Можно ли мужчине носить женские колготки. О белых одеждах, джинсах и «православной» моде Можно ли женщине ходить брюках

Ты наверняка открыл эту статью только для того, чтобы не читая и не вдаваясь в суть, написать в комментариях свое веское «нет» и уличить автора в грехе мужеложества. Но мы не говорим о переодевании в женскую одежду. Речь пойдет о вещах, которые привычно видеть на женщинах. Однако же у этих предметов гардероба исключительно мужские корни, и если отбросить стереотипы, то можно обнаружить, что на мужчинах они смотрятся не менее обворожительно и даже брутально.

Каблуки

Если мы говорим о каблуках, то резонно будет спросить: а женщинам самим в них можно? Поскольку создавалась эта прибитая к подошве деревяшка в те незапамятные времена, когда и роскошью, и средством передвижения был конь. Чтобы сапог не вываливался из стремени, а клячей было проще управлять, забытый гений и придумал каблук. Другая версия: жителям средневековых городов, утопавших в стекающем дерьме и грязи, надоело шкварить обувь. Вот они и придумали обувь на высокой платформе, которая со временем переросла в каблук. Так что это, ко всему прочему, еще и практично.

Поэтому если речь не идет о шпильках, то каблуки не только можно, но и нужно носить. Например, они визуально прибавят несколько сантиметров, если природа обделила. А если речь идет о здоровенных ботинках или классических туфлях, то это, ко всему прочему, красиво и мужественно. Брутальная изысканная классика - это не мокасины и топсайдеры, а мощные, отполированные до зеркальности туфли с острым носом.

Сумки

Женщинам удобно - у них есть небольшие сумки, куда они могут свалить всё что угодно: от косметики до россыпи перцовых баллончиков и пакета с пакетом, и чувствовать себя комфортно. Мужикам же приходится распихивать скарб по карманам, из-за чего кажется, что либо у тебя квадратное, угловатое тело, либо кирпичи в карманах. Выглядит это ужасно и по факту неудобно, поэтому боги моды дали свое добро - носи маленькие, женоподобные сумки.

Хотя почему женские, нынче выпускается немало мужских сумок, чьи корни отчетливо читаются в сумках посыльных и почтальонов - тех самых квадратных кожаных сумках на лямке, в которых прятались пакеты особой важности. Если хватит денег на изделие из хорошей кожи или неплохого дермантина, то образ моментально прибавит пару очков в брутальности. Однако помни, что ходить с ними на работу, деловую встречу и крупные события вроде симпозиума юных производителей кумыса не стоит - для этих случаев подходит только портфель.

Шарфы

Некоторые парни не решаются носить шарфы, потому что они… мягкие, женственные, и их носят вальяжные критики сомнительной ориентации. Но если ты живешь в краях, где минус 20 градусов - это нормальное явление, то должен понимать, что шарф лучше ларингита и ангины. В конце концов, не обязательно носить его поверх верхней одежды, можно спрятать и под куртку.

Шарфы мягки, потому что должны держать шею в тепле и комфорте. Около ста лет назад, когда самолеты были открытыми и часто падали, летчики носили шелковые шарфы во время полета, чтобы защитить шею и лицо от обветривания. Более того, на протяжении тысяч лет шарфы использовались для дифференциации солдат в армии. Проще говоря, их использовали вместо погон. У каждого полка был свой цвет - так в пылу битвы можно было различать друг друга и контролировать подчиненных тебе людей.

А чем отличаются мужские шарфы от женских? Длиной и высотой. Даже не яркостью и узорами, хотя многих мужиков отталкивает как раз излишняя аляповатость и яркость. На самом деле женщины носят серые шарфы с не меньшим удовольствием.

Но вот в чем парадокс: возможно, тебе стоит попробовать именно женский вариант. Видишь ли, он просто может оказаться удобнее и выглядеть на твоей длиной шее более уместно. Визуально понять, чье это - мужское или женское - нереально. Зато выглядеть будет лучше.

Ну а чтобы сомнений вообще не было, поэкспериментируй с узлами. Некоторые считаются более мужественными, некоторые - более уместными для торжеств, а некоторые нужно выбирать строго под верхнюю одежду. Попробуй узел под названием «аскот», считающийся самым мужским и удобным. Но как ни старайся, тебе всё равно будет далеко до брутальности Боярского в клипе «Зеленоглазое такси».

Пальто

Сейчас все, от захлебывающейся булемией модели до бухгалтера из Саранска, носят длинные куртки и пальто. Но если перенестись назад во времени, то мы увидим, что мужчины носили подобные предметы гардероба веками.

