Статус и порядок получения звания поставщика высочайшего двора. Выставка "Поставщики Двора Его Императорского Величества" в ЦДХ - отчёт Ростовские поставщики двора его императорского величества

Серебряная рукоятка (явно старая) и клинок (на мой взгляд не старый и переточеный) без дол и каких либо украшений. Мне он не интересен вообще и на мой взгляд сборка новодельная. Но он упирается, возник "диспут"...

Фото пока не покажу т.к. надо заехать в гости и сфотографировать. Сам же владелец типичный мастадонт - компьютерно-фото безграмотный. Надеюсь завтра выставить фото.

Пока хотелось бы узнать и, если у кого то есть - увидеть клеймо

Vetus cat 02.01.2018 - 17:19

litregol
На середине клинка "тпа пуансоном" набито Малышев, поставщик двора. Причем набито как будто это вовсе не "поставщик", а какой то халтурщик криворукий.

А орёл двуглавый есть? Он, вроде, обязателен для "поставщиков двора его императорского величества". Вообще-то, есть книга В.В. Скурлов, А.Н. Иванов "Поставщики Высочайшего двора" . Издана в С-Пб в 2002. Там надо смотреть.

товарисч 02.01.2018 - 17:20

По этому фото вижу сувенир.

товарисч 02.01.2018 - 17:22

Но есть надежда,что рукоять 30х годов.Для полной картины нужны хорошие фото.

litregol 02.01.2018 - 17:31

товарисч
По этому фото вижу сувенир.

Фто чисто для иллюстрации ТИПА:-)

ОРЕЛ НАБИТ ТОЖЕ. но мне приходилось видеть клейма "поставщиков" на разных изделиях. Они, как правило, были более качественно выполненны

Ren Ren 02.01.2018 - 17:33

Серебро а-ля Свешников, про клинок говорить не буду.

Israguest 02.01.2018 - 17:54

В каталоге отечественных клейм Малышева нет, но надо посмотреть внимательно: возможно " Мастерская Малышева " , или есть инициалы, или что-то еще. Ждем фото.

litregol 02.01.2018 - 21:03

Нашел в сети

(1895-1915 гг.)
Поставщики Ея Величества Г. И. Марии Фёдоровны.
(1895-1915 гг.)

Из переписки канцелярии Министерства Императорского двора (1901):
"До 1895 года лицам, производящим поставки или работы по требованиям для Государыни Императрицы, жаловалось звание поставщика Высочайшего двора.
С 1895 года, согласно с выраженным Ея Величеством Государынею Императрицею Александрою Фёдоровной желанием, было предоставлено, c Высочайшего разрешения, право именоваться поставщиком Ея Императорского Величества и иметь на вывеске изображения Государственного Герба". Итак, звание это, возникло по "желанию" императрицы Александры Фёдоровны. Статус этого звания был ниже, чем звание "поставщика Его Величества", потому что император, понятно выше императрицы. Но императриц теперь оказалось две: кто из них главнее, выше по статусу? Никто не хотел уступать, это был предмет тайного спора. Впрочем, подобные неясности уже возникали в истории. Например, звание "артист императорских театров" и "Солист его Величества" были равнозначными, но почему-то в глазах артистов, быть "Солистом Его Величества" значило гораздо почётнее. Таковым "Солистом" был, к примеру, Фёдор Шаляпин. В 1910 году, сыновья Фаберже, с удивлением узнали, что звание "поставщика Высочайшего двора", которое их отец носил с 18885 года, оказывается, не соответствует званию "придворного ювелира". Они просят, в порядке уважения заслуг отца, присвоить ему именно "звание "придворного ювелира", что и было сделано. Очевидно, это связано с историческими реминисценциями. Ведь звание "придворного ювелира" было еще задолго до 1856 года, когда впервые был регламентирован статус "поставщика Высочайшего двора".
Звание "Поставщика Императрицы Марии Фёдоровны" действовало 22 года (1895-1917 гг.). Всего было присвоено 29 званий персонам и фирмам, не считая "сохранений" званий за определёнными фирмами (Брабец, Кёхли, Бризак). У императрицы Александры Фёдоровны (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) за тот же период было 34 персональных поставщика, из которых портной Бризак, портной Китаев, куафёр Делькроа, торговец тканями Костинский и фермер-молочник Школов - также поставщики императрицы Марии Фёдоровны. Таким образом, "собственных поставщиков" у "молодой" императрицы было также 29, у Марии Фёдоровны преданных только ей - 24, а ещё пять - совместно с "молодой". Мария Фёдоровна отдавала предпочтениям российским поставщикам "из принципа", как её покойный супруг. Из 29 поставщиков только 5 иностранцев (из них двое - датчане), в то время как у Александры Фёдоровны 12 из 29 (44 %).
Необходимость возникновения персональных званий поставщиков для каждой из двух императриц возникла, как отмечалось выше, по желанию Александры Фёдоровны, которой надо было зафиксировать свою самостоятельность на русском троне. Присвоение почётного звания "фрейлины" и "статс-дамы" было оставлено у Марии Фёдоровны, что было чувствительным уколом для невестки. По правилам присвоения звания поставщика, необходим был минимальный 8-летний ценз поставок (10 лет, если с перерывами). В 1895 году первыми поставщиками императрицы Александры Фёдоровны стали лондонский портной Радферн и лондонский парикмахер Бонд. Очевидно, эти поставщики обслуживали маленькую гессенскую принцессу, начиная с 1887 года (восемь лет). Впрочем, иностранным поставщикам, российские законы не писаны. Для них "возрастной ценз" поставок соблюдался не всегда. В 1895-1901 гг. звания поставщиков Александры Фёдоровны получили 14 фирм, в том числе только 4 - петербургские. Фактически, только в октябре 1901 года закончился восемь лет начала первых поставок официальной супруги тогда ещё цесаревны Александры Фёдоровны.
Среди поставщиков Марии Фёдоровны преобладают модные портные (5 фирм) и поставщики одежды и обуви (8 фирм). Два ювелира, два фотографа. Осуществляется принцип личного обслуживания императрицы, а не обслуживания Двора. Обращает внимание поставщик игрушек Дойников. У императрицы-матери было много детей и внуков, которым она дарила кучу подарков. У императрицы Александры Фёдоровны подобную роль исполнял Авенир Сумин, который исполнил очень много каменных анималистических фигурок (игрушек) для пятерых детей императрицы. У Марии Фёдоровны не было персональных поставщиков церковной утвари, у вот у Александры Фёдоровны, учитывая её экзальтированную религиозность, была такая фирма: !П.И.Оловянишникова Сыновья". Среди поставщиков Марии Фёдоровны обращают на себя внимание фигуры меховщика Павла Лелянова и ювелиров отца и сына Кёхли. Старший Кёхли уже имел с 1890 года право на употребление государственного герба, будучи назначенным оценщиком Кабинета его величества. Характерно, что ювелиры Кёхли очень много поставляли и для Кабинета и для императора и для Александры Фёдоровны, но был единственным российским личным придворным ювелиром. Отсутствует информация о французском фотографе Гейгере из Алжира (?), который получил звание в 1900 году.
Форма знака поставщика Высочайшего и Великокняжеских дворов была утверждена в 1856 году. В 1901 году было разработано и утверждено новое изображение знака поставщика. Под щитом размещалась лента, на которой указывался статус поставщика ("Высочайшего Двора", "Императрицы Марии Фёдоровны", "Императрицы Александры Фёдоровны" или Великих князей и княгинь). Также указывался год присвоения звания. Выдавалось и специальное удостоверение из Канцелярии Министерства Императорского двора, с цветным изображением знака.
Французской ювелирной фирме КАРТЬЕ Министерство Императорского двора отказало в предоставлении звания Поставщика Высочайшего двора, поскольку фирма, согласно своему уставу "не предоставила сведении о поставка". Как свидетельствуют архивные документы, после личного вмешательства Императрицы Марии Федоровны, искомое звание было получено фирмой в 1907 году (ЦВЕТНОЕ ФОТО счёта фирмы КАРТЬЕ).
Следует уточнить, что до 1895 года употреблялось на фирменных счетах звание "Поставщица Ея Императорского Величества". Нами обнаружен счет с таким "титулом" поставщицы И.Труфановой (угол Кирпичного переулка и Мойки, дом Руссо, ? 7-65, кв.13. Другой счёт той же фирмы "А.Гиссер (бывш. И.Труфанова) уже по адресу: Фонтанка, ? 15 (зачёркнут прежний адрес Гоголя, ? 1-3, угол Невского пр.) оформлен логотипом "Поставщицы Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны" относится к 1913 году.

