Главная особенность садов и парков средневековья. Сады средневековья. Светские сады средневековья

Часть IV

Маргаритка

Нежные маргаритки были любимыми цветами Девы Марии и появились из отражений звезд в каплях росы. В северных сагах маргаритка посвящалась богине весны и любви и считалась «невестой солнца». Ну а во времена трубадуров, рыцарей и прекрасных дам появилась игра в «откровенную маргаритку» — гадание «любит — не любит».

В целом в Средние века роскошных декоративных садов не было. Неспокойные времена вынуждали строить высокие стены и башни и сокращать внутризамковые пространства. Крепости строились на неприступных вершинах или окружались широкими рвами, поэтому в замках можно было сооружать лишь крошечные садики, которые были любимы всеми и трактовались, как «оазисы спокойствия». Вокруг замков устраивались луга для турниров и светских развлечений.

Сады замков сначала были в большей степени утилитарными — обеспечивали нужды стола и лечения. Аптекарские сады дополнялись фруктовыми деревьями и кустарниками, а также овощными участками. Выращивались «сладко пахнущие» растения: розы, лилии, примулы, фиалки, васильки, которые использовались в ритуалах, украшениях и кушаньях. Из цветов приготавливались духи и специи. Фиалки добавляли в салаты. Примула, фиалка, розовые лепестки и боярышник в смеси с медом и сахаром составляли любимое лакомство. Девушки и женщины носили цветы в волосах и венки на голован. Во Франции венки из цветов получили название «шапейрон-де-флер», а из роз «шапель». Людей, занимающихся вязанием венков, стали называть «шапелье», как и сегодня называют изготовителей шляп. Очевидно, от этих венков произошло и французское слово «шапо» — шляпа.

Первое упоминание о цветочном саде роз и фиалок относится, примерно, к 1000 году. С этого времени плодовый сад уже часто содержал декоративные участки. Любимым деревом была липа, которая часто высаживалась рядом с колодцем.

В начале второго тысячелетия образовались централизованные государства в Европе, выросли города, распространились крестовые походы, культуру стал пронизывать мирской дух, повысился уровень образования населения. Пробудился интерес к человеку и земной жизни. Теперь уже можно было показывать красоту человеческого тела и выражать любовь к земному. Роль центров культуры монастыри уступают городам.

Важной частью культуры зрелого Средневековья была рыцарская культура. Понятие «рыцарь» стало синонимом знатности и благородства. Сложился «кодекс рыцарской чести» и «правила куртуазии». Отражением рыцарской культуры была поэзия трубадуров, труверов и миннезингеров, «рыцарские романы», а также «сад удовольствий» рыцарского общества. Эти сады служили молитвенному или философскому уединению. Обязательными занятиями были чтение, музицирование, пение и танцы.

Устройство такого сада описано доминиканским монахом Альбертом Великим (1193-1280 гг.), известным натуралистом Средневековья . Он писал, что для «сада удовольствий» «всегда на любой территории найдется место, непригодное для выращивания урожая. «Сады удовольствий» служат, в основном, для удовлетворения двух чувств — зрения и обоняния, и они не требуют большого ухода, поскольку ничто так не радует глаз, как чудесный травяной покров средней высоты». Эти сады устраивались на выровненных, очищенных от старых корней площадках (для уничтожения старых семян в земле Альберт Великий предлагал хорошо поливать кипятком весь участок). Сад включал прямоугольник клумб для ароматных растений. Центром сада была дивная поляна, где можно было посидеть, отдохнуть и восстановить душевное равновесие. Между поляной и клумбами на возвышении росли красивоцветущие растения.

Он сформулировал и практические рекомендации: «Деревья и виноградники должны высаживаться на солнечной стороне поляны; их листва защитит поляну и обеспечит освежающей тенью». Для этого не годятся, поскольку не дают много тени и требуют удобрений, что может повредить поляне. «Сад удовольствий» должен быть открыт северным и восточным ветрам, так как эти ветры несут здоровье и чистоту. Но закрыт для ветров противоположных направлений (южных и западных) потому, что штормовая природа этих ветров и нечистота оказывают ослабляющий эффект. Северный ветер может помешать созреванию плодов, но очень благотворен для здоровья человека. «Сад удовольствий» предоставляет наслаждение — не плоды». В это же время в городах распространялась антифеодальная и антицерковная культура, оппозиционная рыцарской. Появились произведения городского сатирического эпоса. Таков знаменитый «Роман о Розе» в двух частях, первая из которых написана Гильомом де Лоррисом в 1220-1230 годах. Автор описывает «сад — земной рай»:

«... Я увидал во сне тот сад;

Цветущий май узрел во сне,

Когда все радо так весне,

Когда в восторге все и вся:

И все пичужки, пух нося,

С листвою новою дубравы,

И все сады, кусты и травы ».

