Бонсай - японское искусство выращивания карликовых деревьев. Xv: инструменты для бонсай. С чего начинается бонсай

Большинство людей знает японское слово «бонсаи», но на самом деле искусство бонсаи берёт свои истоки в другой стране - в Китае, где оно называется пэнцзин. Мэтью Квин, садовник из Монреальского ботанического сада и большой любитель миниатюрных деревьев, прожил в Китае шесть месяцев, чтобы изучить это искусство, гораздо менее известное, чем бонсаи.

Он с детства любил деревья, проводил много времени в лесу: «Деревья поражают меня своей силой, умением приспосабливаться, мне нравится выращивать дерево в горшке, оно будет напоминать большие деревья».

Мэтью Квинн заинтересовался разведением миниатюрных деревья в горшках, и после долгих лет выращивания маленьких деревьев решил сделать своё хобби профессией и зарабатывать этим на жизнь. Пока эта мечта воплотилась лишь частично, потому что ботанический сад нанял его в качестве работника только на летние сезоны.

Разница между пэнцзин и бонсаи

Практически все слышали слово «бонсаи», однако термин «пэнцзин» для большинства остаётся незнакомым. Мэтью Квин объясняет: «Бонсаи изобретён в Японии. Японцы, ведущие торговлю с Китаем, обнаружили там сады пэнцзин, переняли это у китайцев и усовершенствовали этот вид искусства. Экономическая ситуация в Японии способствовала расцвету искусства. А ситуацию в Китае за последние 100 лет едва ли можно назвать благополучной. Поэтому пэнцзин был заторможен. Но сейчас положение улучшается, и когда я побывал в Китае, я видел деревья, которые по своей красоте не уступают японским. Разумеется, многие японские деревья в бонсаи более древние, композиции более впечатляющие, и они миниатюрнее».

По наблюдениям канадского садовника, бонсаи отличается более умиротворёнными и спокойными композициями, в них нет вычурности. В свою очередь китайские деревья выглядят намного динамичнее, в них больше движения, порыва. Некоторые люди отмечают, что пэнцзин имеет более фантастический вид по сравнению с бонсаи. Эти деревья выглядят как плод фантазии, а японцы стараются воссоздать то, что можно увидеть в природе.

Другое отличие состоит в том, что китайцы любят создавать пейзажи, используя, например, мрамор, камней, раскладывая их вокруг дерева. В этих композициях «камень выступает как центральный объект, а дерево - как обрамление, это и есть пэнцзин». В свою очередь японцы, которые тоже создают композиции из камней, помещают в центр пейзажа само растение.

Все эти различия не более чем условность. Вполне возможно, что композиция отдельного китайского мастера будет иметь японский колорит, и наоборот. А на что похож стиль 30-летнего садовника из Квебека: «Я думаю, что я сочетаю оба стиля! Мне нравятся спокойные, сдержанные и изящные деревья, но я также люблю драматический вид. Это как с музыкой: я люблю классическую музыку, и в то же время мне нравится альтернативная музыка. Это зависит от моего настроения».

Пэнцзин в Китае

Мэтью Квинн, проведший прошлую зиму в Китае за изучением пэнцзин, делится в своём блоге: «Вначале своей поездки я задал мастерам вопрос: как освоить искусство пэнцзин?» И получил простой ответ:

1. Усердно тренироваться.
2. Изучить китайскую культуру, китайскую историю, китайский язык и больше проводить время с китайцами.

Он изучал пэнцзин в течение шести месяцев, главным образом в Шанхайском ботаническом саду. Он освоил стиль «линнань» в саду Трейси в провинции Гуандун и провёл месяц в музее пэнцзин в Янчжоу в компании знаменитого мастера г-на Чжао. В свободное время между обучением и практикой Мэтью съездил в сады пэнцзин в Сучжоу, Хайкоу и на севере Китая, а также помогал при организации 50-летней годовщины Международного клуба бонсаи. Даже во время короткой поездки в Гонконг по вопросам, связанным с визой, он встретился там с людьми, занимающимися пэнцзин.

Во время своего пребывания в Китае квебекский энтузиаст отметил, что китайцы всегда отделяет пэнцзин и бонсаи: «Они постоянно отмечают их различия». С его точки зрения китайские мастера пэнцзин черпают своё вдохновение в картинах династии Сун (960–1279): «Деревьям придаются резкие изгибы, как в картинах эпохи династии Сун». В создаваемых поэтических пейзажах садов пэнцзин часто помещают статуэтку, «чтобы добавить персонаж, создать сюжет».

Создатели пэнцзин придумывают для своих композиций поэтическое название, которое состоит из семи иероглифов, описывающих пейзаж или какую-то сцену. В Китае Мэтью Квин делал пэнцзин под руководством китайского мастера. В качестве дерева выбрали клён, в получившуюся композицию добавили китайскую фигурку, это символизировало дружбу и культурный обмен между Канадой и Китаем. «Он дал китайское название, а я - английское, это были семь слов, описывающие сотрудничество двух народов. Мне очень понравилось создавать историю при помощи пэнцзин», - пишет канадский садовник.

Блог Мэтью Квина о Китае www.bonsaiquinn.wordpress.com

Бонсай – это японское искусство выращивания растений в форме миниатюр настоящих деревьев и их композиций (групп деревьев). Растения-бонсай так же натуральны и красивы, как и их большие сородичи. Многие люди мечтают создать такой уголок природы у себя дома.

Готовые растения и их композиции, выращенные в форме бонсай часто покупают в качестве подарка. Выращивание дерева бонсай можно рассматривать как интересное и затягивающее хобби для крайне терпеливых и трудолюбивых людей.

Выращивание миниатюрных форм растений в стиле бонсай – это долгий и крайне кропотливый процесс, это хобби на длительный период времени. Не стоит ожидать успеха с выращиванием бонсай с первого раза, от начала выращивания до получения первых положительных результатов пройдет некоторое время. Сегодня существуют способы и технологии, которые позволяют значительно сократить сроки формирования своего бонсай дерева. Остановимся на них поближе.

Бонсай – это не обычное комнатное растение, которое красиво растет в горшке, не требуя к себе особого внимания – это настоящее искусство со своей техникой и правилами. Особенность деревьев растущих в стиле бонсай в том, что они высаживается в неглубокий горшок (плошку) на поднос, блюдо или поддон. Внешне деревце выглядит как настоящее взрослое дерево, только во много раз меньше оригинала. Оно имеет ствол и кору, цветы и плоды. Вокруг дерева создается окружение, близкое к природному ландшафту.

