Японские домики. Японский дом — как он устроен внутри и снаружи? Современный дом в японском стиле


Минка (minka; дословно «дом(-а) людей») – это традиционный японский дом.

В контексте деления японского общества на классы минка были жилищами японских крестьян, ремесленников и торговцев, т.е. несамурайской части населения. Но с тех пор классовое деление общества исчезло, поэтому словом «минка» могут называться любые соответствующего возраста.

Минка обладают широким диапазоном стилей и размеров исполнения, что в значительной степени связано с географическими и климатическими условиями, а также с образом жизни обитателей дома. Но в принципе минка можно разделить на два типа: деревенские дома (нока; nōka) и городские дома (матия; machiya) . В случае с деревенскими домами также можно выделить подкласс рыбацких домов, которые называются гёка (gyoka).

В целом сохранившиеся минка рассматриваются как исторические памятники, многие из них являются объектами охраны для местных муниципалитетов или национального правительства. Особо следует отметить так называемые «гассё-дзукури» (gasshō-zukuri) , которые сохранились в двух деревнях в центральной Японии – Сиракава (префектура Гифу) и Гокаяма (префектура Тояма). В совокупности эти постройки были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенностью этих домов являются их крыши, которые сходятся под углом в 60 градусов, как руки, сложенные в молитве. Собственно, это отражено в их названии – «гассё-дзукури» можно перевести как «сложенные руки».

Центральным положением при строительстве минка было использование дешёвых и доступных строительных материалов. Крестьяне не могли позволить себе импортировать что-то очень дорогое или использовать то, что сложно найти в их родной деревне. Так что нока почти поголовно сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы.

«Скелет» дома, крыши, стены и опоры сделаны из дерева. При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились и вместо них использовались скользящие перегородки или ширмы-фусума .

Травы и солома использовались также для изготовления кровли, циновок мусиро и матов . Иногда кровля в дополнение к соломе покрывалась черепицей из обожженной глины. Для создания или укрепления фундамента дома часто использовался камень, но при строительстве непосредственно самого дома камень никогда не использовали.

Когда впервые видишь внутренность японского жилища , больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты седзи , рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами - жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок . Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами: .

Лишь своей кожей почувствовав в японском доме , чем оборачивается его близость к природе в зимние дни, по-настоящему осознаешь значение : это главный вид самоотопления. В повседневной жизни каждого японца, независимо от его положения и достатка, нет большей радости, чем нежиться в глубоком деревянном чане, наполненном немыслимо горячей водой. Зимой это единственная возможность по-настоящему согреться. Залезать в фуро нужно, предварительно вымывшись из шайки, как в русской бане, и тщательно сполоснувшись. Лишь после этого японцы погружаются по шею в горячую воду, подтягивают колени к подбородку и блаженствуют в этой позе как можно дольше, распаривая тело до малиновой красноты.

Зимой после такой бани целый вечер не чувствуешь сквозняка, от которого колышется даже картина на стене. Летом она приносит облегчение от изнурительной влажной жары. Японец привык нежиться в фуро если не ежедневно, то во всяком случае через день. Напасти столько горячей воды на каждого человека было бы недоступной роскошью для большинства семей. Отсюда и обычай мыться из шайки, чтобы чан оставался чистым для всей семьи. В деревнях соседки топят фуро по очереди, чтобы сэкономить на дровах и воде. По той же причине в городах доныне широко распространены общественные бани. Они традиционно служат главным местом общения. Обменявшись новостями и набравшись тепла, соседи расходятся по своим нетопленым жилищам.

В летнее время, когда в Японии очень жарко и влажно, стены раздвигаются, чтобы дом проветривался. Зимой же, когда становится холоднее, стены сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.

Пол традиционного японского дома покрывается татами — квадратными соломенными матами . Площадь одного — около 1,5 кв. м. Площадь комнаты измеряется количеством помещающихся в ней татами. Периодически татами чистят и заменяют.

Чтобы не пачкать пол, в традиционных японских домах не носят обуви — только белые носки- таби . Обувь же оставляют при входе в дом на специальной приступочке — гэнкан (она делается ниже уровня пола).

Спят в традиционных японских домах на матрацах — , которые утром убирают в шкаф — оси-ирэ . Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло.

Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков.

В одной из комнат дома обязательно должен быть альков — . В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икэбана), а также принадлежности культа — статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее.

Мотивация стиля

Почему японский дом – феномен? Потому что сама его природа идет вразрез с привычным нам понятием жилища. С чего, например, начинается строительство обычного дома? Разумеется, с фундамента, на котором потом возводятся прочные стены и надежная кровля. все делается наоборот. Конечно, он начинается не с крыши, но и фундамента как такового у него тоже нет.

При строительстве традиционного японского дома учитываются факторы возможного землетрясения, жаркого и крайне влажного лета. Поэтому в основе своей он представляет конструкцию из деревянных колонн и крыши. Широкая крыша защищает от палящего солнца, а простота и легкость сооружения позволяет в случае разрушения быстро собрать пострадавший дом заново. Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет!

Внешние стены дома заменяют – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию.

