускаемые по рецептам врачей.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Для любого лекарства, которое вы собираетесь использовать, вне зависимости от того, без рецепта оно отпускается, или по рецептам, есть список побочных эффектов, с которым нужно ознакомиться, и опробовать на себе в спокойной береговой обстановке, чтобы знать, как оно работает.

Приятного путешествия!

  • Отчего в самолете укачивает
  • Причины возникновения «воздушной болезни»
  • Проявления воздушной болезни
  • Что делать, чтобы вас не укачивало в самолете

Можно страдать в дороге от укачивания, а можно - от кинетоза… Впрочем, это шутка, ведь именно так медики называют тошноту и головокружение, которые две трети людей испытывают во время движения транспорта. Впрочем, есть и еще одно название - «морская болезнь», поскольку еще 100 лет назад как следует «укачаться» можно было только на корабле. Сегодня же все чаще вместо «морской болезни» говорят о «воздушной».

Как пережить полет без спасительных бумажных пакетиков? Разбираемся!

Отчего в самолете укачивает

Самолет, конечно, не корабль в штормовом море, но под действием восходящих и нисходящих воздушных потоков и в нем может возникнуть серьезная «болтанка»: самолет начинает «рыскать» влево и вправо, качка идет и по вертикали. Еще неприятнее становится, если пилот вынужден выполнять какие-либо маневры, ну и, само собой, во время взлета и посадки, когда резко меняется высота полета.

Интересный факт: хуже всего «болтает» с полудня до трех часов дня, когда нагретые солнцем воздушные массы начинают перемешиваться особо интенсивно.

Сильнее качка при полете на малой высоте, а также при прохождении грозового фронта.

Интересный факт: качка «вправо-влево» (когда самолет как бы покачивает крыльями) обычно не вызывает укачивания пассажиров, а вот движения вверх-вниз быстро превосходят адаптивные возможности нашего вестибулярного аппарата.

Причины возникновения «воздушной болезни»

Как вы, наверное, догадались, укачивание на корабле, в самолете и в машине имеет общие корни. Наш организм ощущает ускорение транспортного средства, а в случае с самолетом - еще и изменение силы тяжести. Вестибулярный аппарат готов реагировать, но глаза сообщают мозгу, что все в порядке, тело пребывает в полной неподвижности в салоне автомобиля или самолета.

Интересный факт: хотя от морской болезни страдает двое из трех людей, от воздушной - только каждый десятый. Это связано с тем, что современные реактивные самолеты летают на высоте, где перемешивание воздушных потоков незначительно.

Первой сдается вегетативная нервная система: появляется тошнота, бледность, головокружение, выступает холодный пот.

Органы брюшной полости тоже не «приклеены намертво» - даже небольшие смещения во время сильной качки делают тошноту неконтролируемой - начинается рвота.

Наконец, радиальные ускорения, добавляют нагрузку и системе кровообращения, впрочем, для этого вам потребуется сойти с самолета и пересесть на карусель.

Интересный факт: чтобы воздушная болезнь проявилась в очередной раз, вам даже не обязательно садиться в самолет; несколько неудачных полетов, и многих начинает тошнить от одного вида самолета.

Проявления воздушной болезни:

  • бледность,

    холодный пот,

    страх, угнетенное настроение.

Реже она проявляется как:

    затемнение сознания,

    кашель, затрудненное дыхание,

    двоение в глазах,

    головная боль.

Интересный факт: когда профессиональные пилоты совершают перелет в качестве пассажиров, их укачивает чаще, чем когда они за штурвалом.

Что делать, чтобы вас не укачивало в самолете

Настройтесь на полет

Значительно сильнее укачивает людей, которые устали, не выспались, больны и напуганы. Некоторые пассажиры, опасаясь рвоты, стараются не есть перед и во время полета. Но это только усиливает тошноту.

Совет: перед полетом выспитесь, отдохните, съешьте легкую закуску и успокойтесь

Примите таблетку

В арсенале медиков есть огромное количество препаратов, предотвращающих приступы кинетоза. В качестве действующих веществ в них используется скополамин, атропин, гиосциамин, бром, белладонна, амилнитрин… список довольно велик. В аптеке без рецепта можно купить популярный препарат Драмина - его действия хватит на шесть часов, а применять его можно даже трехлетним детям.

Важно! Драмина запрещена женщинам во время первого триместра беременности, а ее прием во втором и третьем триместре обязательно должен быть согласован с вашим лечащим врачом!

Но что делать, если вы как раз беременны? Тогда вы должны знать, что в самолете есть места, где укачивает меньше.

