В 1798 году генри кавендиш опубликовал данные. Цель опыта: Определить среднюю плотность Земли Определение постоянной всемирного тяготения. Опыт Генри Кавендиша (1798 г.) Опорный конспект Александрийский. Опыты с электричеством

Джейн Остин – знаменитая писательница классической литературы, знакомая читателям по произведениям в жанре реализма. Ее романы и по сей день популярны среди молодежи и взрослого поколения, а именитые режиссеры переносят произведения Джейн на экраны телевизоров.

16 декабря 1775 года в небольшом городке Стивенсон, что в графстве Хэмпшир, находящемся на юге Великобритании, в семействе Остинов родилась дочь Джейн. Так как зима была суровой, девочку крестили в церкви только 5 апреля. Можно сказать, что родители будущей писательницы предопределили ее судьбу, ведь имя Джейн означает «Бог милостив», «божья благодать».

Семья Остинов жила скромно, глава семейства был приходским священником, а его жена вела домашнее хозяйство. Супруги познакомились в Сент-Джонс колледже. Кассандра происходила из знатного дворянского рода, ее отец был ректором в Колледже Всех Душ. Приданое миссис Ли было достаточно скромным, потому что все наследство от бабушки получил старший брат Джеймс. Джордж тоже был выходцем из богатого рода торговцев, но его семья обеднела.

В эпоху Просвещения медицина не была развита, и в то время была высокая младенческая смертность: прогрессировали такие заболевания, как эпидемический паротит, холера, туберкулез и многие другие. Но все дети Джорджа Остина и его возлюбленной чудом остались в живых.


Таким образом, писательница росла в многодетной семье, в которой, помимо нее, воспитывались шесть мальчиков и одна девочка. Джейн была предпоследним ребенком и родилась на десятом месяце беременности. Изначально новорожденные пребывали дома под присмотром матери. Затем женщина отдавала их на попечение соседки Элизабет Литтлвуд, которая растила ребятишек до 12-18 месяцев.

Старший Джеймс с детства реализовывал свой творческий потенциал и занимался литературой: он писал беллетристические рассказы. Но судьба уготовила молодому человеку иной путь: став старше, Джеймс начал служить пастором в местной церкви. О другом брате – Джордже – история умалчивает, т.к. Остины предпочитали о нем не говорить. Известно, что мальчик был отсталым и так и не научился разговаривать. Но писательница любила Джорджа, поэтому ради него выучила азбуку глухонемых.


Эдварда усыновили родственники Остинов, мальчик воспитывался в богатой семье Найтов, а Генри – амбициозный человек – работал банкиром, а затем принял сан. Фрэнсис и Чарльз связали жизни с морем, а сестра Кассандра, рисовавшая картины акварелью, так и не обрела счастье в личной жизни. Джейн и Кассандра числились во многих образовательных учреждениях, но с директрисами девочкам не везло. Помимо прочего, в одной из поездок в Саутгемптон Джейн заразилась смертельным тифом, да и денег на учебу в семье Остинов отродясь не было.

Джордж быстро понял, что таким образом его дочки не получат достойного образования, поэтому лично выступил в роли преподавателя, взяв все обязанности на себя. Таким образом, из лекций эрудированного и начитанного отца будущая писательница и ее сестра почерпнули больше, чем на школьной скамье. Мужчина делал акцент на литературе, поэтому девочки с раннего возраста полюбили творчество , Юма, Ричардсона и других писателей. После прочтения они пересказывали друг другу произведения по памяти, обсуждали романы, дискутировали и высказывали мнения.

Литература

В 1816 году Джейн становится автором бытового романа «Доводы рассудка» (опубликован посмертно), сюжет которого вращается вокруг жизни самодовольного и тщеславного сэра Уолтера, оказавшегося на грани банкротства из-за собственной глупости. Из всего обилия персонажей в этом произведении можно выделить 27-летнюю дочь Уолтера Энн Эллиот, потому что эта одинокая девушка – нетипичный книжный герой для Джейн Остин.


Несмотря на свою молодость, Энн предстает перед читателями в образе мудрой и утонченной женщины, которую в обществе называют старой девой. Энн влюбилась в молодого человека, однако, руководствуясь доводами разума, отвергла его ради дальнейшего благополучия.

