Виды особо охраняемых природных территорий. Понятие и классификация особо охраняемых природных территорий

Статья 2. Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития

1. При принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается:

а) значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

б) наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность;

в) наличие в границах соответствующей территории геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;

г) наличие в границах соответствующей территории уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.

3. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

4. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

5. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

7. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять софинансирование исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, связанных с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения, из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

8. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. В случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

9. Органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

10. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

11. Решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении:

а) охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории;

б) охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 12 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон

12. Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 13 с 4 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

13. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Информация об изменениях:

Статья 2 дополнена пунктом 14 с 1 сентября 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

14. Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.

Типы особо охраняемых природных территорий

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Типы особо охраняемых природных территорий
Рубрика (тематическая категория) Экология

ООПТ - ϶ᴛᴏ участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.

В России важнейшим законодательным актом, регулирующим отношения в области организации, охраны и использования ООПТ, является Федеральный закон ʼʼОб особо охраняемых природных территорияхʼʼ, принятый Государственной Думой в 1995 ᴦ.

Учитывая зависимость отзначимости ООПТ могут находиться в федеральной собственности и управлении, а могут являться региональной или муниципальной собственностью.

В России система охраняемых территорий формируется уже более 80 лет. Одним из первых был Баргузинский заповедник на Байкале. К концу 1998 года в эту систему входило 99 заповедников, 34 национальных парка, около 1600 государственных заказников и более 8000 памятников природы.

Государственный природный заповедник (полный резерват) является наиболее жесткой формой охраны природы. Οʜᴎ представляют собой, во первых, территории, полностью изъятые из хозяйственного использования, а во-вторых, научно – исследовательские учреждения, имеющие целью сохранение естественного хода природных процессов и явлений. В них разрешена только научная, охранная и контрольная деятельность, а в исключительных случаях – организация учебно-экологических маршрутов. Иногда запрещается даже уборка поваленных и сухостойных деревьев, нарушающая естественное развитие природных процессов.

Из общего числа заповедников особо выделяются биосферные, входящие в международную систему биосферных резерватов и осуществляющие глобальный экологический мониторинᴦ. В России таким международным статусом обладают около 20 % заповедников.

Кроме территорий, полностью закрытых для посœещения, крайне важно и создание территорий, доступных для контролируемого посœещения. Мировой опыт говорит, что главное для охраны природы сейчас - ϶ᴛᴏ воспитание экологически грамотных людей. Важно заметить, что для сочетания охранных и воспитательных функций создаются национальные парки, являющиеся основной формой охраняемых территорий в мире (их насчитывается око 2 тыс.).

Национальный парк - ϶ᴛᴏ обширная территория (от нескольких тысяч до нескольких миллионов га), включающая как полностью заповедные зоны, так и зоны, предназначенные для отдыха, оздоровления, ближнего туризма, пропаганды экологических знаний. При правильной организации обслуживания посœетителœей они могут давать хорошие результаты не только в природоохранной, но и в экономической сфере, частично окупая затраты на свое содержание. Одним из известных национальных парков является Лосиный остров (Москва).

Общая площадь заповедников и национальных парков в нашей стране на конец 90-х годов достигла 2 % от территории России и должна будет увеличиваться и дальше.

Кроме заповедников и национальных парков существует также и более мягкие формы заповедывания, такие как заказники и памятники природы.

Памятники природы - ϶ᴛᴏ отдельные природные объекты, имеющие научное, эстетическое, культурное или воспитательное значение. Ими бывают необычный родник, водопад, овраг с редкими видами растений, очень старые деревья, бывшие ʼʼсвидетелямиʼʼ каких-либо исторических событий, к примеру, дубы в усадьбе Коломенское (Москва), сохранившиеся со времен Ивана Грозного.