Выбор места в самолете

Меньше всего укачивает в передней части самолета и на местах, которые расположены напротив крыльев. Постарайтесь заранее зарегистрироваться именно на эти места. Если опасаетесь за свое самочувствие во время полета.

Интересный факт : сильнее всего от воздушной болезни страдают дети от 2 до 12 лет и беременные.

Еда от укачивания

Наиболее популярным «пищевым» средством от укачивания издавна считается имбирь. Так что возьмите с собой в полет пачку имбирных леденцов.

Если не хотите весь полет хрустеть леденцами - капните на салфетку мятное или лавандовое эфирное масло и нюхайте его при приближении дурноты.

Хорошо помогает кислое - мандаринка поможет унять тошноту, лимонные леденцы, кстати, справятся не хуже.

И, главное, помните: воздушная болезнь без следа пройдет сразу после завершения полета. И пусть она станет самым неприятным моментом в вашем чудесном путешествии!

Путешествия с использованием различных транспортных средств - едва ли не самый яркий пример нашей цивилизации. Но небывалые прежде скорости передвижения, разнообразие транспортных средств привели к тому, что все чаще встречается так называемая транспортная болезнь движения.

Об особенностях ее течения и мерах борьбы с ней рассказывает докт. мед. наук, проф., акад. Российской академии космонавтики, зав. отделением “Физиология и патология слуховой и вестибулярной системы” Института медико-биологических проблем РАН Эдуард Иванович МАЦНЕВ.

Этот самый общий термин включает такие понятия, как кинетоз, укачивание, автомобильная, морская, воздушная, железнодорожная болезнь.

Расстройства, напоминающие укачивание, могут отмечаться у некоторых лиц при качании на качелях, на различных развлекательных аттракционах, каруселях, при вальсировании, даже при подъеме и спуске в лифте.

Болезнь движения представляет собой состояние, характеризующееся общим недомоганием, ощущением дискомфорта в области желудка, потерей аппетита, бледным и холодным потом, головокружением, тошнотой, иногда рвотой. При тяжелых формах укачивания человек испытывает жестокие страдания и становится совершенно беспомощным.

По определению английского исследователя Бенсона (Benson,1984), много лет изучавшего эту проблему, болезнь движения (БД) “является нормальной реакцией здорового человека, не имеющего каких-либо органических или функциональных нарушений, на воздействие непривычного вида движений определенной интенсивности и длительности”. При этом термин “болезнь” не несет патологического смысла, а используется лишь для характеристики развивающегося при БД синдрома вестибуловегетативных и вестибулосенсорных нарушений, вызванных различными видами реального или кажущегося движения.

Несмотря на многообразие форм БД, основные характеристики факторов, являющихся причиной этих расстройств, и их клинические проявления являются практически одинаковыми, что позволяет использовать универсальный термин “болезнь движения” при всех видах укачивания.

Ведущим симптомом БД является тошнота, а основными признаками - бледность, потоотделение и рвота (иногда многократная). Последний симптом относят к патогномоничному признаку БД.

В начале заболевания тошнота может сопровождаться температурным дискомфортом (чувством жара), усиленным слюноотделением, частой зевотой.

К возможным симптомам БД можно отнести тяжесть в голове и головную боль, чаще в области лба, иногда сопровождающуюся головокружением, ощущением “пьянящей легкости” в голове или нарушениями ориентации в пространстве.

У некоторых лиц с тяжелыми проявлениями БД нередко развивается апатия и депрессия.

К числу других важных симптомов БД следует отнести сонливость, которая может продолжаться несколько часов.

Иногда желание поспать может явиться единственным манифестирующим симптомом БД.

Развитие симптомов и признаков БД зависит от интенсивности провоцирующего раздражителя и индивидуальной предрасположенности к ней человека. У одних людей до появления рвоты могут наблюдаться лишь незначительные признаки заболевания (продромальная стадия). У других отмечается длительное и тяжелое недомогание, но без рвоты.

Стимуляция движением вызывает в первую очередь ощущение дискомфорта в области желудка, постепенно переходящее в тошноту. При продолжении стимуляции тошнота может усиливаться, появляются другие признаки вегетативных нарушений (бледность и потливость, особенно в области лба, ладоней; иногда отмечается профузный пот). Нередко эти расстройства идут параллельно. У пострадавшего отмечается полное отсутствует аппетита.