Межкомнатные стены японского дома еще более условны. Их заменяют фусумы – легкие деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они разделяют жилище на отдельные помещения, а при надобности раздвигаются или снимаются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние помещения разделяются ширмами или занавесями. Подобная «мобильность» японского дома дает его обитателям неограниченные возможности в планировке – по потребностям и по обстоятельствам.

Пол в японском доме традиционно делается из дерева и поднимается над землей не менее чем на 50 см. Это обеспечивает некоторую вентиляцию снизу. Дерево меньше нагревается в жару и дольше охлаждается зимой, к тому же при землетрясении оно безопаснее, чем, например, каменная кладка.

У европейского человека, попадающего в японское жилище, возникает ощущение, что это лишь декорации для театральной постановки. Как можно жить в доме, у которого практически бумажные стены? А как же «мой дом – моя крепость»? Какую дверь закрывать на засов? На какие окна вешать занавески? И к какой стене поставить массивный шкаф?

В японском доме придется забыть о стереотипах и попробовать мыслить другими категориями. Ибо для японца важна не «каменная» защита от окружающего мира, а гармония внутреннего.

Внутренний мир

В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.

Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.

Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком) . Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.

Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома – ванной и туалета – ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи просто негде скапливаться, и уборка дома сводится к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на «человека сидящего». Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников.

Свет – это еще один японский культ . В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.

Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его . Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама , где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.

Японский стиль

Конечно, время и технический прогресс изменили жизненный уклад и . Классические в полном понимании этого слова японские дома сейчас остались лишь в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем жилище дух национальных традиций. Практически в любой японской квартире, даже в самом современном и «европейском» многоквартирном доме, есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японец не может представить свой дом.

Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25% земли пригодно для проживания.

Современное жилье в Японии

Средний размер дома/квартиры в Японии — 5 комнат. Это три спальни, гостиная и кухня/столовая. Жилая площадь такого дома — около 90 кв. м. Для частных домов это, соответственно, 6 комнат и около 120 кв. м жилплощади. В Токио, где цены на жилье существенно выше, квартиры и дома меньше в среднем на одну комнату.

Абсолютное большинство японских детей имеет собственную комнату (для каждого ребенка).

Практически всегда есть, как минимум, одна комната в традиционном стиле . Остальные же комнаты обычно делаются в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и так далее.

В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не обогревается), поэтому японцы носят тапочки. Для туалета есть специальные тапочки, чтобы не разносить грязь. Вообще, японцы очень скрупулезно относятся к личной и домашней гигиене.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Япония для европейцев словно совершенно другой мир. Жизнь и быт японцев настолько непривычны для нас, что нам, конечно же, интересно поближе познакомиться с этой страной и узнать о ее традициях, культуре. И сегодня мы приоткроем завесу тайны и заглянем в японский дом.

Мы предлагаем вам узнать о том, как устроено традиционное жилье японцев внутри и снаружи, как называются необычные предметы мебели и домашнего обихода и сравнить, как жили люди в древности и в современности.

Дома в прошлом

Разновидности жилищ

Традиционные японские дома называются минка, что значит «жилье для людей». В них жили обычные люди, не относившиеся к знатным слоям населения и к самураям.

Как правило, жители этих домов занимались ремеслом, рыболовством, сельским хозяйством, торговым делом. Минка, подобные древним, сейчас сохранились только в сельской местности.

В зависимости от рода занятий выделялись разновидности минка:

  • матия – для городских обитателей;
  • нока – для деревенских жителей, фермеров, крестьян;
  • гёка – для рыболовов;
  • гассё-дзукури – для жителей гор в далеких поселениях.

Матия — дом в Японии

Последние представляют особый интерес и историческую ценность. Так назывались жилища на гористых местностях острова Хонсю. Хозяева гассё-дзукури занимались шелководством, поэтому им требовался просторный первый этаж для сушки изделий, а чердак – для процесса производства.

Гассё-дзукури в деревне Гокаяма и Сиракава внесены в Список наследия ЮНЕСКО.

Внешний вид

Для возведения минка использовались недорогие материалы, которые легко можно было найти. Каркас изготавливали из деревянного массива, балок, фасад – из дерева, глины, бамбука с применением травянистых и соломенных элементов.

Особое внимание уделяли крыше. Так как дымоходов предусмотрено не было, возводили уникальные высокие конструкции крыш с несколькими скатами и козырьками, которые не позволяли влаге в виде снега и дождевой воды задерживаться. Кровля матия была черепичной, плиточной, а нока – соломенной.

Даже самые скромные семьи старались окружить себя живописным садом с зеленой растительностью, декоративными элементами в виде маленьких водоемов, мостиков. Нередко здесь отдельно стояли хозяйственные помещения. У дома была веранда – энгава, а также основной вход – одо.


Внутреннее убранство

Минка начинается с прихожей – гэнкан. Здесь снимают обувь перед тем, как зайти внутрь.

Типичный дом разделяется на две части: с полом, покрытым землей, и с высокими нишами, поднятыми на 50 сантиметров опорами из дерева –такаюка. Почти все время японцы проводят на полу: отдыхают, беседуют, едят, спят.