Заказник - ϶ᴛᴏ природный комплекс, предназначенный для сохранения одних видов природных ресурсов при ограниченном использовании других. На участках, занимаемых заказниками, постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности. К примеру, запрещена деятельность, ведущая к нарушению ландшафта͵ но должна быть разрешена охота. Часто создаются временные охотничьи заказники для сохранения и восстановления численности каких-либо видов животных.

Заказники и памятники природы хотя и играют положительную роль в делœе поддержки экологического равновесия, но кардинально решить проблему не могут. Сохранить можно лишь системные природные совокупности, а не отдельные компоненты. Вид без сохранения его местообитания неминуемо исчезнет, причем потянет за собой цепочку взаимосвязанных с ним видов.

Типы особо охраняемых природных территорий - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типы особо охраняемых природных территорий" 2017, 2018.

В системе природоохранных мероприятий важнейшим направлением является изъятие из хозяйственного использования определенных территорий и акваторий или ограничение на них хозяйственной деятельности. Эти меры призваны способствовать сохранению экосистем и видов биоты в состоянии, наиболее близком к природному, сохранению генофонда растений и животных, а также ландшафтов – как эталонов природы, в научных и образовательных целях.

Такое направление охраны природы реализуется на основе существующей, законодательно закрепленной, сети охраняемых природных территорий (ОПТ). Она содержит ряд категорий ОПТ неодинаковой природоохранной значимости. Число этих категорий увеличивается в результате развития форм сочетания хозяйственной и природоохранной деятельности человека, а также из-за появления новых негативных последствий нерациональной эксплуатации природных ресурсов и крупных техногенных катастроф (например, установление особого восстановительного режима в Полесском радиационно-экологическом заповеднике в Белоруссии и на территории Восточно-Уральского радиоактивного следа).

Важнейшим признаком различия ОПТ является степень исключения резервируемых участков из хозяйственного оборота. Выделяются категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ), обладающие наибольшей пространственно-временной стабильностью и поэтому имеющие наибольшее значение для сохранения отдельных участков .

В России основным законодательным актом, регулирующим отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, является Федеральный закон » Об особо охраняемых природных территориях», действующий с марта 1995 года.

В соответствии с этим Законом особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий, на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Все ООПТ учитываются при разработке территориальных комплексных схем охраны природы, схем землеустройства и районной планировки, проектов хозяйственного освоения территорий.

Российская система основных ООПТ довольно близка к международной классификации охраняемых территорий, предложенной Международным Союзом охраны природы в 1992 году. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений выделяются следующие категории ООПТ:

  1. государственные природные заповедники (в том числе и биосферные);
  2. национальные парки;
  3. природные парки;
  4. государственные природные заказники;
  5. памятники природы;
  6. дендрологические парки и ботанические сады;
  7. лечебно-оздоровительные местности и курорты.

По действующему законодательству Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (например, зеленые зоны населенных пунктов, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства и другие). ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, а также лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть как федерального, так и местного значения.

В России приоритетное значение для сохранения природного наследия и биологического разнообразия имеют государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы. Эти категории получили наибольшее распространение и традиционно составляют основу государственной сети особо охраняемых природных территорий.

Сбалансированность ОПТ с интенсивно эксплуатируемыми природными угодьями возможна лишь при соответствующей доле ООПТ разных категорий в общей площади, достаточной для компенсации потери природных участков в результате нерационального использования природных ресурсов. Эта доля должна быть значительно большей, чем в настоящее время. Чем значительнее трансформированы природные ландшафты страны (региона, местности), тем большим должен быть удельный вес ООПТ. Доля охраняемых экосистем (экстенсивно эксплуатируемых площадей и ООПТ) должна быть наибольшей в полярных пустынях, тундрах и полупустынях, а также в областях с высотной поясностью. Зарубежные исследователи рекомендуют отводить под ОПТ 20-30%, а под ООПТ – 3-5% общей площади. Для России признается оптимальной величина в 5-6%.