Как правило, описанные симптомы БД развиваются сравнительно медленно. Однако при продолжающейся стимуляции обычно происходит их лавинообразное нарастание, завершающееся рвотой. После этого может наступить кратковременное улучшение состояния, которое, однако, сохраняется недолго. Волнообразное ослабление или, наоборот, нарастание симптомов БД может продолжаться довольно длительное время. Например, во время морского путешествия этот период может составлять несколько дней.

Повторные приступы рвоты при БД (особенно у детей) могут создавать большие проблемы для здоровья в связи с дегидратацией организма и нарушением баланса электролитов.

Чаще и сильнее страдают от БД люди при некоторых заболеваниях сердечно-сосудистой системы (особенно лица, склонные к гипотонии) и желудочно-кишечного тракта, при остеохондрозе (дорсопатии) шейного отдела позвоночника, при ожирении и других обменных нарушениях.

Оценивая зависимость устойчивости к БД от возраста, следует отметить, что дети до 2 лет страдают ею редко; затем устойчивость прогрессивно снижается примерно до возраста 12 лет. Общеизвестен факт большого процента укачивания в автомобиле у детей именно этой возрастной группы. В дальнейшем устойчивость медленно возрастает, хотя случаи БД у пожилых людей нередки, особенно при морских путешествиях. Женщины обладают меньшей устойчивостью к БД, чем мужчины того же возраста (Reason,1967). Возможно, подобные различия в частоте БД у детей и женщин связаны с гормональными факторами, т.к. отмечено, что устойчивость женщин к БД особенно резко снижается во время менструации и в период беременности (Schwab,1954).

БД связана напрямую с работой вестибулярного аппарата, являющегося специфическим сенсорным органом для восприятия угловых и линейных ускорений, возникающих при движении. Свидетельством связи вестибулярного аппарата с БД является тот факт, что люди, у которых лабиринт от рождения не развит, вообще не страдают от БД. Однако, признавая важную роль вестибулярной стимуляции в развитии БД, тем не менее нельзя исключать значительного влияния и других сенсорных органов, с которыми эта система тесно взаимодействует (зрительная система и др.). У некоторых людей БД может возникать лишь при одном зрительном раздражении, например при просмотре широкоэкранного панорамного фильма (синерама), при отсутствии движения (т.е. вестибулярной стимуляции). Другим примером роли зрительного “входа”, модифицирующего устойчивость к БД, может служить пассажир морского судна, который смотрит вниз на бушующие волны и таким образом получает несогласованную с вестибулярной зрительную информацию. В этом случае он скорее заболеет морской болезнью, чем тот, который фиксирует свой взор на горизонте, т.е. получает стационарный зрительный ориентир, относительно которого он сможет правильно воспринимать свое движение (Benson,1984).

Понять механизм БД до конца пока не удалось, но ближе всего к этому подошла теория сенсорного конфликта (“сенсорной перестройки”), трактующая это состояние не как одно вестибулярное раздражение, а как ответную реакцию организма на противоречивые сигналы о движении. Согласно этой теории, основным этиологическим фактором БД является противоречивая сенсорная информация, прежде всего от органов зрения, вестибулярного аппарата и других рецепторов при их стимуляции, поступающая в головной мозг и “не совпадающая” с теми сигналами, которые центральная нервная система (ЦНС) ожидает получить.

БД представляет практическую важность при использовании различных видов транспортных средств, т.к. она может не только вызывать дискомфортные ощущения, но и приводить к полной потере профессиональной работоспособности.

Морское путешествие вызывает максимальную частоту случаев морской болезни, в связи с более длительными и более выраженными воздействиями, провоцирующими движение, чем на других видах транспорта.

Морской болезнью, описанной еще Гиппократом, страдает большинство людей, впервые попавших в шторм на море. Плавание на надувных средствах дает максимальную стимуляцию, т.к. практически все люди в этой ситуации, за исключением лишь очень устойчивых, болеют морской болезнью в бушующем море. Но даже сравнительно спокойное море вызывает у некоторых лиц БД.

Различия в устойчивости к морской болезни зависят от размера судна, состояния моря и предыдущего опыта плавания. Когда воздействие провоцирующего движения продолжается длительное время (например, на борту корабля во время шторма), у большинства людей наблюдается постепенное уменьшение степени проявлений морской болезни по мере адаптации к движению. Динамика этой адаптации, также как и другие характеристики БД, обнаруживает большие индивидуальные различия, однако у значительного числа людей заметная адаптация происходит на вторые-третьи сутки плавания, а к четвертым суткам все симптомы БД обычно полностью проходят.