На пол стелют мусиро и татами, изготовленные из качественного бамбука. Они, несмотря на свою простоту, очень красивые, удобные и практичные.

С древних времен мерой площади у японцев выступали не только квадратные метры, но и татами, размеры которых – 90 на 180 сантиметров.

Разделенных комнат как таковых нет, потому что в пространстве не используют несущие стены. Их роль выполняют передвижные перегородки фусума и раздвижные дверцы сёдзи.

Огороженное подобными ширмами пространство становится комнатой – васицу. Когда ожидается прием гостей, перегородки просто убирают, и получается одна большая гостиная.


То, что бросается в глаза в японском жилище – поразительный порядок. Отчасти это заслуга аккуратных хозяйственных японок, отчасти – минимализма во внутреннем устройстве. Здесь немного мебели, половина из которой, например шкафчики и отделения для хранения, – встроенные. Декор по-японски тоже довольно скромен и представлен картинами, икебанами, каллиграфическими элементами и нишей камидана наподобие алтаря.

Основной предмет мебели – котацу. Это столик со столешницей, вокруг которой расположено одеяльце или специальный матрас – футон. Взгляд на котацу изнутри поможет увидеть под ним очаг, помогающий согреться.

Кухня, ванная и туалет отделены от общей площади. Санузел в минка всегда был раздельным. Знаменита и японская ванна офуро, где зачастую в одной и той же воде могли мыться все члены семьи, предварительно сполоснувшись в специальном помещении.


Дома сейчас

Изменения

Современные реалии диктуют свои условия, технологии не стоят на месте, появляются все новые материалы взамен старым, и это, конечно же, отражается на архитектуре.

Можно проследить несколько тенденций, изменивших облик традиционных домов:

  • На смену одноэтажным зданиям приходят дома в 2-3 этажа.
  • На размер жилья влияет размер семьи – родители стараются, чтобы у каждого ребенка был отдельный уголок.
  • Из-за жаркого и влажного климата дома делают более открытыми, «дышащими».
  • В некоторых регионах, подверженных землетрясениям и цунами, жилища возводят на сваях.
  • Разрешается только каркасное строительство из дерева, железобетона.
  • Фантазия архитекторов развивается вместе с технологиями, поэтому появляется все больше зданий в стиле футуризма с нестандартной геометрией и планировкой.
  • Популярность набирают купольные дома – выполненные из технологичного пенопласта в форме полушара, они по свойствам ничем не уступают привычным сооружениям.
  • В современном интерьере традиционные татами начинают соседствовать с классическими западными диванами, софами, кушетками.


Купольные дома в Японии

Современные нока

В сельской местности изменения во внешней и внутренней отделке домов не такие явные, как в городе. Здесь жилища остаются довольно традиционными, еще встречаются соломенные крыши и бамбуковые внешние стены.

Средняя площадь деревенского дома – 110-130 кв.м. Здесь помещается гостиная и 4-5 спален. Кухня и столовая с очагом камадо для приготовления пищи по обыкновению расположены отдельно, на террасе.

Городские дома

На сегодняшний день в городах чаще всего для зданий используют кирпичные, железные, бетонные, битумные материалы. В черте города или в непосредственной близости к нему не так много свободных земель, как в деревнях, поэтому дворы узкие и вытянутые.


На размерах зданий подобная стесненность в пространстве тоже сказывается – они редко превышают 80 кв.м. Здесь помещаются спальни, гостиная, кухня и даже помещение для торговли или мастерская, если хозяевам они нужны. Под крышей надстраивают чердак, чтобы оборудовать место для хранения.

Квартиры

Японцы в стремлении к хорошей жизни, престижной профессии, стабильно высокого заработка повально устремляются в крупные города, в частности в Токио. Высокая плотность населения и относительно небольшая площадь заставляют строить высотные жилые дома с малогабаритными квартирами.

Площадь обычной такой квартиры в среднем составляет 10 кв.м., что само по себе заставляет проявлять смекалку и чудеса логистики.

В одной комнате помещаются:

  • прихожая;
  • огороженный совмещенный санузел;
  • спальня;
  • кухонная зона;
  • встраиваемые решения для хранения;
  • балкончик для сушки одежды.


Люди побогаче могут позволить себе просторную по японским меркам квартиру в 70 кв.м. или дом в частном секторе в черте города.

Несколько любопытных фактов

  • В Японии нет такого понятия, как центральное отопление. На пути борьбы с холодом в ход идут электроодеяла, обогреватели, ванны, котацу.
  • Японцы спят не на кроватях, а на матрасах – котацу, отличающихся такой компактностью, что запросто могут поместиться в шкафу.
  • На кухне японок много разной посуды и техники – от посудомоечных машин и хлебопечек до рисоварки и электрогриля.
  • Перед входом в туалет нужно надевать обувь, предназначенную именно для этого помещения.
  • Лучшее описание японского стиля в дизайне интерьера – минимализм, гармония, чистота и асимметрия.


Заключение

Мы узнали, что традиционные жилища японцев называются минка. Здесь раньше жили обычные люди, а в некоторых районах подобные дома сохранились до сих пор.

