Тестирование персонала при приеме на работу. Общее понятие о тестах. Плюсы и минусы использования тестирования при отборе персонала

В работе HR-специалиста при отборе персонала большим подспорьем является использование различных тестов. Тесты помогают объективно сравнивать кандидатов между собой. Тесты помогают избежать субъективизма к соискателю со стороны рекрутера. Тесты помогают проверить те навыки или знания, которые за время собеседования никак иначе не проверить. Главное требование к тестам - валидность. Внятного русского перевода в одно слово этого термина нет, потому и употребляется англоязычный. Он означает следующее: «данный прибор действительно меряет то, что должен мерить».

Важно предостеречь начинающих HR`ов - обратимся к цитате из книги Крымов А.А. « »:
«На самом деле использование тестов полезно только в сочетании с другими, более привычными инструментами отбора: анализом биографии, собеседованием, наблюдением. Но есть и опасность: прочитав интерпретацию теста, вы можете получить «эффект ореола», то есть начать смотреть на человека сквозь результаты теста. Так что лучше сначала поговорить с человеком, а потом тестировать: здесь тест скорее поможет подтвердить или опровергнуть ваши личные впечатления.»

Сегодня у нас - тесты на внимание . Их можно использовать при отборе секретарей, персональных ассистентов, различного рода делопроизводителей, тех же инспекторов по кадровому учету (помимо проверки профессиональных знаний) и иных специалистов, в чьи обязанности входит работа с документами и прочими данными, требующими концентрации внимания.

Наиболее часто используемый - методика Мюнстерберга. Методика направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом (Hugo Munsterberg, 1863–1916), представителем практической психологии (психотехники), преподававшего в Гарвардском университете.
Мюнстерберг изучал вопросы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психическим возможностям человека и другие факторы повышения производительности труда рабочих и доходов предпринимателей. Мюнстерберг получил за данный тест международный сертификат в 1934 году в Лондоне, его методика до сих пор пользуется огромной популярностью.

Тест хорош тем, что прост в использовании, дает практически моментальный результат - от дачи задания кандидату до получения результата требуется всего несколько минут.

Методика Мюнстерберга (избирательность внимания)

Определенную популярность имеет методика - Корректурная проба ("Тест Бурдона").
Метод исследования внимания «Корректурная проба» - создал Б. Бурдон в 1895 году. В эксперименте испытуемому предъявляется страница, заполненная какими-нибудь знаками, расположеными случайно. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры, рисунки-миниатюры. Задача испытуемого находить определенный знак и как-нибудь его выделить - подчеркнуть, вычеркнуть, отметить. Какой именно знак и что необходимо сделать задается в инструкции.

Тест Бурдона (тест и инструкция в формате Word)

Еще один часто применяемый тест - .
Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в порядке возрастания, затем красные числа в убывающем порядке.

Методика красно-черная таблица (переключение внимания) (тест и инструкция в формате Word)


  • Тест Бурдона (DOC 58 Кб)
  • Методика Мюнстерберга (RTF 57.101 Кб)
  • Методика красно-черная таблица (переключение внимания) (RTF 72.123 Кб)

Читать также

  • Запомнить и помнить: мифы и факты о памяти

    На сегодняшний день нет доказательств того, что память безгранична. Вместе с тем, попытки найти границы памяти тоже не увенчались успехом. Какие факторы оказывают негативное воздействие на нашу способность запоминать? Как влияет интерес и частота использования информации на качество ее запоминания? Рассмотрим самые распространенные мифы и заблуждения о возможностях нашей памяти: от влияния психологического настроя и питания на качество памяти до возрастных пределов памяти и процентов используемого нами мозга.

  • Сила слушателя

    Поскольку слушание воспринимается как нечто само собой разумеющееся, именно с ним связано множество проблем общения. Их можно было бы легко избежать, если бы люди знали основы восприятия чужой речи. Обычный, неподготовленный слушатель поймет и сможет удержать в памяти только около 50% беседы, а через 48 часов такой относительно низкий показатель падает до еще более удручающего уровня запоминания в 25%. Как избежать просчетов и ошибок, вызванных неадекватным и недостаточным слушанием?

Статьи этого раздела

  • Методика психотипирования личности, как инструмент для HR-специалистов и кадровых служб

    Повышение эффективности работы HR-подразделения или кадровой службы – вопрос, над которым руководитель практически любой крупной или средней компании задумывается в течение рабочей недели не единожды. Современная HR-служба (Human Resources) функционирует в режиме многозадачности. Ее сотрудники…

  • Как своими руками сделать работающие кейсы: пошаговая инструкция

    «Кейсы» (от англ. case study – анализ конкретного случая) – одна из методик оценки персонала для разных целей, от пригодности кандидатов для работы до резерва выдвижения на руководящие должности. Она изобретена в 1860 г. в Гарвардской…

  • Психогеометрия или какой формы ваш кандидат?