Специалисты выделяют несколько стилей и техник выращивания бонсай, которые и определяют форму и стиль будущей композиции:

  • Искривленный;
  • Прямой;
  • Наклонный;
  • «Сметенный ветром»;
  • «Дерево на скале»;
  • «Корни на скале»;
  • «Каскад»;
  • «Полу-каскад»;
  • «Рощица» и прочие.

Особых запретов для выбора растения для бонсай нет. В качестве основного и наиболее популярного материала можно использовать саженцы лиственных и хвойных пород деревьев. Их выращивают различными способами: из черенков, семян или отводков. Правила по выращиванию бонсай допускают все эти способы. Главное, выбирая посевной материал, исходите из требуемых условий выращивания растения: требований к свету, влажности и местоположению будущего бонсая. Некоторые любители предпочитают использовать для выращивания в стиле бонсай экзотические плодовые растения, такие как различные цитрусовые (мандарины, лимоны, кумкваты, муррайя и т.д)

Материал для посадки, если вы всетаки решились выращивать дерево из семян, должен пройти стратификацию (выдержку в прохладном месте) на протяжении 1-3 месяцев. Из хвойных растений начинающему свой путь лучше всего выбрать семена черной сосны. Эта разновидность не требовательна к свету. Некоторые семена хвойных пород способны к высадке только на второй год своей жизни, например, сосны горной, учтите это и перед посадкой изучите внимательно информацию по выбранному для бонсая растению. Но для начала лучше выбрать растения менее прихотливые в уходе, в качесте таких растений, у начинающих бонсай мастеров, выступаю разнообразные растения из семейства фикусов.

Для посадки будущего бонсай-дерева понадобится емкость, глубиной не более 15 см. На дно емкости засыпается дренаж из керамзита и крупнозернистый песок. Чтобы свести к минимуму развитие микроорганизмов и бактерий, вызывающих гниль и поражение семян, почвосмесь обязательно пропаривают или прокаливают. В грунте формируют бороздки на расстоянии 2-3 см. и глубиной около 1,5-2 см. В получившиеся бороздки раскладывают семена и засыпают песком. Емкость накрывается стеклом или прозрачной пленкой для создания эффекта парника.

В дальнейшем уход за посевами заключается в своевременном поливе и классическом уходе за растением. Если на грунте появляются следы плесени, то ее немедленно нужно удалять и обрабатывать растения раствором фунгицида и марганцовки. Особую чуткость в уходе требуется уделять до тех пор, пока стволы растений не будут иметь древесную структуру. Лучшее время для посадки, это конец зимы – начало весны.

Можно купить и готовые саженцы в питомнике или выкопать в лесу. Но это не так интересно как самостоятельное выращивание, и к тому же растения, выращенные изначально в домашних условиях, не требуют дополнительной адаптации и более приспособлены к жизни в условиях городской квартиры.

Горшки и поддоны для бонсай композиций подбирают в зависимости от величины растений. Если растение сильно развесистое, то удобней использовать посуду поглубже. Вертикальный бонсай высаживают в плоские квадратные или прямоугольные контейнеры.

В качестве грунта используют смесь мелкозернистого песка и глины. Для разных пород деревьев соотношение их подбирается индивидуально. Дополнительно в композициях из растений используют мох, камни, а иногда и более сложные композиции в виде миниатюрных домиком и других декоративных элементов. Все эти дополнительные украшения придадут естественной красоты ландшафту.

Секреты выращивания бонсай у себя дома

Успех хобби по выращиванию японского дерева в домашних условиях заключается в первичной формировке саженца. Когда ствол растения достигнет высоты 4-7 см, начинают формировать приземистый ствол с красивой корневой системой.

Для работы потребуются следующие инструменты:

  • Хорошо заточенный нож или можно использовать секатор;
  • грунт для пересадки саженцев;
  • горшки (бонсайницы);
  • раствор, стимулирующий корнеобразование у растений (корневин и др. аналоги).

Все необходимые инструменты стоят недорого.

Сеянцы извлекаются из грунта, а большая часть корня обрезается и саженец помещается на несколько часов в приготовленный раствор со стимулятором корнеобразования. После чего растение высаживается обратно в горшок и накрывается стеклянной прозрачной колбой или пакетом, на крайний случай. Укорениться, после такой процедуры, они должны в течение месяца - двух. Дальше саженцы еще неоднократно пересаживают, продолжая формировать корневую систему, постепенно оголяя ее, но торопиться, не стоит, иначе растение может погибнуть. Когда саженец обретет красивую приподнятую корневую систему и окрепнет, его можно высадить на камни. Самые «популярные» композиции создаются именно в таком дизайне, особенно их любят голландские производители цветов, которые под видом простого бонсай продают сформированные таким образом фикусы.

Для формирования кроны растения следует придерживаться простых правил:

  • Обрезайте расположенные друг напротив друга ветки.
  • Удаляйте полностью пересеченные ветки.
  • Слабые и тонкие ветки нужно безжалостно обрезать.

Места срезов на ветках обязательно замазывайте садовым варом или другими специальными средствами. Это позволит обезопасить ствол дерева от грибков, бактерий и разных вредителей.

Выращивание бонсай – это увлекательное и захватывающее хобби для любителей растений и жывой природы. А еще подобное хобби может с легкостью превратиться в небольшой домашний бизнес. Для того чтобы начать выращивать домашние бонсай, достаточно иметь не более 1-1,5 тыс. рублей, а вот стоимость взрослых растений, которые вы способны вырастить может достигать 10 тыс. руб. за одно растение.

К достоинствам такого хобби, которое без проблем можно воплотить в домашних условиях, стоит добавить то, что сам процесс выращивания миниатюрных деревьев бонсай приносит необычайное моральное удовлетворение. Это хобби подойдет людям творческим, умеющим и любящим создавать своими руками красивые вещи.

Босай как самодостаточное искусство сделали японцы. Именно они перестали рассматривать его лишь как один из составных компонентов китайского пенджина. Более того, в Японии это искусство, перешагнув заборы императорских вилл, стало поистине всенародным.