Большую часть времени члены семьи проводят на полу, поэтому главная задача – с минимумом мебели и декора создать комфортное пространство, наполненное теплом и гармонией. За несколько веков условия жизни и бытовые привычки людей в Стране восходящего солнца изменились несильно, что делает их дома уникальными в своем роде.

Пусть гармония и уют не покидают ваш дом. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, и будем искать истину вместе!

Следует понимать, что японский дом сегодня и вчера – это во многом разные вещи. В нашем мире повсеместно на место старым традициям, материалам, технологиям приходят новые, Родина Самураев не является исключением. Архитектура идет в ногу со временем и видоизменяется, в мегаполисах это более заметно, в сельской местности не так явно.

🈚В городском жилье можно найти намного больше сходства с традиционным дизайном во внутреннем обустройстве, чего не скажешь о внешнем виде.

🈵Внимание! Несмотря на то что японский стиль домостроения формировался во многом под влиянием китайской архитектуры, у него есть ряд важных особенностей – простота, хорошее освещение и несимметричная схема!

🈯Минимализм – главная составляющая японского быта и интерьера.

Как устроен традиционный дом в Японии

Классическое жилье японских простолюдинов носит название Минка . В таких строениях жили ремесленники, рыбаки, торговцы, другими словами, все те слои населения, которые не относились к самураям и знати.

Минка можно разделить на несколько видов:

  • матия: где жили горожане;
  • нока: проживали крестьяне;
  • гёка: рыбацкие строения;
  • гассё-дзукури: минк в труднодоступных горных районах с крутыми и массивными соломенными крышами, хижина шелкопрядов.

🈚Кровля Матия – черепица или плитка. Кровля Нока – солома или дранка.

🈯Хоть Минка, в классическом понимании этого слова, и подразумевает средневековые постройки, но в наши дни этот термин применяют к любому жилому строению Страны Восходящего Солнца.

Основные особенности

Элемент Минка
Материал
Особенности
Основные материалы дерево, бамбук, глина, трава, солома Легкодоступные и недорогие материалы.
Крыша солома, черепица Опирается на деревянные балки, может быть прямой, заостренной по углам либо приподнятой.
Стены глина, дерево Внутренние стены обычно остутсвуют, вместо них используют Фусума или Сёдзи (передвижные ширмы) — бумага Васи прикреплена к деревянной раме. По этой причине Минка можно смело назвать жильем с свободной планировкой.
Фундамент камень Только это предназначение.
Пол земляной либо деревянный, поднятый на сваях (50-70 см) Покрываются циновками татами или мусиро. Татами более прочный красивый вариант, делается из специального бамбука игуса и рисовой соломы.
Мебель дерево Мебели мало. Шкафы встроенные. Можно выделить Котацу. Это своего рода небольшой японский столик. Состоит из трех элементов: опора, столешница и прокладка между ними в виде тяжелого одеяла или матраса футона. Часто под этим столом в полу находился источник тепла в виде очага. Самые важные вещи храняться в особых японских сундуках на колесиках Тансу, в случае пожара их легко спасти, выкатив на улицу.
Окна и двери дерево и бумага васи Все окна и двери, за исключением главного входа, не являются стационарными, их роль играют Фусума или Седзи.
Декор каллиграфия, картины, икебана Все очень скудно в сравнении с европейскими домами. В основном элементам декора выделяется одна небольшая ниша (токонама).

🈯Дымоходов практически нет. Это объясняется приподнятым сваями полом и высокой крышей.

Все чаще традиционные японские дома возводятся из нескольких этажей, хотя раньше использовался только один уровень.

Вообще история архитектуры развивалась с четом особенностей климата, рельефа и других особенностей. К примеру, высокая температура и влажность повлияли на то, что японское жилище делалось максимально открытым, проветриваемым и светлым.
А опасность землетрясений и цунами сподвигла на использование свай при проектировании. Они смягчали толчки. Также крышу старались максимально облегчить, чтобы при разрушении дома она не смогла причинить критический физический урон владельцам.

Японский стиль предполагает трепетное отношение к чистоте и гармонии. Ведь изначально помещение было проектом для обитающего на полу человека. А для такой философии отсутствие грязи и хаоса крайне важно. Не зря в обычай вошли такие вещи, как специальные тапочки перед уборной и ванной или исключительно белые носки.

🈚Справедливости ради отметим, что поддерживать чистоту в японских квадратных метрах проще, чем в наших квартирах. Обусловлено это минимальным присутствием мебели – главное место скопления пыли.

Отдельно следует выделить японский сад

Картинка: Сад

Гармония с окружающим миром и природой глубоко вросла в философию этого восточного народа. А это не могло не сказаться на их повседневной жизни, в том числе и на проектировании своего домашнего очага.

Японцы окружали свои дома чудесными и характерными только для них садами. Путешественников поражало красивое и гармоничное сочетание природных компонентов и изделий, сделанных человеком: мостики, пруды, фонари, обвернутые в прозрачную бумагу, статуэтки и многое другое.

Но, пожалуй, Сакура – самый распространенный элемент в японском садике. Это не просто растение, это настоящий символ всех эпох, династий и империй.