    Психологами разработано достаточно много типологий характера и личности, в частности – и применительно к оценке претендентов на VIP– должности. Какая из них лучше? Ответ прост: та, с которой вы умеете работать. Предлагаю вам освоить простую…

  • Кейс-метод как одна из методик оценки персонала

    Оценка персонала с применением кейс-методики становится все более популярной в российских компаниях. Кадровики постепенно переходят от опросников отбора к экспресс-оценке с использованием проективных методик. Я для себя давно сделал вывод о том, что проективные методики при отборе персонала обладают рядом преимуществ

  • Кейсы для секретарей

    Оценка грамотности Предложите кандидату, проходящему интервью на позицию секретаря, заполнить любой из интерактивных диктантов, представленных на сайте gramota.ru. Следует зайти по ссылке на сайт http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/, выбрать текст, заполнить пустые клетки, выбрав один…

  • Популярные методики оценки кандидатов

    На современном этапе развития экономики на первый план выходят человеческие ресурсы, опережая по своей важности финансовые, материальные, технологические и информационные. Для эффективного использования человеческого потенциала организации необходимо правильно оценивать кандидатов при подборе. Существует множество методов…

  • Тест для бухгалтера по расчету заработной платы

    Кейс: Когда компания должна оплатить больничный уволившемуся сотруднику? Далее следуют уточняющие вопросы, которые соискатель должен задать, и правильные ответы на них: Вопрос: Больничный лист открыт в течение 30 календарных дней с…

  • Тест на должность Аудитора

    Вопрос 1. Из приведенных ниже компонентов оборотных активов выберите наиболее ликвидный: а) дебиторская задолженность б) денежные средства в) производственные запасы Ликвидность - способность активов превращаться…

  • Оценка персонала: знакомство не вслепую

    Оценка персонала – не мода, а объективная необходимость при приеме на работу новых сотрудников, рассмотрении кандидатур на повышение, реорганизации предприятия, оптимизации структуры управления и выборе форм мотивации. Оценка персонала производилась всегда, но до недавнего времени для этого не существовало эффективных методик; приходилось полагаться лишь на субъективный опыт руководителя или кадровика. Но условия меняются, и принципы, незыблемо существовавшие многие годы, оказались малоэффективными, а бизнес, опирающийся на команду, построенную таким способом, неконкурентоспособным.

При устройстве в крупные компании, прежде чем вы сможете получить желаемую должность, от вас наверняка потребуется пройти (и успешно сдать) психологические тесты. Сейчас тесты при приеме на работу стали обычным делом. Соискатели уже знают об этом и стараются готовиться, но все равно процедура может быть очень нервной. Мы рекомендуем сделать несколько подготовительных шагов, чтобы улучшить ваши шансы на успешное прохождение испытаний.

Подготовка

  1. Тщательно изучите требования к соискателю.

По мере того, как рынок труда становится все более конкурентным, процесс найма все более усложняется. Все больше и больше компаний - не только крупных, но и средних, и мелких - применяют психологические (или личностные) тесты, чтобы определить, подходит ли человек для работы. Внимательно изучите требования по квалификации и навыкам, необходимые для должности, на которую вы устраиваетесь. Наш опыт показывает, что при тестировании особое внимание будет уделяться проверке именно тех навыков, которые указываются в требованиях при приеме.

Например, если вы претендуете на работу в качестве руководителя отдела или в высшем руководстве, интервьюеры захотят убедиться, что у вас есть сильные лидерские качества и вы умеете эффективно общаться с другими людьми - подчиненными и вышестоящим руководством. Если вы подаете заявку в госструктуру - полиция, спецслужбы, МЧС и другие - от вас будут ожидать умения справляться с высоким уровнем стресса и быстро принимать решения.

Психологические тесты - это, по сути, оценка вашей личности. Подумайте, почему вы подаете заявку именно туда. Вероятно, потому, что чувствуете - у вас есть нужная квалификация и вы имеете нужное мышление для выполнения этой работы.

Например, если вы подаете заявку на должность в продажах и знаете, что часть вашего дохода будет комиссионными с них - вам нужно иметь высокую мотивацию. Спросите себя: «она у меня есть?». Поразмышляйте о чертах своего характера. Это поможет подготовиться к формулированию ответов, которые подойдут под нужные квалификации.

Важно, чтобы вы раскрыли свою сущность. Но также должны помнить, что вас оценивают. Например, если спросят: «Зная, что об этом никому не станет известно, пойдете ли вы на мелкое воровство у компании?», вы должны ответить: «Нет». Даже если думаете, что можете поддаться искушению, следует помнить - это не то, в чем стоит признаваться.

3. Изучите потребности компании.

Во время собеседования вам нужно не только подчеркнуть свои сильные стороны, но также необходимо сообщить, как вы можете принести пользу будущему работодателю. Подумайте, что можете сделать, чтобы повысить производительность компании. Если вы осознаете её потребности, это, наверняка, будет положительно оценено при собеседовании и психологическом тестировании.

Перед его началом не стесняйтесь расспросить рекрутера или представителя отдела кадров, какие характеристики наиболее важны для этой должности. Это очень важная информация - с ее учетом вы сможете более осознанно и грамотно выбирать ответы на задания.

4. Пройдите как можно больше пробных тестов на ситуативное поведение и изучите стратегии их решения.

Невозможно предсказать содержание того, который будет дан при трудоустройстве. Тем не менее вы можете подготовиться, изучив основные типы и способы решения. Учтите, что большинство психологических экзаменов состоят как из личного собеседования, так и тестирования на компьютере. Например, в «Сбербанке» кандидаты на руководящие должности проходят три(!) собеседования и три этапа тестирования. В зависимости от специфики должности, тесты могут быть математическими, вербальными, логическими и, обязательно, будут предложены психологические - на определение лидерского потенциала, коммуникативных навыков, умения руководить, ставить задачи и пр.

На сайте сайт вы сможете отработать все типы заданий и значительно повысить свои шансы на успешное прохождение тестирования при приеме на работу в любую компанию и на любую позицию.