Взять хотя бы тренч - длинный до колена, водостойкий дождевик был первоначально сделан для солдат времен Первой мировой войны, чтобы защищать их от холода и дождя. Сражались они преимущественно в окопах, наполненных водой и крысами, и, само собой, большого движения в таких условиях не предполагалось. Позже тренч стал неотъемлемой частью образов инспектора Клузо («Розовая пантера») и Рика Блейна («Касабланка»).

Но спустя годы женщины стали появляться в тренчах гораздо чаще мужчин. А с учетом того, что единственное различие между мужскими и женскими моделями - расположение кнопок на разных сторонах, то некоторым стремно носить одежду, которая последние лет 20 ассоциируется с дамским гардеробом. Но если вдруг решишься купить - не стесняйся, бери в память о союзниках в Первой мировой и не парься. Это одна из самых удобных и практичных моделей верхней одежды, которые когда-либо были изобретены.

Перестань думать о том, что все будут видеть в тебе извращенца в женской одежде. Все будут думать, что ты фанат Коломбо, Джона Константина или олдскульный фанат фильма «Самурай». Может, даже слишком олдскульный. Лучше задумайся над тем, чтобы выбрать правильный тип пальто или плаща. Учти свой рост, ибо если мужчинам можно носить плащ до колен, то всё, что короче, лучше не брать. Людям же невысоким лучше выбирать модели покороче.

Вьетнамки

Вьетнамки, они же сланцы (в честь завода из одноименного города, который выпускал их в эпоху очередей и поклонения Ленину), они же шлепки через палец. Сланцы - обувь очень легкая и ненавязчивая, как в плане носки, так и визуально. Поэтому когда легкие зеленые тапочки болтаются на чьей-то здоровой волосатой щиколотке, у окружающих возникают вопросы и сомнения. Особенно когда гардемарин во вьетнамках попадается в местах, где азиатская обувь неуместна - например, в банке или универе. Поэтому настоятельно рекомендуется использовать сланцы строго по назначению - то есть на пляже, в сауне, в бассейне или у себя дома.

Если речь идет о передвижении по городу в жаркую летнюю пору, то лучше воспользуйся сандалиями. Они гораздо функциональнее, удобнее и смотрятся логично. Главное, чтобы не было носков. Мы понимаем, насколько это красиво и изящно, но ради Бога, не позорься.

Есть другой выход - ходить в легкой летней обуви типа топсайдеров, но тут, как говорится, нужно смотреть по погоде, поскольку есть вероятность, что после прогулки из них можно будет выливать пот. Да и носить их умеет далеко не каждый.

Солнцезащитные очки

Нужно рассказывать, почему солнцезащитные очки - это не столько для стиля, сколько для сохранения работоспособности твоих ясных очей? Они защищают глаза от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей, грязи и мусора, а также могут уменьшить нагрузку на глаза, когда мы на открытом воздухе.

А теперь вопрос: сколько очков стиля унисекс ты знаешь? Правильно, практически все популярные нынче модели и формы. Есть, конечно, гигантские очки на пол-лица слишком плавных форм и изящных оттенков, которые выдают женское. А если при этом ты обмотаешь голову платком, никаких сомнений на твой счет не останется. Но в остальном различия между мужскими и женскими очками незначительны. Поэтому выбирай очки в соответствии с формой головы, размерами и пропорциями лица. Главное, чтобы было удобно и красиво. Не по-гейски, а красиво, мужественно, как у Харви Кейтеля. Знаешь ли, порой то, что предназначено вроде как для дам, смотрится на мужской морде так же здорово, как на Сталлоне в «Кобре».

Макияж

Реальность такова, что макияж не всегда был орудием, присущим исключительно женщинам. Макияж - это культурная практика с более чем 2000-летней историей, присущая обоим полам. Римляне использовали масло и ячменную муку, чтобы скрыть прыщи. Некоторые уже тогда мелировали свои волосы, чтобы выглядеть моложе, так что не ругай Месси, Смолова и своего соседа, которого ты считаешь педерастом за измененный волосяной окрас - может, у него латинские корни, и он свято чтит предков. Более того, суровые бродяги моря - викинги, подводили глаза и носили макияж еще в 950 году. Конечно, выглядели они при этом не как румянощекий авангард гей-парада, но всё равно весьма специфично.

В наши дни красятся не только геи, но и различные теледеятели, которые не очень хотят, чтобы следы вчерашнего порока были видны всей стране. Поэтому все свои мешки под глазами, все свои прыщики и герпесы они замазывают как могут. Потому что зритель привык к фотогеничным красивым людям, и телекартинка должна быть соответствующей. Если вдруг когда-нибудь тебя угораздит попасть в студию, по твоему лицу в любом случае пройдется припудренная кисть.

И всё, больше краситься не надо и незачем. Люди не поймут. Если у тебя кожа страшная как ядерная атака, то ухаживай за ней, лечи свое акне, а штукатурить лицо… мы очень беспокоимся за твое здоровье. Тебя ведь убьют и обзовут нехорошим словом.