Уникальность и высокая степень сохранности природных комплексов российских ООПТ делают их бесценным достоянием всего человечества. Подтверждением этому является то, что ряд ООПТ разного уровня включены в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Государственные природные заповедники

Заповедники (по международной классификации — строгие природные резерваты) — навечно изъятые из сферы хозяйственного использования зонально-репрезентативные участки биосферы, обладающие свойствами природного эталона и отвечающие задачам биосферного мониторинга.

На территориях государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие особое природоохранное, научное и эколого-просветительское значение.

В соответствии с Законом государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Государственные природные заповедники, входящие в международную систему биосферных резерватов для осуществления глобального экологического мониторинга, имеют статус биосферных заповедников.

Основы современной сети государственных природных заповедников были заложены в конце XIX–XX веков идеями выдающихся ученых-естествоиспытателей: В.В.Докучаева, И.П.Бородина, Г.Ф.Морозова, Г.А.Кожевникова, В.П.Семенова-Тян-Шанского и многих других. Создание заповедников общенационального значения началось еще в тогдашней Российской Империи. В 1916 году установлен и организационно оформлен режим особой охраны урочища Кедровая падь в – нынешней территории одноименного заповедника. В том же году был создан первый общегосударственный заповедник – Баргузинский, на берегу , успешно функционирующий и в настоящее время.

Сеть государственных природных заповедников постоянно расширяется. Начиная с 1992 года создано 20 новых заповедников, расширены территории 11 и общая площадь заповедников России увеличилась более чем на треть.

На 1 января 2003 года в Российской Федерации насчитывалось 100 государственных природных заповедников общей площадью 33, 231 млн га, в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) – 27,046 млн га, что составляет 1,58% всей территории России. Основная часть (95) государственных природных заповедников находятся в ведении Министерства природных ресурсов, 4 – в системе Российской Академии наук, 1 – в системе Минобразования России. Заповедники расположены в 66 субъектах Российской Федерации.

Система российских государственных природных заповедников имеет широкое международное признание. 21 заповедник (особо выделены на карте) имеют международный статус биосферных резерватов (они имеют соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), (Печоро-Илычский, Кроноцкий, Байкальский, Баргузинский, Байкало-Ленский) находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 8 попадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, 2 (Окский и Тебердинский) имеют дипломы Совета Европы.

В соответствии с природоохранным законодательством государственные природные заповедники призваны решать следующие задачи:

а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды, и т. д.

На территориях государственных природных заповедников запрещается любая деятельность, противоречащая перечисленным задачам и режиму их особой охраны, т.е. нарушающая естественное развитие природных процессов и угрожающая состоянию природных комплексов и объектов. Запрещается также передача в аренду земель, вод и других природных ресурсов территорий заповедников.

Вместе с тем на территориях заповедников допускается проведение мероприятий, направленных на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений их компонентов в результате антропогенных воздействий.

К территориям государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории так называемых биосферных полигонов для проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих природную среду и не истощающих биологические ресурсы. Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников осуществляется специальной государственной инспекцией.

Национальные парки

Национальные парки (НП) — следующая по рангу категория ООПТ — являются особой территориальной формой охраны природы федерального уровня. Они рассматриваются как природоохранные учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность. Поэтому они используются, наряду с природоохранными, в рекреационных, научно-просветительских и культурных целях.

Все мировое разнообразие национальных парков соответствует единому международному стандарту, закрепленному в решении Генеральной Ассамблеи Международного союза охраны природы (МСОП) в 1969 г.: «Национальный парк – это сравнительно большая территория: 1) где одна или несколько экосистем существенно не изменяются в результате эксплуатации и использования человеком, где виды животных и растений, геоморфологические участки и места обитания представляют собой научный, просветительский и рекреационный интерес или на которых находятся ландшафты удивительной красоты; 2) на которой высочайшие и компетентные органы власти страны предприняли шаги к предотвращению или исключению всякой эксплуатации и использованию всей его территории и обеспечению эффективного соблюдения правил в отношении экологических, и эстетических особенностей, которые привели к его образованию; 3) куда посетителям разрешается входить по специальному разрешению для вдохновения или просветительских, культурных и рекреационных целей».