В этот сад его ведет сама Госпожа Праздность в восхитительном венке и с гирляндой из роз. По тропинке среди свежих ароматных трав он выходит на поляну, где резвится господин Мирт (хозяин сада) с друзьями; и семь девушек, украшенные венками и гирляндами из роз, танцуют вместе с ними. Лоррис видит множество деревьев из теплых и дальних стран (родом из «Александрии»: финиковую пальму, инжир, миндаль, гранатовое дерево, кипарисы, пинии, оливы и лавры. Некоторые деревья соединены ветками вместе и образуют арки. Воздух пьянит пряным ароматом имбиря, кардамона, гвоздики и корицы. Картина оживляется присутствием животных — косуль, оленей, кроликов, белок и птиц, а водяные струи, бьющие из чистого прозрачного источника, окропляют цветы и травы искрящейся на солнце влажной пылью. Однако на садовой стене автор видит галерею живописных и скульптурных портретов: Ненависти, Предательства, Жадности, Скупости, Зависти, Печали и Старости.

Миниатюра из «Романа о розе» сад удовольствий

Это талантливое произведение переводилось на многие языки и неоднократно переиздавалось. Подлинные сады при замках не сохранились, но яркие миниатюры, иллюстрирующие «Роман о Розе», донесли до нас атмосферу средневекового рыцарского «сада удовольствий», сгладив сатирическую и назидательную остроту литературы.

Сады зрелого Средневековья приобрели декоративность (О появлении первых декоративных садах вы можете прочитать в статье Сады Древнего Египта и Крита). Развитие ремесел сказалось на искусстве украшения фонтанов, скамей, беседок, мозаичных мощений. Входы в сад оформлялись орнаментальными деревянными воротами с крышами из дранки. Части сада тоже разделялись легкими плетнями с калитками. Распространены были перголы и трельяжи, восходящие к античному Риму.

Important!

Еще одним достижением Средних веков было появление ботанических садов , имевших исламское происхождение.

Арабы перевели и сохранили научное наследие античности, пополнили знания в области ботаники и садоводства, собрали описания многих растений. Гарун-аль-Рашид и его преемники привозили из Азии и Африки растения и их семена. Великий ботаник Ибн-аль-Байтар из Малаги дал классификацию, примерно, 14000 растений. Участники крестовых походов привозили сведения о разных странах и растениях, развивая интерес к естественным наукам.

Important!

Арабский прием сеять семена разных растений на газон был также перенят европейцами, а подобный газон получил название мавританского .

Газоны бывают не только мавританские , но и декоративные, партерные, обыкновенные, луговые . Об этом написано в статье Классификация газонов на нашем .

Ботанический сад

В 1250 году в Монпелье уже был ботанический сад , входивший в состав медицинской школы, созданной арабскими врачами в Испании. Образование перестало быть монополией монастырей, а садоводство стало делом купцов и школяров, интересующихся ботаникой. Создание университетов также подтолкнуло собирание ботанических коллекций. В начале XIV века появились ботанические сады в Салерно, Падуе, Пизе, Болоньи, Венеции, Праге. Эта страсть к коллекционированию редких и иноземных растений сохранилась до наших дней.

Important!

В XII-XIII веках стали появляться общественные открытые сады представительного характера для отдыха граждан.

Сначала их устраивали в городах Италии и Франции. Они занимали сравнительно большие территории и использовались для городских ярмарок. Пространство формировалось газонами лугового типа и тенистыми аллеями с декоративными садовыми элементами. Газоны классифицируют на декоративный, луговой, партерный . Об этом вы можете прочитать в статье Классификация газонов. В позднее Средневековье , когда города достигли экономического процветания и относительного спокойствия, их окружили периферийные зеленые пояса с лугами и рощицами. Эти луга были названы по латыни: «pratum commune», откуда произошли названия «Прадо» в Мадриде и «Праттер» в Вене.

Однажды сын Карла Великого принц Пипин спросил своего учителя: «Что такое дождь?». И ученый англосакс Алкуин - один из почитаемых «энциклопедистов» Средневековья , ответил: «Зачатие земли, кончающееся рождением плодов». Пожалуй, на этом можно закончить рассказ о Средних веках - «непогоде», в которую была зачата и рождена социально-культурная общность Европы. Конец.

История моей любви к садам и паркам началась еще в детстве. Моя сестра очень любила собирать полевые цветы, а мне нравилось вместе с бабушкой копаться в земле, создавать симпатичные клумбочки, украшать дорожки, высаживать кусты и деревья. А через пару лет сидеть на скамеечке в этом саду и любоваться на творение своих рук.

Лет в пятнадцать я поехала с мамой на экскурсию в Хэмптон Корт. Хэмптон Корт - бывшая загородная резиденция английских королей, расположенная на берегу Темзы в лондонском предместье Ричмонд-на-Темзе.

Дворец был заложен в 1514 г. всемогущим кардиналом Волси, который передал его в дар Генриху VIII. Если Волси вдохновлялся планировкой итальянских палаццо эпохи Ренессанса, то король привнёс в архитектуру элементы мрачного средневекового зодчества, а также построил большой зал для игры в теннис (его называют самым старым теннисным кортом в мире).