Наибольшей популярности искусство Бонсай достигло в XVIII — XIX веках. Потом был еще один всплеск между 1926-м и 1940-м. И сейчас немало людей пытаются раскрыть тайны бонсай, причем не только в Японии, но это скорее хобби, занятие для времяпрепровождения, нежели бескорыстная дань искусству. В Японии первая общественная демонстрация мини-деревьев была проведена в октябре 1927 года в столичном парке Хибия. Аналогичные вернисажи продолжались ежегодно до 1933 года, после чего экспозиционная площадка была перенесена в залы художественного музея в Уэно. А западный мир познакомился с бонсай много раньше — в конце XIX века. Несколько образцов карликовых растений было выставлено в японском павильоне на Всемирной выставке в Париже (1889). А вот экспозиция 1909 года в Лондоне была встречена протестами. Англичане обрушились с критикой на японских мастеров за «бесчеловечное мучение» деревьев.


Искусство бонсай зиждется на технике искусственного уменьшения размеров живых растений. Для этого их высаживают в горшки или контейнеры не более 30 см в диаметре. Тщательная дозировка подкормки, полива, освещения позволяет добиться поразительных результатов. За несколько десятилетий растение, сохраняя свои видовые признаки, вырастает в высоту всего на полметра. Конечно, этого добиться можно далеко не со всеми видами растений.

Для бонсай лучше всего подходят такие хвойные породы, как сосна, кипарис, кедр, а из лиственных — вишня, клен, дзельква, бук. Лучшие экземпляры миниатюризированной сосны не превышают 65 см, дзельквы — 50 см, бука — 37 см, клена — 17 см. То есть уменьшение по сравнению с нормальными размерами происходит в 60-80 раз. При этом следует иметь в виду, что для выращивания берут семя или черенок обычного, а не гибридного, с заданными генетически пропорциями, растения.




Занятие бонсай требует огромного терпения. Чтобы освоить основные принципы выращивания миниатюрных деревьев, нужно потратить 5-10 лет. Утверждают, что требуется не менее трех лет, чтобы научиться правильно поливать бонсай. Легко понять, что это искусство больше привлекает людей пожилых. Дело не только в наличии свободного времени и умении подходить к любой работе без суеты, что дается лишь жизненным опытом.

Существует некая символическая связь между бонсаем и бессмертием, ведь нередко деревце передается в семье из поколения в поколение вместе с памятью о тех, кто его сажал и выращивал. При хорошем присмотре бонсай может прожить сотни лет. Так, наиболее известным из сохранившихся до наших дней экземпляров является сосна, первым владельцем которой был сёгун Иэмицу Токугава (1604-1651). Недаром сосна считается у японцев символом вечности.


Более старые образцы бонсай ценятся выше, чем молодые. Но возраст здесь не единственный критерий. Главное, чтобы растение производило задуманное художественное впечатление, соответствовало размерам своего контейнера и было здоровым. В классификации бонсай приняты два основных направления — котэн (классическое) и бундзин (неформальное).

Классика предполагает, что ствол деревца должен быть толще у основания и тоньше у вершины. Бундзин исходит из противоположного критерия, чего, надо отметить, бывает очень сложно добиться. Настоящий художник, а именно так и следует относиться к мастерам этого искусства, никогда не стремится продублировать до мельчайших подробностей увиденное в природе. Работая с растением, он пытается выразить собственное ощущение эстетики живого. Прообразом могут послужить, скажем, декорации спектакля театра Кабуки, гротесковая иллюстрация к древним стихам, собственное представление о деревьях, гнущихся под ураганным ветром. Но в любом случае бонсай должен выглядеть естественно, так, как будто его никогда не касались руки человека.


Несколько слов о стилях, характерных для этого искусства: вертикальный, наклонный, каскадный (когда деревце склоняется над краем контейнера и ствол уходит вниз), со скрученным стволом , с двойным стволом (когда единый ствол раздваивается у основания), групповой (когда боковые побеги под влиянием мастера формируются так, что напоминают группу растущих рядом деревьев), со скальным основанием (когда особенно красиво на камне проступают корни). Всего 34 стиля.

Бонсай со скальным основанием по своей эстетике вплотную примыкает к искусству суйсэки . При этом умелое использование достоинств каждого направления способствует скрашиванию возможных слабых мест, существующих как у живых, так и у мертвых компонентов композиции. Например, вялость, невыразительность какой-то грани камня можно прикрыть мхом или корнями растения, а не совсем классический изгиб деревца замаскировать миниатюрной скалой.

Бонсай выращивают не в домашних теплицах, а на открытом воздухе — на столах, установленных во дворе или на балконе. На достаточно короткие сроки бонсай можно вносить в дом, например, украшая комнату по поводу какого-либо праздника или торжественного события. Тут необходимо постоянно следить за световым и водным балансом, ибо любые отклонения от привычного режима могут оказаться фатальными.

Очень важно правильно подобрать контейнер для выращиваемого растения. Он должен фокусировать внимание на растении точно так же, как рама не просто ограничивает размер полотна, но и подчеркивает содержание картины. Иные предпочитают японские контейнеры — простые, солидные, сдержанной или нейтральной расцветки, не отвлекающие внимания от самого деревца. Другие делают выбор в пользу китайских контейнеров, богато декорированных, что позволяет придать дополнительный блеск скромному растению. Предпочтительнее мелкие контейнеры, глубиной не более 5 см, овальные, прямоугольные, многогранные, в зависимости от внешнего вида растения.

При посадке очень важно соблюдать выработанные веками эстетические принципы. Дерево-бонсай должно быть посажено так, чтобы в дальнейшем избежать хоть какого-то напоминания о симметрии. Приемлемая и даже предпочитаемая для европейской культуры симметричность — табу для японцев. Поэтому саженец в контейнере надо располагать несколько в стороне от центра. Тут дело не только в эстетике внешнего вида, но и в поверье, что Земля и Небо сходятся именно в центральной точке контейнера. Это место занимать не рекомендуется.