С П И С О К поставщиков Императрицы Марии Фёдоровны.

1. БАЗЫРИН (Петербург). Кружева и ленты. 1901. "Весь Петербург, 1912": Базырин Николай Васильевич, купец 2 гильдии. 7 Рождественская, 22 (с.д.). Моды. Там же проживает его сын Михаил Николаевич. (ФОТО счёта)
2. БРАБЕЦ Антон, австрийский подданный. (Петербург). Металлические изделия. 1903. (Также с 1905 г. - поставщик великого князя Петра Николаевича по группе "стальные изделия"; с 1909 г. также - Поставщик великой княгини Марии Павловны-старшей. Был ещё Брабец Э., московский 2-й гильдии купец, "стальные хозяйственные предметы", поставщик с 1908 г. великой княгини Елизаветы Фёдоровны). "Весь Петербург, 1912": Брабец Антон Осипович, купец 2 г., Мойка, 71- 16. Торговля стальными изделиями.

3. БРИЗАК (Петербург). Портной. 1907. (С 1904 г. - Поставщик Императрицы Александры Фёдоровны, "дамское платье", с 1908 г. звание поставщика Александры Фёдоровны сохранено за Альбертом Бризаком, "дамское платье"). "Весь Петербург, 1912": Бризак Виктор Августович. М.Конюшенная, 8. Модный магазин; Секретарь французского благотворительного общества.
- Бризак Ренэ Викторович. Морская, 21. Заведующий автомобильным делом "Daimler".
БРИЗАК Рене (Петроград). Портной (звание сохранено). 1914. (в 1914 г. сохранно звание Поставщика императрицы Александры Фёдоровны за Рене Брихаком, как преемника французского гражданина Альбера Бризака, "портной"). (ФОТО счёта)

4. ВАТРИГАН (Брюссель). Чулки. 1901.
5. ВЕЙС Генрих. Обувь. 1900. (Подавал на звание Поставщика императрицы Александры Фёдоровны в 1899 г. - отклонено; с 1905 г. - поставщик великого князя Александра Михайловича). "Весь Петербург, 1912": Вейс Генрих Карлович, потомственный почётный гражданин. Караванная, 8. Магазин и мастерская обуви; Школа Императорского Женского Патриотического Общества.
- Вейс Виктор Генрихович. Потомственный почётный гражданин. Гороховая, 61. Фабрика и магазин обуви.
- Вейс Анатолий Генрихович, потомственный почётный гражданин. Б.Конюшенная, 17.Сапожная мастерская под фирмой "Г.Вейс". (ЦВЕТНОЕ ФОТО счёта).

6. ГЕЙГЕР (Алжир). Фотограф. 1900.
7. ГИШАР (фирма, Петербург). Парикмахер. 1908. "Весь Петербург, 1912": "ГИШАР, Л.", Караванная, 5. Владелица: Висневская Алина Львовна. Гишар Луиза, Лиговская, 10.
8.ГЮЙО (ГИО) Жюль. Перчаточник. 1896. (Юлий ГИО, французский гражданин и его дочь Леони ГИО - поставщики с 1896 г. великой княгини Марии Александровны, герцогини Саксен-Кобург-Готской). ""Весь Петербург. 1912": нет

9. ДЕЛЬКРОА Генрих (он же Генри, Анри). (Петербург). Парикмахер. 1901. (Также с 1895 г. - поставщик великой княгини Елисаветы Маврикиевны; 1897 г. - Поставщик Высочайшего двора; с 1898 г. - поставщик великого князя Александра Михайловича; 1901 г. - Поставщик Императрицы Александры Фёдоровны). "Весь Петербург, 1912": "ДЕЛЬКРОА, Генри и Ко", Морская, 19. Влад.: Делькроая Генри Жозефович и София Владимировна.
- Делькроа, Генри-Жозеф. И София Владимировна, Морская, 31. Дамская парикмахерская и шляпы. (ФОТО счёта).

10. ДЕРИНГ В., германский подданный. Чемоданы. 1899. "Весь Петербург, 1912": "ДЕРИНГ В.", дорожные вещи. Владельца: Деринг, Мария-Фелиция Львовна. Литейный, 29. Дорожные вещи и чемоданы. (ФОТО счёта).
11. ДОЙНИКОВ (Петербург). Игрушки. 1901. "Весь Петербург, 1912": "ДОЙНИКОВ, В.М.". Торговля игрушками (склад). Апраксин рынок, Александровская линия, 8; Большая линия, 432-435; Б.Гостиный двор, Зеркальная линия, 68. Владелец: Дойников Тимофей Васильевич (1847 - ?), возглавил дело отца в 1887 г., потомственный почётный гражданин, купец 1 гильдии. Гороховая, 50. Дмвл.: Московское шоссе, 16. Известен как крупный филантроп и общественный деятель. Семейное дело, основано в 1852 году. (ЦВЕТНОЕ ФОТО счёта).
12. ДРАГСТЕДТ Ф. и А. (Копенгаген). Ювелиры. 1902.

13. ЗЕЕСТ Генриетта (Петербург). Модная мастерская. 1902. "Весь Петербург, 1912": "ЗЕЕСТ и Ко", Модистки. - Невский, 10.

14. ИСИДОР Генри (Лондон). Парикмахер. 1902.

15. КАМЕНСКИЙ Иван (Варшава). Сапожный мастер. 1896. (ЦВЕТНОЕ ФОТО счёта).
16. КИТАЕВ Павел (Петербург). Дамский портной. 1903. "Весь Петербург, 1912": Китаев Павел Иванович, потомственный почётный гражданин. Фонтанка, 40, Невский, 68 (Фонтанка, 40). Дамский портной.
17. КЁХЛИ Фридрих (Петербург). Ювелир. 1898. (Также с 1898 г. - поставщие великого князя Павла Александровича; с 1899 г. - поставщик великой княгини Марии Александровны, герцогини Саксен-Кобург-Готской)).
КЁХЛИ Фридрих (Петербург). Ювелир (звание сохранено). 1906. (ЦВЕТНОЕ ФОТО счёта). Торговый дом "КЁХЛИ Фридрих Иоганнович и Фридрих Фридрихович" (1903). Иоганн Кёхли прибыл из Швейцарии, известен как ювелир в 1849 г. Его отец (1837-1907), швейцарский гражданин, платил гильдейские пошлины с 1882 г. по 2 гильдии, в 1883 г. состоял старшиной СПб Иностранной Ремесленной управы в 1900 г. - член жюри конкурса на Всемирной выставке в Париже (второй член жюри от России, наряду с Карлом Фаберже). Сын Теодор-Фридрих (1870-1909), талантливый скульптор, закончил Императорскую Академию художеств, в 1890 г. получил вторую серебряную медаль. Много поставляли Высочайшему Двору и Кабинету его величества. Адрес в 1874 г. : Гороховая ул.. 7-10, в 1905 г. : Гороховая ул.. 17.
18. КОСТИНСКИЙ (Петербург). Галантерея. 1902. Также поставщик Императрицы Александры Фёдоровны с 1902 г..
"Весь Петербург, 1912": Костинский Василий Иванович, купец 2 гильдии. Б.Конюшенная, 13. Торговля шёлковой, шерстяной и бумажной пряжей.
- Костинская Евдокия Матвеевна, жена купца, Б.Конюшенная, 13. (Фото счёта).
19. ЛЕГОНЬКОВ Василий (Петербург). Переплётчик. 1900.
20. ЛЕЛЯНОВ Павел (Петербург). Меховые вещи. 1903. (городской горова Петербурга. Также с 1904 г. - Поставщик Императрицы Александры Фёдоровны, "меховой магазин") "Весь Петербург, 1912": Лелянов Павел Иванович (1840 - ?), Действительный статский советник, куп. 1 гильдии. Кирпичный пер., 6. Член правлений банков, комиссий и учреждений, состоял председателем Петербургской купеческой управы и петербургским городским головой. Совладелец вместе со своими сёстрами Прево Марией Ивановной и Абраменковой Татьяной Ивановной - дома по адресу: Невский пр., 3. Управляющий домом: Лелянов Александр Павлович (сын владельца). Семейная фирма основана в 1852 г.
- Лелянов Иван Павлович, потомственный дворянин. Морская, 11. Торговля мехом. (ФОТО счёта).
21. ЛЮСБЕРГ и ГАНСЕН (Копенгаген). Мебель. 1912.