В течение последующих полутора столетий Хэмптон Корт оставался основной загородной резиденцией всех английских монархов. Король Вильгельм III счёл дворец не отвечающим современным вкусам и предложил Кристоферу Рену обновить его в модном тогда стиле барокко. Регулярный французский парк перед дворцом был разбит для Вильгельма III по образцу голландского Хет Лоо; его любопытная особенность - лабиринт площадью в 60 акров.

В тот день, когда я увидела знаменитый лабиринт, я поняла, что это любовь на всю жизнь. Четкие линии посадок уходили вдаль и сливались в одно зеленое полотно, отчего становилось страшно и любопытно одновременно. Хотелось пройти по каждому коридору, заглянуть за каждый угол, исследовать все тупики...но, увы, не позволяло время. Тогда я загорелась идеей создания собственного лабиринта.

Но прежде, чем у меня хоть что-то получилось, я успела посетить еще несколько знаменитых садов с лабиринтами: Сент-Галленский монастырский сад в Швейцарии и голландский Хет Лоо.

Во все времена сады при монастырях отличались простотой и уединенностью. Именно эти качества необходимо учитывать при создании сада в монастырском стиле, которому совершенно не свойственны роскошь, торжественность, театральность. Небольшое количество симметрично расставленных в разных уголках арок и пергол подчеркнет общую композицию зимнего сада, утилитарный характер которому придаст небольшой участок с высаженными в кадках плодовыми деревьями, контейнерами с цветами, лекарственными травами.

Планировка была простая, геометрическая, иногда с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого.

Сад-лабиринт - прием, сформировавшийся именно в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении.

В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).

Сент-Галленский монастырский сад навсегда запал мне в душу ощущением спокойствия и необъятной тишины, от часовой прогулки по нему голова прояснилась и мысли потекли ровно и медленно, без суеты.

А вот обширность и геометрическая четкость линий, с причудливыми переходами одной части сада в другую в Хет Лоо заставляли сердце биться быстрее и хотелось успеть хоть мельком увидеть все.

Парк королевского дворца Хет Лоо - один из самых известных и красивейших в Нидерландах. Сам дворец был построен боле 300 лет назад вблизи от городка Апелдорн, в самом центре Нидерландов. В 1984 года бывшая королевская резиденция была отреставрирована и открыта для широкой публики. Дворец дает представление о том, как там в течение трех веков жила королевская семья, в которой есть и русский след (дочь Павла I - Анна жена Виллема II). А сад представляет собой 17 век садово-парковой архитектуры. С его фонтанами, и партерами, без петергофской помпезности, но так его напоминающие обрамлением вечно-зеленым самшитом и туей. Очень элегантный, соразмерный с человеком сад, что выгодно отличает его от других европейских садов.

Мой садик явно уступает размерами паркам средневековья, но все же не перестает тренировать воображение.

Получилось не все и далеко не сразу, конечно же, но путь к цели всегда не легок. Приходится не раз повторять сделанное, бросать все и начинать сначала... похоже на лабиринт, не правда ли?

Как украшение сада лабиринт появился в конце ХIV века. Полагали, что "прогулки" укрепляют душевное здоровье. Занятие считалось как глубоко христианским, так и респектабельным: лабиринты в Европе стали обязательным элементом парка загородной усадьбы.

Русские усадьбы Кусково, Останкино, Архангельское, Петергоф и другие имели графически четкую схему аллей, стенки которых составляли стриженые кусты. Выполнявшие сначала чисто декоративную функцию, лабиринты в садах в виде живых изгородей постепенно становились все сложнее в композиционном отношении, а затем мода, как дама непостоянная, на лабиринты опять прошла.

Но сегодня лабиринты снова набирают популярность. Настоящий лабиринтовый бум начался в 80-х годах прошлого столетия. Зеркала и деревянные перегородки, кирпич, пластиковые панели, стены падающей воды сделали лабиринт предметом стильного авторского дизайна.

Интересно, что люди прибегают к символу лабиринта в период стрессов. Так, лабиринт в г. Кноксвилле (США) стал местом спонтанного сбора людей после террористической атаки 11 сентября 2001 года: услышав страшную новость, люди бродили по спиральным тропам, пытались заглушить свои страхи и справиться с эмоциями. Подобные скопления людей вокруг лабиринтов наблюдались тогда по всей стране.

Сегодня лабиринты, все более усложняясь, создаются на основе математических моделей и теорий. Устроенные в парках и на туристских маршрутах, они предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость. Лишь один из наиболее авторитетных садовых дизайнеров, работающих в этом направлении, Адриан Фишер, построил по всему свету несколько сотен лабиринтов.

Например, на Олимпиаде в Китае 2008 года Фишер в рамках культурной программы этого мероприятия построил лабиринт общей протяженность 8 километров, побив рекорды Книги Гиннесса. Фишер и его коллеги обогатили парковый лабиринт новыми планировочными решениями, нетрадиционными материалами, другими оригинальными деталями.

Так, путем проб и ошибок был создан мой собственный сад-лабиринт. Если знать с чего начать и где взять, то это вполне реально и не так сложно.