Некоторые интересуются, можно ли покрывать ногти бесцветным лаком, чтобы они хоть на секунду перестали крошиться. Так вот, бесцветным укрепляющим лаком мазать ногти можно. Ходить на маникюр тоже можно. Но лучше попробуй изменить рацион, чтобы ничего больше не крошилось.

Что можно считать женской и мужской одеждой? На старинных картинах мужчины бывают изображены в балахонах-платьях, в которых в нашу эпоху ходят, в основном, женщины. Зимой я видела нескольких верующих женщин, которые под длинное пальто одевали брюки, правильно ли это? Или они одеты в пальто по колено, а под них рейтузы, в такой одежде когда-то ходили мужчины. Разъясните, пожалуйста, для меня это очень важно.

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

Запрещение женщине одевать мужскую одежду впервые было сделано во Второзаконии: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Вт.22:5). Закон был связан с тем, что у многих окружавших еврейский народ язычников, считались нормальными противоестественные формы разврата. С этой целью и производились переодевания. В христианское время запрещение носить одежды, не соответствующие полу, были сделаны двумя Соборами: VI Вселенским и Поместным Гангрским. Первый запрещает христианам участвовать в языческих празднествах (играх, плясках и переодеваниях): «никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических…» (правило 62). Гангрский собор постановил: «Аще некая жена, ради мнимого подвижничества, переменит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою» (правило 13). Это запрещение было направлено против заблуждения евстафиан (последователей епископа Севастийского Евстафия).

Конечно, современные женщины, надевая брюки, руководствуются другими мотивами. Но надо иметь духовную чуткость и с уважением относиться к тем нормам, которые сложилась в Церкви. Не все в нашей жизни сводится к практической пользе и удобству. Многое в нашей жизни имеет символический характер. Если об этом будем забывать, то можем осложнить наши отношения с людьми. Встать при входе в комнату старшего, значит символически выразить к нему уважение. Рукопожатием в древности скрепляли договор, а в наше время это стало символом, выражающим взаимную дружескую настроенность. Обручальные кольца означают нерасторжимость брачного союза и т.д.

Одежда также нередко имеет символическое значение. Во время печали евреи одевали вретище (Пс.68:12). В иные одежды облачались в дни радости: «ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей» (Екк.9:8). Покрывало на голове девицы было знаком скромности. Ревекка, увидев своего будущего мужа, «взяла покрывало и покрылась» (Быт.24:65). Приглашенный на брачный пир должен был одеться в брачные одежды (Мф.22:11-12). Идущий в Дом Божий также должен помнить о святости места. Приглашенный на прием к главе государства не будет пренебрегать принятым этикетом. Так и верующий должен иметь внешний вид, подобающий тому месту, где совершается служба Небесному Царю. Благочестие не должно быть лишь внешним, однако невнимание к сложившимся в Церкви традициям может быть результатом его отсутствия. Поэтому речь должна идти не только о брюках. Нужно избегать в одеждах всего слишком пестрого, яркого, необычного, вольного, что может перебивать молитвенное внимание присутствующих.

Нет необходимости обращаться к истории костюма или к этнографии. Нужно руководствоваться современными понятиями о мужской и женской одежде. Если какая-то необходимость побуждает надеть брюки, надо прикрыть их верхней одеждой, чтобы никого не соблазнять.

Ко всему надо прилагать данный Богом разум. Если кто-то не собирался идти в церковь, а потом вне дома такое желание появилось, не нужно отказываться от своего намерения, если даже на женщине надеты брюки и не покрыта голова.

Хочется сказать еще об одном. Не только прихожане, но и церковные работницы не должны делать в храме замечания. Это может сделать только священник, если будет на то необходимость, вне службы, с вниманием и любовью.

До своего грехопадения Адам и Ева были окружены, как бы окутаны Божией благодатью. Это была их «одежда», а в иной они не нуждались.

И сквозь всю свою историю, сквозь все скитания, вплоть до нынешнего крайнего духовного одичания, люди пронесли в глубине сознания память об этой сияющей благодати, что освещала и согревала их тела и души во времена райской, безгрешной жизни. Память эта, поборов языческую любовь к пестроте, проявляет себя в устойчивом, не выветривающемся веками трепетном отношении к белым простым длинным одеяниям – этому слабому, грубо-чувственному ее подобию.

Белоснежные древнеегипетские калазирисы, греческие хитоны и длинные белые рубахи наших предков не что иное, как выражения этой памяти.

Интересно, что древние египтяне, начало культуры которых теряется в глубине тысячелетий, чрезвычайно ценили льняное полотно ослепительной белизны и настолько тонкое, что сквозь несколько слоев сшитой из него одежды просвечивали родинки на теле.