22. МАЛКОВ (Петербург). Обувь. 1907. Малков Анфим Лукич (1847 - ?), купец 2 гильдии с 1887 г. В деле с 1877 г. Проживал на Невском, 20 (позже - в д.27) с женой Александрой Ивановной и сыновьями Николаем (1881-?) и Иваном (1883-?). Магазин в доме жительства и в Гостином дворе (? 38). 1912 год: Екатерининский канал. 18. Торговля обувью. Там же проживает его сын Иван Анфимович, купец.
- Малков Николай Анфимович, дворянин. Петергофский просп, 45. Государственный банк. (ФОТО счёта).
23. МИХАЙЛОВ Александр (Петербург). Дамский портной. 1907. (Также с 1899 г. - поставщик великой княгини Марии Александровны, герцогини Саксен-Кобург-Готской). "Весь Петербург, 1912": Михайлов Александр Алексеевич, купец 2 гильдии. Караванная, 22. Магазин дамских верхних вещей и мехового товара. (ФОТО счёта).
24. МОРЕН-БЛОСЬЕ (Петербург). Портниха. 1902..

25. ПЕТЕРСЕН А. (Петербург). Альбомы. 1899. "Весь Петербург. 1912": Петерсен Александр Данилович. Демидов пер. (-1. Альбомная фабрика (по этому адресу размещались мастерские Фаберже - В.С.).(ФОТО счёта).
26. ПОНОМАРЁВ И. (Петербург). Фотограф. 1905. "Весь Петербург, 1912": Пономарёв Иван Матвеевич, потомственный почётный гражданин. Казанская, 12 (Ателье и квартира).
(ФОТО счёта).
27. СИРОТКИН Иван. Кустарь-промышленник. 1899. "Весь Петербург, 1912": Сироткин Иван Александрович, Гороховая, 54. Скорняжный мастер.

28. ШКОЛОВ, фермер (Рязанская губерния). Молочные продукты. 1912.)с 1911 г. Поставщик Императрицы Александры Фёдоровны).

29. ЯСВОИН Вольф (Петербург). Фотограф. 1895. (Также с 1895 г. - поставщик великого князя Дмитрия Константиновича). "Весь Петербург, 1912": Ясвоин Вольф Ильич, потомственный почётный гражданин. Морская, 17. Фотография.
- Ясвоин Абрам Вольфович, присяжный поверенный и присяжный стряпчий. Захарьевская, 3.
- Ясвоин Григорий Вольфович, врач. Захарьевская, 3.
- Ясвоин Илья Вольфович, помощник присяжного поверенного. Захарьевская, 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Список поставщиков Ея Величества государыни Императрицы Александры Фёдоровны.

1. РАДФЕРН (Лондон). Портной. 1895.
2. БОНД (Лондон). Парикмахер. 1895.
3. ДЕНЬЕ (в Виндзоре). Матерчатые изделия. 1895.
4. ЗАНТЕН (фирма во Франкфурте-на-Майне). Художественные вещи. 1896.
5. ГЕРБЕРТ (фирма в Етоне)::1897.
6. ШТАДЕ (Дармштадт). Туалетные принадлежности. 1897. 1903 (сохранено).
7. КОЙ (Дармштадт). Обувь. 1898.
8. КРЫЛОВ (Петербург). Платье. 1900.
9. ПОПОВА М. (Петербург). Шляпы и цветы. 1900.
10. ГИС (Английская фирма). Шляпы. 1901.
11. БЕРНЕТС (Английская фирма). Шляпы. 1901.
12. БУМПУС Ион (Лондон). Книги. 1901.
13. ДЕЛЬКРОА Г. (Петербург). Парикмахер. 1901.
14. КОСТИНСКИЙ (Петербург). Матерчатые изделия. 1902.
15. КИТАЕВ (Петербург). Дамский портной (звание сохранено). 1903.
16. БРИЗАК (Петербург). Дамское платье. 1904. БРИЗАК Альбер. Дамское платье (звание сохранено). 1908. БРИЗАК Рене, как преемник французского гражданина Альбера Бризака. 1914.
17. НИВС Джозия Перси. (Англия). Мука "Нивса". 1904.
18. ЛЕЛЯНОВ (Петербург). Меховой магазин. 1904.
19. ЛАМАНОВА (Москва). Дамские платья. 1904.
20. ГИССЕР А., рижская купчиха, торгующая под фирмой "И.ТРУФАНОВА". Бельё и кружева, 1904.
21. НИССЕН Николай (Петербург). Дорожные вещи. 1908.
22. АНДЕРСОН Густав (Петербург). Рамки и багеты. 1908.
23. ПИНАССО П., французский гражданин (Петербург). Парикмахер. 1909.
24. ДАНЦИНГЕР Л., петербургская и рижская купчиха, торгующая под фирмою "А. ДАНЦИНГЕР". Чистка и окраска материй. 1910.
25. ШКОЛОВ, фермер (Рязанская губерния). Молочные продукты. 1911.
26. "ОЛОВЯНИШНИКОВА П.И. Сыновья". Торгово-промышленное товарищество (Москва). Церковная утварь, иконы, облачения. 1911.
27. ВИГАНД (Дармштадт). 1911.
28. БУШ, дворянин (Петербург). Картины. 1912.
29. АПФЕЛЬБАУМ Евгений, владелец магазина и мастерской. (Петербург). Художественная выставки. 1912.
30. ФОГТ Ф. Торговый дом "Ф.О.ФОГТ". Мануфактурные товары. 1913.
31. СУМИН Авенир (Петербург). Золотые и серебряные изделия. 1913.
32. ВИНТЕРГАЛЬТЕР, владелец Торгового дома "МОЗЕР и Ко" (Петербург). Часы. 1913.
33. ДАЛЛЬБЕРГ Генрих, купец (Петербург). Чулочные изделия. 1913.
34. МЯГКОВ Антон (Петербург). Типолитография. 1915.

Vetus cat 02.01.2018 - 21:28

litregol
Поставщики Ея Величества Г. И. Марии Фёдоровны.

А причём тут Мария Фёдоровна? Во-первых, она была жена Александра III. А кЫнжал, судя по всему, Николая II. Но даже если..., то, во-вторых, "поставщики двора его императорского величества" определялись по императору, а не его жене.

Arabat 02.01.2018 - 21:38

А почему обязательно "его императорского величества"? Там, вроде бы, про величество ничего не сказано. Мало ли о каком дворе речь идет.

litregol 02.01.2018 - 21:41

Vetus cat
А причём тут Мария Фёдоровна? . Во-первых, она была жена Александра III. А кЫнжал, судя по всему, Николая II.

да неужели...ВЫ МНЕ ОТКРЫЛИ ГЛАЗА и еще причем Николай II .

Просто нашел такой список и поделился с обществом, может кому пригодится

Что до "кЫнжала", то я его еще не показывал т.к. фоток у меня пока еще нет.

Даже если на чем то и стоит клеймо поставщика двора, это совершенно не означает, что именно ЭТОТ предмет имеет какое то отношение к царствующему дому. Это просто означает, что данный производитель чего то получил РАЗРЕШЕНИЕ на поставки царской семье, а будут у него что то брать или нет - дело ДЕСЯТОЕ.