Сначала стоит выбрать размеры и форму будущего лабиринта, в зависимости от возможностей вашего сада: от 2-3 до 20 метров в диаметре. В частных усадьбах и на садовых участках всегда есть желание сделать что-то нетрадиционное, интересное, полезное для развития детей и развлечения взрослых. Для этого хорошо использовать живую зеленую изгородь, благо, что на современном рынке посадочного материала можно найти растения на любой вкус, для любой высоты бордюра или стенки нашего лабиринта.

Для маленького, детского лабиринта можно использовать рядовые посадки однолетников типа петрушки кудрявой или бархатцев, камушки, горшочки с цветами. Для более серьезного и большего - живую изгородь из кустарников.

Важно, что изгородь, составляющая стенки лабиринта, должна быть формируемой, то есть растения должны переносить стрижку и обрезку, чтобы сохранить определенную форму. Стрижка позволяет варьировать необходимый размер изгороди. Для такой изгороди подойдут: низкорослая спирея, магония падуболистная, зверобой чашечковый, самшит, смородина альпийская, лапчатка кустарниковая.

Если Вы хотите создать большой лабиринт для взрослых, можно выбрать деревья до 3 метров высотой: вишня степная, можжевельник казацкий, шиповник, сирень обыкновенная, кизильник, клен татарский, ель обыкновенная, жимолость лесная и татарская, туя западная, барбарис Тунберга, смородина альпийская, дерен белый, граб обыкновенный, чубушник венечный (жасмин), магония, самшит, спирея Ван Гутта, боярышник, тис, миндаль низкий (степной), форзиция средняя, ирга.

Для аллей регулярного сада с графически четкой формой подойдут деревья свыше 3 метров высотой: бук, черемуха, клен, липа сердцевидная и мелколистная, туя восточная, некоторые виды вишни, тис, граб обыкновенный, туя западная, тамарикс, ель.

Можно так подобрать кустарники, что период цветения одних будет сменять другие. И ваш лабиринт будет выглядеть постоянно нарядной и опрятной клумбой на лужайке. Можно совместить несколько способов создания лабиринта - с помощью растений - и хвойных, и лиственных; кустарников и лиан ; арок, пергол, шпалер; добавить зеркала .

Форма лабиринта может быть не только традиционно круглой, но и квадратной, и треугольной, и в виде чайника, и в виде заглавной буквы фамилии владельцев сада. Можно сделать совсем простой лабиринт - вход, два поворота и выход, а можно простой, но с одним входом. Можно сделать сквозной, без четко обозначенного центра, или с центром в виде фонтана, беседки, патио, бельведера, прудика, купальни.

Интернет, Ваше воображение, семейный мозговой штурм - и нескончаемые зелено-цветущие коридоры будут не только радовать глаз, но и успокаивать сердце, и развлекать гостей. Я, например, в своем лабиринте устраиваю соревнования для детей - кто быстрее всех пойдет все «контрольные точки». Ну и, конечно, стоит посетить хоть один раз средневековый или современный лабиринт. Даже если, Вы не решитесь устроить хоть маленький лабиринтик у себя на даче, то по крайней мере ощутите спокойствие и величие, опасность и гармонию этих причудливых и математически сложных рисунков.

Специально для сайта Ольга Шайн

1. Сады арабов в Испании.

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое суще­ствование, уступив место новой эпо­хе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие ме­жду падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними ве­ками, или эпохой средневековья. Это было время формирования ев­ропейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства. «Но одновременно в этих муках ро­ждалось новое человеческое обще­ство. В войнах и восстаниях, голоде и эпидемиях происходило уничтоже­ние рабства, смена его феодальным строем».

В истории архитектуры средневе­ковье делят на три периода: ранне-средневековый (IV-IX вв.), роман­ский (X-XII вв.), готический (ко­нец XII-XIV вв.). Смена архитек­турных стилей существенно не отра­жается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искус­ство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более дру­гих требующее для своего существо­вания мирной обстановки, приоста­навливает свое развитие. Оно суще­ствует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на тер­риториях, относительно защищенных от разрушения.

Монастырские сады. В них выра­щивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планиров­ка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекаю­щиеся дорожки делили сад на четы­ре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Хри­ста, устанавливался крест или выса­живался куст роз.

Сады при замках устраивали внут­ри их территории. Они были неболь­шими и замкнутыми. Здесь выращи­вали цветы, имелся источник - ко­лодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном,- прием, получивший широкое распро­странение в парках.

Сад-лабиринт - прием, сформи­ровавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными пу­тями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкла­дывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разде­лялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты полу­чили широкое распространение в ре­гулярных и даже пейзажных парках. В России такой лабиринт был в Лет­нем саду (не сохранился), регуляр­ной части Павловского парка (вос­становлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетен­ных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).



Позднее средневековье характери­зуется открытием первых универси­тетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические са­ды (Аахен, Венеция и др.).