  1. Приходите на тестирование в полной готовности: отдохнувшим, не голодным, но и не с полным пузом, опрятным, собранным. Психологический настрой очень заметно влияет на процесс и результат - надо быть спокойным и готовым показать хороший результат. Обязательно принесите материалы, которые были запрошены (это может быть калькулятор, какие-то документы и пр.). Спланируйте свой день, чтобы у вас было достаточно времени и не приходилось спешить. Иногда такое тестирование затягивается на полдня и более.
  2. Задавайте вопросы. Вы вправе и должны задавать вопросы до и во время проверки. Попытайтесь определить формат экзамена: что на нем будет, какие вопросы, какие типы тестов. Вы можете узнать, как будут использоваться ваши результаты, на что они повлияют. Также хорошо знать, кто будет иметь доступ к вашим результатам. Если какой-либо вопрос неясен, не стесняйтесь спрашивать.
  3. Оставайтесь готовыми к собеседованию. Помните, что оцениваются не только ваши ответы на задания. Рассматривается и общая личностная картина. Тестирование является частью процесса собеседования, поэтому убедитесь, что на протяжении всего процесса вы демонстрируете себя как уверенного и опытного профессионала.

Если вы взволнованны, найдите несколько секунд, чтобы собраться и успокоиться. Вы также можете выйти на улицу на минутку под предлогом использования туалета. Это позволит вам глубоко вздохнуть и собраться.

  1. Будьте честным. Не пытайтесь изображать из себя кого-либо, кроме того, кто вы есть. Нечестность, скорее всего, будет отражена в ваших ответах. Этого практически невозможно избежать. Во-первых, это не понравится представителям работодателя. Во-вторых, не стоит давать работодателю ложные ожидания относительно ваших возможностей и особенностей личности – ведь на основе полученных данных будет строиться отношение к вам. А любая ложная информация, скорее всего, обнаружится после начала работы.

Помните, что психологические тесты не содержат правильных или неправильных ответов. Любые ответы будут использованы во благо как компании, так и вас. Нет никакой пользы в попытке изобразить себя лучше.

Понимание цели теста

  1. Попробуйте поставить себя на место работодателя. Психологические тесты придуманы не просто для развлечения сотрудников отдела кадров. Их цель - помочь принять наиболее эффективные решения о найме. Работодатели используют результаты, чтобы определить, есть ли у вас нужные личностные качества для работы на предлагаемой позиции.

Относитесь к этому как к способу определить, является ли вакантное место тем, где вы сможете полностью реализовать свой потенциал.

  1. Трезво оценивайте действительность. Психология не является точной наукой. И результаты любого психологического экзамена никогда не могут быть на 100% надежны. Работодатели тоже это понимают и используют результаты тестирования на личностные качества лишь как один из многих факторов в процессе найма.

Не стесняйтесь спрашивать у представителя персонала, насколько значительно они будут влиять на выбор кандидата.

  1. Будьте готовы к любому результату. Вас могут нанять, а могут и не нанять. Но помните: если вы не оказались человеком, который лучше всего подходит для этой должности, это не значит, что вы «провалили» экзамен. Работодатель ищет определенные черты. Если вы не лучший кандидат, это просто означает, что вы должны продолжить поиск работы, которая подойдет именно вам. И вы ее обязательно найдете и получите!

В заключение повторим наш любимый лозунг от Ильича - «Учиться, учиться и еще раз учиться». Только подготовка и обучение могут гарантировать успешный результат. На нашем сайте HRLIDER вы сможете изучить стратегии решения для всех типов тестов, применяемых при найме в крупных и средних компаниях России и мира, выполнить эти задания и значительно упрочить свое положение в сравнении с другими соискателями.

Мы предлагаем

  • Более 500 практических заданий
  • Задания, подобранные с учетом требований основных работодателей и организаторов конкурсов
  • Подробная аналитика успешности прохождения
  • Стратегии решений заданий основных типов
  • Персональные рекомендации

ТЕСТИРОВАНИЕ КАНДИДАТОВ НА РАБОТУ

В психологии, особенно зарубежной, разработано огромное количество разнообразных тестов, используемых для оценки профессиональных и личностных качеств работников. Ниже мы приводим наиболее известные психологические тесты, которые "Столичные огни" (Москва) использует при подборе и оценке работников.

Тест является одним из самых популярных методик психодиагностики в настоящее время. В психодиагностике тест - это проба, испытание, кратковременное, стандартизированное задание, позволяющее измерить уровень развития определенного психологического качества личности. Тесты позволяют за короткое время получить индивидуально-психологические характеристики личности по определенным параметрам.

Наиболее популярные психологические тесты, используемые при приеме на работу:

1. Тесты самопознания - помогают сформировать объективную оценку личных и деловых качеств, корректируют стереотипы восприятия самого себя в окружающем мире, определяют цели и перспективы профессионального роста.

2. Тесты оценки взаимоотношений с близкими - позволяют оценить потребность в близких отношениях и любви, самостоятельность, ответственность, нравственные качества.

3. Тесты оценки психологического климата в коллективе - позволяют определить степень коммуникабельности и конфликтности членов коллектива, выбрать стиль руководства, а также проанализировать возможные внутренние и производственные ситуации.

В зависимости от области и способов исследования различаются и типы тестов. Они могут выполняться индивидуально и группой; устно и письменно; вербально и невербально. Вербальное тестирование осуществляется в словесно-логической форме, невербальные тесты могут быть представлены чертежами, графиками, картинками. Различают тесты для: анализа интеллекта; исследования способностей; прогнозирования амбиций и достижений; оценки личностных характеристик и др.

Тесты интеллекта

Тесты интеллекта предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Под интеллектом чаще понимается совокупность познавательных способностей. Тесты интеллекта состоят из нескольких подтестов, направленных на измерение отдельных интеллектуальных характеристик, входящих в понятие интеллект (скорости логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, обучаемости и др.). Уровень интеллекта не является постоянной величиной и изменяется под воздействием времени и окружающей среды.

