Тротуарная плитка технология укладки официальная. Варианты и технологии правильной укладки плитки для тротуара, необходимые материалы и инструменты. Необходимые материалы и инструменты

Тротуарная плитка ценится за практичность, высокую прочность, долговечность, устойчивость к влаге и перепадам температуры. Она не выделяет вредные для человека вещества при нагревании, как асфальтовое покрытие. Многообразие форм, размеров, расцветок и фактур дорожно-строительного материала поражает воображение. Комбинируя разные виды изделий, можно создавать красивые покрытия. Укладка тротуарной плитки требует строгого выполнения всех строительных правил. Если технология мощения нарушается, покрытие быстро разрушается.

Она может быть вибролитой и вибропрессованной. Изделия отличаются технологией изготовления. Вибролитые элементы создают, утрамбовывая раствор на вибростоле. При изготовлении вибропрессованного изделия смесь подвергается давлению с вибрацией. Вибропрессованные изделия имеют более высокую прочность. Плитку производят из бетонной смеси и глины. В состав добавляют отсевы гранитных пород и пластификаторы. Самой прочной является гранитная плитка. Ее изготавливают из натурального гранита.

Изделия могут иметь ромбовидную, шестиугольную, прямоугольную, квадратную и клиновидную формы. Пользуется популярностью фигурный материал «Волна» (с волнообразными краями), «Клевер» (с полукруглыми выступами) и «Кость» (напоминает катушку). Существует много способов укладки ромбовидной плитки (шестигранники, снежинки, звезды). Из ромбов можно создать покрытие с эффектом 3D.

Для создания садовых дорожек возле коттеджей и загородных домов приобретают вибролитую плитку толщиной 40 мм. Вибропрессованные изделия можно укладывать на дорогах с большой нагрузкой (площадях, тротуарах). Они должны иметь толщину не менее 60 мм. Если планируется укладка на улице на проезжей части, лучше использовать гранитную плитку. Интенсивное движение легкового автотранспорта выдержит материал толщиной 70-80 мм. Если по дороге будут ездить грузовики, толщина покрытия должна составлять 100 мм.

Перед покупкой нужно оценить качество плитки. На ее поверхности не должно быть отверстий, зазубрин и щербин. При постукивании плиток друг о друга должен появляться звонкий звук. Если звук глухой, от покупки товара надо отказаться. Не стоит покупать ярко окрашенные изделия, а также те, в которых есть пустоты. Чтобы оценить плотность материала, нужно попросить его разбить. Необходимо выяснить, насколько ровной является поверхность изделия. Если тротуарная плитка всеми углами на стол легла, ложится ровно и не качается, она качественная.

Варианты укладки

Перед приобретением тротуарной плитки надо выбрать вариант укладки. На прямых и ровных участках проще всего выполнить линейную схему. Такая технология укладки тротуарной плитки является самой простой. Она позволяет экономно расходовать материал.

Линейная раскладка может быть горизонтальной, вертикальной, прямой или со сдвигом. При смещении рядов узор покрытия напоминает кирпичную кладку. Если использовать изделия разных оттенков, можно получить эффект «гусеничного следа». Ряды плитки иногда размещают под углом к линии дорожки. Такая укладка называется диагональной.

Если используется диагонально-угловая схема раскладки, формируется рисунок «елочка» или «плетенка». Чтобы уложить «елочку», ряды плитки располагают под углом 45° к линии дорожки. «Плетенку» мостят, чередуя горизонтальную и вертикальную укладку. Диагонально-угловая схема отличается высокой прочностью. Она зрительно уменьшает пространство.

Плитку можно укладывать модулями из 2-3 элементов. Сочетая 2 цвета, создают шахматный узор. Если использовать элементы разного размера и оттенка, получится оригинальный хаотичный рисунок. На придомовой территории красиво смотрится спиральная раскладка. Чтобы создать декоративные круги, надо приобрести материал с клиновидными элементами. Художественную раскладку выполняют из изделий разных форм и расцветок. Подбирая способы укладки плитки, надо учитывать дизайн архитектурных строений и приусадебной территории.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы выполнить работы по укладке, необходимо приобрести инструменты:

  1. Штыковую и совковую лопаты для выемки грунта.
  2. Грабли, чтобы разравнивать поверхность сыпучих материалов.
  3. Колья и веревку для разметки участка.
  4. Резиновый молоток для выравнивания материала (деревянная киянка с резиновой головной частью).
  5. Строительный уровень (1,5-2 м).
  6. Рулетку.
  7. Щетку или веник.
  8. Штамповку.
  9. Резиновый шпатель.
  10. Ровную планку для выравнивания поверхности слоев.
  11. Болгарку (диск с алмазным напылением).
  12. Лом, чтобы выполнить демонтаж тротуарной плитки.

Нужно приготовить бордюры, песок, щебень (фракции 10-20, 20-50) или гравий, штукатурную смесь или цемент (М400, М500). Чтобы укрепить фундамент покрытия, понадобится арматурная решетка с ячейками 10х10 или 8х8 см. Создать покрытие на большой площади поможет машина для укладки.

Разметка будущих дорожек

Чтобы правильно выложить плитку самому, сначала надо сделать разметку. Начинать работы нужно возле здания, забора или ворот. Возле сооружения надо забить 2 колышка. Расстояние между ними должно соответствовать ширине дорожки. Ширину покрытия лучше подогнать под размер изделия, чтобы не пришлось резать материал. Поскольку конструкция будет поддерживаться бордюрами, необходимо оставлять для них место (10 см с каждой стороны). Другие 2 колышка забивают возле другого строения. Между колышками натягивают 2 веревки.

Укладка уличной плитки на большой территории осуществляется после ее раздела на полосы шириной 1-1,5 м. Если дорога имеет изгибы, ее разделяют на небольшие участки. Разметку каждого участка делают отдельно.


Земляные работы и защитный слой

Объем земляных работ зависит от вида грунта. Если почва плотная и глинистая, достаточно снять слой толщиной 15-20 см, чтобы удалить корни растений. Когда грунт рыхлый, необходимо удалить слой толщиной 30-35 см. Если планируется укладка тротуарной плитки зимой, траншею для мощения нужно подготовить до холодов.

На поверхность траншеи насыпают песок. Песок утрамбовывают вместе с почвой. Чтобы оставшиеся в грунте семена растений не прорастали и не разрушали покрытие, на дно траншеи укладывают нетканое полотно. Полосы материала должны перекрывать друг друга на 15-20 см.


Устройство дренажа

Правильная укладка плитки не является гарантией долговечности покрытия. Грунтовые и дождевые воды постепенно вымывают частицы песка и грунта, разрушая основание дороги. Чтобы влага не испортила покрытие, необходимо сделать дренажный слой.