Еще более тонкие, совершенно прозрачные ткани умели делать из хлопка древние индусы. Нетрудно понять, что могло быть прообразом таких одеяний.

Белый цвет всегда был символом чистоты. Чистота одежды или тела изначально понималась как чистота духовная, как свобода от нечистой силы: именно в этом смысле говорилось о «нечистом» месте и вообще о любой нечистоте. Гигиеническое понимание чистоты пришло уже в наше время. В традиционной православной культуре очищение тела и надевание чистых белых рубах было частью необходимой подготовки к церковной службе, написанию иконы, строительству храма и прочим богоугодным делам.

Даже в современном испорченном мире сохраняется особое отношение к белым одеяниям. Белое платье невесты по-прежнему символ ее невинности, нравственной чистоты.

Вкусив запретного плода, Адам и Ева «узнали… что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание» (Быт. 3, 7). Их тела, привыкшие к теплу от пронизывающей их благодати (вспомним, как растаял снег вокруг Серафима Саровского, так что согрет был и его собеседник Мотовилов) ощутили не только духовную, но и физическую уязвимость. Вместо духовной одежды человек получил, подобно животному, грубую плотскую. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21).

Одежда должна была не только защищать от внешних воздействий, но и прикрывать «срам», оберегать целомудрие. Но с развитием культуры люди стали использовать одежду совсем не для того, для чего она дана была Господом. Одежда приобрела знаковый характер, стала своеобразным языком их самовыражения.

Древние люди были выносливы и холодов не боялись. Но они надевали на себя шкуры животных-тотемов, заменявших им истинного Бога, в знак породнения с этим животным ради его покровительства (этому же служили и другие обряды, например принятие жертвенной крови). Много позднее, в Древнем Риме, легионеры которого, как известно, воевали и на севере, и на юге, в подобные шкуры с головой животного, накинутой вместо капюшона, было принято одевать музыкантов, чьей главной задачей было поднятие боевого духа воинов. Для этого же надевали шкуры и дикари: устрашить врага, поддержать боевой дух «своих».

Пример из другой эпохи. Разве не было душно нашим боярам и дворянам летним зноем под несколькими слоями пышных одежд, в тяжеленной шубе на меху, в высокой горлатной шапке? Их костюм говорил о знатности происхождения, высоком положении в обществе. Заявить об этом считалось важным, ради этого приходилось терпеть.

Современные модницы пока еще не перещеголяли французских дам рубежа XVIII–XIX веков, ходивших в полупрозрачных платьях, надетых либо на голое тело, либо на мокрое трико, и при этом всерьез обсуждавших возможность обходиться вообще без всяких одежд. Бесстыдниц того времени не могли остановить даже увещевания врачей, устраивавших экскурсии на кладбища к могилам жертв «голой» моды, умерших от пневмонии.

А на фотографиях середины XIX века мы видим приехавших на Кубу англичан – чопорных господ в кринолинах и фраках. И это в сорокаградусную жару! А рядом с ними – полунагие туземцы.

Фотографии, сделанные этнографическими экспедициями начала прошлого века в русской глубинке: деревенские девушки, одетые в праздничные костюмы. Начало осени, под ногами – раскисшая земля. Богатые невесты в кожаных сапогах, под которые надевалось несколько пар шерстяных носок с узорными краями. Рядом – девушки из бедных семей, босиком.

Одним – не жарко, другим – не холодно.

Мы приняли христианство от Византии, когда-то перемешавшей в своем художественном горниле традиции громадного культурного региона: кельтские, римские, греческие, индийские и прочие. Аскетическая идея хранения целомудрия причудливо обернулась в ее костюме невероятной, истинно восточной пышностью, пестротой, перегруженностью, так что человеческое тело превратилось в подставку для демонстрации всей этой роскоши.

Русь к художественному наследию своей великой предшественницы отнеслась весьма избирательно. «Третий Рим» скрупулезно и без суеты отобрал из богатого византийского сундука только то, что соответствовало спокойно-негромкой русской душе – простой, благородной, бесхитростной, исполненной внутреннего, непоказного достоинства. Лишь то, что соответствовало чистоте и духу христианской истины.

В быту жили скромно: все лучшее несли в церковь. Убранство Божиих храмов и богослужебных одеяний священнослужителей Руси зримо являли величие Господа и небесных чертогов. Великолепные царские облачения были собственностью государства так же, как и одежды царских служилых людей и челяди. Они не были роскошными предметами личного пользования. Их назначение – выражать высокий государственный статус православной Руси, возглавляемой помазанником Божиим.

Весьма многие существенные черты нашего менталитета так и остались незыблемыми. Даже после губительных для святоотеческих нравов петровских реформ русские дамы отличались от своих западноевропейских сестер большей стыдливостью.