Тесты способностей

Индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности, называют способностями. Они проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности. Способность по сути не есть одно единственное качество, а состоит из целого комплекса качеств (например, изобразительную способность составляют хорошая зрительная память, острота зрительного восприятия и др.). Выделяют общие и частные способности., которые в свою очередь делятся на элементарные и сложные.

Общие элементарные способности присущи всем людям, - это способность ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить. Общие сложные способности также присущи большинству людей - это способность к общечеловеческим видам деятельности - игре, учению, труду, общению.

Частные элементарные способности присущи не всем людям, к примеру такие как: музыкальный слух, точный глазомер, настойчивость, смысловая память. Частные сложные способности также присущи только отдельным людям. Это способности к профессиональной и другой специфической деятельности. Способность характеризуется успешностью в приобретении знании, умений и навыков, и их трансформации с одного уровня задач на другой.

Тесты достижений

Тесты достижений обычно прогнозируют конечный уровень достижений индивида по отношению к настоящему уровню, при наличии особых познавательных функций. К познавательным функциям человека относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.

Например, зная особенности внимания человека, можно сделать вывод о том, способен ли он длительно и сосредоточенно работать. Имея представление об особенностях памяти, можно судить об объеме и продуктивности процессов запоминания, о сохранении и точности воспроизведения получаемой информации.

Исследование общих индивидуальных способностей позволяет определить где, в чем и каким образом они больше всего проявляются. У одних людей они проявляются в решении практических задач с помощью реальных действий (практическое мышление); у других - при внутренних манипуляциях с образами (образное мышление); у третьих - в решении абстрактно-логических, теоретических проблем по законам логики (логическое мышление).

Личностные тесты

В психологии выделяют следующие направления исследования личности: анализ информации путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни; получение информации с помощью опросников или объективных тестов. Интересны методики, позволяющие определить тип темперамента человека, черты его характера, так как именно они определяют его поведение, реакции, потребности и интересы, цели и ценности, поступки в различных жизненных ситуациях.

Тип темперамента определяет динамические особенности индивидуального поведения человека: скорость реакции, темп работы, эмоциональность, уровень общей активности. Если темперамент определяет только динамические особенности поведения людей, то характер обусловливает осознанные поступки людей. Темперамент и характер тесно связаны между собой. Многие свойства темперамента и характера просто не осознаются людьми, а информацию о своих особенностях они получают косвенным путем, сравнивая себя с окружающими и оценивая их реакции на собственные поступки.

Наиболее известные тесты психических состояний и свойств личности: «Опросник Айзенка», «MMPI», «Характерологический опросник Леонгарда», «Тест Кэттела», «Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК)», «ТАТ (Тематический апперцепционный тест)», «Тест Роршаха», «Тест Люшера» и др. Остановимся подробнее на некоторых из них...

Личностный опросник английского психолога Г.Ю. Айзенка - один из наиболее популярных тестов. С помощью основных понятий экстраверсии, интроверсии и невротизма, тест позволяет оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также определить уровень эмоциональной нестабильности. Эти характеристики существенно влияют на профессиональную деятельность человека.

Экстраверсия — это направленность личности на окружающий мир, людей, события.

Экстравертам свойственна общительность, отзывчивость, жизнерадостность, инициативность, но при этом подверженность влиянию других, доверчивость, импульсивность.

Интроверсия - это направленность человека на свой внутренний мир. Интровертам свойственна рассудительность, необщительность, подчас замкнутость, нерешительность.

Невротизм проявляется как эмоциональная неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов. На одном полюсе невротизма находятся люди эмоционально нестабильные - невротики, на другом - эмоционально стабильные, характеризующиеся спокойствием и уверенностью.

Показатели «экстраверсия - интроверсия» и «стабильность - нестабильность» взаимонезависимы и противоположны. Сочетание этих свойств, выраженных в разной степени, и создает своеобразие личности, а также характеризует тип темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Чистый тип темперамента у людей встречается крайне редко, чаще всего в человеке присутствуют смешанные типы. Еще 100 лет назад знаменитый психолог Вильгельм Вундт обратил внимание на тот факт, что все меланхолики и холерики сходны в том, что имеют сильные и изменчивые эмоции, в то время как флегматики и сангвиники имеют достаточно устойчивые эмоции. Также он заметил, что холерики и сангвиники сходны переменчивостью своего поведения, в то время как меланхолики и флегматики достаточно постоянны в своем поведении. Вундт предложил измерять «эмоциональность», идя от крайней неуравновешенности к крайней уравновешенности. Заменив понятия «переменчивость» и «постоянство» более современными терминами «экстраверт» и «интроверт», он предвосхитил описание второго важного измерения личности.

Тест «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Объективно составить психологический портрет другого человека подчас проще, чем получить представление о себе как члене коллектива, сложнее выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Один из наиболее известных и интересных - тест Томаса Лири, выявляющий преобладающий тип отношений к людям с помощью методики диагностики межличностных отношений. Этот тест включает 128 характерологических утверждений. Он дает описание характера человека и предназначен для измерения степени выраженности свойств, проявляющихся в межличностном общении: доминантность, уверенность в себе, независимость, зависимость, отзывчивость, общительность. Эта методика позволяет решать три основные задачи: установить степень выраженности свойств характера, описать зоны потенциального внутреннего конфликта, изучить психологическую совместимость людей, проанализировать причины конфликта, предпочтений, ожиданий.

Выполнение и анализ результатов требуют умения взглянуть на себя со стороны и дать адекватную оценку своему характеру. Человек должен понимать, что нередко он сам является источником своих проблем, следовательно, он сам должен сделать первые шаги в преобразовании своей личности.