🈚Убирая все Фусума или Сёдзи, японец превращает дом в подобие “беседки” в своем же саду, тем самым удовлетворяя врожденную потребность в размышлении о смысле жизни. Отчасти это объясняет отсутствие классических в нашем понимании окон и дверей.

🈯Между прочим, многие европейские и американские специалисты по ландшафтному садовому дизайну за основу своих проектов берут именно японский стиль оформления придомовой территории

Схема устройства

Итак, если подытожить, то схема устройства традиционного жилища японца будет состоять из следующих мест:

  • внешняя ограда;
  • садик;
  • чайный дом (чаще у знати);
  • хозяйственные постройки (амбар или место хранения орудий труда и инструментов);
  • веранда (энгава);
  • главный вход (одо);
  • прихожая Гэнкан;
  • кухня;
  • туалет;
  • ванная комната или японская баня офуро;
  • комнаты (васицу).

🈯Центральная часть дома может состоять из нескольких васицу. Если планируется большое собрание гостей, то все перегородки убираются, получается один большой зал!

🈵Важно! Японцы часто измерят комнаты не квадратными метрами, а количеством татами. Стандартная циновка имеет 90 см в ширину и в два раза большую длину.

Вообще татами является важным элементом японской культуры. Их количество и расположение могут определять характер васицу. К примеру, это может быть спальня. В таком случае на циновки ставят японский матрац Футон и получается стандартное спальное место жителя местности-родоначальницы борьбы Сумо.

Чайный домик или Тясицу

У важных и богатых семей на территории располагался чайный домик. Первые подобные сооружения появились в 15 веке нашей эры. Из названия следует, что эти места предназначались для чайной церемонии и в целом обладали главными свойствами и признаками культуры – минимализм, аскетизм, простор и освещенность.

🈯Прудик или озерцо вокруг – классика жанра!

В то же время наблюдается и ряд особенностей:

  • Низкий вход, требующий от человека встать на колени. Главный посыл этой идее в том, что независимо от статуса каждый должен нагнуться для входа в этот “храм чаепития и духовного наслаждения”. Второй момент – сюда не допускались люди с оружием, подобная дверь мешала самураю проникнуть в Тясицу с оружием.
  • Напротив входа было обустроено место, в котором сосредотачивались некие атрибуты. Это были либо традиционные каллиграфические рисунки и тексты, которые являлись предметом дискуссии, либо расслабляющие предметы вроде икебан или расточающие благовония палочки и курильницы.

🈚Чайные домики Японии способствуют медитации и умиротворенности либо же наоборот –располагают к философским беседам.

Рисунок: Чайный домик в Японии

Гостиницы Рёкан

Эти отели также можно отнести к традиционным японским домам. Для туристов и путешественников это своего рода храм традиционной японской культуры. Все в номерах обустроено в манере, соответствующей хижине Минка.

Здесь можно с головой окунуться в японскую самобытность. Выспаться на матрасах, постеленных на татами. Провести время в о-фуро. Увидеть традиционные одеяния кимоно, в которые облачен персонал. Вкусить с помощью японских палочек хаси национальную кухню, насыщенную морепродуктами и овощами.

Современный дом в японском стиле

Как упоминалось вначале, современное японское жилье сильно видоизменилось, особенно снаружи, но внутренний дизайн интерьера практически у любого выходца из Страны Восходящего Солнца содержит оттенок национальных традиций.

В нынешних реалиях, когда стоимость квадратного метра и элементов интерьера растет, японский стиль с его минималистическим подходом к обустройству становиться наиболее практичным. А свободная планировка своего жилища предоставляет людям возможность реализовывать свои дизайнерские фантазии и задумки.

Следует отдельно рассмотреть строения в городе и сельской местности.

Город . Вид древних и современных японских городов кардинально изменился. На место деревянных Матия пришли строения, возведены с помощью таких материалов, как кирпич, бетон, железо, битум.

В центральных частях полисов возвышаются деловые небоскребы, где куется основа сильной и стабильной экономики. Здесь располагаются известные на весь мир корпорации.

Основная часть горожан проживает в квартирах, расположенных в многоэтажных строениях. Как правило, это пяти-семи этажные строения. Преобладают однокомнатные квартиры. Площадь комнат не превышает 10 квадратных метров.

Планировка такого жилья просто удивляет своим рационализмом при использовании такой ограниченной площади. При входе вам открывается такой вид:

  • Небольшой узкий коридор.
  • По одну его сторону коридора располагается совмещенный санузел.
  • С другой стороны есть встроенный шкаф и кухня.
  • Далее небольшая комната.
  • Миниатюрный балкон с палкой для сушки.

Во все прослеживается экономия пространства. Это и встроенная в шкаф кухня, и размещение растений на стенах, и миниатюрная ванная. Ну и традиция сидеть на полу, а, следовательно, отсутствие стульев и кресел.

Вход в квартиру

Кухня в шкафу

Но можно выделить и некоторое западное влияние, к примеру, наличие европейской кровати или консоли под телевизором.

Более зажиточные люди приобретают так называемые семейные квартиры (60-90 м2) или частные дома на окраинах.

🈵В японских домах практически не практикуется центральное отопление, вместо этого применяются газовые, электрические, инфракрасные и даже керосиновые обогреватели.