Есть одна из разновидностей бонсай, которая постепенно отпочковывается от основного направления, обретая самостоятельность. Это сайкэй . Он отличается от бонсай тем, что композиция миниатюрного пейзажа на подносе строится не из одного растения, а из нескольких, причем зачастую относящихся к разным породам. Поклонники сайкэй любят включать в композицию травы, в том числе цветущие. На подносе с сайкэй допустимо размещать маленькие фигурки — людей, животных, домов, мостов. Белый песок символизирует водный поток у подножия деревьев. Размеры таких композиций требуют подносов большего размера, но они мельче, чем контейнеры у бонсай. То есть речь идет о явлении, занимающем промежуточную позицию между бонкэй и бонсай. Это отражено и в названии искусства, состоящего из двух иероглифов, обозначающих «растение» и «вид».


Первые проявления искусства, которое сегодня считается важной частью восточной культуры, насчитывает более 2000 лет. Хотя официально возраст бонсай как отдельного течения составляет примерно 1300 лет. Существует множество легенд и теорий относительно момента его зарождения. По одной из них, первым поклонником данного направления в искусстве был китайский император из династии Хан (200 гг. до н.э.). Однажды у властелина возникло желание больше узнать о своей империи. Естественно исколесить всю Поднебесную император не мог, поэтому во все провинции Китая с целью изучения характеристик местности и последующего их изображения в миниатюре были отправлены группы из нескольких десятков образованных людей. Так была создана миниатюрная империя, которая изображала реки, горы, деревья, дома, скот и даже людей в значительно уменьшенном масштабе. Для будущего макета владыка велел возвести широкую площадку из мрамора, очертания которой должны быть идентичными очертаниям карты страны. Все было исполнено в точности так, как пожелал император – привезенные китайские пейзажи были установлены у дворца. Тогда и было положено начало искусства изображения миниатюрных ландшафтов, которое прошло нелегкий и долгий путь, постоянно трансформируясь и совершенствуясь.

В период средневековья вместе с буддистскими учениями и другими культурными богатствами континента искусство создания бонсай распространилась на территории Японии, где изначально укоренилась среди представителей высшего общества, в частности аристократов, высокопоставленных самураев и буддийского духовенства, а позже, в начале XVIII века, и на всенародном уровне.

Стиль бонсай также развивали буддисты, приравнивая выращивающего дерево человека к Богу, поскольку, согласно их видению, мир имеет вид сада Будды, в котором он садовник.

Японские умельцы старательно рафинировали навыки иностранных мастеров и превратили обычные декоративные приемы китайских садоводов в самодостаточное и изящное искусство. Культивирование миниатюрных деревьев укоренилось как неотъемлемая часть японской культуры. Именно на просторах Страны восходящего солнца метод выращивания бонсай наиболее активно развивался и достиг своего совершенства.

В конце XIX-начале ХХ века многовековые японские традиции бонсай проникли на Запад. В Европе первая выставка состоялась в 1889 году в японском павильоне в Париже. Уже в 1909 году прошла выставка в Лондоне, а позже и в других европейских странах. Как ни странно, тогда европейцы не оценили по достоинству новое искусство и обрушились с яростной критикой на японских мастеров, считая это «бесчеловечным мучением» деревьев. Уже после Второй мировой войны направление начало получать широкую известность на Западе.

Сегодня в Японии произрастает более 100 тысяч миниатюрных деревьев, причем некоторые уже имеют в своем багаже вековую историю. Абсолютно все экземпляры считаются народным достоянием. В японских семьях существует традиция передавать деревца в стиле бонсай из поколения в поколение в качестве ценной семейной реликвии.

В последние несколько лет популярность мини-деревьев стремительно возрастает. Многие люди пытаются раскрыть и освоить тайны мастерства выращивания бонсай, требующего размеренности и огромного терпения. Для освоения базовых принципов создания мини-деревьев будущему мастеру необходимо в среднем 5-10 лет. Существует мнение, что для освоения элементарного момента - правильного полива - требуется не менее трех лет. Поэтому приступая к изучению данного искусства важно определить силу своего желания достичь цели, которая не приемлет суеты. При должном уходе образцы бонсай могут жить сотни лет, сохраняя память тех, кто их посадил и вырастил. Самый известный из сохранившихся до сегодняшних дней древних экземпляров представлен сосной, которую вырастил сёгун Иэмицу Токугава (1604–1651).

Естественно, старые образцы бонсай больше ценятся и соответственно имеют более высокую стоимость, нежели молодые. Так столетние экземпляры продаются на мировом рынке за десятки тысяч долларов. Однако возраст здесь не единственный важный критерий. Весомую роль играет художественная задумка, отображаемая растением, а также его соответствие размерам емкости и здоровый вид.

Для выращивания бонсай подойдут различные растения с густыми ветвями и мелкими листьями (сосна, ель, можжевельник, кипарис, вишня, бук, кедр, дзельква, рододендрон и азалия). Важно знать, что использовать нужно черенок или семя обычного, ни в коем случае не гибридного дерева. Высота самых маленьких экземпляров равняется 3-8 см, в то время как крупнейшие представители могут достигать 1,5-2 метров.

Искусство бонсай в переводе на русский язык означает «дерево в горшке» . Возникло это искусство в 200 году до н. э. в Китае, точнее изначально оно звучало как «пан-сан». Несколько веков позднее японцы вместе с буддизмом освоили это искусство, довели его до совершенства и теперь оно считается традиционно японским.

Первые изображения бонсай дословно – хатитуэ, встречаются на свитках позднего периода Камакура (1249-1382 гг.). Любовь к карликовым деревьям объясняется просто – не имеющим большой территории и возможности вырастить сад около дома, японцам хотелось обрести уголок природы у себя дома, а маленькие деревья не занимали много места . Сначала это было массовое увлечение, в основном, среди простого народа. Много позднее, после победы над Китаем в 1885 году, бонсай стал предметом моды, научного изучения и коллекционирования. Стали появляться различные школы бонсай и стили выращивания.

Для создания бонсай пригодны и выведены около 400 видов растений. Настоящий бонсай имеет размеры от 20 см до 1,5-2 м. Особое направление – создание миниатюрных ландшафтов, где в плошке выращивается не одно дерево, а целый кусочек природы, с озером, камнями, миниатюрными горами и даже водопадами. Искусство бонсай не терпит суеты, оно требует терпеливой заботы. Уход за бонсай – своего рода ритуал и медитация. Деревца выращиваются десятилетия и века. В императорском саду в Японии есть экземпляры бонсай, которым около 300-400 лет .