У профессиональных моряков морская болезнь бывает относительно редко. Это объясняется строгим профотбором и тренировкой вестибулярного аппарата во время обучения и последующей работы. Но известны случаи, когда человек так и не может приспособиться к качке на корабле даже за длительную морскую службу. Например, известный английский флотоводец адмирал Нельсон всю жизнь провел на море и, тем не менее, всякий раз при шторме жестоко страдал от морской болезни.

Воздушная болезнь по степени проявления стоит на 2-м месте после морской. Она наблюдается у 12-13% пассажиров во время полетов на винтомоторных самолетах и у 1-3% пассажиров - на самолетах с газотурбинными двигателями. Современные большие самолеты гражданской авиации обычно летают на больших высотах - в спокойных слоях атмосферы, а полеты в турбулентных воздушных потоках ограничиваются короткими периодами при взлете и посадке, поэтому случаи БД на них отмечаются значительно реже, чем у летчиков и пассажиров, летающих на небольших самолетах сельскохозяйственной авиации и частных самолетах. На последних пассажиры испытывают более длительные воздействия порывов ветра и турбулентных воздушных потоков, и частота БД у них достигает 8%.

Воздушная болезнь развивается при “болтанке”, когда самолет перемещается вверх и вниз, при “рыскании”, когда он совершает вращательные движения в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси, при качании относительно продольной оси, при попадании самолета в нисходящие потоки воздуха (“воздушные ямы”).

Описаны и так называемые скрытые формы воздушной болезни: внешние признаки укачивания у членов летных экипажей отсутствуют, но снижается работоспособность, а это одно из проявлений укачивания.

Даже некоторые опытные летчики, никогда не укачивающиеся в пилотской кабине, оказавшись в роли пассажира, могут стать жертвой БД. Они хорошо умеют интегрировать зрительные сигналы и сигналы вестибулярного аппарата, характерные для полета, но лишение привычных зрительных ориентиров делает их чувствительными к укачиванию. Так проявляется описанный выше сенсорный конфликт, вызванный рассогласованием сигналов зрительных и вестибулярных рецепторов.

Симптомы воздушной болезни уменьшаются при выполнении ответственных заданий. Известны случаи, когда летчики, в мирное время подверженные укачиванию, в боевых полетах никогда не испытывали этого состояния.

Полеты на самолетах нередко сопровождаются иллюзорными ощущениями. При обычных произвольных движениях головы и туловища вестибулярный аппарат обеспечивает ЦНС весьма точной информацией о скорости поворота головы относительно Земли. При некоторых неестественных пассивных движениях (когда человек находится в движущемся объекте) эта информация может привести к странным ощущениям. Например, если прекращается вращение самолета вокруг продольной оси, у пассажира возникает ясное ощущение вращения тела и самолета в противоположном направлении. Эта иллюзия связана с реакцией вестибулярного аппарата на непривычный раздражитель - большое угловое ускорение, но не ясно, каким образом информация от вестибулярных и других рецепторов обрабатывается в ЦНС для того, чтобы человек ощущал подлинное или иллюзорное движение.

Возникает вопрос: а может ли один и тот же человек укачиваться на море и не укачиваться в самолете, или наоборот? Да, такое случается. Дело в том, что чувствительность вестибулярной системы избирательна по отношению к определенным видам раздражителей, например к угловым ускорениям, действующим в различных плоскостях, к линейным ускорениям. Поэтому переход с одного типа корабля на другой или резкое изменение формы качки могут вызвать приступ морской болезни даже у опытных моряков.

Интересно, а могут ли балерины и фигуристы, акробаты, совершающие большое количество пируэтов за считанные секунды, переживать морскую или воздушную болезнь? Результаты специальных обследований говорят о поразительной способности этих людей управлять своими движениями, но в своей трудовой или спортивной деятельности они сталкиваются с периодически повторяющимися однотипными ускорениями. Например, спортсмены, балерины могут совершать вращения в какую-то одну привычную сторону. А поскольку привыкание наступает лишь к определенным воздействиям, то нельзя полностью исключить у них возможность воздушной или морской болезни.

Массовое использование наземных транспортных средств (автомашины, автобусы и др.) привело к увеличению регистрации частоты случаев БД у пассажиров, особенно, как уже отмечено выше, у детей. По данным опроса населения, в возрасте до 12 лет укачивается 58% детей, а в возрасте от 12 до 20 лет - 47%.

Частота укачивания в традиционных железнодорожных вагонах и электричках относительно невысокая (по данным Reason и Brand,1975) - до 0,13% среди общей популяции людей. Однако в связи с массовостью использования этих видов транспорта проблема БД для этой категории пассажиров достаточно актуальна. Эта проблема еще более значима для пассажиров высокоскоростных поездов - более 200 км/ч. Возникающие при этом на поворотах дороги ускорения могут достигать значительных величин, что неизбежно повышает частоту БД.