На дно траншеи нужно насыпать щебенку. Толщина слоя должна составлять 15-18 см. Щебень надо хорошо утрамбовать и разровнять. Сверху насыпается и также разравнивается тонкий слой песка, на который укладывают нетканое полотно. Нужно позаботиться о том, чтобы вода стекала к краям дорожки. Для этого делают поперечные и продольные уклоны. Подушка под тротуарную плитку выполняется на последнем этапе подготовительных работ.

Размещение ограждающих бордюров

Укладка бордюра осуществляется сразу после выполнения работ по устройству дренажа. Лучше использовать готовый штучный бордюр из бетона. Бордюрные блоки устанавливают возле вертикального среза грунта по краям дороги. Желательно, чтобы верхний край бордюра находился на 1-2 см выше уровня почвы. Иначе дорожки будут постоянно грязными.

Бордюрные блоки закрепляют бетонным раствором. После укладки бордюра нужно проверить, насколько он ровный. Для этого используют строительный уровень. Если некоторые блоки установлены неправильно, их положение корректируют деревянной киянкой.


Применяемые виды оснований

Перед тем как выложить площадку плиткой, нужно сделать основание. Подстилающий слой помогает выровнять поверхность участка. Он придает покрытию устойчивость и увеличивает его прочность. Надежное основание не позволяет тротуару разрушаться под весом людей и машин. Оно защищает покрытие от разрушения в осенне-зимний период, когда в его зазорах образуется лед.

Технология укладки тротуарной плитки зависит от способа эксплуатации покрытия. Если нагрузка на его поверхность будет небольшой (пешеходная дорожка), достаточно сделать подстилающий слой, состоящий из песка и цемента. Если мощение осуществляется под автомобиль, необходимо бетонное основание.

Бетонное

Перед бетонированием основания выполняют работы по армированию. Арматурную сетку укладывают на металлические или каменные подставки. Арматура должна находиться на 3-5 см выше поверхности траншеи. Гарцовка для тротуарной плитки готовится из песка и цемента в пропорции 3:1. Лучше использовать речной или карьерный мытый песок. В нем не должно быть частичек глины или извести. Раствор равномерно и тщательно распределяется по участку траншеи, чтобы добиться ровной поверхности.

Лучше сразу залить бетоном всю дорожку. Если часть работ откладывается на следующий день, залитый бетоном участок надо накрыть полиэтиленом. Бетонное основание под тротуарную плитку должно иметь толщину 10-12 см. Чтобы цементная подушка была прочной, ее 3-5 дней увлажняют. После увлажнения бетон накрывают полиэтиленом. Укладывать покрытие можно через 7-12 дней.

Из песка и цемента

Траншея засыпается смесью песка и цемента. Ее готовят в пропорции 3:1. Толщина песочно-цементного основания должна составлять 12-15 см. Подстилающий слой нужно хорошо утрамбовать и выровнять. Если глубина траншеи слишком большая, ее можно уменьшить с помощью песка. Песок насыпают под основание и тщательно трамбуют.

Технология мощения тротуарной плиткой требует, чтобы цементно-песочная смесь была сухой. Поэтому лучше делать основание непосредственно перед мощением в сухую погоду. Цементно-песочный слой нужно укладывать на геотекстиль. Если этого не сделать, песок быстро вымоется, а плитка просядет.

Обработка плитки перед укладкой

Перед монтажом плитку нужно обработать гидрофобным раствором. Средство повысит морозоустойчивость и влагостойкость материала, а также увеличит срок его эксплуатации. Гидрофобизаторы улучшают декоративные качества и защищают от грибковых микроорганизмов. На обработанной гидрофобным раствором поверхности не появляются солевые пятна. Материал погружают в гидрофобный состав, затем высушивают. Процедуру повторяют.

Во время обработки нужно тщательно осматривать все элементы. Изделия с дефектами нужно отложить. Когда понадобится резать тротуарную плитку, чтобы оформить углы, бракованные элементы пригодятся.


Работы по укладке нужно осуществлять при подходящих погодных условиях. Погода должна быть сухой и безветренной. Нельзя укладывать покрытие на песчано-цементное основание при минусовой температуре. При замерзании почва расширяется, а после оттаивания проседает. Если уложить покрытие на замерзший грунт, после его оттаивания оно разрушится. Правила укладки тротуарной плитки позволяют выполнять работы на бетонном основании во время мороза, но делать это нежелательно.

Монтаж

Тротуарную плитку на бетонном основании закрепляют цементным раствором. Швы полностью заполняют смесью. При этом толщина швов не должна превышать 3 мм. Укладывая элементы, нужно находиться на покрытии. Наступать на основание нельзя. После укладки каждого ряда нужно проверять качество выполненных работ строительным уровнем. Элементы, которые уложены неправильно, выравнивают резиновым молотком.


На цементно-песочное основание необходимо укладывать, вбивая каждый элемент деревянной киянкой. Материал должен надежно закрепиться в основании. Если изделие «проваливается», под него нужно насыпать слой песка. Зазоры между плитками заполняют смесью или песком. После выполнения работ покрытие увлажняют из шланга с распылителем. Если в зазорах смесь «просела», нужно насыпать в них еще немного смеси. Пользоваться покрытием можно через 2-3 дня.

Заделка швов тротуарной плитки осуществляется с помощью песка, цементной или бетонной смеси. Если используется песок, его нужно предварительно просеять. Цементную смесь готовят из цемента и песка в соотношении 1:5. При приготовлении бетонной смеси цемент смешивают с песком в пропорции 1:3. Песок и смеси должны быть сухими. Выкладка затирки осуществляется с помощью резинового шпателя. Уровень смеси в зазорах должен составлять от 1/2 до 3/4 высоты плитки. Излишки смеси сметают с покрытия веником.

После этого приступают к заливке швов. Когда смесь застынет (через 1-3 суток), в зазоры насыпают смесь и снова ее увлажняют. После высыхания состава процедуру повторяют в третий раз. Возможно, что придется добавлять смесь в швы еще несколько раз. Заканчивать работу можно тогда, когда смесь в зазорах будет на одном уровне с поверхностью плитки.

Вам также может быть интересно

Для дорожного покрытия и покрытия садовых и парковых аллей в последнее десятилетие характерно то, что на них укладывается наиболее популярный сейчас вид покрытия – брусчатка. Особенно широкое применение она имеет в индивидуальном строительстве.

Красивый вид, несложная технология, по которой она укладывается, простор ухода делают этот вид покрытия востребованным повсеместно как в городской, так и в сельской местности.

Брусчатка – это который изготавливается из натурального камня: гранита, кварцита, песчаника или из бетона. Основное ее отличие от тротуарной плитки в геометрической форме. Она представляет собой объемный прямоугольник. По методу производства бывает колотой, пилено-колотой, пиленой, галтованной.