Тесты управленческих качеств. Существующие популярные тесты способствуют лучшей организации самообразования и профессиональной деятельности, принятию решений, непосредственно касающихся жизни человека. Тесты позволяют увидеть те черты характера, которые, возможно не видятся самим испытуемым. Не случайно говорят, что если для внешности есть зеркало, то для характеристики личности его нет. Подобным зеркалом для понимания своего характера и является тест.

Социально-психологическая культура современного человека предполагает элементарное знание себя, т.е. своих сильных и слабых сторон, реального и возможного уровня профессиональных достижений; знания других людей - их индивидуальных различий, особенностей поведения; знания деловых и жизненных ситуаций, т.е. умения гибко и конструктивно решать возникающие проблемы, не рассматривая при этом людей как средство для достижения цели.

Исследования показали, что наибольшие трудности в деловом общении люди испытывают в конфликтных ситуациях, при принятии нестандартных решений, при необходимости высказать собственное непопулярное мнение, при делегировании полномочий. Основой решения перечисленных проблем выступает повышение социально-психологической компетентности путем самопознания, познания других людей, формирования профессионально важных качеств руководителей и деловых людей.

Проективные тесты. Принцип проекции, лежащий в основе данных тестов, связан с представлением о том, что в разнообразных проявлениях индивида (творчество, интерпретация событий, высказывания, предпочтения и т.д.) воплощается личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, конфликты, переживания. К таким тестам относится цветовой тест швейцарского психолога Макса Люшера.

Наши реакции на цвет весьма сложны. Проведенные психофизиологами эксперименты подтвердили, что ряд физиологических показателей состояния испытуемого закономерным образом изменяется в зависимости от того, на какой цвет он смотрит. Г. Роршах и М. Люшер сделали попытку показать в какой степени специфические типы личности отдают предпочтение некоторым цветам, тогда как другие производят на них отталкивающее впечатление. Воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Так как эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться предпочтением, отказом, или безразличием к нему, то данный аспект должен учитываться в психодиагностике. М. Люшер утверждал, что гораздо сильнее, чем с помощью слов, часто неосознанно, мы с помощью сигналов внешнего проявления информируем окружающих о своем состоянии и истинных намерениях.

Под сигналом личности Люшер понимает «совокупность избранных человеком манер поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих его людей желательной для себя оценки его личности и проявляется в их глазах, например, в качестве предусмотрительного и уверенного в себе человека или в качестве наивного и беспомощного».

Для истолкования наблюдаемых сигналов Люшер применяет метод функциональной психологии, на базе которого создан цветовой тест. Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение и наиболее устойчивые черты личности.

Характеристика цветов, по Люшеру, включает в себя по четыре основных и дополнительных цвета. Основные цвета символизируют потребность в спокойствии, удовлетворенности (синий), чувстве уверенности, настойчивости (сине-зеленый); волевом усилии, агрессивности, наступательности, возбуждении (оранжево-красный), активности, стремлении к общению, веселости (светло-желтый). Дополнительные цвета (фиолетовый, коричневый, черный, серый) символизируют негативные тенденции, такие, как стресс, тревожность, огорчение, страх. Значение этих цветов, также как и основных, определяется их взаимным расположением.

На основе анализа выбора цветов Люшер оценивал работоспособность личности, ее перспективы в этом направлении, выяснял показатели тревоги, причину тревожности и многое другое.

Однако не следует доверять упрощенным утверждениям о том, что красный цвет предпочитают лишь физически здоровые люди, выбирающие зеленый цвет - стремятся к самоутверждению, а синий цвет - удел флегматиков. Данные, полученные с помощью проективных исследований, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Тест Роршаха назван по имени швейцарского психиатра Г. Роршаха. Методика оценки заключается в толковании десяти черно-белых и цветных чернильных пятен. Тестируемый, глядя на предлагаемые ему пятна, описывает то, что он видит. Многолетняя практика применения теста убеждает многих исследователей в его прогностичности при толковании различных скрытых тенденций и состояний человека. Тест определяет степень экстраверсии - интроверсии, склонность к межличностным конфликтам, склонность к лидерству.

Статья подготовлена на основе материалов В. Н. Лавриненко, доктора философских наук, профессор, академика РАЕН и Международной академии информатизации, заведующего кафедрой философии ВЗФЭИ.

Все чаще для отбора персонала применяют тесты. В чем-то это повышает объективность отбора: всем кандидатам предлагаются одинаковые задания, предоставляются равные условия и отводиться одно и то же время. У большинства тестов есть достаточно объективная шкала оценок. Для организации то же удобно: можно усадить, скажем, выполнять письменный тест большую группу людей одновременно. Это позволяет значительно экономить время и силы, особенно в тех случаях, когда число кандидатов на данную вакансию велико. Такой тест может служить для предварительного отсеивания.

В некоторых случаях (например, это практикуется при найме государственных служащих в США) тесты применяются как некоторый обязательный барьер, требующий предъявление определенного минимума знаний, без которого человек не может быть допущен к государственной службе. Более того, провалившийся на этом испытании не имеет права проходить его повторно ранее, чем через полгода.

Тесты, используемые при приеме на работу, в основном представляют собой наборы заданий, предназначенные для выявления уровня интеллекта или свойств личности, отношения человека к тем или иным ситуациям, позволяющее выявить его профессиональные склонности, умение быть лидером и работать с людьми, проверить какие-то профессиональные навыки или способности к обучению. Тесты могут измерять уровень знаний (умение считать, грамотность, словарный запас и т.п.)