В последнее время стали очень модными композиции в стиле бонсай. Бонсай – это миниатюрная копия небольшой части природы. Деревья с замшелыми корнями, камни, мох – все это в уменьшенном виде. Конечно, мы адаптируем древнюю китайскую и японскую культуру выращивания карликовых деревьев согласно нашим климатическим условиям и вкусу.

Рис. 40. Композиция в стиле бонсай.

Российские любители привнесли много новшеств в классические композиции, но речь идет не о соответствии наших композиций оригинальным, а о создании нашего стиля, который и ближе нам, и больше соответствует нашим климатическим условиям и культурным традициям. Занимаются у нас искусством бонсай, в сравнении с ее тысячелетней историей в Китае и затем в Японии, всего около 20 лет. Огромный выбор комнатных растений представляет неограниченные возможности выращивания миниатюрных композиций.

Справка: бонсай (от начального «пан-сан» или «пан-чинг») зародилось в Китае где-то в 200 г. до н. э. – 400 г. н. э. Его абсолютно правильно считают культурным явлением Японии, поскольку именно там, в Японии, искусство бонсай росло, развивалось, пережило свое становление, и с тех пор широко распространилось в мире.

В японском языке слово «бонсай» обозначает весь процесс выведения на подносе или в неглубоком горшке определенного вида или группы растений. Очевидно, что если дерево может быть выращено на подносе, то должен существовать метод культивирования миниатюрных образцов того или иного вида. Бонсай в классическом варианте можно представить как дерево или любое растение, рассматриваемое через уменьшительные линзы. Основные элементы бонсай – растения, грунт и горшок. Все это вместе создает прекрасную живую композицию, которая долгое время тешит глаз своего творца. Итак, цель заключается не только в выращивании в контейнере здорового растения, но и создание единого целого из трех данных элементов, которые абсолютно подходят друг другу, при этом каждый из них должен иметь свою индивидуальность и привлекать внимание. Для начинающих можно посоветовать собирать пейзажи и делать наброски, наблюдать за естественными ландшафтами.

Бонсай имеет все признаки своего прототипа в природе: у него есть ствол, кора, ветви, листья, цветы, плоды, он также произрастает в почве, обнажая выступающие корни, в общем, повторяет модель живого дерева определенного вида естественной величины. Грунт должен выглядеть естественной частью рельефа. Для этого подобранные камни – «скалы» и мох будут вызывать ассоциацию с лесным природным ландшафтом. Емкость нужно выбирать попроще, т. е. цвет и форма не должны быть броскими, тогда и она становится естественной составляющей этого трехмерного дизайна. Если следовать этим рекомендациям, то получившийся бонсай сможет создать такое настроение, которое у нас бывает, когда мы смотрим на чудесный пейзаж, рощицу и т. д.

Культура бонсай предусматривает некоторые первоочередные решения, агротехнику и методы, которые необходимо рассмотреть перед тем, как переходить к основному и подробному описанию. Некоторые бонсай произрастают и развиваются из семян, другие начинаются с черенков и отводков. В первую очередь, следует выбрать определенный вид растения. Начинать надо с тех видов растений, которые произрастают в данной местности. В регионах с прохладным климатом это могут быть хвойные растения, цветущие и плодоносящие виды.

Современные композиции включают в себя не только миниатюрные деревья. Это лианы, папоротники, и другие комнатные растения, которые включаются в композицию. Многие комнатные растения имеют все признаки оригинальных бонсай – мелкие листья, небольшие стволы. Папоротники как будто созданы для того, чтобы создать имитацию каменноугольного ландшафта. Запомните – растения с маленькой листвой и изящными небольшими цветами в миниатюрном бонсай смотрятся намного эффектнее растений с крупными листьями и цветами.

Рис. 41. Композиция, имитирующая бонсай.

Но вернемся к оригинальному, «настоящему» бонсай. Существуют различные стили, в которых может быть выращен бонсай. Такие знания нужны при выборе. Любители величавых конических форм будут искать молодое деревце, модель роста которого соответствует правильному прямостоячему стилю. Другие ищут неправильное строение дерева, которое в дальнейшем может создать вид как бы нависания над утесом.

Для начинающих необходимо понять предназначение некоторых аксессуаров – контейнера, средств для декорирования бонсай, инструментов, необходимых для ухода.

Итак, первый вопрос – с чего начать выращивание бонсай. Есть несколько доступных способов, и каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки. Самый сложный, и одновременно приносящий со временем огромное удовлетворение способ – это посеять семя и наблюдать, как из него вырастает сеянец, потом – молодое деревце, которое с вашей помощью превращается в изящный бонсай определенной формы.

Второй способ – выращивание бонсай из черенков и отводков, в том числе и из воздушных отводков. Особенно хорош этот способ для вьющихся растений – кустарников и некоторых видов деревьев. Нужно выбрать ветку, в которой уже проглядывался бы будущий бонсай. Воздушный отводок можно сделать по своему усмотрению, чтобы вырастить корни бонсай, а ветку нужно отрезать уже после того, как хорошо развились корни. Потом дерево пересаживается в контейнер. В такой модели растение можно культивировать в течение нескольких лет. Трудности заключаются, прежде всего, в поиске подходящей ветки, а простирающиеся по земле неглубокие корни при естественном росте развиваются очень медленно.

Рис. 42. Выбор ветки для бонсай и отделение отводка.

Третий способ, употребляемый в бонсай – применение прививки. Его преимущество – это использование в качестве привоя короткого побега. Особенно подходит этот способ для цветущих и плодовых деревьев. Недостаток его заключается в том, что остается заметным место прививки. Однако этот дефект может быть скрыт с помощью формирования кроны или использования привитых растений в том стиле бонсай, когда это не бросается в глаза.

Рис. 43. Привитое деревце.

Четвертый метод, который определенно лучше всего подходит для начинающих – это выбор и приобретение в питомнике подходящего деревца, обладающего уже достаточно толстым стволом и определенным количеством ветвей. Они-то и позволяют придать конечную форму бонсай, который уже прожил в контейнере несколько лет и, следовательно, адаптировался к жизни в ограниченном пространстве. После тщательной стрижки и обкручивания проволокой в этом растении уже через какой-нибудь час будут проступать очертания будущего бонсай, потом еще два года уйдут на доведения его до зрелого состояния.