Сады арабов в Испании

В VIII в. арабы (мавры) обосно­вались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь почти семь веков. Толедо стал крупным центром обра­зования, а Кордова - самым циви­лизованным городом Европы.

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных со­оружений, арабы сумели использо­вать таяние снегов на горных верши­нах и создали мощную гидротехни­ческую систему, превратив безвод­ную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип са­да - испано-мавританский. Это не­большой дворик (200-1200 м 2) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или огра­дой, представляет собой продолже­ние парадных и жилых покоев под открытым небом.

Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650X200 м) и Генералифе (пло­щадь 80Х 100 м).

В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орна­ментом. В центре находится бассейн (7X45 м), вытянутый по длинной оси и обрамленный рядами стриже­ного мирта. Главным эффектом яв­ляется отражение аркады башни в воде бассейна. Двор львов (28Х X19 м) также окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно перпендикулярными каналами, в центре которых находится фонтан из двух алебастровых ваз, поддер­живаемых 12 черными мраморными львами.

Имеется также Двор королевы, украшенный фонтаном, 4 кипариса­ми по углам, а главное - сложным орнаментом покрытия, в рисунок ко­торого вплетены и бассейн, и места посадки кипарисов.

Ансамбль Генералиф - летняя ре­зиденция халифов, расположена вы­ше Альгамбры на 100 м. Это комп­лекс изолированных садов-патио на террасах. Наиболее известен двор с каналом. Он вытянут и окружен аркадой, по центру проложен узкий 40-метровый канал, украшенный дву­мя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

В целом традиции испано-маври­танского сада характеризуются сле­дующими чертами: простота плани­ровки и индивидуальность решения. Планировка регулярная, обусловле­на геометрическим планом патио. Сад имеет композиционный центр, чаще всего это бассейн. Вход в сад часто размещается не по центру, а сбоку, тем самым нарушается симметрия, обогащается общая картина сада.

Связь между внутренним замкну­тым пространством сада и открыты­ми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.

Вода - основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то сте­кает по каналам, сделанным %в пери­лах лестниц, то узкой полосой про­низывает плоскость сада, то растека­ется обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослежи­вается стремление показать ценность каждой ее капли.

Растительность используется та­ким образом, чтобы продемонстри­ровать индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые де­ревья, жасмин, миндаль, олеандр, ро­зы высаживали свободно. Как архи­тектурный элемент стрижка приме­нялась редко.

Жаркий климат не позволял ис­пользовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась деко­ративным мощением.

В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цвето­вой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цвет­ных покрытий. Декоративное моще­ние - один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Ос­новные цвета - голубой, желтый, зе­леный.

Таким образом сформировался испано-мавританский стиль с комп­лексом своих приемов, соответствую­щих требованиям времени, природы, национальным традициям.

Средневековье видело в искусстве второе Откровение, обнаруживающее в мудрости, с которой устроен мир, ритм, гармонию. Все в мире имело в той или иной мере многозначный символический или аллегорический смысл. Если мир -- второе Откровение, то сад же -- это микромир, подобно тому, как микромиром являлись и многие книги. Поэтому сад часто в Средние века уподобляется книге, а книги (особенно сборники) часто называются "садами": "Вертоградами", "Лимонисами" или "Лимонарями", "Садами заключенными" (hortus conclusus) и пр. Сад следует читать как книгу, извлекая из него пользу и наставление.

Сад на Западе был частью дома, монастыря. Он родился из античного атриума -- "бескрышной комнаты", двора для жизни в нем.

Ортодоксально-церковный сад сперва какими-то особыми изысками не отличался. Аскетическая пустыня (или, в северных широтах, чаща) над чувственным "раем сладости" неизменно доминировала, сама будучи раем безвидным и неэмпирическим.

Античный философский сад в идеале делал человека богоподобным, даже богоравным, тем самым исполняя обещание Эпикура ("буде­те жить как боги среди людей"). Теперь же богоподобие, прообразовательно возвещенное Христом и апостолами, стало целью церковной литургии, сосредоточеннои архитектурно, в храме, где природные символы, пусть даже крайне существенные для религиозного вдохновения, играли все же второстепенную роль. Безусловное взаимодействие природы и зодчества в древности сменилось в Средние века неограниченным господством архитектуры. И прежде всего, архитектуры церковной. Даже библейские ландшафты начинали притягивать паломников лишь после того как в них возводились храмы. Поэтому всякий райский или, точнее, потенциально-райский локус обязательно вписывался не только в ограду, но и в солидные стены или, по крайней мере, сбоку к ним примыкал. Пусть огороды пустынников возникали на лоне дикой природы, как окультуренные оазисы или, в северных широтах, как сады-в-лесу, все равно классический средневековый сад неизменно развивался как органическая часть монастырского комплекса. Указывая на внутренние добродетели, он сам, в прямом и переносном, символическом смысле, находился внутри церкви.