В романе «Война и мир» Лев Толстой, писатель, которому дано было очень остро чувствовать тончайшие оттенки нравственного состояния общества, неоднократно называет следовавшую крайней французской моде начала XIX века петербургскую «львицу» Элен Безухову «голая Элен», тем самым подчеркивая несоответствие этой моды русскому менталитету. А о другой героине романа, образ которой противопоставлен Элен, Наташе Ростовой, собирающейся на свой первый в жизни бал, он пишет: «Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».

Весьма знаменателен такой факт: когда русские женщины надевали платья декольте, они, как правило, снимали нательные крестики. Если же этого не делали, то это воспринималось не как проявление большой набожности, а, напротив, глубокого духовного падения: крест из святыни превращался в красивую безделушку. Эта «мода» пришла из Франции.

Знаменитая французская кинозвезда Бриджит Бардо уже в наше время «освежила» моду своих развратных предшественниц, надев крест, с ее легкой руки ставший опять популярным «украшением» европейского женского костюма.

Генералиссимус Суворов, величайший герой нашего Отечества, писал, что для него превыше всего на свете – честь дочери. Странно ли это? Нет, не странно. Потому что он, истинный христианин, который шагу не мог ступить без Бога, без молитвы, хорошо понимал, что никакие военные победы не спасут Россию, если будет попрано целомудрие.

Скромное поведение, целомудрие девушки, порицание свободных связей, хранение семьи – все это основные нравственные составляющие общественной системы, залог будущего страны, необходимые условия воспитания новых поколений.

Наступил джинсовый век – подлинная революция в одежде, отразившая новую фазу отношений между мужчиной и женщиной. Еще раз пошатнулись патриархальные традиции, все еще сохранявшиеся даже в губительной среде коммунистического «равноправия».

В качестве морального оправдания джинсовой моды в обществе окончательно утвердился миф об «удобстве» брюк как таковых по сравнению с «устаревшей» юбкой. Но так можно говорить разве что сравнивая брюки с мини-юбками. И, право же, что удобнее – накинуть через голову юбку или влезать, извиваясь, в две тесные, колом стоящие штанины, а потом еще мучиться с часто подводящей застежкой-молнией? И в каком наряде современная женщина выглядит красивее? На самом деле вопрос «простоты» зависит от привычки и психологической установки. Например для тех же японцев нет ничего более удобного, чем есть, сев на корточки перед крохотным столиком да еще с помощью двух длинных палочек вместо вилки. Вряд ли найдется европеец, которому это может понравиться. Житель Средней Азии предпочитает для своего обеда позу по-турецки, а древние греки, римляне и представители многих других народов за пиршественными столами возлежали.

Удобно же или неудобно в джинсах, зависит от того, как человек привык себя вести, какие манеры ему свойственны. Сидеть в скромной позе, соединив коленки и держа прямо спину, в них очень неудобно. Джинсы требуют, чтобы их владелец небрежно развалился на сидении, широко раскинув ноги. В джинсах женщина может свободно и естественно курить, носить мужскую стрижку или всклокоченные волосы, вести развязные разговоры, пересыпанные грубыми неприличными словечками, с изобилием сленговых оборотов. Джинсы отвечают вполне определенному стилю жизни, иначе вы в них будете выглядеть совершенно неестественно.

Еще один миф: в брюках будто бы теплее, чем в юбке. Устройте в двух проходных комнатах сквозняк, затем завесьте проем открытой двери простой ситцевой занавеской до полу. Вы сразу заметите, насколько меньше стало дуть. Значительная часть холодного воздуха будет как бы стекать вниз даже по самой тонкой, но вертикально свисающей ткани. Так вот, к сведению утверждающих о тепле брюк: эта одежда создает вокруг малого таза постоянный, очень тонкий сквозняк, который самым пагубным образом отражается на женском здоровье. А в старину и вообще все наши предки ходили в длинных рубахах – мужчины носили их поверх штанов.

Если современные женские брюки создают такого рода сквозняк, да еще и сдавливают кожу, мышцы, кровеносные сосуды, то судите сами, насколько полезны брюки!

Джинсы же вдобавок создают постоянную неестественную подпорку, давление снизу, тем самым медленно, но верно, искривляя позвоночник, не давая позвонкам нормально функционировать. Поэтому у тех, кто постоянно с юности носит джинсы, формируется совершенно специфическая осанка – сутулая спина. Конечно, степень деформации бывает различной, но факт остается фактом: среди постоянных, многолетних носителей джинсов невозможно встретить человека со стройной фигурой. Джинсы этого просто не потерпят. Грустно и смешно, но были «теоретики», которые оправдывали «красоту» джинсов, обращаясь к… русской иконописи! В 1970-е годы в одном солидном художественном журнале появилась статья, в которой вполне серьезно доказывалось, что полинявшие и вытертые (а позже – нарочито выбеливаемые) места на джинсах ведут свою эстетическую родословную от изображения пробелов на иконах и фресках.