К преимуществам брусчатки относятся:

  • высокое качество и технологичность;
  • уменьшение финансовых затрат, так как уход за ней минимальный;
  • долговечность – до 30 лет службы;
  • устойчивость к различным негативным факторам: физическим, механическим, химическим;
  • экологичность: она не нагревается на солнце и не выделяет вредных веществ в атмосферу;
  • эстетичность: применение различных пигментов придает материалу разнообразные оттенки, цвета не выгорают от времени.

Укладка данного вида покрытия требует правильного использования материалов, оборудования, соблюдения правил и инструкций по мощению дорог и дорожек, которые прописаны в технической документации.

Мощение дорожек своими руками

В основное внимание уделяется уплотнению земляного кома и правильной организации дренажа:

  • при влажном грунте используется геосинтетическое полотно, которое равномерно распределяет нагрузку на грунт и сохраняет дренажную систему в рабочем состоянии длительный период времени;
  • если основной компонент грунта – песок, то несущий грунт дополнительно не укладывается.

Вернуться к оглавлению

Инструменты для укладки дорожного покрытия

Устройство дорожного покрытия предусматривает применение следующих инструментов:

  • резиновый молоток и метла;
  • древесные или металлические колышки;
  • строительный уровень и рулетка;
  • щетка и деревянный брусок;
  • бадья и мастерок;
  • лопата и садовые грабли;
  • тачка и трамбовка вибрационная или ручная;
  • поливочный шланг с душевым устройством, лейка и сито;
  • шлифовальная машинка и алмазные диски для резки брусков камня;
  • рукавицы, защитные очки.

Вернуться к оглавлению

Подготовка базового основания для всех вариантов мощения

Устройство основы состоит из нескольких этапов:

  • в месте будущего дорожного покрытия выставляются контрольные колышки-маячки;
  • определяется сток воды, он должен быть не меньше 5 % или 5 мм на 1 м поверхности;
  • по окончании разметки необходимо определить достаточность земли на площадке: при излишке грунт убирается, при недостатке добавляется;
  • площадка выравнивается с помощью граблей и уплотняется виброплитой;
  • проводится расчет высоты основания, она должна быть выше запланированного уровня на 1-2 см, это необходимо для учета усадки при уплотнении;
  • отмерить высоту, на которую будет насыпаться песок, и закрепить шнур порядовку на этом уровне между кольями;
  • отсыпается песочная подушка, тщательно разравнивается с помощью граблей и поливается водой до образования луж. В солнечную погоду поверхность через несколько часов выравнивается профилем, она должна быть ровной и гладкой.

Вернуться к оглавлению

Мощение дорожного покрытия на песчаном основании

Устройство мостовой из брусчатки на песчаное основание имеет следующие этапы:

  • на подготовленную поверхность укладывается геополотно и отсыпается подушка из песка слоем 10-15 см;
  • подушка тщательно разравнивается, выполняется уклон под сток воды, необходимо обязательно учитывать «правило 5 %»;
  • полить песчаное основание водой из шланга или лейки;
  • утрамбовать его виброплитой;
  • закрепить шнур под высоту бордюра;
  • устанавливаются бордюры, под них выкапывается траншея, которую заполняют щебнем, наносится цементный раствор слоем в 1,5 см и длиной под бордюр, большее количество наносить за один раз запрещается по технологии укладки брусчатки. При помощи резинового молотка бордюр выравнивается до соприкосновения со шнуром;
  • бордюр закрепляется бетонной смесью, которая приготавливается в пропорции 1:3, цемент и песок;
  • по рисунку мощения с помощью уровня и резинового молотка выкладываются бруски из камня, с зазорами между ними 2-3 мм, контролируются уклоны согласно «правила»;
  • зазоры заполняются чистым речным песком при помощи щетки;
  • мостовая утрамбовывается виброплитой, очищается слабой струей воды, чтобы швы не вымылись.

Вернуться к оглавлению

Мощение дорожек на основании из щебня

На щебеночное основание включает в себя такие работы:

  • на предварительно подготовленное ложе укладывается геосетка из синтетики;
  • насыпается слой щебня высотой 10-20 см;
  • щебень разравнивается, подготавливается уклон согласно «правила»;
  • проводится утрамбовка щебня;
  • подготавливается траншея под бордюры, которая также заполняется щебнем, выкладывается бетонная смесь, устанавливаются и выравниваются под шнур бордюры;
  • бордюры закрепляются цементным раствором;
  • насыпается сухая цементно-песочная смесь высотой 5-10 см, при необходимости укладывается дорожная сетка;
  • при помощи резиновой киянки и уровня выкладываются бруски из камня соответственно эскизу мощения, между ними оставляются зазоры размером 2-3 см;
  • дорожка поливается большим количеством воды из шланга;
  • после высыхания поверхности швы заполняются сухой смесью и поливаются осторожно водой из лейки небольшой струей, чтобы не вымывать смесь из швов.

Отправить заявку

Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется

Что нужно для укладки тротуарной плитки, с чего начать выполнение работ?

Укладка тротуарной плитки состоит из таких этапов:

  1. , расчет количества необходимого сырья.
  2. Подготовка площадки.
  3. Разметка границ.
  4. Определение уклонов для отвода дождевых и талых вод.
  5. Устройство подстилающих слоев.
  6. Непосредственно сама укладка .

Рассмотрим каждый пункт подробно.

При выборе фигурных элементов мощения ориентируйтесь не только на свои эстетические взгляды и финансовые возможности, но и обязательно на технические требования, предъявляемые к условиям эксплуатации различных площадей.

Если вы обустраиваете веранду частного дома, достаточно плитки толщиной 3 см. При заезде легкового транспорта для мощения используется схема укладки тротуарной плитки — не тоньше 4,5-5 см, грузового – 6-10 см (зависит от интенсивности движения).

Определяя количество материала, учитывайте следующие моменты: если площадка приближена к прямоугольнику, достаточно к общему объёму ФЭМ добавить 3-4%; в случае криволинейной – 5-7%. Это обуславливается тем, что часть материала уйдёт в отходы при подрезке, что-то может разбиться при доставке и выгрузке.

Желательно, оставить в запас несколько квадратов, т. к., если через несколько лет станет вопрос о ремонте покрытия, такого вида плитки может не оказаться в продаже. Количество отходов также зависит от способа укладки: при диагональной их больше, чем при параллельной.

Объем необходимых сыпучих материалов можно вычислить только приблизительно: общую площадь умножьте на толщину подсыпки с учетом коэффициента уплотнения 1,4. В ЗИЛ входит около 3-3,5 м3 по весу 5-6 т, в КАМАЗ – 6м3 или 12 т. Для ограничения тротуарной плитки необходим поребрик (бордюр парковый) или бордюр дорожный. Эти элементы могут быть разных размеров и применяются в зависимости от назначения площадки.