Следует отметить, что выявление личностных качеств нельзя считать тестами в том смысле, что здесь нет верных и неверных ответов, что здесь не может быть набранных очков и лучшего результата. Здесь можно говорить лишь о том, что тому или иному виду деятельности более соответствует определенный тип личности. То же в полной мере относится и к выявлению склонностей и интересов. Иногда при отборе работников применяются тесты, разработанные для психодиагностической и консультационной практики. Но для таких целей эти тесты не очень надежны, поскольку часто легко сообразить, какой ответ будет больше подходить к искомой вакансии.

Как может выглядеть процедура тестирования? Например, так:

  1. Кандидатов усаживают лицом к сотруднику, проводящему тестирование.
  2. Всем раздают необходимые принадлежности: тесты с вопросами и заданиями, карандаши, ластики, бланки для ответов и т.п.
  3. Сотрудник рассказывает о назначении теста и объясняет правила его проведения.
  4. Сотрудник зачитывает инструкцию к тесту. Иногда инструкция вручается каждому в напечатанном виде. В этом случае инструкцию могут и не зачитывать вслух, а предоставить каждому возможность прочесть ее самостоятельно. Чтение инструкции иногда включает во время. отводимое для теста, а иногда не включают.
  5. Часто перед заданием предлагается пример выполнения заданий такого типа. Цель примеров - обеспечить понимание задания во избежание недоразумений.
  6. Как правило, кандидатам разрешается задавать вопросы, поэтому обязательно уточняйте то, что вам не до конца ясно. Не стесняйтесь задавать вопрос, сколь тривиальным бы он вам не казался. Ваш девиз - спрашивай, хуже не будет!
  7. В большинстве случаев на тест отводят строго определенное время, по истечении которого тестирование немедленно прерывается.
  8. Полученные от вас ответы обрабатываются. Иногда вас могут ознакомить с результатами обработки, но это необязательно.

Что можно посоветовать тем, кому предстоит проходить тестирование?

Очень полезно потренироваться. Представьте себе, что вам с друзьями предстоит участвовать в соревновании по смене колеса автомобиля в кратчайшее время. Если вы потренируетесь накануне, вы будете действовать слажено, без ошибок и суеты. Ваши шансы на победу, безусловно, возрастут. Тренировка может повысить ваши возможности в любой сфере деятельности, в том числе и в прохождении тестов, применяемых при приеме на работу. Насколько именно вам удастся улучшить свои результаты зависит и от того, насколько много вы тренировались, насколько близок тренировочный материал к настоящему тесту, имеется ли у вас опыт прохождения отборочного тестирования. Очень сильно отражается на результате тестирования мотивация. Важными составляющими успеха являются не только ваши знания, навыки и способности, но и то насколько вы стараетесь, насколько вы уверены в себе.

В некоторых случаях улучшение, которого можно достигнуть с помощью тренировки не так уж велико. Важно, каков ваш исходный уровень. Если вы достаточно подготовлены, чтобы преодолеть данный тест, то тренировка может лишь несколько улучшить ваш результат (увеличить набранные очки). Если вы совершенно не готовы к тесту данного уровня и ваш результат чрезвычайно низок, то одна лишь тренировка не сможет помочь вам преодолеть преграду. Но если (что бывает чаще всего) до заветного проходного балла вы недотягиваете лишь несколько очков, то тренировка весьма вероятно решит эту проблему.

Как правило, если вам предстоит тестирование, то вам заранее скажут, какого рода тест вас ожидает. Если сумеете, попробуйте выяснить это у тех, кто проходил тестирование в этой организации до вас. Если же выяснить ничего не удается, не драматизируйте ситуацию. Здесь на первый план выходит правильный психологический настрой.

Бессонная ночь непосредственно перед тестированием в лихорадочных поисках дополнительной информации обычно приносит только вред. Гораздо важнее - полноценно отдохнуть и как следует выспаться.

Интеллектуальные тесты

Тесты на общий уровень интеллекта (IQ) содержат словесные, числовые и пространственные задания. В неоднократно издававшихся на русском языке книгах Г. Айзенка приведены наборы как смешанные (с заданиями всех трех типов), так и полностью посвященные каждому из этих типов. Ниже приведены примеры заданий.

Интеллектуально-структурный тест Амтхауэра состоит в определении уровня и структуры интеллекта по 9 составляющим, причем полученный испытуемым результат сравнивается с идеальным математическим и идеальным гуманитарным профилем, а также с идеальной структурой интеллекта по 49 профессиям, при этом принимается во внимание и возраст испытуемого. При практическом использовании этот тест позволяет сравнивать между собой кандидатов и без использования блока привязки к профессиям.

К этой группе тестов примыкает ряд тестов на внимание, один из которых приведен в книге В.Полякова и Ю.Яновской “Как получить хорошую работу в новой России”. Как показала практика, объем сосредоточенного внимания довольно тесно связан с уровнем интеллекта.

Вот как выглядят задания теста Айзенка:

Вставьте слово из четырех букв, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: АПО (....) Б

Правильный ответ: "СТОЛ" (апостол и столб)

Исключите лишнее слово:

АЛСТЬ
ЕДМЬ
АНОРБЗ
ИЯРИНО

Правильный ответ: "ИРОНИЯ" (сталь, медь, бронза - металлы)

Вставьте пропущенное число:

143 (56) 255
218 (..) 114

Правильный ответ: 52(половина модуля разности крайних чисел)

Вставьте пропущенное число:

6 10 18 34 ?

Правильный ответ: 66 (каждый член последовательности больше предыдущего на 2 в степени n, где n - номер члена)

Вот как выглядит объяснение к одной из групп теста Амтхауэра :

Задания 1-20 состоят из предложений, в каждом из которых не хватает по одному слову. Вы должны их дополнить.
Предлагаем пример практического решения подобного задания.

Кролик больше всего похож на...?