Поставщик Двора Его ИМПЕРАТОРСКОГО Величества - почётное звание ряда торговых марок в Российской империи

Всего в Списке, составленном к началу 1915 г., было учтено 1340 фирм и персон. Безусловно, этот список не был полным, да и при его составлении чиновники Канцелярии Министерства Двора допустили немало ошибок. Одна из типичных ошибок - это двойное упоминание одной и той же фирмы или персоны. Например, французская автомобильная фирма "Делоне-Бельвиль" упомянута дважды.

Подсчеты, сделанные по материалам Списка, показывают, что среди поставщиков Императорского двора преобладали российские предприниматели (около 80 %). Бо́льшая часть из них приходилась на Петербург, Москву, несколько меньше на Варшаву, Ригу, Ялту (в связи с летним пребыванием императорского семейства в Крыму). Однако в списках поставщиков можно найти сапожного мастера Василия Егорова из Кронштадта, производителя белья В. Коншина из Костромы, изготовителя седел Федота Калаушина из станицы Баталпашинской, поставщика муки С.Д. Русанова из Ельца, производителей полотна Сыромятникова и Дьяконова из Нерехты, поставщика металлических изделий Абрама Каца из Поневежского уезда Ковенской губернии и т. д

Портниха Надежда Ламанова, известная всем дамам Москвы

Цвета ясного неба семиэтажное здание на Тверском бульваре, 10, пилонами и лепниной напоминает стоявший на его месте ампирный особняк, уступивший место доходному дому. Принадлежала прибыльная недвижимость портнихе, известной всем дамам Москвы, шившим и мечтавшим заказать у нее платья. Притом что на Кузнецком Мосту всегда можно было купить все самое модное из Франции и Англии.

Портрет работы Валентина Серова.

В Москве перед революцией насчитывались сотни дамских и мужских портных, их имена мелким шрифтом заполняли страницы адресной и справочной книги «Вся Москва» за 1917 год. Но лишь одна модистка удостоилась чести к имени, отчеству и фамилии присовокупить титул: «п. двор». Это значило, что Надежда Петровна Ламанова—Каютова была «поставщиком Двора Ея Императорского Величества». Она шила платья императрице и великим княгиням.

Присваивал титул фабрикантам император «за состояние производства и влияние на жизнь страны», а их товарам — «за весьма чистую отделку, новейший фасон, доступные цены». Чтобы его заслужить, следовало не меньше 8 лет участвовать в официальных выставках, удостаиваться наград и не получить ни одной рекламации. Николай Шустов 38 лет домогался почетного звания, давшего ему право на бутылках лучшего отечественного коньяка изображать герб Российской империи и именоваться «поставщиком Двора Его Императорского Величества».

По-видимому, парадный вход в модную мастерскую дамского платья, располагавшуюся в доме 10, украшал двуглавый орел. Наверняка два царских требования из трех — «весьма чистая отделка» и «новейший фасон» — выполнялись неукоснительно. Но сильно сомневаюсь, что «низкая цена» соблюдалась. Иначе никогда она не смогла бы заработать столько средств, чтобы заказать проект дорогому архитектору Никите Лазареву и построить собственный многоэтажный дом. В нем содержала мастерскую с двадцатью портнихами, выставочным залом, жила в комфорте, принимала на широкую ногу первых лиц мира искусства, сдавала квартиры состоятельным жильцам.

Дочь покойного обедневшего дворянина после гимназии не смогла продолжить образование. Чтобы содержать оставшихся на ее попечении трех младших сестер, которым она заменила мать, пришлось оставить родовое имение в Новгородской губернии и приехать в Москву учиться не дворянскому ремеслу в школе кройки и шитья. Несколько лет служила Надежда в модном ателье. Собственным делом обзавелась в 1885 году, на Большой Дмитровке, 23. Там к ней потянулись многие дамы, несмотря на мучительные, длившиеся часами примерки, сопровождавшиеся обмороками. Сама Надежда Петровна не шила — она создавала эскизы и делала примерку, обкалывая ткань по фигуре сотнями булавок. Уподобляла себя архитектору, который рисует, проектирует, а строят каменщики.

Сеанс примерки заканчивался словами: «Снимайте все это осторожно, эскиз готов!» Звезда Ламановой медленно, но верно поднялась очень высоко. В ее платьях танцевали дамы высшего света на Русском балу в Зимнем дворце.

Прошло четверть века, прежде чем на Тверском бульваре, 10, зажглись огни у парадного входа ателье «поставщика Двора Ея Императорского Величества». В своем доме хозяйка с размахом приняла в 1911 году приехавшего впервые в Россию короля парижской моды Поля Пуаре, познавшего русское гостеприимство с шампанским рекой и красной икрой — ведрами, рестораном «Яр» и цыганами.

Тогда, на вершине славы модистки, художник Валентин Серов, выполнявший заказы членов Императорского дома, написал ее портрет. Последний портрет в его недолгой жизни. Из-под полуопущенных век смотрят под пышной шапкой волос всевидящие глаза художницы, изучавшие самого портретиста, как клиента перед началом примерки...

Из Москвы, по наводке Надежды Петровны, ставший, несмотря на разницу лет, ее другом Поль увез купленный на рынках набор старинной и современной русской одежды: косоворотки, кокошники, сарафаны, сапожки, зарисовки армяков извозчиков и телогреек торговок. И на этой основе создал славянскую коллекцию, удивив Париж. В Кремле в Успенской звоннице, в Престольной палате Патриаршего дворца до недавних дней демонстрировались одежда и театральные костюмы этого революционера мировой моды, избавившего женщин от корсетов. Его работы попали в Москву из лучших музеев Европы. Платья Ламановой, как картины и статуи, хранит Эрмитаж.

Надежда Петровна — фигура легендарная, единственная из отечественных модельеров XIX-XX веков не забытая, упоминаемая в мемуарах, статьях, исследованиях историков моды. Она прожила 80 лет, из них 24 года — при советской власти, лишившей ее состояния, имения, домовладения, мастерской. Ламанова выжила и творила, несмотря на весь ужас. Не эмигрировала вслед за своими знатными клиентками. Одну из заказчиц ее платьев, Александру Федоровну, расстреляли вместе с мужем-царем и детьми. Другую заказчицу — великую княгиню Елизавету Федоровну — сбросили заживо в заброшенную шахту.

Потерял все и муж Ламановой, присяжный поверенный Андрей Павлович Каютов, чью фамилию она носила со своей девичьей. В Москве хорошо знали управляющего московским отделением страхового общества «Россия», актера-любителя, выступавшего на сцене под псевдонимом Вронский, члена Московского автолюбителей и Русского фотографического обществ. Стало быть, по Москве перемещалась Надежда Петровна в престижном иностранном авто.

Ни за что ни про что, просто как враждебный элемент, попала в 1919 году бывшая домовладелица в камеру Бутырской тюрьмы. Выйти на свободу помогла невенчаная жена Максима Горького, бывшая актриса Художественного театра Мария Андреева, ставшая влиятельной в Кремле после революции, которую с мужем они «приближали как могли», добывая деньги для партии Ленина. Ламанову бывшая актриса хорошо знала: Надежда Петровна с 1901 года как художник по костюмам служила в театре Константина Станиславского, сказавшего о ней: «Наша драгоценная, незаменимая, гениальная. Шаляпин в своем деле». Основатель Художественного считал ее «почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма», называл «замечательной, великой».

Не сразу, но дело ей нашлось и в Советской России. Ламанова при «рабоче-крестьянской власти» проявила себя в мастерской современного костюма в художественно-производственном подотделе при ИЗО — отделе изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения. Случилось это не без влияния актрисы Малого театра Розенель, молодой жены наркома просвещения Луначарского. Вместе с ним в демонстрационный зал Петровского Пассажа явились самые красивые женщины Москвы, актрисы театров и кино, возлюбленная Маяковского Лиля Брик и ее сестра Эльза. Они демонстрировали модели Ламановой на все случаи жизни. При нэпе появилась, как в царской России, масса разных тканей, пробудилась тяга к модной одежде у победившего класса, жен красных командиров, огорчавших Маяковского своим вкусом:

Без серпа и молота

не покажешься в свете!