В западноевропейских средневековых монастырях монастырский дворик стал помещением монастыря для благочестивых размышлений и молитвы. Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви. Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части (напоминавшими о четырех райских реках и о Кресте Христовом.). В центре на пересечении дорожек сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водяных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Часто устраивался и небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно невысокие деревья -- фруктовые или декоративные и цветы. Однако фруктовые сады, аптекарские огороды и огороды для кухни устраивались обычно за пределами монастырских стен. Фруктовый сад часто заключал в себе и монастырское кладбище. Аптекарский же огород располагался вблизи монастырской больницы или богадельни.

В аптекарском огороде выращивались и растения, которые могли дать красители для иллюминации рукописей. Насколько большое внимание уделялось в Средние века садам и цветам, свидетельствует рескрипт 812 г., которым Карл Великий рас­ порядился о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. В этот рескрипт было включено около 60 названий различных цветов и орнаментальных растений. Этот список Карла Великого переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы. Сады культивировали даже нищенствующие ордена. Францисканцы, например, до 1237 г. по своему уставу не имели права владеть землей, за исключением участка при монастыре, который нельзя было использовать иначе как под сад. Другие ордена специально занимались садоводством и огородничеством и славились этим.

Чисто декоративным монастырским садом был "вертоград", восходящий к античному "cavum aedium". "Вертоград" единственный из средневековых садов композиционно был связан с окружающими его монастырскими постройками. Вписанный в четырехугольник монастырских галерей, он был окружен дорожками (дорожки пересекали его и крестообразно -- по осям либо по диагоналям). В центре находились колодец, фонтан (символы "вечной жизни"), дерево или декоративный куст. Иногда "вертоград" носил названия "рай", "райский двор". Картезианские монастыри и монастыри камедулов были "особножительскими", в них до минимума ограничивалось общение монахов. Отсюда особое устройство монастырей этих орденов. Строения образовывали правильный четырехугольник. В середине находился большой "вертоград" с кладбищем. С одной стороны были церковь, собственно монастырь (главное здание), дом приора и хозяйственные постройки. Три оставшиеся стороны большого "вертограда" занимали "скиты" -- каждый с особым цветником, за которым ухаживал монах, проживающий в "ските". Наряду с декоративными "вертоградами" при монастырях существовали утилитарные сады, огороды и травники. Они находились вне монастырских построек, но окружались общей стеной. Планировка их такова: они делились на квадраты и прямоугольники. Со временем на этой основе возникает ренессансный декоративный парк.

В средневековой символике hortus conclusus (древнерусское "сад заключенный") имеет два значения: 1. Богоматерь (непорочность); 2. Рай, символизировавший вечную весну, вечное счастье, обилие, довольство, безгреховное состояние человечества. Это последнее и позволяет отъединить образ рая с образом Богоматери. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства, христианских добродетелях и т.п. "Ваза керамическая, украшенная орнаментом, с "огненной" бульбоносной лилией (L"bulbiperum) и "королевскими лилиями" (ирисами) указывает на "тело" Божьего Сына, младенца мужского пола, которого Бог создал из"красной глины". Другой сосуд, стеклянный, прозрачный, с аквилегией (олицетворение Святого духа), с гвоздиками (олицетворение чистой любви), символизирует саму чистоту Девы Марии. Внутренние дворики старинных английских колледжей Оксфорда и Кембриджа, большинство которых (колледжей) были по своему происхождению "учеными монастырями". Рай как творение противопоставляется природе, праформе и хаосу.

Аптекарские сады средневековья и их дальнейшее развитие (вопрос№17).

Термин "аптекарский сад" узок, он предполагает сад или небольшой огород для выращивания лекарственных растений, для определённой аптеки. Первое упоминание об аптекарских садах в Европе, относится к эпохе Средневековья. Монастыри в то время пользовались всеобщей славой и уважением, и были, пожалуй, единственным местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так и паломникам, поэтому обойтись без храмовых лекарственных огородов было попросту невозможно. Разведение лекарственных растений стало важной заботой средневековых садовников. Аптекарский огород располагался обычно во внутренних двориках, рядом с домиком лекаря, монастырской больницей или богадельней.

Помимо самых обычных растений, обладающих рвотными, слабительными, бактерицидными и т.д. свойствами, немалую часть выращиваемых растений могли занимать растения, обладающие психотропными, одурманивающими и наркотическими эффектами (которые принимались тогда за проявления сверхъестественных сил), поскольку мистическая составляющая процесса лечения, то есть особые обряды, имела еще очень большое, если не главенствующее, значение.

Создание лекарственных садов поощрялось и Карлом Великим (742-814г). Свидетельством того, насколько большое внимание уделялось в средние века садам, служит рескрипт 812 г., которым Карл Великий распорядился о тех растениях, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт содержал список около шестидесяти названий лекарственных и декоративных растений. Этот список переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы.

Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский (или Санкт-Галленский) сад в Швейцарии, где выращивали лекарственные растения и овощные культуры. Монастырь Святого Галла (Санкт Гален) бал основан приблизительно в 613 г. Здесь сохранилась монастырская библиотека средневековых рукописей, которая насчитывает 160 тыс. единиц хранения и слывёт одной из самых полных в Европе. Одним из самых любопытных экспонатов является «План Святого Галла», составленный в нач. IX века и представляющий идеализированную картину средневекового монастыря (это единственный архитектурный план, сохранившийся от раннего Средневековья). Судя по этому плану, там были: монастырский дворик – клуатр, овощной огород, сад цветов для церковных служб, сад лекарственных растений и фруктовый сад, который был символом рая, и заключал в себе еще и монастырское кладбище.



В библиотеке также сохранились документы, из которых следовало, что монахи не только сами разводили целебные растения, но еще и собирали их по всей Европе и даже обменивались растениями со странами исламского мира, а также привозили их из Крестовых походов. В монастырских книгохранилищах были собраны произведения античных авторов и труды великих ученых Востока, переведенными монахами на латинский язык, в которых содержались бесценные сведения о видах и свойствах растений. Так появились первые коллекционные сады. Они имели небольшие размеры, а растительные коллекции в них были представлены, размещенными в грядках, целебными, ядовитыми, пряными растениями, применявшимися в средневековой медицине, и некоторыми видами декоративных. Именно эти сады явились предшественниками экспозиции полезных растений в современных ботанических садах. Малые размеры, обычно не превышавшие нескольких сотен квадратных метров, делали сравнительно простой планировочную структуру ботанического сада того времени. Так, например аптекарский сад, в, упомянутом ранее, Санкт Галене, как можно судить по сохранившемуся плану, состоял из 16 отделов с различными полезными, декоративными и другими растениями. Экспозиции растений в этом саду представляли собой небольшие прямоугольные участки с обычными грядами.



План монастыря Святого Галла.

1. Домик лекаря. 2. Сад лекарственных растений. 3. Монастырский дворик – клуатр. 4. Фруктовый сад и кладбище. 5. Огород.

Более поздние сады трав, созданные при ботанических садах университетов, и существовавшие в целях обучения, также были спланированы в форме грядок. Несмотря на то, что на таких клумбах росло много новых растений, и они были расположены в соответствии с новыми научными принципами, сами грядки оставались такой же геометрической формы и простой планировки. Например, в саду, разбитом Обществом Лондонских Аптекарей в 17 в., такие грядки существуют и по сей день.

Начиная с XIV в. монастырские аптекарские огороды постепенно превращаются в медицинские сады, в деятельности которых уже можно отметить принципиально новые черты. В отличие от средневековых монастырских садов, медицинские сады имеют теперь не только узкопрактическое значение. Они положили начало работам по первичной интродукции растений, собирали местные и чужеземные растения, описывали их и приводили в определенную систему.

Формирование ботанических садов как научных учреждений относится к эпохе Возрождения. Этому в значительной степени способствовало широкое распространение в ту пору научных знаний и, в частности, естествознания. Первые ботанические сады научного профиля появляются в Италии в самом начале XIV в. (сад в Салерно -1309 г.), где по сравнению с другими странами Европы к тому времени сложились наиболее благоприятные общественно-исторические предпосылки для формирования новых общественно-экономических отношений, для создания и дальнейшего расцвета новой гуманистической культуры и, в частности, блестящего расцвета науки и искусства. Правда, до первой половины XVIII в. экспозиции растений в большинстве медицинских ботанических садов оставались немногочисленными, мало отличавшимися от средневековых монастырских огородов. Они располагались на участке сада в виде отдельных групп лекарственных и некоторых других растений, употреблявшихся главным образом в медицине.

Начиная с XVI в., с развитием университетской жизни, число ботанических садов в Италии существенно увеличивается: один за другим появляются сады в Падуе (1545 г.), Пизе (1547 г.), Болонье (1567 г.) и т.д. Несколько позже, в XVII в., ботанические сады создаются и в других странах Европы: при Парижском (1635 г.) и Упсальском (Швеция) университетах (1655 г.), в Берлине (1646 г.), Эдинбурге (Англия) - Королевский ботанический сад (1670 г.) и др.

Быстрое накопление растительного материала в ботанических садах потребовало его научного обобщения и систематизации. Линней, основоположник систематики растений, выступив в 1753 г. со своей "Системой растений", разработал первую стройную искусственную систему классификации растений. Линней поделил растения на 24 класса, положив в основу каждого из них произвольно взятые признаки, и тем самым создал новый метод систематизации растительного мира. Система растений Линнея вызвала к жизни многочисленные исследования, возбудила большой интерес к описанию растений. Через несколько лет после опубликования системы Линнея количество изученных и описанных растений достигло 100 тыс. Со времени систематика Линнея и ботаника стали понятиями почти тождественными. Ботанический сад того времени представлял собой как бы живой гербарий для систематики. Эстетика здесь отходила на последний план. Ботанические сады как своеобразные ботанические лаборатории при университетах, демонстрирующие различные системы растений, получили большое распространение в XVII-XVIII вв. Постепенно, в процессе исторического развития ботанических садов, у них появилась новая функция - учебно-педагогическая.