1. кошку
2. белку
3. зайца
4. лису
5. ежа

В этом задании заяц (3) является правильным решением.

А так выглядят контрольные задания по этой части теста:

... ? не имеет отношения к погоде

1. ураган
2. землетрясение
3. град
4. гроза
5. туман

Самолет является... средством транспорта

1. самым большим
2. самым дорогим
3. самым ненадежным
4. самым легким
5. самым быстрым

Правильными ответами на задания соответственно будут (2) и (5).

Если речь идет о тестах на интеллект, важно быть собранным и внимательным. Ни в коем случае не зацикливайтесь на каком-то одном вопросе, особенно в начале работы. Как правило, следует пропустить трудный вопрос и вернуться к нему, если останется время. Учтите, что иногда бывают вопросы, нарочно сбивающие с толку, бывают вопросы, вообще не имеющие решения, бывают ошибки и опечатки, делающие вопрос бессмысленным. Количество заданий может быть заведомо больше того, что можно выполнить за отведенное время. Ни в одном из этих случаев не позволительно впадать в панику. Делайте все, что сможете. Этого может оказаться более чем достаточно.

Личностные тесты

Личностные характеристики и психологические портреты имеют вспомогательный характер при выборе кандидата, но некоторые должности заведомо требуют определенных черт характера. Например, тот, кто должен приветствовать публику, должен быть жизнерадостным, иметь живой характера и заразительное дружелюбие. Большое значение имеет психологическая совместимость в коллективе, особенно когда люди должны работать в тесном контакте или даже находится длительное время постоянно вместе (космические полеты, экспедиции и т.п.)

Личностные тесты не очень часто применяются за рубежом при приеме на работу по следующим причинам: во-первых, существуют довольно жесткие законы против любой дискриминации и против попыток вторгаться в частную жизнь. Например, попытки использовать графологию для определения характера при приеме на работу во многих станах признаны незаконными; во-вторых, опросники недостаточно надежны. Если от вас хотят скрыть склонность к алкоголю или нежелание вставать по утрам, то это элементарно делается. Неглупый человек во многих случаях легко сообразит, какой из ответов более благоприятен для получения данной работы и ответит соответственно с этим, а не с истинным своим предпочтением. Однако авторам известны случаи применения таких тестов в России для решения задач оценки и отбора персонала.

Примеры заданий на наличие и степень развития определенных личностных качеств

Вот что представляет собой тест Т. Лири :
- нужно оценить 128 утверждений, с точки зрения их соответствия вашему представлению о себе (один раз - какой вы есть, второй раз - каким бы хотели быть) и о выбранном объекте (начальнике, подчиненном, коллеге, супруге, ребенке) то же по два раза (какой он есть на момент обследования и каким он должен быть в идеале).

Вот некоторые из утверждений:
· Умеет нравиться
· Производит впечатление на окружающих
· Умеет распоряжаться, приказывать
· Умеет настоять на своем
· Обладает чувством собственного достоинства
· Независимый
· Способен сам позаботиться о себе
· Может проявить безразличие
· Способен быть суровым
· Строгий, но справедливый
· Может быть искренним
· Критичен к другим
· Любит поплакаться
· Часто печален
· Способен проявлять недоверие
· Часто разочаровывается
· Способен быть критичным к себе
· Способен признать свою неправоту

Предлагаем вашему вниманию и образцы заданий весьма распространенного теста Кеттела , на основе которого строится психологический портрет личности:

Я предпочел бы иметь дачу:
· в оживленном дачном поселке,
· предпочел бы нечто среднее,
· уединенно, в лесу
Я могу найти в себе достаточно сил, чтобы справиться с жизненными трудностями:
· всегда
· сейчас
· редко
При виде диких животных мне становится несколько не по себе, даже если они надежно заперты в клетке:
· верно
· не уверен
· неверно
Я воздерживаюсь от критики людей и их взглядов:
· обычно
· иногда
· нет
У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других людей:
· да
· не уверен
· нет
Я люблю планировать свои дела надолго вперед и действовать в соответствии с принятым планом:
· да
· трудно ответить
· нет

Если речь идет о личностных опросниках, то тут нет и не может быть правильных или неправильных ответов. Можно, конечно, обмануть, как уже было сказано выше, ответив не так, как есть на самом деле, а как было бы лучше для искомой должности. Но мы считаем, что наилучшей политикой здесь опять-таки будет естественное поведение и честность. Подумайте, какие личные качества существенно важны для данной должности, и оцените, насколько они вам свойственны. Если вы убеждены, что необходимые качества у вас есть, то это идеальный вариант. Если вы готовы и можете их выработать, то можно выдать желаемое за действительное. Но, если нужно, как говорилось в нашем примере, приветствовать публику, а вы человек угрюмый и нелюдимый, чувствующий себя неуютно при большом скоплении народа, то стоит ли пытаться обманом заполучить такую работу.

Квалификационные тесты

Квалификационные тесты для оценки уровня профессиональных знаний и навыков позволяют произвести отсев и первоначальное ранжирование кандидатов. Например, ряд зарубежных фирм в Москве применяет специальный тест для того, чтобы оценить насколько бухгалтеры владеют системой GAAP. Широко известно, что для проверки уровня владения английским языком, предлагается тест TOEFL (Test for English as a Foreign Language).

Кстати, многие организации не полагаются на покупные тесты, а разрабатывают свои собственные. Это позволяет, во-первых, повысить надежность за счет недоступности для предварительного ознакомления и, во-вторых, "индивидуальный пошив" позволяет учесть все конкретные специфические особенности данной организации и данных должностей.