Обязательно требуйте у поставщиков сертификаты качества и санитарно-эпидемиологические заключения на приобретаемые стройматериалы. Ответственный производитель и продавец всегда предоставят вам оригиналы этих документов.

Подготовка площадки к монтажу

Правильная подготовка под укладку тротуарной плитки– это залог долговечности выполненного мощения. Перед началом работ обязательно проверьте открывание дверей и ворот, заезд в гараж, высоту крыльца. Учитывайте, что выполненное покрытие добавит минимум 10 см.

Возможно, понадобится выемка или досыпка до необходимого уровня. Выемка обязательна и в том случае, если на участке свежий грунт – просадки ФЭМ не избежать. Досыпку до необходимого уровня лучше выполнить щебнем, грунт для этих целей использовать нельзя. Если на вашем участке старое уплотненное основание и позволяет высота, выемку можно не делать.

У заказчиков часто возникает вопрос: обязательно ли снимать старое асфальтовое или бетонное покрытие. Можно и не снимать, но учитывайте, что старое покрытие будет задерживать влагу и мешать быстрому высыханию плитки после дождя, это может привести к образованию плесени, разрастанию мха.

Если по каким-то причинам вы не демонтируете старое покрытие, обеспечьте дренаж, пробив с помощью перфоратора или отбойного молотка отверстия из расчёта 4-5 шт. на 1 м2.

Разметка

Планировку территории необходимо продумать заранее: померить габариты участка, размеры строений, расстояния между основными точками, учитывая крупные растения, и составить план-схему.

На местность все переносится с помощью колышков и шнура. На прямолинейных участках нужно забить колышки в углах, на криволинейных – по периметру. Отступив от поверхности земли 7-10 см, натягивается шнур для обозначения границ.

Определение уклонов для отвода дождевых и талых вод

Очень важно правильно организовать уклоны для стока воды – от зданий и сооружений на газон, в водоотводные или дренажные колодцы. Уклон может быть поперечным, продольным или комбинированным и составлять не менее 5% (5 мм на 1 м).

Ни в коем случае нельзя пускать воду в бытовую канализационную систему – это запрещено законом.

На больших площадях лучше использовать нивелир, но чаще всего укладчики применяют гидроуровень или обычный уровень в сочетании со шнуром-порядовкой.

Устройство подстилающих слоев

Для устройства подстилающего слоя используют щебень, гранитный отсев, шлак гранулированный, гарцовку (сухую смесь цемента и песка из расчета 1:8). Вид основания зависит от условий эксплуатации, толщины плит и определяется проектом выполнения работ. Все слои необходимо тщательно утрамбовывать и поливать водой.

Рассмотрим три варианта подготовки основания по уплотненному грунту:

  1. Интенсивное движение грузового транспорта: щебень фракции 20-40 мм, толщиной 10-20 см, заливка бетона 10 см с арматурной сеткой без связки, укладка плитки производится на раствор марки М150 (цемент и песок 1:3).
  2. Легковой транспорт: щебень фракции 5-20 мм толщиной 10 см, гарцовка или шлак гранулированный – 5-7 см.
  3. Без заезда транспорта – слой гарцовки или шлака гранулированного 5-7 см.

Гарцовку лучше готовить непосредственно на стройплощадке в бетоносмесителе из расчета на одну рабочую смену, со временем ее качество, особенно в сырую погоду, ухудшается.

На чистый песок производить укладку не рекомендуется, так как необходимо будет принимать дополнительные меры по предотвращению вымывания его из-под плитки: полностью промазывать все примыкания ФЭМ раствором особенно изнутри, организовывать , установленных на бетон. Эти меры приведут к дополнительному удорожанию проведения работ по укладке тротуарной плитки, хотя сам песок дешевле, чем другие сыпучие.

Узнайте из этого видео еще больше о технике подготовки основания для укладки тротуарной плитки, и как происходит поэтапный процесс:

Техника мощения ФЭМ – порядок производимых работ

Для производства работ по укладке тротуарной плитки необходимы такие :

  • резиновая или деревянная киянка (специальный молоток);
  • трамбовка (лучше, надёжнее и быстрее использовать механическую бензиновую или электрическую, но на небольших участках можно обойтись и ручной);
  • колышки;
  • шнур;
  • мастерок;
  • уровень;
  • правило;
  • швабра или грабли;
  • жесткая щетка.

Существует множество способов укладки ФЭМ, они разделяются по цвету (одноцветное и многоцветное) и по расположению меж плиточного шва (четко направленное, радиальное и хаотичное).
Существуют основные правила и .
Тротуарные плиты укладываются на тщательно выровненный подстилающий слой и втрамбовываются с помощью киянки. Правильность укладки контролируется с помощью уровня.

Для ограничения площадки необходимо или поребрик. Для его установки натягивается шнур, по нему выкапывается траншея. На её дно насыпается песок и трамбуется. После этого производится установка бортового камня на бетон.

Следует обратить внимание на симметричность, правильность укладки плитки в центральных местах вашей площадки – ворота, вход в дом, вид из окна.

До укладки ФЭМ вокруг дома или гаража (особенно если есть подвал) необходимо выполнить отмостку с проведением комплекса работ по гидроизоляции, т. к. через швы тротуарной плитки вода будет просачиваться и попадать в подвал. Поверх отмостки можно уложить плитку, и вся площадь будет выглядеть единым полотном.

По поверхности уложенной ФЭМ рассыпается сухой песок и тщательно распределяется в межплиточные швы. Желательно эту процедуру проделать несколько раз, сочетая с поливом водой из шланга или лейки, чтобы добиться заполнения щелей песком.

В этом видеоуроке узнайте пошаговую инструкцию о технологии укладки тротуарной плитки — как правильно производится ее монтаж:

Обязательно осмотрите всю поверхность на предмет попадания бетона или раствора – через несколько дней будет просто невозможно . Выполните обратную засыпку бордюрного камня, уберите весь мусор – и вот вы счастливый обладатель нового двора, беседки или стоянки.