Индивидуальная устойчивость к БД колеблется в широких пределах. Лица, обладающие врожденной устойчивостью, быстрее адаптируются к провоцирующим ускорениям. Среди психологических факторов, влияющих на устойчивость к БД, важное значение имеет тип нервной деятельности (экстраверты более устойчивы к БД, чем интраверты), мотивация и активация внимания, страх, тревога. Известен факт, что вероятность развития БД у пилотов самолетов или водителей наземного транспорта значительно ниже, чем у пассажиров.

К другим факторам, имеющим значение для формирования уровня предрасположенности к БД, можно отнести характер пищи, различные запахи, наблюдение икоты, позывов на рвоту и рвоту у других пострадавших и т.п.

Каким же образом можно смягчить или предотвратить неприятные симптомы, связанные с БД? Прежде всего необходимо до минимума ограничить движения головой, т.к. роль двигательной активности головы в этиологии БД общеизвестна. Ограничения движений головой могут быть произвольными, но лучше, если голова будет опираться на соответствующую опору (подголовник, валик и т.п.). Важно учитывать ориентацию головы относительно вектора действующего ускорения (например, на борту испытывающего качку судна морская болезнь будет менее выраженной при ускорении, действующем вдоль продольной оси головы, чем вдоль ее переднезадней оси).

Могут оказаться полезными советы, позволяющие пассажирам во время плавания на корабле, поездки на автомобиле или в поезде уменьшить зрительно-вестибулярное рассогласование. Например, в каюте корабля или в самолете при первых признаках БД лучше сидеть с закрытыми глазами, либо зафиксировать взгляд, как уже отмечалось выше, на линии горизонта. Пассажирам автомобиля целесообразно смотреть перед собой, а не в боковые стекла, не читать во время движения и т.п.

В долгосрочном плане наиболее эффективным средством профилактики БД может быть приобретение и сохранение защитной адаптации человека к провоцирующим движениям, что достигается путем постепенно нарастающего провоцирующего воздействия. В этих целях может быть использован широкий комплекс активных, пассивных и комбинированных тренировок, при которых на вестибулярный аппарат действуют различные ускорения. К активным тренировкам относятся специальные физические и гимнастические упражнения, теннис, волейбол, плавание, акробатические прыжки на батуте, занятия на спортивных снарядах: рейнском колесе, триплексе и др.; к пассивным - испытание на вращательных креслах, укачивание на качелях и т.п. При комбинированных методах сочетают активные и пассивные упражнения. Подобные тренировки не только способствуют подавлению неприятных вестибулярных реакций, но и улучшают ориентацию в пространстве.

В последние годы для профилактики БД начали использовать методы психопрофилактики и психотерапии, аутогенной тренировки с обучением самоконтролю некоторых вегетативных реакций, биологической обратной связи (biofeedback), что позволяет контролировать, предупреждать или ослаблять проявления БД.

Большая роль в профилактике и купировании БД отводится фармакологическим средствам. К сожалению, ни одно из ныне используемых в этих целях лекарственных препаратов не является специфичным.

К настоящему времени насчитывается значительное число препаратов, испытанных в качестве лечебных и профилактических средств при различных видах укачивания: холинолитики, адреномиметики, антигистаминные препараты, антагонисты кальция, вещества, угнетающие ЦНС, транквилизаторы, комбинированные препараты и т.п.

Среди препаратов против БД, представленных на отечественном фармакологическом рынке, следует отметить: скополамин, скополамин + гиосциамин (аэрон), меклозин (бонин), циннаризин + пирацетам (фезам), вертигохеель, гистаминергический препарат бетагистин (бетасерк) и антигистаминный препарат - дименгидринат, известный под названием драмина.

К числу перспективных препаратов против БД следует отнести гистаминергический препарат бетагистин (бетасерк), широко используемый для лечения вестибулярных расстройств различного генеза. Известно, что гистаминергическая система активно участвует в контроле нейровегетативных симптомов при БД, особенно при сенсорном конфликте между зрительной и вестибулярной информацией, в регуляции и адаптации вестибулярной функции и вестибулярной компенсации (Lacojr, 1998 г.), в профилактических целях препарат бетасерк рекомендуется принимать взрослым по 1 таблетке (8 мг) 2-3 раза в сутки во время поездки, при появлении первых симптомов БД дозу можно увеличить до 2 таблеток (16 мг) - 2-3 раза в день.