Если говорить о писательском стиле Джейн Остин, то, безусловно, она утонченный психолог, разбирающийся как в душах людей, так и в бытовых проблемах, о чем можно судить по ее произведениям. Причем Джейн привыкла приправлять свои рукописи долей иронии и сарказма. Хотя просвещенческая и викторианская эпохи минули сотни лет назад, такие человеческие пороки, как лицемерие, алчность, гордыня, похоть, лень и т.д. не канули в лету.


Все это было даже во времена роскошных балов и литературных салонов. Например, можно вспомнить, как ненависть миссис Беннет к Дарси в мгновение ока преобразуется в восторженные чувства после известия о том, что молодой человек собирается сделать предложение руки и сердца ее дочери («Гордость и предубеждение»). Таким образом, Джейн разбивала в пух и прах стереотипы, которые складывались у читателей сентиментальных романов.

Личная жизнь

Личная жизнь английской романистки наполнена тайнами и загадками. Например, биографы и по сей день не знают истинную внешность Леди. Одни источники утверждают, что она была прелестной барышней, другие описывают ее как пухлую простушку, которую братья дразнили в детстве, дергая за щеки. О характере девушки тоже ходят расхожие мнения: то она предстает чопорной и строптивой девицей, то, наоборот, чуткой и обаятельной дамой с мягким голосом и добрым характером. О внешности Джейн можно судить по портрету, который выполнила Кассандра в 1810 году.


Романистка подарила миру изящные истории любви, однако сама так и не обрела счастье. Ее жизнь перевернулась в 1796 году. Томас Ланглуа Лефрой, образованный молодой человек, выходец из гугенотов, приехал погостить к своим родственникам, которые по иронии судьбы жили неподалеку от Остинов. Томас пленил сердце писательницы, мимолетная страсть вылилась в непродолжительный роман, который как быстро начался, так быстро и угас. По семейному сказанию, отношения молодых людей зашли в тупик из-за недовольства тетушки Лефроя. Позже современники говорили, что эти события нашли отголоски в «Доводах рассудка», однако Томас говаривал, что любил Джейн «детской любовью» – отношения для него ничего не значили.


А вот Остин не руководствовалась доводами разума, а превратилась в сентиментальную девушку, которая днями и ночами вспоминала свою безответную любовь, ведь, как говаривал устами Евгения Онегина, «чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». Пока романистка страдала, Томас без труда наладил свою личную жизнь: он стал верховным судьей Ирландии и женился на богатой особе Мэри, которая подарила супругу восьмерых ребятишек.


А вот у молодого человека Харриса Бигга было все донельзя наоборот: парень любил Джейн. На предложение руки и сердца девушка ответила согласием, но побыла невестой только один день: Остин не помогло лекарство времени, она не забыла Томаса, поэтому леди променяла будущее на иллюзорное прошлое. Девушка так и не сумела почувствовать себя любящей женой и познать прелесть материнства, ведь детей у романистки не было. В свободное от литературы время Джейн занималась шитьем и помогала матери по дому.

Смерть

Джейн Остин страдала болезнью Аддисона (недостаточность коры надпочечников). Судя по клиническому описанию, этот недуг может протекать несколько лет без симптомов и оставаться незамеченным, однако прогрессирует из-за стрессовых ситуаций или иных заболеваний. У пациента нарушается аппетит, появляются тошнота, потеря веса, тетания и т.д.


Писательница ушла из жизни летом 1817 года на 42-м году жизни. Она прибыла в Уинчестер на лечение, но девушке так и не удалось справиться с болезнью. Джейн не успела завершить произведения «Сэндитон», «Уотсоны» и «Леди Сьюзан». Роман «Нортенгерское аббатство» был опубликован посмертно.

Фильмы

Неудивительно, что наполненные смыслом произведения Остин не раз экранизировались.