История ботанических садов в России тесно связана с зарождением и развитием российской ботанической науки. Уже к началу XVII в. в нашей стране имелось много сведений в части практического использования различных растений как в сельскохозяйственной области, так и в медицине. Способы применения лекарственных растений и описание их медицинских свойств как правило излагались в различных "травниках", которые имели особенно широкое распространение во второй половине XVII в. В течение первой половины XVIII в. в связи с развитием врачебного дела и увеличением потребности в производстве лекарственных средств количество аптекарских садов в России быстро увеличивается. Наряду с открытым в 1706 г. первым в нашей стране ботаническим садом при Московском университете, организуются и другие сады: в Лубнах в 1709 г., в Петербурге (ныне сад Ботанического института им. В.Л. Комарова) в 1714 г. В указе Петра I об учреждении Петербургского аптекарского огорода говорится, что последний создается "для умножения аптекарских трав и собирания особливых трав, яко нужнейших натуралов в медицине, также для обучения лекарей и аптекарей ботанике". Среди коллекций растений этого аптекарского огорода мы находим: ромашку, шалфей, мяту, горчицу, чабрец, можжевельник, пионы, лаванду, различные луковичные, розы и т.д. К этому же времени, к первой трети XVIII в., относится основание ботанического сада Академии наук на Васильевском острове в Петербурге. Об этом саде сохранились лишь весьма отрывочные сведения, встречающиеся в материалах архива.

Со второй половины XVIII в. в России наряду с государственными начали создаваться и многочисленные частные ботанические сады. Собирание редких экзотических растений становится в ту пору модой, которой отдавал должное каждый мало-мальски состоятельный человек. Из этого увлечения коллекционированием растений возникли многие ботанические сады того времени, в частности знаменитые сады П. Демидова в Москве, А. Разумовского в Горенках под Москвой и т. д. В некоторых из них были собраны большие, даже по нашему времени, коллекции интродуцированных растений. Так, в ботаническом саду А. Разумовского в Горенках было представлено до 12 тыс. видов и разновидностей российской флоры. Ботанический сад промышленника П. Демидова был устроен в 1756 г. и насчитывал в своих коллекциях до 5 тыс. видов и разновидностей растений.

В конце XVIII в. в России возникают и первые ботанические парки – дендропарки, которые разбивались целиком в ландшафтном стиле в соответствии с художественными вкусами того времени. К таким дендрологическим паркам, занимающим промежуточное положение между собственно ботаническим садом и обычным парком, относятся известные парки – Тростянецкий в Черниговской области, Сочинский дендропарк и Софиевский около Умани на Украине, сохранившиеся до нашего времени.

В первой половине XIX в. вновь строящиеся ботанические сады, как в России, так и за рубежом создавались главным образом как учебные сады при университетах. В последующем, постепенно по мере увеличения ботанических знаний все более и более расширяется круг деятельности ботанических садов. Так в конце XIX и начале XX вв. началось бурное развитие городов, большой размах промышленного строительства, возникновение в связи с этим сложнейших градостроительных проблем – санирования и озеленения городов, создания защитного лесопаркового пояса вокруг крупных населенных пунктов и т.д. – все это поставило перед ботаническими садами мира задачу определения наиболее рационального ассортимента растений и разработки эффективных методов озеленения городов и строительства парков.

Современные ботанические сады активно включаются в решение этих проблем; здесь подбираются и изучаются декоративные растения, сады начинают выступать в роли пропагандистов определенных приемов и методов озеленения. В ботанических садах появляются все новые и новые экспозиционные участки – сады отдельных культур, беспрерывного цветения, образцовые уголки парков. Вместе с тем ботанические сады во все больших масштабах проводят пропаганду ботанических знаний и изучения живой природы.

В планировке ботанических садов под влиянием развития свободного пейзажного направления, повсеместно укрепившегося в паркостроительном искусстве, появляются элементы ландшафтного стиля. В художественно-эстетической основе его лежали задачи создания идеализированного ландшафта. В связи с новыми художественными задачами, вставшими перед паркостроительным искусством, все более решающее значение начали приобретать проблемы изучения декоративных свойств растений и гармонического их сочетания. В ботанических садах учеными садоводами анализируются художественные особенности и дендрологические свойства различных пород, методы их оформления, возможные группировки насаждений в парках и другие важнейшие условия создания ландшафта.

Так постепенно, в процессе своего исторического развития, ботанические сады из аптекарских огородов эпохи Средневековья к нашему времени превратились в сложный организм. Необходимо отметить, что изменения ботанических садов шло в первую очередь под влиянием общего развития ботанической науки и изменявшихся требований, предъявляемых к научно-ботаническому содержанию работы ботанического сада. С другой стороны, изменения были органически связаны и с общим развитием садово-паркового искусства.

Современный ботанический сад - это сложный организм площадью до многих десятков и даже сотен гектаров, с воссозданием на отдельных участках сада целых географических пейзажей и ботанико-исторических экспозиций (альпинариев, японских, итальянских садов и т.д.), который не может обойтись без ландшафтного архитектора, достигающий художественного единства всего многообразия элементов, составляющих ботанический сад.