Старейшим национальным парком мира является Йеллоустонский (США), созданный в 1872 г., т.е. почти 130 лет назад. С того времени число НП на Земле выросло до 3300.

В России первые НП — Лосиный остров и Сочинский — были образованы лишь в 1983 г.. За сравнительно короткое время количество российских НП достигло 35, что составляет почти одну треть от числа заповедников, система которых формировалась на протяжении 80 лет.

К национальным паркам относят участки земли, ее недр и водного пространства со всеми находящимися в их пределах объектами, которые изымаются из хозяйственной эксплуатации и передаются в пользование национальному парку (сюда могут быть включены земли и акватории других землепользователей).

Определение НП закреплено в упоминавшемся выше Федеральном законе РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.). Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Национальные парки России подчинены единому органу управления – Министерству природных ресурсов (за исключением Лосиного острова, который находится в подчинении органов власти субъекта Российской Федерации).

Все НП России имеют единый перечень основных задач: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов, и т. д.

Кроме основных, общих для всех НП задач, каждый парк, в силу специфики своего местоположения, природных условий и истории развития территории, выполняет еще и ряд дополнительных функций. Например, НП вблизи крупных городских агломераций и/или в популярных туристско-рекреационных районах призваны сохранить относительно слабо измененную природную среду и историко-культурные объекты от воздействия промышленности, лесного и/или сельского хозяйства, а также не допустить деградации экосистем под влиянием массового отдыха и туризма. Такие задачи решают Лосиный остров, Нижняя Кама, Русский Север, и ряд других национальных парков.

Карта «Особо охраняемые природные территории» показывает, что в ряде случаев территории НП и государственных заповедников соприкасаются. Такие НП в определенной степени отвлекают на себя часть посетителей, желающих попасть на территорию заповедника с чисто рекреационными целями. В национальных парках они могут найти необходимые условия отдыха и удовлетворять свои познавательные потребности.

Для более успешного выполнения национальным парком множества задач, которые иногда могут противоречить друг другу, на его территории устанавливается дифференцированный режим охраны в зависимости от природных, исторических и иных условий. Для этого проводится функциональное зонирование всей территории национального парка. В соответствии с Федеральным Законом в национальном парке может быть выделено до 7 функциональных зон. Одни из них являются основными, характерными для всех без исключения НП. К таким зонам относятся:

  • заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
  • познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка. Иногда эта зона объединяется с рекреационной зоной, предназначенной для отдыха;
  • обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей. Часто она совмещается с зоной хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национальных парков.

Наряду с этими основными, во многих НП выделяется особо охраняемая зона, отличающаяся от заповедной тем, что здесь допускается строго регулируемое посещение. В некоторых НП особо выделяется зона охраны историко-культурных объектов, если они расположены компактно.

Наряду с тем, что каждая функциональная зона имеет свой режим охраны и использования природных ресурсов, есть виды хозяйственной деятельности, запрещенные на всей территории НП. Это разведка и разработка ; строительство магистральных дорог, трубопроводов, высоковольтных линий и других коммуникаций; строительство хозяйственных и жилых объектов, не связанных с деятельностью НП; выделение садоводческих и дачных участков. Кроме того, запрещаются рубки главного пользования и проходные рубки. Запрещается вывоз с территории парков предметов, имеющих историко-культурную ценность.

Если НП находится в районе проживания коренного населения, допускается выделение специальных участков, где разрешено традиционное экстенсивное природопользование, кустарные и . Связанные с этим виды использования природных ресурсов согласовываются с администрацией парка.

Как уже отмечалось, при организации НП вся территория или ее часть изымаются из прежнего хозяйственного использования и предоставляется в ведение парка.

В каждом НП в соответствии с возложенными на него задачами проводятся научные исследования. Тематика их весьма разнообразна: от инвентаризации флоры и фауны и экологического мониторинга до специфических проблем биоэнергетики, популяционной экологии и др.