Сельская местность . Дома вне города меньше подвержены современным тенденциям. Хотя многие из них сегодня строятся по образцу западного общества с использованием ноу-хау материалов, провести аналогию с традиционным Минко все же можно.

Каждый решает для себя, в какой степени его жилье должно соответствовать классической японской культуре и стилю.

Выделим несколько наиболее частых общих признаков, которые присущи домам в глубинке и сейчас:

  • Минимальное количество мебели. Игнорирование стульев и кресел.
  • Возвышение пола на полметра над землей.
  • Свободная планировка, которую обеспечивают передвижные ширмы (Фусума или Седзи).
  • Высокая крыша.

🈯Чем зажиточнее крестьянин, тем больше он пользуется достижениями современной науки. Бедные люди на селе все так же делают крышу из соломы, спят на футоне, согреваются у котацу.

Каркасные строения

Какие бы мировые тенденции в архитектуре не происходили, японцы строят только каркасные дома. Эта технология просто необходима им для выживания в сейсмоопасной зоне.

Каркасный дом невероятно устойчив к подземным толчкам, он их как бы амортизирует и гасит. Известны каркасные строения, которые пережили за тысячу лет большое количество землетрясений и практически не пострадали.

В этой технологии одни плюсы! Их относительно легко восстановить при разрушении. Эти конструкции легкие, при обвале они с большой вероятностью не причинят сильных смертельных повреждений.

Выделяют три типа каркасных домов:

  1. Деревянные. Это традиционные японские Минка, чайные домики, храмы;
  2. Железобетонные. Современные небоскребы.
  3. Необычные футуристические строения. Каркасная технология позволяет возводить причудливые строения необычных форм и их сочетаний.

Каркасное необычное строение

Купольные дома – самые современные японские технологии в сфере архитектуры и строительства

Они имеют необычный дизайн в форме полусферы. Это выглядит как инопланетные земные поселения будущего.

Самое уникальное – материал. По сути, это жилище из усиленного пенопласта! Он наделяет эти строения такими полезными и необходимыми для климата Японии свойствами как, прочность и высокая термоизоляция. Также можно избежать трат на каркас и фундамент, что прилично удешевляет его стоимость.

В Европе активно начинают внедрять эту технологии при производстве сезонного загородного жилья.

В завершении видео на тему:

Начнем свою экскурсию по японскому стилю с традиционного японского дома. Во многих статьях по японскому дому упоминается Минка (minka) , что дословно переводится дом людей.

Минка – это жильё крестьян, ремесленников, торговцев, но не самураев. Минка можно разделить на два типа: деревенские дома (noka) и городские дома (machiya). В свою очередь, в деревенских домах можно выделить отдельный тип рыбацких традиционных японских домов под названием гёка (gyoka).

Минка строились из дешёвых и доступных материалов. Каркас дома делался из дерева, внешние стены из бамбука и глины, а внутренних стен не было, вместо них перегородки или ширмы фусума. Из травы и соломы изготавливали кровлю дома, циновки и маты татами. Редко кровля покрывалась черепицей из обожженной глины, камень применяли для укрепления фундамента дома.

Рис. 1.

Внутри минка две секции, в первой секции был земляной пол (эта часть называлась doma), вторая поднималась выше уровня дома на 50 см и покрывалась татами. В "белой" части дома было выделено четыре комнаты. Две комнаты жилые, включая ту, где находился очаг. Третья комната спальня, четвертая для гостей. Туалет и ванна находились вне основной части дома.

Секция Doma использовалась для приготовления пищи и в ней устанавливали глиняную печь камадо (Kamado), деревянный умывальник, бочки для еды, кувшины для воды. В принципе doma – это бабушка кухни в японском стиле, вряд ли вы такую кухню захотите повторить у себя.

Рис. 2. Печь камадо в японском доме

Вход в главное здание закрывала большая дверь одо (odo), в полу делался встроенный очаг ирори (irori). Дым от очага уходил вверх под крышу дома, иногда через небольшое вентиляционное отверстие, дымохода не было. Очаг ирори часто являлся единственным способом освещения в доме в темное время.

Дом самурая

Дом самурая был обнесен стеной с воротами, чем больше они были по размеру и лучше украшены, тем выше был статус самурая. Основа конструкции дома опорные столбы, дом прямоугольный в плане, а сам он приподнят на сваях на 60-70 см от земли, что предохраняло его от сырости и плесени.


Рис. 4. Резиденция самураев

Дом визуально напоминает щитовой каркасный дом, но только частично разбираемый в зависимости от сезона года. Наружные стены, которые обращены к улице, зафиксированы и неподвижные, а стена, выходящая в дворик, делалась раздвижной. Называлась эта стена амадо (amado), выглядит как щит из сплоченных широких досок, устанавливались в холодную погоду или на ночь перед сёдзи .

Матия (Machiya ) - городские японские дома

Machiya это традиционные деревянные городские дома, которые наряду с деревенскими домами (noka) представляют японскую народную архитектуру (минка).

Machiya в Киото в течении многих столетий представляют собой стандарт, который определял форму Machiya по всей стране. То есть, если хотите увидеть настоящие матия , то езжайте в Киото.