ИНСТРУКЦИЯ ОАО «Строй-Планета» г. Уфа, Республика Башкортостан по укладке и эксплуатации тротуарной плитки, произведенной по технологии вибропрессования Наш производитель - ОАО «ГлавБашСтрой» Комбинат ЖБИ и газобетонных блоков Производственная линия представлена европейским оборудованием фирмы «MASA» Record 9001(Германия)


2 Используется для покрытия тротуаров, парковых и пешеходных дорожек, дворов, площадок, облицовки цветников, клумб, укрепления откосов и газонов. Физико-механические свойства материала: Морозостойкость - F300, Истираемость - 0,7 г/см 2, Удельная радиоактивность - 72 бк/кг. Производственная линия - оснащена европейским оборудованием фирмы «MASA» Record 9001(Германия) - одного из ведущих производителей оборудования для ЖБИ и камнеформовки. Технология производства – метод вибропрессования. Преимущества использования тротуарной плитки, изготавливаемой методом вибропрессования: тяжелый бетон класса В30, используемый при изготовления, имеет низкое водоцементное отношение, что уменьшает расход цемента, обеспечивает высокую прочность и морозостойкость, изделия имеют строгую геометрию форм и параллельность поверхностей, т.к. все производятся в 1 (одной) форме (матрице), долговечность покрытия (превосходит асфальтобетонное покрытие, плитку(производство по технологии литья) в несколько раз), отсутствие вредных испарений под воздействием солнечных лучей, уровень радиационного фона ниже в 3 раза (по сравнению с асфальтовым покрытием). Тротуарная плитка. ГОСТ


3 Подготовительные работы Качественное устройство покрытия во многом зависит от правильной подготовки перед этапом укладки. Первым делом необходимо с помощью контрольных «маячков» разметить территорию, отведенную под дорожку или площадку, при этом учитывать углы территории и соблюдать как продольные, так и поперечные уклоны. Отметим, что с уклонами нужно определиться заранее. Обустройство основания После разметки территории приступаем к подготовке основания, которое можно выполнить из песка, щебня или бетона в зависимости от предназначения дорожки или площадки. Обустройство основания проходит в несколько этапов: Планировка. В ходе данного этапа нужно убрать верхний слой грунта, удалить корни растений и утрамбовать дно. Отметим, что в некоторых случаях необходимо выровнять и уплотнить дно, используя гравий или щебень. В результате получается некое ложе, которое в дальнейшем заполняется материалами для организации основания дорожки или площадки. Дренаж и устройство уклонов необходимы для того, чтобы на поверхности не скапливалась вода. Уклоны ни в коем случае не должны быть направлены к фундаменту здания, так как именно благодаря этим перепадам высоты покрытия удаляется большая часть дождевой воды. Меньшая же ее часть уходит в грунт через швы поверхности. По этой причине в качестве несущего дренажного слоя довольно часто используются такие водонепроницаемые материалы, как гравий или щебень. Укладка несущего слоя. В качестве несущего слоя применяются различные материалы, начиная с песка (в случае с укладкой плитки для пешеходных зон с малой проходимостью) и заканчивая бетоном, который используется для обустройства зон с большой проходимостью и при проблемных грунтах. Независимо от того, какой материал выбран для несущего слоя, необходимо придерживаться следующих правил: толщина слоя зависит от предполагаемой нагрузки на покрытие: чем выше проходимость, тем больше материала понадобится для формирования основания. При очень больших нагрузках на поверхность несущее основание укладывается в несколько слоев; несущий слой укладывается ровно, но с учетом уклонов; каждый слой утрамбовывается с помощью виброплиты, катка или ручной трамбовки. Укладка тротуарной плитки Подготовительные работы


4 Устройство бордюров. Бордюры или поребрики устанавливаются на раствор M100 в предварительно приготовленные траншеи, расположенные по периметру основания (в случае с основанием из песка или щебня). Если же несущий слой выполнен из бетона, то траншеи не обязательны. Также отметим, что поребрики и бордюры достигают половины высоты плитки или брусчатки. Укладка песчаного или цементно-песчаного слоя под брусчатку. Этого этапа не избежать, если в качестве несущего основания выступают такие материалы, как песок или щебень. В первом случае дополнительный песчаный слой выступает как продолжение песчаного основания. Во втором же случае слой, укладываемый непосредственно под плитку или брусчатку, представляет собой сухую смесь из цемента и песка. Однако независимо от материала, из которого состоит выравнивающий слой, следует соблюдать следующие рекомендации: предварительно необходимо выставить направляющие рейки в соответствии со всеми уклонами и закрепить их; подстилающий слой разравнивается с помощью правила таким образом, чтобы он был выше уровня плитки примерно на 1 см. Это делается для того, чтобы плитка осталась на предполагаемом уровне после выравнивания покрытия и незначительного проседания песка или цементно-песчаной смеси; для того чтобы получить ровную поверхность, впоследствии выравнивающие рейки нужно убрать и заполнить получившиеся ямки песком или сухой смесью. На этом этап подготовки основания заканчивается. Дополнительные рекомендации перед началом работ по укладке плитки Естественно, укладывать тротуарную плитку «на глаз» нет никакого смысла: предварительно нужно натянуть шнур по всей длине и ширине площадки. Это позволит точно соблюдать геометричность линий швов и уклонов. Мы рекомендуем проверять расположение швов через каждые 2-3 ряда уложенной плитки. Укладка следует начинать от нижней точки к более высокой или от какого-либо важного элемента экстерьера (например, от парадного входа). Выравнивать плитку можно при помощи резиновой киянки или виброплиты, если плитка легла выше установленного уровня. Также допускается подсыпание сухой смеси или песка под покрытие, если после укладки плитка опустилась ниже. Стоит отметить, что поверхность считается ровной, если отклонения составляют 0,5 – 1 см на каждые 2 метра. При необходимости устройства добора, плитку можно разрезать пилой «болгаркой», оснащенной специальным пильным диском с алмазным напылением. Это позволит получить материал нужных размеров без особых трудовых и денежных затрат: на объекте площадью до 100 м 2 расходуется в среднем до двух дисков. Укладка тротуарной плитки Подготовительные работы


Инструмент, требующийся для проведения работ по укладке: совковые и штыковые лопаты, брусчаткорез, шлифмашинка с алмазными дисками для резки брусчатки, виброплита с накладкой, правило для разравнивания песка и сито, тачка, носилки, направляющие, уровень, шнур выравнивающий, щетка, резиновая киянка, шланг подачи воды. 1.Приготовьте ложе, сняв верхний слой грунта по всей площади будущей тротуарной дорожки или площадки. При этом очень важно удалить корни растений во избежание их прорастания и утрамбовать дно. 2.Насыпьте в подготовленное ложе песок слоем см и тщательно разровняйте его правилом или граблями, приняв во внимание уклоны для стока воды (не менее 0,5 – 1 см на метр). 3.Обильно пролейте основание водой из лейки или шланга, соблюдая минимальный расход воды 10 литров на квадратный метр. 4.Утрамбуйте песчаное основание ручной трамбовкой, дабы избежать проседания основания при эксплуатации тротуара (рис.2). Рис. 2 Для пешеходных зон и зон невысокой проходимости. Вид укладки рекомендуется для частных владений, коттеджных поселков, внутридворовых территорий 5 Рис. 1