Благодаря высокой степени сохранности природных комплексов и их особой ценности, а также серьезным научным исследованиям российские НП получили международное признание. Так НП Югыд Ва включен ЮНЕСКО в Список Всемирного природного и культурного наследия, Водлозерский – в Список биосферных резерватов планеты.

Посещение НП осуществляется в виде так называемого экологического туризма. От обычного он отличается системой взаимосвязанных задач, решаемых в процессе посещения охраняемой территории: экологическое образование, повышение культуры взаимоотношения человека с природой, воспитание чувства личной ответственности каждого за судьбу природы.

Как показывает карта, НП по территории России распределены крайне неравномерно. Больше половины НП сосредоточено в Европейской части страны. В районах Крайнего Севера и Дальнего Востока пока не создано ни одного НП. На обширной территории Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера требуется создание новых НП и работа по их проектированию ведется очень активно.

Государственные природные заказники и памятники природы

Заказники первоначально были лишь формой охраны и их обитателей. Они создавались на определенный срок, необходимый для восстановления истощенных охотничьих ресурсов. К настоящему времени диапазон их деятельности значительно расширен.

По Федеральному Закону государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

В зависимости от конкретных задач охраны природной среды и природных ресурсов государственные природные заказники могут быть ландшафтными (комплексными), биологическими (ботаническими или зоологическими), гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), палеонтологическими и геологическими.

Комплексные (ландшафтные) заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов) в целом. Биологические (ботанические и зоологические) создаются для сохранения и восстановления численности редких и исчезающих видов (подвидов, популяций) растений и животных, а также ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении. Для сохранения мест находок и скоплений останков или окаменелых образцов ископаемых животных и растений, имеющих особое научное значение, создаются палеонтологические заказники. Гидрологические (болотные, озерные, речные, морские) заказники предназначены для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем. Для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (торфяников, месторождений минералов и других полезных ископаемых, примечательных форм рельефа и связанных с ними элементов ландшафта) создаются геологические заказники.

Территории (акватории) могут быть объявлены государственными природными заказниками как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников этих участков.

На территориях государственных природных заказников и их отдельных участков постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказников или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам. На территориях заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту среды обитания и сохранение их традиционного образа жизни.

Существуют государственные природные заказники федерального и регионального (местного) значения. Заказники федерального значения отличаются более строгим режимом охраны, комплексностью, неограниченным сроком действия. Они выполняют функции сохранения, восстановления и воспроизводства природных ресурсов, поддержания общего экологического баланса.

В Российской Федерации имеется около 3000 государственных природных заказников общей площадью свыше 60 млн га. На 1 января 2002 имелось 68 заказников федерального значения общей площадью 13,2 млн га. К их числу относится самый большой государственный природный заказник — Земля Франца- Иосифа (в пределах одноименного архипелага) общей площадью около 4,2 млн га.

Хотя государственные природные заказники являются категорией ООПТ более низкого уровня, чем заповедники и национальные парки, их роль в охране природы очень велика, что подтверждается приданием им статуса международных природоохранных организаций (19 государственных природных заказников федерального и регионального уровня находятся под юрисдикцией Рамсарской конвенции).

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. В зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение.

На карте особо выделены объекты всемирного природного наследия. По состоянию на 1 января 2002 г. в Список объектов природного наследия ЮНЕСКО от Российской Федерации включено 6 природных объектов, общей площадью 17 млн га: Девственные леса Коми, Озеро Байкал, Вулканы , Золотые горы Алтая, Западный Кавказ, Центральный Сихотэ-Алинь.

Девственные леса Коми , объект включает территории национального парка Югыд Ва, Печоро-Илычского заповедника и буферную зону между ними, представляет собой самый крупный массив первичных лесов, площадью 3,3 млн га, из оставшихся в Европе.