Помню, как на одной студенческой конференции в текстильном вузе обсуждался доклад, в котором юная особа при всеобщем горячем одобрении доказывала необычайную женственность джинсов.

В том же вузе на семинарском занятии другая девушка осмелилась сделать доклад о православном понимании термина «женственность». Она говорила о Божией Матери, святых женах и их одеяниях… Аудитория выслушала все в гробовом молчании, и даже врожденная студенческая корпоративность не помогла: ни слова одобрения и поддержки. Словно речь шла о чем-то крайне неуместном и неприличном. Вот так воспитываются сегодня наши будущие модельеры, подавляющее большинство из которых – женщины.

Чему удивляться? Понимание женственности – своеобразная лакмусовая бумажка состояния нравственного здоровья общества.

В период максимального одичания человека неведомые древние художники изображали женщину в виде невероятно грузной фигуры (так называемые палеолитические Венеры). Лицо у таких фигур вообще отсутствует, ибо в те времена единственно ценимым качеством женщины была ее способность к воспроизведению потомства.

Напротив, воплощением манерности, кокетства и горделивого чувства превосходства над окружающими являют собою изображения так называемых «парижанок» эгейской культуры середины II тысячелетия до Р. Х. – раскрашенных, завитых, в вычурных, глубоко декольтированных платьях.

Позднеренессансный идеал итальянской женской красоты конца XVI века – дебелые, ленивые, инфантильно-чувственные особы с коровьими глазами.

А в России в послереволюционную эпоху невероятно популярными, а стало быть, женственными считались крепкие девушки в красных косынках, резиновых тапочках, с резкими манерами и учебником политэкономии подмышкой. Каждому свое.

Весьма характерна в этом смысле печальная динамика моды на обнажение женского тела в наше время. Так, в 1980-х годах мелькание обнажающейся при наклонах, поднятии рук и каких-то резких движениях полосы талии из-за недостаточно длинной кофточки считалось пикантной полуприличной деталью. Закончилось это возникновением уже в 1990-е годы моды на так называемые топики – коротенькие кофточки вроде индийских чоли, теперь уже совершенно законно обнаживших нижнюю половину спины и живот до талии.

Прошло еще несколько лет – блузки, правда, несколько удлинились, но зато опустилась линия пояса, так что нарочито и вызывающе обнажился пупок. В суетных условиях городского бытия это выглядит совсем не соблазнительно и не изящно, а скорее физиологично и неприятно. Да еще пирсинг, этот штрих папуасской моды, свидетельствующий о том, что возможности моды «цивилизованной» исчерпаны и дальше искать в ней просто нечего.

А далее, в точном соответствии с градусами падения нравственности, линия пояса поползла еще ниже… Неловко об этом писать, да куда деваться, ежели это наша гнусная повседневная действительность. И поистине пробирает смех сквозь слезы, когда переводишь глаза от этого срама вверх и видишь простодушную физиономию, совсем не глупую и ничуть не развратную. Эдакая современная Наташа Ростова, которая убеждена, что так можно и нужно одеваться, потому что так теперь ходят «все».

Сегодня к Богу прийти легче, чем 20 лет назад. Окончательно выхолостились ложные идеалы атеистического «земного рая» и для многих наших соотечественников наступила пора подлинного христианского прозрения. Но вместе с тем пришли и свои проблемы: во всех углах засуетились околоправославные силы – от циничных «подсвечников», переминающихся с ноги на ногу в храмах, чтобы обрести популярность верующих избирателей, до целой своры «программистов» всех мастей, сочинителей и пробивателей всевозможных «программ» и «проектов» на православную тему – по медицине и экологии, искусству и педагогики.

А еще существует у нас феномен доморощенной православной «моды», родившейся в околомонастырской среде. Остроумно пишет об этом Н.А. Павлова, характеризуя обстановку первых лет возрождения Оптиной пустыни. «Паломницы спешно переодевались в черное с головы до пят и, подвязав по-монашески низко платки “в нахмурку”, именовали друг друга “матушками”. С “батюшками” же дело обстояло так: как раз в ту пору монастырю пожертвовали большую партию флотских шинелей, которые шли нарасхват. Потому что, если к черной шинели добавить черную шапочку типа скуфьи да взять четки поувесистей, то вид был почти монашеский» (Павлова Н.А. Пасха красная. М., 2000. С. 16).