Рис Для того чтобы установить бордюры, по краям основания выкопайте траншеи требуемой глубины. Посадите бордюры на раствор M100, впоследствии пролив их бетоном и заполнив песком. (Рис.3) 6.Уложите плитку в соответствии с выбранным способом кладки, оставляя небольшие зазоры в 0,5 - 0,7 см. 7.При укладке регулярно используйте уровень, не забывая также и об уклонах. Для того чтобы обеспечить ровную кладку, используйте виброплиты и массивные резиновые киянки, если плитка находится выше требуемого уровня. Если же, наоборот, ниже, то можно подсыпать под один или несколько камней дополнительный песок. 8.Щели между плитками заполните просеянным песком или сухой смесью. Проще всего это сделать следующим образом: высыпьте песок на тротуар и с помощью щетки передвигайте его по всей поверхности. (Рис. 4) 9.Излишки сухой смеси или песка удалите с помощью слабой струи воды. При этом обратите внимание на то, чтобы наполнитель не вымывало из зазоров. Удалите оставшуюся грязь и остатки смеси с поверхности тротуарного покрытия с помощью щетки, укладка завершена. Рис. 3


1.Приготовьте ложе, сняв верхний слой грунта по всей площади будущей тротуарной дорожки или площадки. При этом очень важно удалить корни растений во избежание их прорастания и утрамбовать дно. 2.Насыпьте в подготовленное ложе щебень слоем см и тщательно разровняйте его, приняв во внимание уклоны для стока воды (не менее 0,5 – 1 см на метр). 3. Утрамбуйте щебень ручной трамбовкой (Рис.6) 4.Для того чтобы установить бордюры, по краям основания выкопайте траншеи требуемой глубины. Посадите бордюры на раствор M100, впоследствии пролив их бетоном и заполнив песком (Рис.7) Рис. 6 Рис. 7 7 Рекомендуется для зон с умеренным потоком движения и стоянкой легкового транспорта. Укладка производится на щебеночное основание с сухой смесью Рис. 5


5.Сверху щебня насыпьте цементно-песчаную смесь слоем 5 – 10 см. Если в соответствии с планом необходима установка армирующей сетки, то уложите ее (Рис.8) 6.Уложите плитку в соответствии с выбранным способом кладки, оставляя небольшие зазоры в 0,5 - 0,7 см. 7.При укладке регулярно используйте уровень, не забывая также и об уклонах. Для того чтобы обеспечить ровную кладку, используйте виброплиты и массивные резиновые киянки, если плитка находится выше требуемого уровня. Если же, наоборот, ниже, то можно подсыпать под один или несколько камней дополнительную сухую смесь (Рис.9) Рис. 8 Рис. 9 8


8.Обильно пролейте тротуар большим количеством воды и дождитесь полного высыхания дорожки, после чего приступайте к заполнению щелей между плитками сухой смесью. (Рис. 10) 9.Пролейте дорожку еще раз, при этом обратите внимание на то, чтобы наполнитель не вымывало из зазоров. 10.Во избежание застывания раствора на поверхности удалите его излишки. Убедитесь в том, что тротуар полностью очищен от раствора и швы заполнены смесью. (Рис. 11) Укладка завершена, покрытие готово к эксплуатации. Рис. 10 Рис. 11 9


1.Приготовьте ложе, сняв верхний слой грунта по всей площади будущей тротуарной дорожки или площадки. При этом очень важно удалить корни растений во избежание их прорастания и утрамбовать дно. 2.Насыпьте в подготовленное ложе щебень слоем см и тщательно разровняйте его. 3.Утрамбуйте щебень ручной трамбовкой (Рис.13) 4.По краям будущего тротуара или площадки установите опалубку, принимая во внимание то, что доски должны быть более 4 см в толщину. Отметим, что доски закрепляются с помощью кольев, расположенных на расстоянии 60 – 100 см друг от друга. (Рис.14) Рис Рекомендуется для устройства отмостков, зон и площадок большой проходимостью и нагрузкой, также при проблемных грунтах. Укладка производится на бетонное основание Рис. 12 Рис. 13


5.Залейте щебень слоем бетона 5 – 15 см. Для большей прочности основания применяется армирование дорожной сеткой. В этом случае сначала уложите раствор слоем 3 см и поместите на него армирующий материал, после чего залейте его бетоном. Также здесь стоит отметить, что при большой площади укладки рекомендуется оставлять температурные швы (0,5 см) через каждые 3 метра. Таким образом вы сможете защитить бетонное основание от появления трещин зимой. (Рис.15) 5.После укладки бетона окончательно выровняйте поверхность с учетом уровня основания и уклонов. (Рис.16) Рис. 15 Рис


7.Укрепите бордюры на раствор M100, впоследствии пролив их бетоном и заполнив песком (рис.17) 8.Предварительно увлажнив основание, уложите плитку на цементно-песчаную стяжку, слой которой должен составлять 1 – 3 см. (рис.18) 9.В целях защиты от растрескивания заделайте эластичным наполнителем температурные швы. 10.Аккуратно заполните щели между плитками затиркой или раствором, стараясь избегать попадания раствора на лицевую сторону камней. Если же все-таки это произошло, то немедленно уберите лишний раствор. Укладка плитки завершена, через 48 часов покрытие готово к эксплуатации. Рис. 17 Рис


Тротуарное покрытие не требует какого либо особого ухода или специальной уборочной техники. При укладке тротуарной плитки в городских условиях рекомендуется помыв поверхности каждые 2-3 дня, в условиях повышенной проходимости – ежедневно. На территории собственных владений, коттеджа или загородного дома тротуарная плитка будет выглядеть опрятно при промывании водой 1 раз в неделю. С помощью мыльной воды, швабры и потока чистой воды вы легко избавитесь от любых естественных загрязнений на поверхности покрытия. Следует обратить внимание на следующие особенности ухода и эксплуатации покрытия: 1.Во избежание повреждения ровной поверхности не рекомендуется движение автотранспортных средств по пешеходной зоне с толщиной укладки покрытия тротуарной плиткой до 6,0 см. 2.В случае использования покрытия для движения транспорта, технология укладки требует дополнительного усиления бетонным основанием(см. часть 3 настоящего документа) 3.Для очистки снега и наледей в осенний и зимний период противопоказано использовать металлические лопаты, лом и прочие металлические колюще-режущие инструменты, это может привести к повреждению поверхности покрытия. 4.Во избежание эрозии поверхности тротуарного покрытия не рекомендуется использовать: абразивные смеси, смеси, содержащие соль для устранения наледи. В этом случае рекомендуется использовать обычный речной песок. 5.Для придания поверхности покрытия блеска, яркости и насыщенности цвета рекомендуется обработка специальными гидрофобизирующими составами. Они придают поверхности водоотталкивающие свойства и предохраняют от воздействия на бетон воды, водяных паров и солевых растворов, а также органических растворителей. 13 Тротуарное покрытие: уход и обслуживание