Озеро Байкал , представляет собой огромный ареал, площадью 3,15 млн га, что делает этот объект одним из самых крупных во всем Списке ЮНЕСКО. Этот ареал включает само уникальное озеро с оостровом и меньшими по величине островами, а также всё естественное ближайшее окружение Байкала в границах 1-го водосбора, имеющее статус «прибрежной защитной полосы». Около половины всей площади этой полосы занимают ООПТ Байкальского региона (Баргузинский, Байкальский и Байкало-Ленский заповедники, Прибайкальский, Забайкальский и частично Тункинский национальные парки, Фролихинский и Кабанский заказники).

Вулканы Камчатки – объект так называемого кластерного типа, состоящий из 5 отдельных территорий общей площадью 3,9 млн га. В него включены территории Кроноцкого заповедника; Быстринского, Налычевского и Южно-Камчатского природных парков; Юго-западного тундрового и Южно-Камчатского заказников. Это единственный в мире регион, где на относительно небольшой территории сконцентрировано такое количество действующих и потухших вулканов, фумарол (дымящихся трещин вулканов), гейзеров, термальных и минеральных источников, грязевых вулканов и котлов, горячих озер и лавовых потоков.

В состав региона Золотые горы Алтая вошли Алтайский заповедник; трехкилометровая охранная полоса вокруг ; Катунский заповедник; природный парк Белуха, зона покоя Укок с режимом фаунистического заказника. Общая площадь территории объекта – более 1,6 млн га. Он расположен на стыке двух крупных физико-географических регионов: Центральной Азии и Сибири и характеризуется уникально высоким биоразнообразием и контрастностью ландшафтов от степей до нивально-гляциального пояса. Регион имеет ключевое значение в сохранении многих эндемиков, а также находящихся под угрозой исчезновения представителей животного мира и, в первую очередь, снежного леопарда.

Западный Кавказ представляет собой территорию (общая площадь около 300 тыс. га), уникальную как по богатству природными объектами и биоразнообразию, так и по красоте. Среди географов, биологов и экологов всего мира она славится, прежде всего, своими горными лесами с большим участием реликтовой и эндемичной флоры, а также богатством и разнообразием фауны.

Центральный Сихотэ-Алинь – в него входят Сихотэ-Алинский заповедник и горалий заказник. Ряд соседних с ними территорий других ОПТ, возможно, в перспективе также войдет в состав данного объекта.

В Список Всемирного наследия включен национальный парк Куршская коса . Это узкая песчаная полоса, отделяющая Куршский залив от его открытой акватории. Несмотря на высокую ландшафтную ценность данного объекта с научной, экологической и эстетической точек зрения, в 2000 г. он был принят в Список в качестве объекта не природного, а культурного наследия.

Согласно Федеральному Закону "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ), особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного использования, для которых установлен особый режим правовой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.

На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более 100 государственных природных заповедников федерального значения общей площадью более 31 млн. га, в том числе сухопутной (со внутренними водоемами) - более 26 млн. га, что составляет около 1,53% всей территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик, 4 краев, 35 областей, 6 автономных округов. Подавляющее большинство государственных природных заповедников находится в непосредственном управлении Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, 1 - в системе Минобразования, 4 - в ведении Российской академии наук, 1 - в ведении Рослесхоза.

Государственные природные заповедники имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений, в которых трудятся около 5 тыс. штатных работников. История создания общегосударственных заповедников насчитывает 80 лет, первый такой заповедник был создан еще в конце 1916 г. - это знаменитый Баргузинский заповедник на Байкале, функционирующий и в наши дни.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

Организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

Осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

Экологическое просвещение;

Участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

б) национальные парки;

Национальные парки в Российской Федерации стали создаваться с 1983 г., на сегодняшний день в России имеется 32 национальных парка (0,6% всей территории России). Практически все национальные парки находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России и только два ("Переславский" и "Лосиный остров") находятся в ведении соответственно администрации Ярославской области и правительства Москвы.