Наиболее известным препаратом, применяемым для профилактики и лечения БД, является драмина.

К достоинствам последнего относится то, что он является одним из наиболее испытанных средств против БД, а также возможность его применения не только у взрослых, но и у детей от 1 года.

Препарат драмина в первую очередь применяют как профилактическое и противорвотное средство при всех видах БД. Препарат рекомендовано принимать за 30 минут до путешествия (до еды), взрослым по 1-2 таблетке 2-3 раза в сутки. Детям в возрасте от 1 года до 6 лет по 1/4- 1/2 таблетки 2-3 раза в день; от 7 до 12 лет по 1/2 -1 таблетке 2-3 раза в сутки.

Следует, однако, помнить, что почти все препараты, используемые в качестве средства профилактики и купирования БД, имеют свои показания и противопоказания. Поэтому, прежде чем взять с собой тот или иной препарат в путешествие, необходимо внимательно ознакомиться с соответствующей инструкцией по его применению.

Важно также отметить, что некоторые заболевания сердечно-сосудистой и ЦНС (гипотония, гастрит, язвенная болезнь желудка, мигрень, латентно текущая форма болезни Меньера и др.) могут клинически проявляться в виде симптоматической чувствительности к БД. Поэтому этим лицам (особенно если укачивание в транспорте у них появилось впервые) целесообразно до путешествия обратиться к врачу и пройти специальное отоневрологическое (вестибулометрическое) обследование, при котором будет установлена причина этих расстройств и своевременно проведено эффективное лечение.

Патологическое состояние, возникающее вследствие морской качки. Проявляется тошнотой, головокружением, цефалгией, рвотой, недомоганием, отклонениями в эмоциональной сфере (апатией/возбуждением), падением АД, аритмией. Диагностика осуществляется на основании типичной клинической симптоматики. С целью профессионального отбора используются инструментальные методы исследования вестибулярной функции. В зависимости от проявлений терапия проводится комбинацией нескольких препаратов следующих групп: холинолитики, противорвотные, антигистаминные, психостимуляторы, ноотропы.

Общие сведения

Морская болезнь является составной частью понятия «кинетоз» (болезнь движения), включающего различные виды укачивания: воздушную болезнь, укачивание в автомобильном транспорте, болезнь аттракционов, верховой езды. Симптомы кинетоза в соответствующих условиях выявляются у 60% детей, 30% взрослых. Морская форма относится к наиболее тяжёлым вариантам кинетоза. Сильная качка способна вызвать укачивание любого человека, лишь 3% людей абсолютно устойчивы к её воздействию. Чаще всего морская болезнь наблюдается у детей 2-12 лет, реже всего - у пожилых. Молодые люди более подвержены заболеванию, по некоторым данным, морской болезнью страдают примерно 2/3 моряков моложе 25 лет. Женщины менее устойчивы к укачиванию, чем мужчины. У детей до 2 лет симптомы патологии при морских путешествиях практически не выявляются.

Причины морской болезни

Основным этиофактором кинетоза является воздействие на вестибулярный аппарат разнонаправленных ускорений, превышающих обычные пороговые раздражители. Различают три формы качки: вертикальную (подъём-погружение корабля), килевую (колебания вокруг поперечной оси корабля), бортовую (колебания вокруг продольной оси). На крупных судах вертикальная качка ощущается слабо, зато килевая и бортовая бывают значительными. Известен целый ряд факторов, повышающих вероятность развития морского кинетоза, к ним относятся:

  • Интенсивный характер качки. Медленная плавная качка переносится гораздо легче быстрой стремительной. Период качки (время перемещения корабля между крайними положениями) зависит от степени волнения моря, размеров, тоннажа судна.
  • Приём алкоголя, жирной пищи, переедание . Данные факторы негативно отражаются на состоянии организма, уменьшают устойчивость к качке. Спровоцировать морской кинетоз может злоупотребление пищей и алкоголем, приём газированных напитков за 1-2 дня до начала плавания.
  • Неблагоприятные воздействия окружающей среды . Вероятность возникновения морской болезни повышается при действии нескольких неблагоприятных факторов. Так, в машинно-котельном отделении корабля на моряков действуют шум, вибрация, воздух с вредными примесями.
  • Хронические заболевания. Сердечно-сосудистые патологии, желчнокаменная болезнь , хронический гастрит , нефролитиаз сопровождаются повышенной чувствительностью рецепторного аппарата поражённого органа. В результате незначительные ускорения становятся причиной бурной вегетосоматической реакции.
  • Патология ЦНС. Органические, функциональные заболевания ЦНС обуславливают гипервозбудимость, неадекватное реагирование центральных структур, воспринимающих импульсацию от периферических рецепторов. В подобных условиях усиленные статокинетические воздействия при качке легко провоцируют кинетоз.
  • Оптический фактор. Постоянно движущиеся перед глазами предметы способствуют укачиванию. Раздражение зрительного анализатора, аналогично вестибулярному, способно вызывать головокружение и тошноту.
  • Психоэмоциональное состояние . Склонность к тревожно-депрессивным состояниям, погруженность в себя, чувство страха повышают вероятность укачивания. Концентрация внимания на определённом занятии, сон помогают преодолеть кинетоз.