Прежде чем приобретать тротуарное покрытие следует определиться с несколькими моментами Состав партии: 1.Назначение участка покрытия(пешеходная зона, парковка, пешеходная зона и движение легкового автотранспорта и т.д.) 2.Желаемый рисунок, форма плитки и цветовое решение рисунка, композиция, сочетание с ландшафтом. 3.Состав композиции и необходимость доборов, наличие бордюров и водостоков, габариты участка и т.д. 4.Напоминаем, что в процессе укладки, при подрезке в размер, некоторая часть плитки пойдет в отходы. Количество таких отходов зависит от формы, размера облицовываемой поверхности, способа укладки (например, диагональный способ укладки дает больше отходов, чем параллельный способ). Оставьте в запасе несколько запасных плиток, на случай если вам захочется что то заменить, или потребуется мелкий ремонт. С учетом отходов, рекомендуется приобретать площадь покрытия на 5-7% больше площади облицовываемой поверхности. (Лучшим вариантом будет приобрести на 2 кв. метра площади больше, т. к. при ошибочном расчете или желании сделать замену, тон новой партии товара может не точно совпадать с вашей палитрой). Цветовая палитра: 1.Исходный цвет бетонной плитки зависит от применяемого красителя, определяется по желанию покупателя и согласовывается при продаже (данный критерий не является характеристикой ГОСТ). 2.В процессе эксплуатации изменение цвета бетонной плитки/поверхности (выцветание) не является критерием, определенным требованиями ГОСТ. Высыхание плитки происходит постепенно и неравномерно – выравнивание цвета происходит в ходе ее эксплуатации. 14 На заметку Покупателю


Высаливание бетона*: В процессе эксплуатации возможно появление известковых пятен на поверхности плитки. Это обусловлено естественным процессом высаливания бетона. Данный процесс не уменьшает прочностных характеристик плитки и может оказать влияние лишь на эстетический вид цветной продукции. Процесс высолообразования достигает своего максимума через год эксплуатации и сходит "на нет" через два года после начала эксплуатации. Исчезновение высолов обусловлено тем, что карбонат кальция на поверхности бетона вступает в медленно протекающую реакцию с растворенным в воде углекислым газом и превращается в гидрокарбонат, растворимый в воде, который смывается осадками или в процессе помывки поверхности. Покрытие из тротуарной плитки имеет повышенную устойчивость к агрессивным средам. Так растворы кислоты, щелочи и прочих химически активных составов при попадании на поверхность покрытия не меняют его структуры, что дает возможность использовать тротуарную плитку на территории заправочных станций и прочих зон работы с агрессивными средствами. Замена и ремонтные работы: Тротуарная плитка производства компании ОАО «ГлавБашСтрой» отличается своей долговечностью и устойчивостью к износу за счет передовой технологии производства изделий – метода вибропрессования. В местах высокой проходимости сильно истертые плитки легко и просто меняются, при этом не требуется полностью перекладывать все покрытие, оставляя его целостность и сокращая затраты на обслуживание *Известковые пятна возникают на поверхности бетона вследствие того, что при схватывании цемента происходит образование свободной извести, которая, растворяясь в воде выходит на поверхность бетона через капиллярные поры, образует нерастворимое соединение в виде белесого налета - карбоната кальция СаСО3. 15

Тротуар является неотъемлемой частью любого дачного, коммерческого и других видов участков. Существует несколько вариантов обустройства тротуарной зоны, но самыми популярными являются именно способы укладки тротуарной плитки, о которых пойдет речь в данной статье.

Тротуарная плитка и камень (брусчатка) обладает солидной прочностью, долговечностью, декоративностью готового покрытия и такое благоустройство тротуараотличается выгодно от других способов тем, что не требует наличия специализированного оборудования, как например, асфальтного катка (при асфальтировании), плоскостного трамбовщика бетона вибраторного типа (при бетонировании), и т. д.

Выгодным такой способ обустройства тротуара также представляется тем, что при нем могут быть выполнены длительные технологические паузы, чего не удастся при асфальтировании и бетонировании, когда работу необходимо произвести за раз, чтобы получился цельный, качественный слой тротуарного покрытия.

Как и во всех остальных технологиях способов обустройства проходной зоны (тротуара) дачного или иного участка, технология укладки бетонной тротуарной плитки также вмещает в себе такую последовательность и этапы производства:

подготовка основания (грунта); устройство подстилочного слоя; устройство покрытия тротуарной плитки/камня.

Рассмотрим все эти этапы подготовки под обустройство тротуара плиткой в основных чертах, все нюансы и правила - это отдельная, весьма объемная статья, основанная на нормативных документах и технологических картах на выполнение соответствующих земельных и специальных работ.

Подготовка основания в самом простом случае вмещает в себе комплекс незамысловатых процессов, как: вытравливание и выкорчевывание растительности, выкапывание и выравнивание грунта (срезание бугров и засыпание ям), трамбование грунта.

Если же речь идет о больших неровностях поверхности грунта на больших площадях, то основание для тротуарной плитки подготавливается специальной строительной техникой (бульдозеры, скреперы, экскаваторы) и специализированными контрольно-измерительными приборами (нивелир), однако это совсем другая тема.

При элементарной подготовке грунта сначала выполняются работы по выкорчевыванию зеленых насаждений: нужно проверить, чтобы не было корней вишняка и других быстрорастущих, а также выцапать все мелкие сорняки и вытравить грунт. Далее выявляют неровности грунта, воспользовавшись нивелиром (можно лазерным уровнем) и срезают бугры, грунт засыпают в ямы и трамбуют.

Устройство подстилочного слоя выполняется на стабилизированный, подготовленный грунт и есть не что иное, как подготовка основания под тротуарную плитку несколькими слоями сыпучих каменных материалов (щебень, отсев, песок).

Эти слоя наносятся один за другим с определенной толщиной в том или ином случае.

Также подстилочный слой может представлять собой бетонную подушку или же вообще отсутствовать, если имеется старое, прочное покрытие, которое пригодно как основание для укладки тротуарной плитки (старое асфальтовое покрытие, например).

Устройство покрытия тротуарной плитки/камня может производиться по нескольким вариантам, все зависит при этом от покрытия, на которое она укладывается.

Важным нюансом, отличающим процесс укладки тротуарной от кафельной плитки является то, что при малейшем отклонении от прямолинейности по шнуру, «сыграть» швами и исправить ситуацию будет практически невозможно.