Пятый метод. Вы едете за город и ищете там маленькие деревья, выдержавшие все бури. Если найти такое дерево, откопать и, придав форму, пересадить, то это уже будет хорошая основа для бонсай. Возможно, корни деревца окажутся недостаточно развитыми. В этом случае полезно пересадить его в землю на год или более, чтобы у растения развилось как можно больше поверхностных корней, при этом продолжая работать над его формой. После этого деревце следует выкопать и поместить в контейнер уже в качестве бонсай.

При выборе дерева для бонсай необходимо иметь в виду, что размер листьев (или хвои – у хвойных пород) должен быть изначально мал, цветки также не должны быть крупными, так как большие цветки на маленьком дереве выглядят непропорционально.

Можжевельник (Juniperus prostrata) – кустарник из числа хвойных, который очень хорошо подходит для бонсай. Он вынослив, легко принимает форму в соответствии с избранным стилем, хотя развивается медленно. Выносливая сосна Роксбурга (Pinus roxburqhii) имеет очень длинную хвою и годится только в качестве бонсай, выращиваемого в саду, где достигает двухметровой высоты. Тем не менее этот устойчивый вид можно вырастить и в миниатюрном варианте, если подстричь хвою до соответствующего размера. Кедр, ель, пихта – все эти хвойные породы прекрасно подходят для бонсай. Также подходят некоторые виды кипариса (Cupressus) и тиса (Taxus).

Лиственные породы. В первую очередь деревья рода фикус (Ficus) семейства тутовые. Они устойчивы, хорошо принимают заданную форму и настолько быстро растут, что в течение нескольких лет превращаются в очень интересные бонсай.

Фикус зеленоватый быстро ветвится и образует толстые большие корни, выступающие над поверхностью почвы.

Фикус бенгальский также очень быстро дает наземные корни, и вскоре формируется во взрослое колонновидное дерево, занимающее внушительную площадь. При этом листья со временем уменьшаются, и в дальнейшем из этой породы можно получить правильное, с точки зрения бонсай, маленькое дерево заданной формы.

Рис. 44. Фикус для бонсай.

Маленькое дерево, которое легко и свободно развивается в контейнере – хурма из семейства эбеновые. Уже в процессе роста очень легко придается чудесная зонтичная форма.

Гинкго двулопастный из семейства гинкговые – один из старейших видов деревьев на земле. Современная его форма растет на окаменелостях, возраст которых достигает 175–200 миллионов лет. Окаменелые отпечатки листьев этого дерева были найдены и в Индии. В Японии это растение называют «волосы девушки», так как оно имеет сходство с папоротником, и его достаточно часто используют в бонсай. Особенно красиво выглядит дерево осенью, когда листья перед опаданием приобретают ярко-желтый цвет.

Хорошо поддается выращиванию коричник камфарный, камфарный лавр (Cinnamomum camphora) семейства лавровые, а также дуб (Quercus).

Среди листопадных деревьев отметим несколько видов клена, березы, ольхи и граба, которые пригодны для бонсай. Можно попробовать вырастить в бонсай чинару, или плакучую иву.

Цветущие и плодовые деревья. Все деревья относятся к цветущим или плодоносящим деревьям. Исключение составляет небольшая группа, принадлежащая к семейству древовидных папоротников, спороносов. Следует знать, что цветки и плоды в бонсай при правильном соблюдении всех методов не уменьшаются в размере, поэтому рекомендуется подбирать деревья, дающие небольшие по размеру цветы и плоды, чтобы они выглядели пропорционально миниатюрному дереву. Хорошо смотрятся некоторые виды персика, сливы и абрикоса, зацветающие перед тем, как развиваются листья.

Также хорошо выращивать грушу японскую и миндаль. И все-таки предпочтение отдается яблоне. Особенно хороша яблоня лесная в белом и розовом цвету или с обилием маленьких красных яблочек. Для нашего климата вполне подходят многие разновидности вишни. Подходит и боярышник – маленькое дерево, усыпанное пучками крошечных душистых белых цветков.

Семейство тутовых представляется двумя основными видами деревьев. Шелковица как дикорастущая, так и окультуренная является исключительно устойчивой породой и хорошо приспосабливается к развитию в условиях ограниченного пространства. При тщательной стрижке достигается красивая округлая форма кроны с изящными ветвями. Маленькие листья пропорциональны масштабам, принятым в бонсай. Съедобные плоды культурных видов этого дерева очень аппетитны и кажутся обладателям бонсай на вкус слаще, чем какие-либо другие. Единственный недостаток – листья трудно поддаются уменьшению в размере.

Карликовая гуайява очень подходит для бонсай. В ней привлекают прекрасные белые цветы и маленькие лилово-красные плоды, из-за которых этот вид гуайявы иногда называют клубникой.

Некоторые виды акаций, принадлежащие к семейству мимозовые также подходят для выращивания бонсай. Это, в первую очередь ароматная акация Фарнези. Мелкие листочки этого растения формируют своеобразное изящное оперение (даже не в период цветения) маленьких золотистых шаровидных цветков. Она в изобилии растет на улицах городов, где используется для создания живых изгородей.

Кустарники. Мальпигия стоит на первом месте среди кустарников, которые могут быть использованы любителем бонсай. Это устойчивое неприхотливое растение сильно ветвится, создавая простор для воображения в поисках формы. Маленькие листья темно-зеленые, глянцевитые. Кустарник дает множество нежных розовых цветков на протяжении всего лета. Растение бывает так усыпано изящными цветками, что кажется, будто ствол, ветви, листья лишь просвечивают сквозь них. Полноту картины довершают распростертые по земле мощные корни. Это растение нуждается в постоянной подрезке для поддержания заданной формы.

Мелкий кустарник под названием лайм китайский, миртовый, также принадлежит к семейству рутовые, обладает красивыми темно-зелеными тройчатыми листьями. Он распускает маленькие белые душистые цветки, краснеющие по мере созревания и придающие бонсай неповторимое очарование.

Представитель семейства рутовые – мурайя, или мирт китайский. Это красивый кустарник с темно-зеленой листвой и душистыми соцветиями, появляющимися во время сезона дождей. Листья легко поддаются уменьшению с помощью регулярной стрижки.

Кизильник приспособлен к еще более прохладному климату, может давать красные или желтые ягоды в зависимости от вида.