Патогенез

Несмотря на широкую распространённость, механизм развития патологии окончательно не изучен. Многие исследователи считают, что морская болезнь связана с реагированием ЦНС на повышенную афферентную импульсацию. Периферический вестибулярный анализатор расположен во внутреннем ухе. Рецепторы полукружных канальцев воспринимают угловое ускорение, отолитовый орган - линейное и гравитационное ускорение. Полученная информация по вестибулярному нерву передаётся в ЦНС, дополняется импульсами от проприо- и барорецепторов. Результатом обработки поступившей афферентной информации является ответная импульсация, идущая к мышцам, соматическим органам, вегетативным центрам и направленная на адаптацию организма к сложившимся условиям. Одновременно происходит возникновение множества вегетативно-висцеральных реакций, обуславливающих основные симптомы кинетоза.

Согласно теории «сенсорного конфликта» определяющее значение имеет противоречивость поступающей в ЦНС сенсорной информации. Подтверждением является усугубление симптомов в каюте, когда вестибулорецепторная импульсация свидетельствует о постоянном движении, а зрительная - об отсутствии передвижения окружающих предметов. Аналогичным образом у отдельных опытных пилотов, совершающих перелёт в качестве пассажиров, наблюдается воздушная болезнь. Привычное сочетание вестибулярной и зрительной информации в кабине пилота сменяется комбинацией идентичных вестибулярных ощущений с иной зрительной афферентацией, обусловленной обстановкой салона самолёта.

Классификация

Морская болезнь имеет вариабельные клинические проявления. Клиническая полиморфность состояния легла в основу нескольких классификаций. Ниже приведены две основные.

По преобладающим клиническим проявлениям выделяют 4 формы:

  • Нервную . В клинической картине доминирует цефалгия, тяжесть в голове, головокружение, сонливость. Возможно ухудшение зрения, слуха.
  • Желудочно-кишечную . Сопровождается тошнотой, рвотой, изменением вкусовых ощущений, чувством неприятного привкуса, понижением аппетита. В ряде случаев наблюдается непереносимость запаха табачного дыма, подгорелой пищи и т. п.
  • Сердечно-сосудистую . Характерна для людей с сердечно-сосудистой патологией. Начинается с тахикардии , повышения артериального давления, ощущения сердцебиения, аритмии . В последующем возникает брадикардия , артериальная гипотония .
  • Смешанную. Встречается наиболее часто. Клинически проявляется вариативным сочетанием симптомов различных форм.

По психическим особенностям протекания морская болезнь классифицируется на 3 варианта:

  • Астеническая . Больной подавлен, астенизирован, быстро утомляется, несколько заторможен. Фон настроения понижен.
  • Ажитированная. Отмечается излишняя говорливость, суетливость, подвижность, повышенная эмоциональность, театральность речи, вычурность движений.
  • Смешанная. Представляет собой чередование периодов астенизации и ажитации. Возможно превалирование одного варианта психической реакции.

Симптомы морской болезни

Симптоматика отличается значительной полиморфностью. Одни больные испытывают апатию, слабость, лежат на койке, другие торопливо ходят по палубе, возбуждены, крайне разговорчивы. Типичны головокружения, цефалгия, тошнота , дающая временное облегчение рвота . Может выявляться диплопия, озноб, повышенная саливация. Пациенты жалуются на отсутствие аппетита, неприятие многих запахов, изменение вкусовых ощущений. Нередки расстройства моторной функции ЖКТ: диарея, запор. Состояния укачивания крайне тяжело переносятся, сопровождаются выраженными изменениями психоэмоциональной сферы.