Что касается самой укладки, то главным является соблюдение прямолинейности по шнуру, а плоскость и уровень – это зависит от предыдущего этапа – устройства подстилочного слоя под тротуарную плитку.

Выравнивание изъянов (ям и отклонений от уровня) в случае с укладкой на раствор является очень сложным, так как тротуарная бетонная или каменная плитка – материал тяжелый и просто-напросто выдавливает под своим весом лишнюю толщину раствора.

В данном случае речь идет о низких и средних нагрузках на такой тротуар (люди, легковые машины), поэтому не требует особой стабилизации основания бетонированием с устройством армирования.

Однако, в зависимости от самого грунта и от интенсивности нагрузки, производят различное устройство подстилающего слоя, а также используют различные подстилающие материалы, на которые непосредственно производят укладку тротуарной плитки. При этом (как видно на рис.) происходит естественная циркуляция осадков, то есть почва «дышит», чего не бывает при асфальтировании или бетонировании.

В современном обустройстве земельных участков чаще всего укладка тротуарной плитки на грунт производится такими способами:

укладка тротуарной плитки на гарцовку; укладка тротуарной плитки на песок; укладка тротуарной плитки на отсев.

При этом перечне существует множество конфигураций самих конструкций подстилочных слоев (толщина дренаж-подстилочного и выравнивающего слоя, наличие/отсутствие геотекстиля и т. д.), все это инженерные расчеты, которые вычесляются по СНиП относительно типа грунта и нагрузок.

Укладка плитки на гарцовку выполняется в большинстве случаев, если тротуар идет со значительным уклоном.

Дело в том, что гарцовка представляет собой сухую цементно-песочную смесь, которая схватывается под плиткой при первых же осадках (или поливе со шланга после укладки) и надежно сцепляет ее (плитку) так, что исключается возможность ее оползания в сторону наклона.

Также гарцовка применяется в случае, если земля не обладает достаточным водопоглащением, что может привести к вымыванию песка из-под плитки (если ее на него укладывать).

Важным нюансом при укладке плитки на гарцовку является то, что она очень быстро выгорает на пекущем солнце, так что работу в солнечные летние дни нужно производить быстро или обеспечив тень. Также гарцовка долго не храниться при использовании влажного песка (влага передастся цементу и запустится схватывание).

Укладка плитки на песок, пожалуй, самый древний, классический способ обустройства тротуаров. Укладка на цементно-песчаную смесь (на гарцовку) и на песок являются абсолютно идентичными и производятся на слой уплотненного гравия толщиной в 10-20 см, который служит как подушка под тротуарную плитку. При этом сам слой песка, как правило, не должен превышать 10 см, дабы не допустить излишней усадки.

При такой технологии укладки необходимо перестраховаться от вымывания песка из-под плитки. Для этого нужно, чтобы по периметру такого тротуара находился бордюр, забетонированный с наружной стороны раствором с маркой прочности не менее М100.

Также будет эффективным против вымывания наличие слоя геотекстиля под слоем песчаной насыпи. Кроме того, технология может вмещать два слоя геотекстиля: первый прямо на подготовленный грунт, второй – на утрамбованный щебневый слой.

Укладка тротуарной плитки на отсев может наблюдаться как дешевая альтернатива первым двум способам. Гранитный отсев сам по себе является отходом от щебня, который состоит из щебеночного песка и мелких осколков, что дает возможность применять его и как основание под тротуарную плитку, щебеночный слой, и как песчаный слой, на который непосредственно укладывают тротуарную плитку. При этом он легко ровняется и трамбуется, как песок и обладает меньшей усадкой.

Однако если грунт нестабильный и плохо впитывает воду, то все-таки нужно произвести насыпь из щебня как дренажный слой, а затем уже выполнить устройство тротуарной плитки на слой отсева. При этом также будет хорошо включить в технологию материал геотекстиль.

Можно наблюдать применение гранотсева в качестве материала, замещающего щебеночную подстилку при укладке тротуарной плитки на гарцовку или на песок. Также из этого материала выходит отличного качества бетонная смесь для бетонирования тротуаров, отмосток, выливания той же самой бетонной тротуарной плитки.

Укладка тротуарной плитки на монолитное основание

Эта технология весьма затратная и требует множество дополнительных рабочих процессов, однако она необходима в том случае, если предполагаются высокие и интенсивные нагрузки на тротуар, ведь трамбованное насыпное основание не способно их воспринимать.

Суть технологии заключается в том, чтобы создать своего рода платформу, которая не будет восприимчива к проблемным грунтам, которые выпучиваются, проседают и всячески деформируются, а также будет равномерно распределять нагрузку от эксплуатации тротуара.

В данном случае существует всего один способ укладки - укладка тротуарной плитки на раствор, при этом есть несколько вариантов относительно поверхности:

укладка тротуарной плитки на бетон; укладка тротуарной плитки на асфальт.

Существует много норм и правил относительно нагрузок на бетонное основание, все они просчитываются по СНиП (строительным нормам и правилам) - марка бетона, класс арматуры и ее диаметр и т. д., и т. п., рассмотрим же основные варианты для частного загородного обустройства.

Укладка тротуарной плитки на бетон предполагает не просто на бетонную подушку, а на целую армированную пластину, толщиной 10 см с устройством арматурного сетчатого каркаса ячейкой 10х10 см из арматуры, желательно марки А400С диаметром от 10 мм.

Пластина может иметь более сложную арматурную конструкцию и большую толщину бетонного слоя.

Такое покрытие предусматривается на нестабильных грунтах, а также в местах постоянных высоких и интенсивных нагрузок, самый элементарный пример такого случая – автостоянки.

Понятное дело, что укладка бетонной тротуарной плитки в условиях частного дачного участка на слой бетона представляет собой чаще всего подсыпку из трамбованного щебня, на которой уложена 10 см бетонная подушка с арматурой 6 мм. Саму плитку выкладывают на 2 см слой цементно-песчаного раствора (чем выше марки прочности бетона, тем лучше).

Укладка тротуарной плитки на асфальт по технологии как таковой не предусмотрена, ее выполняют в случае, если старое асфальтное покрытие (в частном доме) решено заменить, но демонтировать его хозяева не хотят.

В таком случае необходимо удалить участки, которые плохо держаться и залить их бетонным раствором (под асфальтом имеется, как правило, щебеночная насыпь). Кроме того, необходимо заровнять ямы, «расшить трещины» и также залить их бетоном.

Если есть асфальт, то лучше им «залатать» старое покрытие, короче выполнить обыкновенный ремонт, как дороги латают. Такое основание для укладки тротуарной плитки подлежит очистке от грязи и пыли водой со шланга, после чего можно приступать к самой укладке на слой раствора пару см.