Монашеское облачение обладает необычайной выразительностью, обаянием и притягательной силой для верующих, ибо оно суть материальное выражение глубокого духовного смысла. Что же касается одеваемых в подражание ему темных одежд, то они действительно очень красивы и совершенно преображают любого человека, хоть молодого, хоть старого. Но к лицу они бывают только при одном условии: если соответствуют духовному устроению его носителя. Если же гармонии между человеком и столь много обязывающим полумонашеским одеянием нет, то такой костюм оборачивается своего рода сектантской униформой, вызывающей законное раздражение нецерковных и даже церковных людей, которые такой «моды» не придерживаются.

Вообще говоря, открыто носить четки полагается только монахам, и несоответствие внешнего вида с претензией на благочестие внутреннему настрою – явление вовсе не христианское.

Но во что же, может спросить читатель, все-таки одеваться современной православной женщине? И на этот, как и на любой другой вопрос, ответ следует искать в Священном Писании.

«И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут… Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь, и не говорите: “что нам есть?” или “что пить?” или “во что одеться?” Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 28–33).

Человек приходит в мир, чтобы спастись. Так давайте и будем думать о спасении и не тратить драгоценное время и средства на всякие пустяки. Господь в свое время пошлет то, что нам нужно.

Если вы еще очень молоды и хотите нравиться или немощны пока духом, чтобы отказаться от каких-то украшений, всегда есть возможность чем-то дополнить свой туалет по вкусу и карману, не нарушая при этом его скромности, соответствия роду занятий, возрасту, обязательных требований приличия, принятых в Православии. Главное, чтобы одежда была естественной, не навязанной никем и ничем со стороны, соответствовала состоянию вашей души. Любая же мода есть отражение чужого вкуса, а потому – насилие.

Но самое главное, как можно меньше думать о том, как мы выглядим перед людьми, и больше – о том, как выглядим перед Господом, Который видит нас постоянно, во что бы мы ни одевались. Тогда и проблем с костюмом у нас не будет.

Это касается и привычки краситься, которую порой никак не могут перебороть многие православные и даже церковные женщины. Все мы знаем, что искажать образ Божий – грех, но… как часто пытаемся свалить вину на других, как истинные дочери праматери Евы: мужу, мол, так нравится, на работе у нас иначе нельзя и прочее. Но если вы хороший работник и работа ваша не противоречит христианским установлениям, чего же бояться?

На протяжении веков христиане выносят страшные мучения ради Христа, а мы боимся стереть с губ помаду и немножко потерпеть недоумения знакомых и сослуживцев.

В семейной же жизни особого уважения, как и прочного счастья, с помощью косметики и модных костюмов еще никто не обрел. Если любящий муж думает, что раскрашенная жена красивее, то он скоро поймет свое заблуждение, и это будет первым шагом к достижению истинно христианской любви в вашей семье, которой нужно искать всем – и молодым, и пожилым.

Как одевались святые жены, перед изображениями которых мы сегодня молимся? Так же, как и все женщины их времени. И, несомненно, скромно и непритязательно, потому что мысли их были заняты совершенно иными заботами. Живописуя их на иконах, фресках, мозаиках, художники разных эпох в знак глубокого почитания порой облекали их в пышные, драгоценные одежды уже своего времени. Но что бы они ни носили, главной их «одеждой» была благодать Божия, сделавшая их облик прекрасным и бессмертным на все времена.

Но это отнюдь не значит, что нужно цепляться за уходящую юность, так сказать, не сдавать позиции без боя. Обычно это выглядит так: «пожилая русалка» с неестественно белокурыми волосами, одетая в узкую и чересчур короткую юбку , шелковая блузка расстегнута на лишнюю пуговицу, плюс кроваво-красные ногти и такой же кровожадный макияж... Никто меня не переубедит, что с определенного возраста женщине нужно перестать строить из себя секс-бомбу, а реально взглянуть на себя в зеркало.

Образ секс-бомбы вообще подходит очень немногим женщинам, и уж точно он не подходит женщинам, которым «очень сильно за». Некоторые из них, однако, продолжают одеваться, как будто им все еще двадцать два. Чем немало веселят окружающих.

Чего не стоит носить после сорока пяти… Топ-15

1. Мини-юбки. Даже, если у вас очень красивые ноги, то не стоит их демонстрировать больше, чем чуть-чуть выше колена.

2. Узкие джинсы, мешковатые джинсы, джинсы с заниженной талие й.

3. Открытые и замысловатые босоножки на высоких каблуках .

4. Глубокое декольте (как спереди, так и сзади). С ним даже Софи Лорен выглядит кошмарно!

5. Романтического стиля блузы с бантами или рюшами, а то и полупрозрачные.

6. Легкомысленные хлопчатобумажные сарафаны. Единственное исключение: ваша дача.