Рис. 8-9. Machiya в Киото

Типичный Machiya это длинный деревянный дом с фасадом выходящим на улицу. Сам дом может быть высотой как в один, так и в полтора, два и даже три этажа.

В передней части здания часто находился магазин, который снаружи закрывался створками, которые поднимались или раздвигались. Эта часть дома составляло "магазинное пространство" дома.

Остальная часть дома это так называемое "пространство для жизни", которое состояло из комнат разного назначения, в том числе для хранения товаров, приёма клиентов и гостей, приготовления пищи или отдыха.

Рис. 10. Machiya схематическое изображение

Сёдзи и амадо

Амадо при закрывании плотно примыкали друг к другу, крайняя амадо запиралась с помощью замка засова. Нам эта стена напоминает неуклюжую большую дверь купе, которая задвигалась в наружный короб для хранения, сделанный у края стены, сам короб тоже может быть распашным. В ряде конструкций амадо снимались полностью, их поднимали наверх и цепляли на специальные крюки.


Рис. 14. Традиционный японский дом минка

Рис. 18. Амадо поднимаются на крюках

Рис. 21. Энгава - традиционный японский дом
Рис. 22. Энгава в современной интерпретации

Сёдзи выполняют функцию, как окон, так и дверей и перегородок. В англоязычном написании сёдзи пишется shoji .

Если выражаться современными терминами, то сёдзи это традиционные японские раздвижные межкомнатные перегородки, которые работают по принципу дверей купе. Рама и внутренние перегородки такой двери изготавливается из деревянных брусков, бамбука.


Рис. 24. Конструкция сёдзи

Конструкция сёдзи - верхние и нижние треки напоминают современные для алюминиевых систем дверей купе.

Внутреннее пространство сёдзи, чуть не назвал по аналогии с нашими дверьми купе - заполнение, оклеено бумагой, которую сами японцы называют васи - washi paper.

Бумагу васи изготавливают из волокон коры тутового дерева (кодзо, kozo), кустарника Гампи (gampi), Мицумата, а также с добавлением волокон бамбука, пшеницы, а также риса. Из-за последней составляющей бумагу ошибочно называют рисовой.

Традиционная технология производства васи предусматривает её естественное отбеливание без химии, поэтому материал является экологически чистым. Бумага получается прочной и эластичной.

Деление жилого помещения японского дома на комнаты производилось с помощью раздвижных перегородок фусума. Больших различий между раздвижными дверями и перегородками нет. Основное отличие в терминах, если закрывается дверной проем - то это дверь фусума, причём это всегда непрозрачные перегородки, если перегораживается целая комната или очень большой проём - это раздвижная перегородка сёдзи.

Двери фусума

Фусума - это деревянная рама, оклеенная бумагой васи с двух сторон. У более состоятельных японцев отделка дверей производилась шелком. Открывание дверей фусума производилось аналогично дверям сёдзи, то есть по принципу дверей купе. Двери фусума были с интегрированной ручкой, дизайну которой также уделялось отдельное внимание.

Рис. 34. Интересная современная интерпретация японских перегородок

Кстати, ещё интересное фото передвижных перегородок из дома музея в Kamamura, Japan и подобная конструкция уже в современном доме.

Использование деревянных решеток при создании фасада мебели уже указывает на японский стиль. На фото ниже интересное дизайнерское решение в такой стилистике при создании тумбы для техники.

Прихожая или genkan в японском доме

Есть в японском доме что-то вроде понятной для нас прихожей. Обращает на себя внимание большой перепад по высоте между входом и проходом в дом. Такой перепад имеет как особое культурное значение, так и выполняет функцию "воздушного шлюза", который отделяет внутреннюю часть дома с подогревом от холодного не отапливаемого входа.

Почти в каждом genkan есть обувной шкаф getabako и скамья. В этом закутке японцы оставляют уличную обувь и одевают тапочки.

Ещё немного фотографий генкан, но уже в современном исполнении. Добавляю фото, потому как тема минимализма в мебели интересна для меня. Светлые цвета и много дерева напоминает скандинавский стиль .



Додзё (Dojo)

Додзё это место, где настоящий японец дисциплинирует и совершенствует себя, чтобы стать лучше. Изначально это было место для медитаций, позже термин додзё стал использоваться для названия места, где проходят тренировки, соревнования по японским боевым искусствам.

На фото ниже несколько примеров dojo. Это обязательно большое помещение, с татами на полу, раздвижными перегородками сёдзи или фусума.

Татами в японском доме

Пол в японском доме устилают татами. Татами это маты из прессованной рисовой соломы обшитые циновками, всё это по краям скреплено плотной тканью часто черного цвета.

Татами делают прямоугольными, размер их разный в разных частях Японии, в Токио размер 1,76 м * 0,88 м. Бедные горожане и сельские жители, в отличие от самураев, спали прямо на полу, подстелив мешки набитые рисовой соломой.

Хибати

Интересная часть японского дома это переносные очаги хибати , традиционно в японском доме они использовались для обогрева.