В чем сегодня буду фигурять я

на балу в Реввоенсовете?!

Уехав из Москвы в эмиграцию, Марина Цветаева, вспоминая родной город, в 1924 году сочинила маленькую поэму «Полотеры», помянув воспрявшую Ламанову: «Тише сажи, мягче замши,/Полотеров взявши в дом,/Плачь! Того гляди, плясавши,/Нос богине отобьем./Та богиня — мраморная,/Нарядить — от Ламановой,/Не гляди, что мраморная,/Всем бока наламываем!»

Художественное воображение Ламановой породнилось с точным научным расчетом. Королева моды не обожествляла свое ремесло, понимала: мода нивелирует людей, не считаясь с особенностями и недостатками их телосложения. Но знала и то, как бороться с грузной фигурой, учила, что силуэт «может быть облегчен посредством сокрытия непропорциональности путем пресечения его плоскостями другой формы...».

Большой успех выпал ей и соавтору — скульптору Вере Мухиной — на Всемирной выставке в Париже в 1925 году, где они удостоились Гран-при «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Почти каждый год Ламанову удостаивали призами и дипломами. Она снова себя почувствовала востребованной и признанной — и, на радость большевикам, призналась: «...Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь».

Радость длилась недолго. Закончилась новая экономическая политика, и вместе с ней — всякое частное предпринимательство. По доносу соседей в марте 1928 года пришла с обыском милиция. И член Академии художественных наук Ламанова стала «лишенкой», то есть лишенной избирательных прав, изгоем, изгнанной из академии и прочих советских учреждений, где состояла. У себя на дому Ламанова занималась тем, без чего не могла существовать. Она убеждала судей, что не просто портниха, а, как художник, «создавала новые формы, новые образцы женской одежды, которые были бы приспособлены по своей простоте, удобству и дешевизне к нашему новому рабочему быту. Все мои силы, знания и энергию я посвятила с самого начала революции, работе по созданию советского быта и культуры, таким образом, моя работа в течение 11 лет является общественно полезной». Так безуспешно она пыталась убедить советскую власть в своей лояльности.

Работы в государственных учреждениях не лишили. В ее костюмах блистала Любовь Орлова в фильме «Цирк», играли Фаина Раневская, актеры в «Борисе Годунове», поставленном Станиславским, герои фильмов «Аэлита», «Александр Невский»....

Современники поражались осанкой Надежды Петровны, любовались «изящным строгим костюмом кремового цвета, отделанным бархатом, юбкой длинной, но не слишком — видны были ноги в шелковых чулках, и, что удивительно для 80-летней женщины, на высоких каблуках». Наперекор «общественному мнению» она носила на руках кольца. Так выглядела перед войной. Когда в середине октября 1941 года, после прорыва фронта, началась массовая эвакуация из Москвы, Ламанова (вместе с сестрой) явилась в Камергерский переулок, чтобы ехать с театром, где прослужила сорок лет, на вокзал. Пришла с опозданием. Ее не дождались. Началась воздушная тревога. Спуститься в метро не хватило сил. Сестры у Большого театра присели на скамейку. С нее Надежда Петровна не поднялась. Сердце разорвалось за два дня до рокового 16 октября. Панику, охватившую осажденный город, она не увидела.

Соседствовал с домом Надежды Ламановой пятиэтажный дом Нижегородско-Самарского банка. Построил его архитектор Константин Быковский в 1909 году в стиле неоклассики. Но перед парадным входом свисают два ажурных фонаря в стиле модерн. Спустя десять лет нарастил этаж военный инженер Иван Рерберг, не склонный к модерну, автор Киевского вокзала и Центрального телеграфа. Еще через девять лет надстроили седьмой этаж — возможно, тогда и появились фонари.

Известно здание жильцами-мучениками — Соломоном Михоэлсом и Вениамином Зускиным. Главного режиссера Еврейского театра и главу Еврейского антифашистского комитета отправили с другом — театроведом Владимиром Голубовым — в Минск под благовидным предлогом: оценить представленный на соискание Сталинской премии спектакль. Оттуда обоих привезли в гробах. (О них я писал в минувшем году, в очерке «Король Лир под колесами».)


Соломон Михоэлс в роли короля Лира.

Вениамин Зускин.

После смерти Сталина, санкционировавшего зверскую расправу, арестованный бывший министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов дал письменное показание, что получил задание от председателя Правительства СССР И.В.Сталина. Выполнить задуманное поручил своему заместителю генерал-лейтенанту Сергею Огольцову, министру МГБ Белоруссии Лаврентию Цанаве и группе офицеров — «специальным людям», выполнявшим убийства без суда и следствия. На допросах они показали, что Михоэлса и его друга заманили под благовидным предлогом на загородную дачу и там якобы наехали на обоих колесами грузовика. Ночью вывезли погибших с места преступления в город и бросили на обочину малолюдной улицы, где утром их увидели прохожие. Генерал Павел Судоплатов в известных мемуарах утверждал, что Михоэлсу и Голубову сначала сделали инъекцию яда, а затем уже их переехала машина. Этой версии, размноженной в разных публикациях, я поверил. Как было не поверить, если перед лицом смерти генералы на допросах детализировали и подтверждали ее.

Генерал-полковник Виктор Абакумов.

На самом деле все произошло не так. Дочь вождя Светлана, будучи на даче в Волынском, случайно оказалась свидетелем разговора отца по телефону: «Ему что-то докладывали, а он слушал. Потом как резюме он сказал: „Ну, автомобильная катастрофа“. Я отлично помню эту интонацию — это был не вопрос, а утверждение, ответ, он не спрашивал, а предлагал это, автомобильную катастрофу».

Когда положил трубку, поздоровался с дочерью и сказал ей: «В автомобильной катастрофе разбился Михоэлс». Об автомобильной катастрофе сообщили все газеты.

Дочь Сталина, рассказывая об этом разговоре, заключила: «Он был убит, и никакой катастрофы не было. „Автомобильная катастрофа“ была официальной версией, предложенная моим отцом, когда ему доложили об исполнении».

Есть другое веское доказательство сказанному Светланой Иосифовной. Если бы колесами грузовика наехали на Михоэлса, то его не смогли бы выставить в гробу на гражданской панихиде. Как пишет друг Михоэлса Александр Борщаговский в «Записках баловня судьбы», изданных в 1991 году: «Александр Тышлер долгую январскую ночь был у гроба Михоэлса, рисовал его и видел нагим, без повреждений, без кровоподтеков, лишь с проломанным у виска черепом. Так же убит был и Володя Голубов. Жертвы наезда или автокатастрофы выглядят иначе».

Кто проломил череп великому артисту и его другу? Министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов 30 апреля 1948 года представил список исполнителей операции с просьбой о награждении «орденом Красного Знамени: генерал-лейтенанта Огольцова С.И. и генерал-лейтенанта Цанаву Л.Ф.; орденом Отечественной войны 1-й степени: старшего лейтенанта Круглова Б.А., полковника Лебедева В.Е., полковника Шубнякова Ф.Г.; орденом Красной Звезды: майора Косырева А.Х., майора Повзуна Н.Ф.».

Кому-то из нижних чинов, я так думаю, доверили роль палача — не генералам же и офицерам выполнять грязную работу. После смерти Сталина награды у всех отняли. Виктора Абакумова расстреляли. Лаврентий Цанава умер в Бутырской тюрьме.

Странно: на Тверском бульвар, 12, до сих пор нет мемориальной доски на доме, где жили погибшие мучительной смертью народные артисты СССР Михоэлс и Зускин.