7. Все что угодно с блестками. И с черным кружевом. И с леопардовым принтом . И с тигровым тоже. Единственное исключение: вы - Хелен Миррен.

8. Леггинсы. Даже Мадонна в них выглядит глупо!

9. Сапоги-ботфорты на шпильках. Я стою у ресторана - замуж поздно, сдохнуть рано?.. Жестоко, но правда.

У вас, наконец, есть ТА сумка, о которой вы мечтали в шестнадцать лет (ну почти ТА, мода же не стоит на месте, верно?).

Вы даже не помните, когда сносили и выкинули свои первую пару обуви за пятьсот евро.

Вам больше не нужна подруга в качестве спутницы-советчицы, чтобы ходить по бутикам.

Вам наплевать, что о вас думают эти мерзкие старушенции, сидящие на лавочке у подъезда.

Вы не стесняетесь звонить по телефону в незнакомые места.

Вы смеетесь, когда вспоминаете свою несчастную первую любовь . И вторую. И первый секс. Да и второй тоже.

Вы больше не влюблены в Диму Билана и Джастина Тимберлейка. И вообще, кто это?!

Вы не стесняетесь в одиночку пойти в ресторан поужинать. И одной ездить в отпуск.

Вы можете сами познакомиться с понравившимся мужчиной. И оплатить ужин с ним. И даже развод с ним .

Вы не потеряете уверенности в себе, даже если вдруг за вашей спиной противно захихикала кучка подростков.

Вы не стесняетесь во всеуслышание объявить свое личное мнение, например, Париж на вас не произвел впечатления, в Нью-Йорке слишком грязно, а в Лондоне чересчур много соотечественников.

Теперь вы получаете удовольствие от секса . И знаете, что конкретно вам в этом сексе нравится. И вам уже давно не стыдно за ЭТО перед родителями.

«Верное Богу сердце всегда подскажет и форму одежды, и ее длину», - уверен иерей Валентин Макаров.

Фото Сергея Рыжкова

У нас в церковной практике часто можно встретить исполнение второстепенных положений Моисеева закона. Наиболее распространена практика запрета на касание освященных предметов: икон, распятий, принятия просфор, святой воды женщинами в период их физиологической слабости. Некоторые даже не позволяют себе зайти в храм. Также в ветхом законе есть запрет на ношение одежды противоположного пола, так как подобный поступок считался извращением: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор.22:1-30). Акцент стоит на ношении одежды противоположного пола, а не конкретно - брюк или штанов. Во времена Моисея, впрочем как и во времена Христа, одежда была примерно похожей. Это халаты для мужчин, о чем косвенно говорит строгий запрет на поднятия края одежды отца своего, и такие же подобные халату, только более перемотанные покрывала для женщин. Подобия этих одежд остались и до сего дня в Индии и странах Ближнего Востока.

В современной практике больше нужно руководствоваться Евангельскими нормами благочестия. Женщина должна помнить, что ее внешний вид может стать соблазном и поводом для прелюбодейства в сердце, согласно словам Нагорной проповеди. Если она совершает первые шаги в храм, или случилось что-то тревожное, не терпящее отлагательств, то грубейшей ошибкой будет ей со старта говорить, мол: иди, переоденься и приходи. Она ко Христу пришла, а Он не возбранял касаться себя ни блудницам, ни кровоточивым. Нужно потерпеть немного, и она сама переоденется, т.к. внутренне преображение неизбежно отразится снаружи. Главное, чтобы эта женщина вернулась в храм.

В связи с этим интересно отметить такое наблюдение. Если женщина дома или работая по-хозяйству во дворе наденет рубашку или штаны своего мужа, то это внешне нисколько не умаляет ее достоинства. Но если муж возьмет одежду своей жены – это лишит его всякого вида. Видимо, это непрямое доказательство того, что именно «от мужа взята быть жена» (Быт.2:23), и сама одежда показывает, кому эта жена принадлежит.

Молодые девчонки, находящиеся в «активном поиске», копирующие модели поведения мирских сверстниц, часто совершают ошибку, пытаясь одеждой подчеркнуть или выделить все мыслимое и немыслимое. И часто в этом переходят приемлемые границы или просто вульгарно выглядят. Для них аллегорическим языком можно дать такой совет: пусть учатся готовить и подавать суп для своего будущего мужа - не слишком горячий и не остывший, не пересоленный и недосоленный.

Подводя итог, скажем: юбка - хорошо, это чисто женская одежда, но юбка юбке - рознь. Наиболее красивыми были и остаются народные сарафаны или подобные им юбки. Они придают женщине достоинство. Они красиво скрывают фигуру во время счастливых месяцев непраздности. Также есть деловая мода или бизнес дресс-код. И там тоже можно найти приемлемый компромисс. Верное Богу сердце всегда подскажет и форму одежды, и ее длину.