В лёгких случаях морская болезнь ограничивается 2-3 днями головокружения, тошноты. В тяжёлых случаях пациент бледен, лицо покрыто холодным потом, отмечается брадикардия, многократная рвота, увеличение частоты дыхания, возможны нарушения сердечного ритма, расстройство координации движений, падение давления, спутанное состояние сознания. Иногда морская болезнь имеет скрытое течение. Наблюдается астенизация, снижение работоспособности без явных клинических проявлений кинетоза. Отсутствие яркой симптоматики обуславливает невозможность своевременной диагностики скрытой формы. Подобная ситуация опасна, если заболевший член команды получает задание, требующее ответственного выполнения.

Диагностика

Диагностические мероприятия включают сбор анамнеза (отсутствие симптомов до путешествия, наличие хронических заболеваний), детализацию жалоб, оценку общего статуса, неврологический осмотр пациента. Необходимо исключить болезни желудочно-кишечного тракта, кишечную инфекцию, сердечно-сосудистые заболевания. Исследование неврологического статуса не выявляет менингеальной симптоматики, очагового неврологического дефицита, позволяет отвергнуть вероятность нейроинфекции (менингит , энцефалит). Диагностика предрасположенности к кинетозу необходима при профессиональном отборе моряков. Оценка вестибулярного анализатора осуществляется следующими методами:

  • Вестибулометрия - исследование реакции вестибулярного аппарата на различные раздражители. Проводится путём использования приборов, имитирующих воздействие различных форм ускорений.
  • Калорическая проба . Даёт представление о возбудимости лабиринта, позволяет выявить лабиринтную патологию.
  • Вращательные тесты . Требуются для определения адаптивной способности вестибулярного аппарата в условиях вращения. Осуществляются при помощи специального кресла, где располагается исследуемый.
  • Видеоокулография . Дает возможность обнаружить скрытый нистагм, свидетельствующий о субклинической патологии лабиринта.

Лечение морской болезни

Уменьшить симптомы укачивания можно, исключив усугубляющие факторы. Необходимо частое лёгкое питание малыми порциями с исключением жирного, цельного молока, газированных жидкостей. Полезно употребление воды, чая с клюквенным соком, лимоном. Облегчает состояние рассасывание леденцов, сухариков. Рекомендуется стоять на палубе, зафиксировав взгляд на линии горизонта, или принять горизонтальное положение в каюте (оптимально - заснуть). К фармпрепаратам, обладающим противоукачивающим действием, относятся:

  • Холинолитики (гиосциамин, платифиллин). Широко использовались в конце XX века, из-за выраженных побочных эффектов в настоящее время применяются ограниченно. Наиболее эффективен скополамин. Специальная аппликационная форма препарата в виде пластыря позволяет обеспечить равномерную диффузию скополамина в кровь, что значительно нивелирует побочное действие.
  • Натрия гидрокарбонат . Показал высокую эффективность против укачивания. Назначаются внутривенные инфузии, ректальные свечи.
  • Антигистаминные средства (дименгидринат, меклозин, прометазин). Блокируют гистаминовые рецепторы внутреннего уха, вестибулярных ядер, уменьшая вестибуловегетативные реакции. Хорошо переносятся, используются профилактически.
  • Психостимуляторы (мезокарб, кофеин). Назначаются в комбинации с антигистаминными/холинолитиками. Уменьшают побочный эффект в виде угнетения ЦНС.
  • Противорвотные (метоклопрамид). Необходимы для купирования многократной рвоты.
  • Ноотропы (аминофенилмасляная кислота, пирацетам). Повышают адаптивные возможности ЦНС, улучшают церебральный метаболизм.
  • Комбинированные фармпрепараты. Представляют собой сочетание нескольких однотипных фармпрепаратов (скополамин+гиосциамин), средств различного механизма действия (антигистаминный препарат+психостимулятор).

Прогноз и профилактика

Морская болезнь проходит при прекращении качки. У некоторых пациентов слабость, головокружение сохраняются несколько дней. Мерами профилактики кинетоза являются исключение провоцирующих факторов, тренировка вестибулярного аппарата, профилактическая фармакотерапия. До плавания и в течение путешествия рекомендуется отказаться от приема газированных/алкогольных напитков, ограничить курение, избегать переедания, перегревания на солнце, слежения за мелькающими предметами. Повышению устойчивости к укачиванию способствует регулярная физическая нагрузка. Вестибулярную тренировку обеспечивают упражнения с поворотом головы, вращениями, спортивные игры (футбол, волейбол), занятия танцами, аэробикой, акробатикой. Медикаментозная профилактика проводится антигистаминными препаратами. Заблаговременное повышение адаптивных способностей нервной системы осуществляется путём проведения курсовой терапии адаптогенами, средствами, улучшающими церебральную гемодинамику, нейропротекторами.