Существует много красивых кустарников, устойчивых в прохладных климатических зонах, например многие виды и сорта азалий, которые пользуются большим успехом у любителей бонсай в Японии.

К семейству чайные относится камелия. Некоторые ее виды и сорта характеризуются маленькими цветочками и прекрасно выглядят в культуре бонсай.

Гардения предпочитает теплые климатические условия в сочетании с прохладной зимой. Ее карликовый вид G.fortunei с маленькими листьями и цветками может служить прекрасной основой для бонсай.

Также пригоден для миниатюры и гибискус, или китайская роза, семейство мальвовые, хотя для размеров бонсай его листья несколько крупноваты.

Брунфельзия – кустарник, который в народе называют «Вчера, сегодня, завтра» – отличный объект для бонсай. Цветы, появляющиеся несколько раз в году, в первый день бывают густо-фиолетового оттенка, на второй день они бледнеют и на третий полностью теряют цвет, превращаясь в белые и оправдывая этими метаморфозами свое название. Смена цветовой гаммы очень красива в бонсай.

Карликовая форма граната обыкновенного, семейство гранатовые, цветет и дает плоды, не требуя какого-либо дополнительного ухода. Цветы – ярко-красные, небольшие, пропорциональны миниатюрному деревцу. Маленькое цветущее и плодоносящее гранатовое дерево всегда вызывает чувство восхищения. Дважды цветущая разновидность гранатового дерева прекрасно культивируется в бонсай.

Молочай колючий из семейства молочайные, хорошо известное растение, усыпанное маленькими красными цветками. С ним тяжело работать из-за бесчисленных колючих шипов.

Жасмин арабский, самбак. Этот достаточно крупный кустарник пользуется исключительной популярностью из-за небольших белых и оранжевых цветков, распускающихся в ночное время и опадающих утром. Листья жесткие и довольно грубые, но их уменьшают и делают более податливыми с помощью регулярной подрезки.

Лианы. При культивировании лиан в бонсай следует знать два правила:

1. Из-за большого количества красивых корней лучше не пытаться производить первую пересадку в контейнер.

2. Придавать форму с помощью проволоки следует в тот период, когда побеги не одревеснели и их можно легко изгибать.

Компактные разновидности легче содержать в небольшом пространстве, чем раскидистые. Некоторые виды с двойными цветками особенно впечатляют вследствие обильного цветения и малого размера цветков.

Вьющиеся растения травянистого происхождения также могут выглядеть эффектно в качестве бонсай, например, жимолость японская. Особенно эффектен бонсай из этого вида растений в стиле «каскад» или в стиле «дерево, нависшее над скалой».

Глицинию выращивают из-за эффектно свисающих гроздьев цветков – сиреневые, пурпурные или белые. Растение принадлежит к подсемейству мотыльковые семейства бобовые.

В культуре бонсай можно также использовать бамбук. Сначала в контейнер высаживают маленькие нежные корни, а затем уже толстые корни с новыми ростками, отобранные в качестве основы для будущей рощицы. Далее их поливают и оставляют в контейнере, давая вырасти новым стеблям.

Циперус зонтичный, семейство осоковые, удобен тем, что в маленьком контейнере он не вырастает до больших размеров и, следовательно, будет привлекательно выглядеть, как и многие цветущие однолетние растения.

Нандина домашняя (Nandina domestica), семейство барбарисовые, привлекательна своими темно-красными листьями. Многие суккуленты, в частности, толстянки и молочаи, могут быть удачной находкой для композиции.

В качестве сопутствующих основному растению бонсай в композицию обычно включают травянистые растения, мхи, лишайники для того, чтобы подчеркнуть достоинства основного растения.

Аир – карликовое растение с зелеными и белыми продольными полосами на листьях, оно прекрасно смотрится в небольшом контейнере. То же самое можно сказать и о ряде карликовых растений с мелкими луковицами, которые прекрасно произрастают в маленьких контейнерах, например мускари, мышиный глацинт, виды зефирантес, некоторые виды кислицы.

СТИЛИ БОНСАЙ

Назовем следующие основные стили:

· «бонсай в миниатюре»;

· «бунжин»;

· «дерево, согнутое ветром» (в основе лежит предыдущий стиль, однако имеются некоторые отличия);

· «метлообразное» дерево;

· группа деревьев, или «рощица»;

· каскад;

· композиции на скалах;

· многоствольное дерево;

· наклоненное дерево;

· неправильный прямостоячий;

· полукаскад;

· правильный прямостоячий.

В восточных странах их насчитывают намного больше, однако перечисленные здесь составляют основу всех остальных стилей и их подстилей. Однако не стоит строго придерживаться самых строгих правил в их отношении, так как мы используем породы, растущие у нас, и они, естественно, могут отличаться от пород растительного мира Востока. Современные миниатюрные композиции отличаются большим разнообразием стилей и растений. Можно выделить:

· пруд и фонтан в миниатюре;

· латиноамериканский ландшафт;

· каменноугольный ландшафт с использованием папоротников и мхов.

А также совершенно фантазийные композиции, например, кактус, увитый плющом или драцена, на которой расположилась цветущая фуксия, а внизу, вокруг ствола – лишайники, очитки или камнеломки. Идет речь только о стиле оформления, ландшафте в миниатюре.

И все-таки, следует знать главные принципы, заложенные в правилах – они разрабатывались в Японии для того, чтобы каждый мог руководствоваться ими в процессе выращивания в миниатюре естественно выглядящего дерева. И успеха можно быстрее добиться, придерживаясь какого-то определенного стиля. Это гораздо эффективнее, чем пытаться наугад представлять себе, каким образом то или иное дерево может расти в природных условиях. Придерживаясь предложенных рекомендаций, вы избежите многих ошибок.

Правильный прямостоячий стиль. Основной стиль бонсай. Дерево характеризуется прямым стволом, который сужается кверху, толстыми расходящимися корнями, ветвями, чуть склоненными вниз. Верхушка дерева – почти всегда конической или шарообразной формы.

Рис. 45. Правильный прямостоячий стиль.