Неповторимость системы заповедников и национальных парков России, их роль в сохранении природного наследия и биологического разнообразия признаны во всем мире. 18 российских заповедников имеют международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 5 заповедников и 4 национальных парка находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 8 заповедников и 1 национальный парк подпадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, 2 заповедника имеют дипломы Совета Европы.

Конкретный национальный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

Сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

Сохранение историко-культурных объектов;

Экологическое просвещение населения;

Создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

Разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

Осуществление экологического мониторинга;

Восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

в) природные парки;

Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:

Сохранение природной среды, природных ландшафтов;

Создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

Разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

г) государственные природные заказники;

Это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

Комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

Биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

Палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

Гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

Геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

В соответствии с земельным законодательством создание государственных природных заказников согласуется с собственниками, владельцами и пользователями участков земли и акватории, на которых они расположены. На территории государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

д) памятники природы;

Это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных комплексов и объектов до объявления их в установленном порядке памятниками природы специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальные подразделения принимают решения о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов и объектов, и выдают в установленном законом порядке предписание о приостановлении указанной деятельности соответствующим хозяйствующим субъектам.

е) дендрологические парки и ботанические сады;

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;

б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

в) административную.

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

К ним могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Хотя в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" зеленые зоны городов и других поселений не выделены в качестве самостоятельного вида особо охраняемых природных территорий, по существу, они являются таковыми. В Законе об охране окружающей среды этот вид включен в главу "Природные объекты, находящиеся под особой охраной". Такие зоны выполняют средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции. К природным объектам особой охраны относятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные. Их охрана преследует главную цель сохранения биологического разнообразия.

Развитие системы особо охраняемых природных территорий в России теснейшим образом связано с обеспечением соблюдения и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду. Окружающую среду можно считать благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (не загрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. В значительной степени характеристики благоприятной окружающей среды, связанные с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечиваются именно посредством объявления особо охраняемых природных территорий и объектов.

С учетом особой значимости особо охраняемых природных территорий законодательством установлены специфические требования в отношении них. Так, Закон об охране окружающей среды запрещает изъятие земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

Регулируется режим особо охраняемых природных территорий Федеральными законами "Об охране окружающей среды" (в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ), "Об особо охраняемых природных территориях" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ) и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в ред. от 27.12.2009 N 379-ФЗ), Земельным кодексом РФ, другими нормативными правовыми актами.

Заповедование есть способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы:

1. Абсолютное заповедование. Данный режим присущ природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях -- для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т.д.

2. Относительное заповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация заказников.

3. Смешанный режим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков.

По критерию организационной структуры выделяют следующие группы особо охраняемых природных территорий.

1. Особо охраняемые природные территории, управление и охрану которых обеспечивают одноименные природоохранные учреждения (то есть некоммерческие юридические лица). В качестве примера можно привести государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады.

2. Особо охраняемые природные территории, для управления которыми юридические лица не создаются. К их числу относятся памятники природы, государственные природные заказники, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

По критерию собственности на землю и другие природные ресурсы выделяют особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения.

И так, подводя итог данной главы, можно сделать вывод, что система законодательства об особо охраняемых природных территориях -- достаточно многоуровневая система. Правовой основой организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в РФ являются:

а) Международные правовые акты. Например Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Париж, 1972 г. и т.д.;

б) Конституция Российской Федерации;

в) Федеральные закон "Об охране окружающей среды";

г) Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";

д) Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

е) Постановления Правительства. Например Постановления Правительства Российской Федерации приняло постановление от 19 октября 1996 г. №1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий";

ж) законы и акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Например, в республике Башкортостан, принят отдельный закон - закон Республики Башкортостан "Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан" (в ред. от 28.02.08 № 537-з).