За рубежом квалификационные тесты разнообразны и широко распространены. У нас тоже в некоторых организациях применяются тесты для оценки профессиональных знаний (например, в области финансов и бухгалтерии)

Простейшие отсеивающие тесты

Иногда при тестировании кандидатов на низшие должности могут специально применяться упрощенные задания, предназначенные для отсева кандидатов, неспособных выполнять самые простые операции по восприятию и обработке информации или не имеющих элементарных профессиональных навыков. Приведем примеры подобных заданий, фактически совмещающих в себе тестирование интеллекта и квалификации.

Примеры заданий из вербальных (словесных) тестов
1. ... гуляет по...
(а) крыша кот
(б) кот крыша
(в) крыша крыша
2. знаменитый означает то же, что и
(а) тропический
(б) несчастный
(в) прославленный
(г) покатый
3. добрый означает противоположное
(а) щедрому
(б) жадному
(в) идеальному
(г) тяжелому
4. Если среда раньше пятницы, а май раньше декабря, то в квадрат для ответа запишите вторую букву алфавита, в противном случае в квадрат для ответа напишите первую букву слова "среда".
5. Автомобиль относится к моторной лодке так, как велосипед относится к
(а) водному велосипеду
(б) гребной лодке
(в) парусной лодке
(г) подводной лодке
6. Длинный означает противоположное
(а) высокому
(б) низкому
(в) короткому
(г) широкому
Правильные ответы: 1 - б, 2 - в, 3 - б, 4 - б, 5 - б, 6 - в.

Примеры численных заданий

1. Разделите самое большое число в данном ряду на самое маленькое и к результату прибавьте второе слева
4 6 12 9 3 8 7
(а) 8
(б) 7
(в) 10
(г) 1
2. Определите принцип построения последовательности и вставьте недостающее число
7 11 ... 19 23
3. Какое число здесь лишнее?
15 25 16 30
Правильные ответы: 1 - в, 2 - 15, 3 - 16.

По материалам книги В.Полякова и Ю.Яновской
“Как получить хорошую работу в новой России”

Талантливая, способная молодежь давно знает о критериях отбора в крупные заграничные и отечественные корпорации. Главный барьер для тысяч соискателей – тестирование кандидатов. Как бы не спорили между собой особо «умные» кандидаты о том, что опытным специалистам сдавать ничего не надо, они уже все доказали, методика отбора работает в западном мире более полувека, давным-давно доказав свою состоятельность. бесплатно пройти могут сотни претендентов на одну вакансию, причем HR-специалисты не тратят массу времени на обработку данных о каждом.

Для соискателя сдача теста по интернету тоже удобнее, чем в офисе, прежде всего привычной атмосферой, ведь дома можно уединиться и работать с максимальной эффективностью. В офисе вокруг ходят люди, шумят работающие агрегаты, общаются сотрудники – помех достаточно, хотя и в такой обстановке человек способен нормально справиться, если умеет концентрироваться. Рассчитывать на помощников или «Гугл» не стоит, во-первых, времени для этого мало, во-вторых, данные проверяются с помощью верификационных тестов. Для верификации надо будет ответить на пару вопросов, но уже в офисе, где некому будет помочь.

Онлайн тесты при приеме на работу – своеобразный проверочный уровень и для самого соискателя, если он не может набрать 70-80 процентов, то надо потренироваться или попробовать себя в других компаниях, не с такими требованиями. Для оценки своих возможностей не обязательно идти на собеседование, некоторые компании выкладывают в открытый доступ проверочные тесты. Можно обратиться к составителям сборников заданий, помогающих соискателям, и пройти онлайн тесты при приеме на работу аудитором. Сборники тестов хороши тем, что их авторы дают пояснения к ним, то есть, получается своеобразный «решебник». Также создатели сборников задач предлагают тест при приеме на работу пройти онлайн, что позволяет примерно оценить предстоящее испытание.

Специфика онлайн тестирования

Удаленное тестирование мало чем отличается от офисного, ведь никто не заставляет писать сочинения в тетрадках, в офисах тоже есть компьютеры, только рядом другие претенденты и представители работодателя. Всем кандидатам для онлайн тестирования дается ссылка и указывается крайний срок сдачи. По ссылке открывается окно с заданиями, начинается отсчет времени, и поставить на паузу уже нельзя.

Есть отличия между тестами разных производителей, но они не особо существенные. Так, в тестах SHL неиспользованное время переходит на следующие вопросы, у Talent Q такого нет, и даже временная шкала не стоит перед глазами, лишь включается напоминание за 30 и 15 секунд до конца времени на ответ.

Решение тестов при приеме на работу онлайн предполагает ответы на вопросы нескольких блоков. Обычно тесты способностей включают числовой раздел плюс вербальный или логический, еще в зависимости от работодателя и открытой вакансии проверяются профессиональные знания: бухгалтерский учет, информационные технологии. Также некоторые компании дают для прохождения психологический тест при приеме на работу онлайн. В любом случае соискателя заранее предупреждают о предстоящих тестах, и если у работодателя нет пробных онлайн тестов, надо искать самостоятельно и готовиться.

Главные разработчики онлайн тестов – компании SHL и Talent Q. Тестовые задания, опросники, созданные SHL, используют ведущие корпорации, такие как Amway, IKEA, BAT, KPMG, UniCredit Bank. Клиенты Talent Q – Pepsico, Valio, Coca-Cola, «Газпром Нефть», другие компании. Многие российские выпускники, собирающиеся работать в банковской сфере, слышали про онлайн тест «Сбербанка» при приеме на работу, который стал непреодолимой преградой для некоторых претендентов.

Структура тестов при приме на работу

Тесты состоят из нескольких блоков, один из которых математической направленности, другой – логической, а еще один раздел используется для проверки специализированных знаний.