Христопродавец! Что ж ты опять кровь христианских младенцев хлебаешь, изверг? Тебя кто просил «Настольную книгу оленевода» писать, я тебя спрашиваю? Да еще посвящать ее хранителю вековых традиций Малых народов Севера Нибелунгу Кареновичу Аванесяну?
Вас же, двух носатых представителей Малых народов Севера, теперь точно разоблачат и удостоверения представителей Малых народов Севера отберут. Ну и чем вы тогда кормиться будете, захребетники? Нибелунгова Наташа как эту книгу в магазине увидела - так сразу в слезы.
- Живем, - говорит, - как сыр в масле катаемся. Две поделки Нибелунга из бивней мамонта даже в музей Соломона Гуггенхайма поместили. А тут ты пишешь, инсинуатор, что славный род каюров Аванесянов уходит своими корнями во времена, когда тундру бороздили стада мамонтов.
Разоблачат же вас - жуликов, и выкинут все из музея Гуггенхайма как подделку. Еще и уголовное дело заведут. Ты этого добиваешь!? Санитарушка, ну я ж тебя ублажаю как могу, хоть на кухне, хоть в спальне…
- Кукла Лена, я давно тебе хотел сказать: «В прихожей ты не дорабатываешь»...
- Гад! Масон и мировая закулиса. Мучитель и сексуальный рабовладелец зазравшийся мацы.
- Перестань плакать, кукла Лена. Каждая пол-литровая слеза, катящаяся по твоей румяной щеке, больно ранит мое и без того не очень здоровое сердце. Нас никто не разоблачит. Мы, я и Аванесян, патриархи, хранители мер и весов Малых народов Севера. Килограмм или карат отменить нельзя - это условный эталон.
Но на счет мацы ты угадала. Допустим, у меня опять возникнет проблема с национальным вопросом, и меня вычистят из Малых народов Севера. Ничего страшного. Переедем в Иерусалим, где я буду торговать мацой.
- Да кто у тебя что купит? Да там таких…
- Там таких, кукла Лена, я буду единственный. Потому что только у меня есть документ о том, что я происхожу из семьи официального поставщика мацы Двора Его Императорского Величества Николая II-го.
А поставщикам Двора Его Величества, кукла Лена, Высочайшим Указом от 1862 года дозволялось употребление государственного герба на вывесках и изделиях. Причем Звание Поставщика Двора присваивалось не компании, а владельцу лично.
Причем, с 1901-го года было введено изображение знака Поставщика. Под щитом размещалась лента, на которой указывается, что именно обладатель данной ленты поставляет к императорскому двору.
В данном случае на ленте было начертано «Поставщик мацы Двора Его ИМПЕРАТОРСКОГО Величества, а так же Великих князей и княжон».
Оное удостоверение было выдано моему прадеду непосредственно Канцелярией Министерства Императорского Двора. И на нем наличествует соответствующее цветное изображение знака.
- В подземном переходе купил? Или Нибелунг Аванесян изваял безлунной полярной ночью?
- Оригинальный документ музейного уровня. В нем подправлено только «купец 2-ой гильдии Аристарх Дормидонтович Мудроженов» на «купец 1-ой гильдии Моше-Хаимъ Гиршович Маковецкий» и «стерлядь» на «маца». В остальном - это подлинник.
- А откуда у тебя такая фамилия нерусская, нехристь?
- Это я тебя должен спросить, кукла Лена. Потому что еврейские фамилии - это сугубо интриги русских. Обязанность евреев принять наследственную фамилию была законодательно установлена «Положением о евреях», разработанным специально для этого созданным в 1802 году Комитетом и утвержденным Александром I-ым Именным Указом от 9 декабря 1804 года. До этого момента у евреев в Российской империи фамилий не было.
- А почему Моше-Хаимъ? Это же два имени.
- В среде ашкеназов принято любое имя заменить на Хаим или дать имя Хаим как дополнительное, если человек опасно заболевал. В народе считалось, что носитель имени Хаим (жизнь) выживет с большей вероятностью. Обычно таким образом Хаимами становились тяжело больные маленькие дети, взрослым меняли имена редко.
В случае девочки ее называли Хава. Европейский вариант этого еврейского имени «Ева». Переводится Хава точно также - «жизнь».
- А Елена как на иврите? Ведь ты же меня в Иерусалим перевести собрался.
- Илана. Но это по созвучию. Вообще-то «Елена» это греческое имя, в переводе «светящаяся, блистательная». А Илана по-арамейски и на мишнаитском иврите «дерево», но в хорошем смысле этого слова. Мол, туповатая, конечно, но кругленькая такая, пышненькая, крепенькая.
К этому имени обычно прибегают Лены, переехавшие в Израиль. Потому что в любом случае носитель иврита Елену назовет Иланой. Ломать язык «Еленой» никто не будет.
Но вернемся к хранящемуся у меня документу. Удостоенные поставщика Двора Его Императорского Величества являлся документов особой важности. Поэтому Самодержец Всероссийский подписывал его полным титулом.
Николай Второй по званию был царь всия Руси, а по должности был Божиею поспешествующею милостию «Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский, Великий Князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая.
Причем «и прочая, и прочая, и прочая» была велика и многообразна. В частности там было и «герцогом Шлезвиг-Голштейнским, Стормарнским, Дитмарсенским и Ольденбургским», и что-то еще, связанное с Мальтой.
Быть официальном поставщиком мацы столь уважаемому человеку является в высшей степени почетным.. Так что в Иерусалиме у меня мацу покупать будут, глубоко убежден. Религиозные евреи очень консервативны и пользуются только тем, что проверено веками. Тем более что здесь речь идет не о чем-то второстепенном, а о маце.
- Расколют тебя, масон. Евреи, небось, не такие доверчивые, как Малые оленеводы Севера. Чем еврей глубже невежественен, тем напористее он себя называет «интеллектуалом». Ты - типичный случай. Да и вообще, я все про вас знаю, мне мама рассказала.
Вы, оказывается, мстите англичанам уже более семи веков за изгнание иудеев из Туманного Альбиона в 1290 году. В частности, еврейские банкиры финансировали Оливера Кромвеля, что, в конечном счете, привело к революции и казни законного короля Карла I Стюарта. А трагическая судьба Марии-Антуанеты!? Ее то за что, суки??
- Антуанету действительно жалко до слез. Как и императрицу Александру Федоровну. Но меня не расколют. Потому что с малолетства был хитер и коварен. И всегда уделял много внимания деталям(см. картинку над текстом).
Это меня всегда выручало.

Стать поставщиком товаров для царя было непросто. Кандидату нужно было за 8 лет "испытательного срока" доказать достоинство своего товара. Многие бренды стали знаменитым благодаря тому, что их качество оценил император и его семья.

Звание придворного «Поставщика» и форма знака были введены в начале царствования императора Александра II в 1856 году. С 1862 года избранным фабрикантам, художникам и ремесленникам разрешается употреблять государственный герб на своих вывесках и изделиях.

Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей

Это одно из старейших московских предприятий, сейчас - кондитерская фабрика им. П.А. Бабаева. В 1804 году бывший крепостной Степан Николаев по прозвищу Оброкосов появился в Москве, где основал кондитерское заведение. Товарищество стало поставщиком Двора Его Императорского Величества в 1899 году. Особое внимание Абрикосов уделял рекламе. Только в 1891 году на нее было потрачено 300 тыс. рублей. Кондитер заполонил своими листовками весь город.

Автомобили Руссо-Балт

К маю 1913 года автопарк Николая II состоял из 29 автомобилей. Среди них были автомобили "Руссо-Балт", качество которых подтверждалось участием в многочисленных ралли.

С 1909 года их начал выпускать Русско-Балтийский вагонный рижский завод. Вскоре "Руссо-Балт" дебютировал в автопробеге Санкт-Петербург - Берлин - Прага - Рим - Неаполь - Везувий. В январе 1912 года специальная спортивная модификация С 24-50, управляемая Андреем Нагелем и Вадимом Михайловым, взяла "Первый приз маршрутов за дальность" и "Первый приз туризма за выносливость" на ралли Монте-Карло, пройдя 3500 км по зимним дорогам.

"Руссо-Балты" славились своей безотказностью, и крупные заказы на них поступали от военного ведомства. Вскоре отдел автомобилей Русско-Балтийского вагонного завода был назван Поставщиком двора Его Императорского Величества.

Швейные машин Singer

На наш рынок американская компания Singer вышла еще в 1860-е годы через генерального европейского дистрибьютора немца Георга Нейдлингера – с головным складом в Гамбурге и 65 «дилерскими» центрами в России. В 1897 г. было основано акционерное общество «Мануфактурная компания Зингер». А затем успехи российских продаж побудили руководство Singer задуматься над созданием в России собственного производства.