Не смотря на достаточно широки перечень нормативных правовых актов, с уверенностью можно сказать, что основным законодательным актом в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации является Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях". В законе даются основные понятия особо охраняемых природных территорий. Также закон определяет категории и виды особо охраняемых природных территорий. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

Государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

Национальные парки;

Природные парки;

Государственные природные заказники;

Памятники природы;

Дендрологические парки и ботанические сады;

Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Но проанализировав специальную литературу, можно увидеть, что основания для классификации особо охраняемых природных территорий достаточно разнообразны. Например классифицировать на три группы по признаку заповедности:

Абсолютное заповедование;

Относительное заповедование;

Смешанный режим.

Или например по критерию собственности на землю и другие природные ресурсы выделяют особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения.

Особо охраняемые природные территории (аббр. ООПТ ) — это участки суши или водной поверхности, которые в силу своего природоохранного и иного значения полностью или частично исключены из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» к ним относятся: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.

На долю всех особо охраняемых природных территорий в России приходится около 10% территории. В 1996 году правительство РФ приняло постановление о порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий. Государственный кадастр является официальным документом, в котором содержатся сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. Режим этих территорий охраняется законом. За нарушение режима законодательством РФ установлена административная и уголовная ответственность.

Государственные природные заповедники — это территории, полностью изъятые из хозяйственного использования. Они являются природоохранными, научно-исследовательскими и просветительскими учреждениями. Их цель — сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, уникальных экосистем и отдельных видов и сообществ растений и животных . Заповедники могут быть комплексными и специальными . В комплексных заповедниках в одинаковой степени охраняется весь природный комплекс , а в специальных — какие-либо наиболее специфические объекты. Например, в заповеднике «Столбы», расположенном в Красноярском крае, охране подлежат уникальные скальные образования, многие из которых имеют форму столбов.

Биосферные заповедники, в отличие от обычных, имеют международный статус и используются для слежения за изменением биосферных процессов. Выделение их началось с середины 70-х годов прошлого столетия и проводится в соответствии с программой ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Результаты наблюдений становятся достоянием всех стран-участниц программы и международных организаций. Кроме наблюдений за биологическими объектами экосистем, постоянно регистрируются также основные показатели состояния атмосферы , воды, почв и других объектов. В настоящее время в мире насчитывается более трёхсот биосферных заповедников, из них на территории России 38 (Астраханский, Байкальский, Баргузинский, Лапландский, Кавказский и др.). На территории Тверской области расположен Центрально-Лесной биосферный государственный заповедник, в котором ведутся работы по изучению и охране экосистем южной тайги .

Национальные парки — обширные территории (от нескольких тысяч до нескольких млн га), которые включают как полностью заповедные зоны, так и предназначенные для отдельных видов хозяйственной деятельности. Целями создания национальных парков являются экологическая (сохранение природных экосистем , разработка и внедрение методов охраны природного комплекса в условиях массового допуска посетителей) и рекреационная (регулируемый туризм и отдых людей).

В мире насчитывается более 2300 национальных парков. В России система национальных парков начала формироваться только в 80-х годах прошлого столетия. Сейчас в России имеется 38 национальных парков. Все они относятся к объектам федеральной собственности.

Государственные природные заказники — территории, предназначенные для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В их пределах ограничена хозяйственная деятельность с целью охраны одного или многих видов организмов , реже — экосистем, ландшафтов. Они могут быть комплексными, биологическими, гидрологическими, геологическими и др. Существуют заказники федерального и регионального значения. Материал с сайта

Памятники природы — это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты искусственного или естественного происхождения. Это могут быть вековые деревья, водопады, пещеры, места произрастания редких и ценных видов растений и др. Они могут быть федерального, регионального и местного значения. На территориях, где находятся памятники природы, и в границах их охраняемых зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы.

Дендрологические парки и ботанические сады — природоохранные учреждения, в задачи которых входят создание коллекции растений, сохранение разнообразия и обогащение растительного мира, а также научная, учебная и просветительская деятельность. На их территориях запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. В дендрологических парках и ботанических садах осуществляются также работы по интродукции и акклиматизации новых для данного региона видов растений. В настоящее время в России имеется 80 ботанических садов и дендрологических парков различной ведомственной принадлежности.