Первоначально хибати вырезали из дерева и облепляли глиной, затем из керамики и металла. Опять же, у обеспеченных японцев мастера превращали хибати по степени отделки в предмет искусства.


Рис. 54. Керамический хибати

Рис. 55. Бронзовый хибати

Настоящие хибати имели форму горшка, иногда в виде деревянной тумбы, в центре которой находилась емкость для угля. Сейчас такие горшки в большей степени используют как предмет декора для создания интерьера в японском стиле .

Хибати в виде тумбы напоминают современную плиту, которую уже использовали не только для обогрева, но и для того, чтобы вскипятить чайник.


Ирори и котацу

Кроме хибати в японском доме были и боле эффективные способы обогрева: ирори и котацу . Ирори это открытый очаг, который врезался в полу, около него не только грелись, но и кипятили воду.


Рис. 65-66. Котацу (kotatsu)

"Мой дом - моя крепость" - говорят англичане, да и мы в последнее время переходим на евроокна и двери, в результате чего в наших квартирах с улицы не попадает пыль, шум и гам. А так же пение птиц, писк комара и кваканье лягушек. То есть мы в своих квартирах полностью отгораживаемся от внешнего мира. Современные люди стремятся к высокой герметичности и теплоизоляции своих жилищ. В японских мегаполисах такая же тенденция, но в старину все было по другому. Традиционный японский дом предполагал тесную интеграцию жилища с внешней средой. Для этого японцы применяли раздвижные окна и двери, решетчатые стены. При таком подходе внешнее и внутреннее пространство полностью интегрированы, то есть сад является продолжением жилища. И наоборот - дом является продолжением сада или парка. В идеале японский дом должен иметь только потолок и столбы, его держащие, здесь нет ни окон, ни дверей в нашем понимании, в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть или вовсе снять. Если легко снимающие из пазов раздвижные створки служат наружными стенами, то они оклеиваются белой рисовой бумагой, это аналог наших окон, называются они сёдзи (shoji). Если раздвижные створки делят внутренние помещения и служат дверьми, то они оклеиваются плотной раскрашенной бумагой и называются фусума (fusuma). И, наконец, есть еще тяжелые внешние двери амадо (Amado), это слово буквально означает "двери от дождя". Эти двери защищают дом от ветра, дождя, тайфуна и прочее. В холодную дождливую погоду на ночь перед сёдзи устанавливали ряд деревянных щитов амадо, они плотно примыкали друг к другу. Крайняя амадо запиралась замком-засовом. Когда в амадо нет надобности, их убирали в специальный ящик, сделанный у края стены. Или поднимали наверх и цепляли на специальные крюки. Сейчас все больше амадо делают в виде раздвижной двери, которая открывается типа шкафа-купе, то есть скользит на специальных пазах.

Раздвижные стены японского дома представляют собой деревянную решетчатую раму, обтянутую плотной промасленной бумагой, они очень удобны и функциональны, позволяют сэкономить пространство в квартире, увеличивая визуально пространство. Больших различий между раздвижными дверями и перегородками нет. Основное отличие в терминах, если закрывается дверной проем - то это дверь фусума, если перегораживается целая комната или очень большой проём - это раздвижная перегородка сёдзи. Особенности японского интерьера напрямую связаны с природно-климатическими условиями, летом в Японии жарко и влажно, поэтому традиционные дома строятся с расчетом на то, чтобы их продувал лёгкий ветерок. Именно по этой причине некоторые стены в комнатах представляют собой раздвижные двери. Их можно легко открыть, чтобы проветрить помещение, или закрыть, спасаясь от сквозняка. Сёдзи можно и снять совсем, чтобы превратить две маленькие комнаты в одну большую. В японском доме нет диванов, кресел, стульев, столов, шкафов, книжных полок, и кроватей. Стены тоже пустые, нет никаких украшений, кроме ниши со свитком с каким-нибудь изображением какэмоно , а под ним поставлена ваза с цветами. Японский дом - это обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты седзи, покрытые рисовой бумагой. На полу татами - жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. При хорошей погоде или после окончания сезона дождей, когда нужно проветривать домашний скарб, панели сдвигаются вбок или при необходимости совсем убираются. Тогда дом распахивается наружу, и его интерьер становится частью окружающего пространства. Если японцы хотят насладиться красотой сада или зимой посмотреть на падающий снег, они раздвигаем сёдзи. Такой тип сёдзи носит подходящее для этого случая название юкими сёдзи, то есть сёдзи для любования снегом. А в плохую, холодную погоду сёдзи устанавливаются на место, создавая внутри уютный микромир.

Все элементы дома, в том числе столбы, татами, перегородки и так далее строились из жестко стандартизованных деталей. В случае пожара, землетрясения или другого стихийного бедствия разрушенный дом можно было восстановить за пару дней, применяя сохранившиеся или вновь купленные стандартизованные запчасти - панели, столбы, половые маты, которые точно ложились на место своих предшественников. Традиционный японский дом во многом предвосхитил новинки современной архитектуры, его каркасная основа и раздвижные стены лишь в наши дни получили признание ведущих мировых архитекторов, а съемные перегородки и заменяемые полы, думаю, будут востребованы в будущем.

На домах хорошо видны наружные двери амадо