В 1902 году в Подольске заработал завод, выпускавший машины с русифицированным логотипом «Зингеръ» (к которому скоро прибавился тогдашний «знак качества» – надпись «Поставщик Двора Его Императорского Величества»). Эти машины не только широко расходились по России, но и экспортировались в Турцию и на Балканы, а также в Персию, Японию и Китай. К началу Первой мировой войны завод ежегодно выпускал 600 млн. машинок. Их продавали напрямую в 3000 фирменных магазинах, а также по системе «товар почтой».
О широте охвата дореволюционного российского рынка говорит один примечательный факт. Один из сыновей знаменитого ювелира Фаберже, Агафон Карлович, был страстным филателистом.

Узнав, что петербургское представительство Singer переезжает по другому адресу, он сообразил, как стать обладателем одной из самых полных в мире коллекций редких земских марок. Фаберже-младший предложил компании бесплатно вывезти ее огромный и вроде бы уже никому не нужный архив, который занимал два железнодорожных вагона. Основу его, как легко догадаться, составляли письма-заказы из российских городов и весей с наклеенными на конверты марками. Позже сын Агафона Олег Фаберже безбедно жил на проценты с заложенной в одном из швейцарских банков коллекции отца, которая в конце концов ушла с аукциона за 2,53 млн. швейцарских франков.

Производитель алкоголя Шустов Н. Л.

Николай Леонтьевич Шустов добивался этого звания в общей сложности 38 лет. Он вошел в историю как создатель русского коньяка высшего качества. За 20 лет службы предприниматель скопил состояние, позволившее ему открыть в 1863 году небольшой водочный завод. В 1880-м он купил участок земли на Большой Садовой, куда перевел свое предприятие.

К концу XIX века ассортимент продукции стал отличаться разнообразием - зубровка, мандариновая наливка, кавказский горный травник, ликеры русских степных трав и крымский. Уникальный взгляд Шустовых на продвижение своей продукции перевернул сознание российского потребительского рынка XIX века.

До него рекламодатели обращались к обществу как просители, Шустов же научил сыновей требовать. Через своих знакомых Николай Леонтьевич нашел нескольких студентов, которые за хорошую плату ходили по кабакам и требовали везде подать именно «шустовскую водку». Студентам разрешалось даже немного подебоширить – на сумму не больше 10 рублей.

Их заработком был процент от заказов, поступивших на фирму от «окученных» ими предприятий общественного питания и пития. Таким образом, за короткое время все московские кабатчики узнали о существовании весьма недурной и относительно дешевой водки.

Эйнем сотоварищи

В 1850 году в Москве появился немецкий подданный Теодор Эйнем, который открыл на Арбате мастерскую по изготовлению конфет. Его компаньоном стал Юлий Гейс. Предприниматели неплохо заработали на поставке сиропов и варенья в русскую армию в годы Крымской войны, что позволило им в 1867-м построить фабричное здание на Софийской набережной, напротив Кремля.

В 1878 году, после смерти основателя, фабрика досталась Гейсу, но сохранила название "Эйнем" (ныне "Красный Октябрь"). Предприятие выпускало около 20 видов продукции, особой популярностью пользовались "сладкие корзины" для невест. В 1913 году компания получила титул "Поставщик Двора Его Императорского Величества".

Водочный магнат Смирнов

Особой славой пользовалась компания Петра Арсеньевича Смирнова, который в 1862 году на небольшом водочном заводе на Пятницкой улице приступил к собственному производству алкогольных напитков.
Наибольшую популярность среди потребителей приобрело столовое вино "N 21", а также настойка "нежинская рябина". Эти изделия помогли фирме приобрести право изображения Государственного герба и звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества и Великого князя Сергея Александровича".

Cтоимость произведенной за год продукции достигала 17-20 млн. рублей. Налог, который поступал в казну с предприятия Смирнова, равнялся половине довоенного бюджета российской армии.

Торговый дом "Братья Елисеевы"

Торговый дом "Братья Елисеевы" был создан в 1857, а в 1874 году он уже стал поставщиком Двора Его Императорского Величества. Смелой задумкой Григория Елисеева было создание сети магазинов, предлагавших покупателям весь спектр качественных продовольственных товаров и вин.

Первые крупные "Елисеевские" магазины появились в Петербурге и Киеве к концу XIX века. В московском "Елисеевском" открылось пять отделов: бакалейный, кондитерский, колониально-гастрономических товаров, хрусталя Баккара и самый большой фруктовый отдел. Гастроном познакомил жителей столицы с заморскими деликатесами: из Прованса привозилось особое оливковое масло, там продавались французские трюфели, устрицы, кокосовые орехи, бананы.

Помимо заморских продуктов здесь продавались лакомства со всех концов России: окорока, балыки из белой и осетровой рыбы, лучшая икра. В "Елисеевском" был представлен огромный выбор чая и кофе. "Елисеевский" не был магазином исключительно для состоятельных покупателей, помимо деликатесов здесь можно было приобрести продукты по обычным ценам.

В гастрономе очень строго следили за качеством продукции. Зарплаты сотрудников были очень высокими, но и требования соответствующие. Помимо огромного выбора товаров "Елисеевский" отличался огромным спектром своих производств. Здесь были пекарни, маслоотжимные, засолочные и коптильные цеха, а также было налажено производство варений, мармеладов, обжарки зерен кофе, разлива вин, напитков и др.

Идея отмечать качество российских товаров особым знаком принадлежала Петру I в начале XVIII века.. Именно при его правлении продукцию уральских заводчиков Демидовых впервые в стране стали клеймить «Знаком соболя». А в 1856 году был учрежден знак «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Знак поставщика Двора Его Императорского Величества Столь высокое звание промышленникам и купцам присваивал сам император «за состояние производства и влияние на жизнь страны», а их товарам - «за весьма чистую отделку, новейший фасон, доступные цены». К началу ХХ века титулом «Поставщик Двора» обладали 40 отечественных предпринимателей.

Титул «Поставщик Двора Его Императорского Величества» ценился в России выше сословного звания. Получить его было непросто. Существовала целая система требований, которым должен был удовлетворять претендент.. Звание давалось «за изделия превосходного качества, при обширном и вполне рациональном устройстве самих заведений».
Претенденты должны были в течение минимум восьми лет исполнять заказы для Двора, участвовать во всех губернских выставках, утвержденных Министерством финансов России и императором лично, попадать в официальный «Список экспонатов, удостоенных похвальной грамоты». За весь этот период не должно было быть ни единой рекламации от потребителей. Нередко претендентам на титул приходилось дожидаться его не один десяток лет.

Титул «Поставщик Двора Его Императорского Величества» являлся своего рода российским государственным брендом, известным всему миру. Министерство Императорского Двора могло в любой момент лишить компанию титула, если стандарты качества продукции не подтверждались.

Все, что изготавливалось для императорской семьи, подвергалось строжайшему отбору и контролю. Фирмы, желающие стать поставщиками, вступали в серьезную конкуренцию, в результате которой появлялись товары высочайшего качества. Государство таким образом активно содействовало созданию и продвижению на внутренний и внешний рынки лучших российских товаров и изделий.

К 40-м годам XIX века процедура присвоения титула «Поставщик Двора Его Императорского Величества» сложилась окончательно. Титул присваивал сам император. Звание поставщика нельзя было передавать от одного фабриканта другому. Оно присваивалось не предприятию, а владельцу лично, в случае смены владельца новому владельцу либо наследнику требовалось получать звание заново. Звание давалось только на период поставок.

На 1901 это звание присваивалось канцелярией Министерства Императорского Двора по прошениям поставщиков дважды в год, на Пасху и Рождество. Надо признать, что «правила игры» были весьма жесткие, и это звание действительно зарабатывалось и высочайшим качеством продуктов, и безупречной деловой репутацией.

После 1917 года звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» было упразднено.