Главное – форма ствола. Он делится на три части. Нижняя часть – без ветвей и листвы, чтобы ствол, корни и структура коры были на виду. От следующей трети ствола отходят три главные ветви. Они расположены в трехмерной проекции, две ветви – в стороны, и третья вглубь композиции, усиливая впечатление перспективы. Эта ветвь – главная, и она должна быть красивой по форме и украшенной листьями. Две боковые ветви дополняют картину. Они могут быть слегка повернуты на зрителя, но не должны заслонять главную. Третья, верхушечная, часть ствола формирует крону. Обычно ветви подняты вверх, а листва на них развита и густая. Дерево в данном стиле лучше всего смотрится в овальном или прямоугольном контейнере.

Из приведенного описания следуют несколько важных выводов:

1. Следует учитывать, что передняя и тыльная части дерева должны быть легко различимы. Передний план бонсай выглядит наиболее эффектно и создает непосредственное восприятие его как естественно растущего дерева. Зритель без труда определяет передний, наиболее зрелищный план бонсай по следующим признакам: свободно просматриваются две трети ствола, вторая или третья ветви направлены от зрителя и придают бонсай пространственную глубину.

2. Визуальный возраст и, следовательно, «внушительный» облик дерева определяются разросшимися корнями, расположенными на поверхности и уходящими в землю. Корни создают впечатление, что дерево растет много лет и прочно держится в земле.

3. Большие нижние ветви многих старых деревьев клонятся вниз, тогда как маленькие у верхушки направлены вверх. Подобное расположение в культуре бонсай имитирует природный вид дерева, создает визуальное ощущение его «возраста». Кроме того, отсутствие ветвей в самой нижней части ствола, ясно видимая их ветвистость в срединной части также придают бонсай ощущение «возраста», отличающего миниатюру от кустарника или молодого деревца.

Правильный прямостоячий стиль подходит для хвойных деревьев и деревьев с шаровидной кроной.

Неправильный прямостоячий стиль. Главное отличие этого стиля – ствол дерева должен быть изогнут. Для лучшего зрительного восприятия крона должна быть слегка повернута к зрителю. Ветви, корни и листья располагаются так же, как в композициях в прямостоячем стиле.

Рис. 46. Неправильный прямостоячий стиль.

Стиль «наклоненное дерево». В данном случае дерево наклонено или изогнуто в одном направлении, а нижняя ветвь направлена в противоположном направлении. Все ветви изогнуты в сторону наклона ствола, верхушка слегка наклонена вперед. Дерево растет в середине контейнера так, чтобы крона и ветви не выходили за пределы посуды.

Рис. 48. Дерево, согнутое ветром.

Стили «полукаскад» и «каскад». Стиль «полукаскад» еще называется «дерево на скале». Ствол сначала растет прямо вверх, а затем резко перегибается в сторону. В стиле «каскад» ствол спадает на сторону, при этом свисает ниже уровня контейнера. Для этого контейнер ставят на край стола или подставки. Три главные ветви должны быть заметны с обратной стороны каскада.

Рис. 49. Каскад.

Рис. 50. Полукаскад.

Композиция будет более устойчива, если контейнер высокий. Маленькая ветвь верхушки обычно направлена в противоположную сторону от основной массы дерева. Это зрительно уравновешивает композицию, и придает дереву более естественный вид. Можно также направить вниз не ствол, а одну из главных ветвей.

Стиль «метлообразное» дерево. Это прямостоячий стиль. Нижних ветвей нет, а все ветви направлены вверх. Поэтому деревце напоминает метелку.

Рис. 51. Метлообразное дерево.

Стиль «бунжин» (элитарный стиль). Такой стиль достаточно сложно оценить и описать. Его особенность – изгиб ствола. Это основная линия композиции, и то, насколько эта линия изыскана и эстетична, и определяет успех композиции. Этот стиль отражает художественные традиции Японии. Старинные изображения деревьев, ствол которых изогнут и содержит мало листьев. Но те листья, которые видны, имеют четкие и изысканные очертания, позволяют оценить красоту отдельного листа.

Стиль «многоствольное дерево». Дерево может иметь два и больше стволов, но они должны расти из одной точки. Обычно это нечетное количество. Вариантов такой композиции очень много, визуальное впечатление может быть основано на переплетении стволов, или создании многоплановой композиции. Крона может быть общей или раздельной, деревца могут быть одинаковы или различны по высоте. Можно добиться интересных сочетаний боковых ветвей.

Группа деревьев. Этот стиль предусматривает от двух-трех деревьев до целой «рощицы». Если выращивается небольшое количество деревьев, их можно располагать вблизи друг от друга. Это может быть и целый ландшафт. В такой композиции использование дополнительных элементов обязательно – именно они и определят колорит ландшафта и вариантов так много, что для их описания мы отведем отдельную главу.

Рис. 52. Группа деревьев.

Композиции на скалах. Здесь есть прекрасные возможности. Основное – это камни, сложенные в виде естественной скалы. Вы можете разместить растения так, чтобы акцентировать внимание на самих растениях на фоне скалы, но возможно и другое. Корни растения, которые оплетают скалы, и сами по себе могут быть декоративны и интересны. В первом случае должны быть видны камни и сами растения, у которых хорошо оформленные ствол, ветви и крона, во втором случае нижняя половина растения должна быть прозрачной, с минимальным количеством ветвей, чтобы дать возможность зрителю рассмотреть именно корни и камни. Крона может быть меньше, но тогда должны быть интересные немногочисленные листья. Оба этих типа композиций на скалах должны быть максимально натуралистичны, то есть приближены к природным ландшафтам.

Рис. 53. Деревья на скалах.

Бонсай в миниатюре. Это совсем крохотные деревца, высота мини-бонсай не должна быть больше 25 см. Чем меньше деревце, чем оно старше, и чем больше походит на взрослое растение – тем ценнее такое растение. Миниатюрность достигается путем посадки в очень тесные контейнеры. Выращивание такого растения – долгое и кропотливое дело. Существуют экземпляры 50–70-летнего возраста. Стили оформления – те же, что и для вышеописанных бонсай. Рост и утолщение ствола происходят очень медленно из-за небольшого количества земли в крошечных контейнерах. Главное – правильный полив – небольшое количество земли в контейнере очень быстро высыхает, и растение может погибнуть.

Итак, можно сделать вывод – важнейший элемент бонсай – это ствол растения. Ведь каждый раз при сгибании можно его поломать и все последующие формы бонсай абсолютно зависят от формы ствола. Чтобы легко развивать бонсай в соответствии с выбранным стилем, начинать процесс определения формы следует с молодого ствола.