Знак "Поставщика Двора Его Императорского Величества"

В 1824 купцы, постоянно поставлявшие товары ко двору, получают право именоваться «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В 1856 году Александр II вводит почётное звание «Поставщика Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов», утверждает регламент и вид знака. С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору.

Титул «Поставщик Двора Его Императорского Величества» ценился выше сословного звания и печатался не только на товаре и упаковке, но и на вывесках, бланках, визитках, даже помещался на доме обладателя.

В 1901 году было утверждено новое изображение знака Поставщика. Под щитом размещалась лента, на которой указывался статус Поставщика («Высочайшего Двора» - «Поставщика Двора Его ИМПЕРАТОРСКОГО Величества», «Императрицы Марии Федоровны», «Императрицы Александры Федоровны» или Великих князей и княгинь). Указывался год присвоения звания, выдавалось и специальное удостоверение из Канцелярии Министерства Императорского Двора, с цветным изображением знака. Поставщики активно использовали государственный герб в своей рекламе. Для XIX – начала XX вв. это был настоящий «знак качества» продукции, производимой фирмой.

История торгового дома "Братья Елисеевы"

Торговое товарищество «Братья Елисеевы» открыло в начале ХХ в. знаменитый «Елисеевский» магазин колониальных товаров в Санкт-Петербурге. В Государственном архиве Ярославской области сохранились документы о знаменитом ярославском и петербургском купце Петре Елисеевиче Елисееве и его семье. На основе архивных документов удалось уточнить многие факты из его жизни и биографии, выявить сведения о происхождении его семейства, составить родословную роспись рода Елисеевых.

Наиболее древний документ, находящийся на хранении в Государственном архиве Ярославской области и содержащий сведения о представителях семьи Елисеевых, - ревизская сказка вотчины Спасопесоцкого монастыря деревни Новоселка Луцкого стана Ростово-Переславской провинции Московской губернии за 1745 год. В ревизских сказках были записаны люди, платившие так называемый подушный оклад. В 1745 году в подушном окладе состояло только мужское население государства. Следовательно, в ревизской сказке 1745 года перечислены только мужчины. Так, среди монастырских крестьян деревни Новоселка значится: Иван Герасимович - 72 года, два его сына: Тимофей 45 лет и Семен 28 лет, и внук от старшего сына 8 лет. Но вот ревизская сказка 1795 года содержит уже более обширную информацию о семье Елисеевых. Здесь повторяются сыновья и внуки Ивана Герасимовича. Указаны их жены, дети и даже внуки, среди которых и 19-летний Петр Елисеевич. Именно его судьба сложится совершенно иначе, нежели у братьев и других родственников. Следующая ревизская сказка составлялась в 1811 году, когда деревня Новоселка относилась уже к Родионовской экономической волости Ярославского уезда.

Церковь села Яковцево бывшего Ярославского уезда Ярославской губернии (ныне-Борисоглебского района Ярославской области), к приходу которой относилась деревня Новоселка - родина семьи Елисеевых. Современный вид. Фото 2000 г.

В этой сказке опять записаны только мужчины и подробно указаны дети Петра Елисеевича, впоследствии сыгравшие очень важную роль в успехе семейного дела: Сергей (10 лет), Григорий (7 лет), родившийся 25 сентября 1804 года, и Степан (5 лет), родившийся 28 октября 1806 года.Деревня Новоселка состояла в приходе церкви Воскресения Христова села Яковцево. Сохранились (к сожалению, не полностью) исповедные росписи и метрические книги этой церкви. В росписях перечислены прихожане, бывшие и отсутствующие у исповеди. Среди них есть и семья Елисеевых: глава семьи - Елисей Семенович, его жена - Пелагея Яковлевна, трое их сыновей - Игнатий, Петр и Василий с женами и детьми. В конце 1811 года все Елисеевы, кроме Игнатия, Петра и Василия, были у исповеди. Против имени братьев Елисеевых в исповедной росписи отмечено: «Не были за отлучкой». Поэтому можно предположить, что уже в начале XIX века Петр Елисеев занимался отхожим промыслом. Постоянное же место жительства его было еще в деревне Новоселка. Последний раз упоминается Петр Елисеев с семьей среди казенных крестьян по седьмой ревизии 1816 года. В исповедных росписях за 1825 год семья Петра не указана в отличие от семей братьев Игнатия и Василия В Петербурге имя П.Е.Елисеев упоминается в связи с открытием собственной торговой лавки в 1813 году, на Невском проспекте, 18, в которой продавали вина и фрукты. Торговля шла бойко, за Елисеевым закрепилась репутация честного и справедливого купца. В 1819 году Елисеев и зачислился в купеческое сословие со всем родом. Что касается фамилии Елисеевых, то, видимо, она возникла от имени Елисея Семеновича. Крестьяне, если и имели фамилию, записывались в документах только по имени и отчеству. В данном случае Петр, Елисеев сын, при переходе из крестьян в купеческое сословие стал Петром Елисеевичем Елисеевым.

Вина Елисеевых на Васильевском острове Петербурга, пользовались спросом не только в России, но и в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, даже в Бордо. Вина Елисеевых получали награды на многих международных выставках. В 50-е годы 19 века дела Елисеевых достигли колоссальных размеров. Среди русских импортеров по количеству заказов фирма не имела себе равных. Лучшие торговые дома Европы стремились завязать отношения с Елисеевым, благодаря чему фирма получала товар наивысшего качества. Елисеевский - это была марка, символ высокого класса, запечатленный навеки А.Н.Толстым в романе «Хождение по мукам»: «...чай и колбаса у нас первосортные, от Елисеевых». В 1874 году торговому дому «Братья Елисеевы» было присвоено почетное звание «Поставщик двора его императорского величества».

Торговый дом "Братья Елисеевы" был создан в 1857, а в 1874 году он уже стал поставщиком Двора Его Императорского Величества. Смелой задумкой Григория Елисеева было создание сети магазинов, предлагавших покупателям весь спектр качественных продовольственных товаров и вин. Первые крупные "Елисеевские" магазины появились в Петербурге и Киеве к концу XIX века. В московском "Елисеевском" открылось пять отделов: бакалейный, кондитерский, колониально-гастрономических товаров, хрусталя Баккара и самый большой фруктовый отдел. Гастроном познакомил жителей столицы с заморскими деликатесами: из Прованса привозилось особое оливковое масло, там продавались французские трюфели, устрицы, кокосовые орехи, бананы. Помимо заморских продуктов здесь продавались лакомства со всех концов России: окорока, балыки из белой и осетровой рыбы, лучшая икра. В "Елисеевском" был представлен огромный выбор чая и кофе. "Елисеевский" не был магазином исключительно для состоятельных покупателей, помимо деликатесов здесь можно было приобрести продукты по обычным ценам. В гастрономе очень строго следили за качеством продукции. Зарплаты сотрудников были очень высокими, но и требования соответствующие. Помимо огромного выбора товаров "Елисеевский" отличался огромным спектром своих производств. Здесь были пекарни, маслоотжимные, засолочные и коптильные цеха, а также было налажено производство варений, мармеладов, обжарки зерен кофе, разлива вин, напитков и др.

Купцы Елисеевы также всегда славились своей щедростью на поприще благотворительности Для получения более точных данных я рассмотрел балансовые отчеты торгового дома «Братья Елисеевы». Оказалось, что они тратили на нужды призреваемых ими домов и церквей более 25% своих годовых

Григорий Григорьевич Елисеев в центре

Г.Г. Елисеевым так характеризовал свою династию: «Я прежде всего с особенной радостью должен обратить внимание на то, что отличительной чертой представителей нашего рода была беззаветная преданность православной вере, русскому царю и своей родине».

Елисеевы были попечителями над школами, училищами, способствуя процветанию российского образования и тем самым России в целом. Больничная помощь также заняла одно из важнейших мест в благотворительности семьи. Ими был построен Дом призрения вдов и сирот духовного звания, создан дом бесплатных квартир, бесплатной женской рукодельной школы. На средства Елисеевых построено несколько церквей, в том числе две в Петербурге.

Церковь Казанской иконы Божьей Матери (г. Санкт-Петербург) построенная на средства купцов Елисеевых

Илья Козлов
Лицей № 86