Поучаствовали в мелодраме «Гордость и предубеждение». Эмма Томпсон вновь выступила в роли сценариста и предпочла изменить диалоги из рукописного оригинала.
Энн Хэтэуэй в фильме "Джей Остин", 2006 год

  • В 2006 году выходит биографический фильм Джулиан Джаррольд «Джейн Остин», повествующий об отношениях писательницы и Лефроя. Амплуа романистки сыграла , а в ее возлюбленного перевоплотился .
  • В 2008-ом режиссер Дэн Зефф представил на суд зрителей мини-сериал «Ожившая книга Джейн Остин» с Джемаймой Рупер и Эллиотом Кауэном в главных ролях.
  • В этом же году вышел фильм Джереми Лавринга «Любовные неудачи Джейн Остин».

Библиография

  • «Любовь и дружба» (1790);
  • «История Англии» (1791);
  • «Три сестры» (1792);
  • «Чувство и чувствительность» или «Разум и чувства» (1811);
  • «Гордость и предубеждение» (1813);
  • «Мэнсфилд-парк» (1814);
  • «Эмма» (1815);
  • «Доводы рассудка» (1817);
  • «Нортенгерское аббатство» (1818).
  • «Прекрасная Кассандра»;
  • «Леди Сьюзан»;
  • «Уотсоны»;
  • «Сэндитон»;
  • «Замок Лесли»

Даша Татаркова

НА РОССИЙСКИЕ ЭКРАНЫ ВЫШЛА ЭКРАНИЗАЦИЯ «ГОРДОСТИ, ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ И ЗОМБИ» - пародийного романа, в котором героини Джейн Остин пытаются выжить во время зомби-апокалипсиса. Несмотря на безумную завязку, литературный мэшап оказался в меру остроумным, а в его адаптации согласились сыграть Лили Джеймс и Лена Хиди. Джейн Остин уже почти двести лет остаётся константой мировой культуры: её работы продолжают изучать и интерпретировать снова и снова. Для всех, кто хотел бы лучше понять вселенную королевы английской литературы, рассказываем, как она жила, кого читала, о чём писала и что же из всего это получилось.

Тётушка Джейн

Из-за привычки жителей XIX века держать семейные тайны под замком о Джейн Остин известно не так много. Несмотря на неиссякающий интерес к её персоне, до нас дошли лишь общие факты. Публикации под псевдонимом позволили ей вести достаточно скрытную жизнь, при том, что Остин поддерживала активную переписку с друзьями и родственниками. Однако самые интересные подробности так и канули в Лету после смерти писательницы вместе с письмами - их сожгла её сестра Кассандра из уважения к личной жизни Остин.

Долгое время о жизни Джейн Остин строили представление по биографии, написанной её племянником Джеймсом Эвардом Остином-Ли. Для него она была в первую очередь тихой и скромной «тётушкой Джейн». И хотя Остин действительно ценила размеренный семейный уклад, это описание едва ли проливает свет на глубину её характера. Биография Остина-Ли тем не менее стала ключевой для признания Остин как писательницы: после её публикации на родине началась настоящая мания. Современные биографы, не стеснённые обязательствами семейной чести, стараются копнуть глубже, включая сохранившиеся письма в исследования и рассматривая Джейн Остин в социальном, историческом и даже политическом контексте.

Джейн Остин родилась в небогатой семье джентри, самого низкого дворянского сословия, её отец был священником, занимавшимся в том числе фермерством. У Остин было шестеро братьев и сестра Кассандра, которая, как и Джейн, так и не вышла замуж, всю жизнь оставаясь её лучшим другом. Остин недолго училась в нескольких школах, но оканчивала образование под присмотром отца дома, где пользовалась его библиотекой. Семья несколько раз переезжала, так что Джейн успела пожить в том числе в курортном Бате, кипевшем культурной жизнью. В детстве она чуть не умерла от тифа, и некоторые предполагают, что причиной смерти писательницы в 41 год стал именно его рецидив, хотя правдоподобных версий её болезни несколько.

ДЖейн Остин

родилась в 1775 году в Стивентоне, жила в Бате и Чоутене. Скончалась писательница в Уинчестере, куда приехала на лечение

«Я хочу, чтобы люди были не очень приятными, это избавит меня от труда слишком сильно их любить»

из письма сестре Кассандре


Слева направо:
дом писательницы в Стивентоне; первая иллюстрация к «Гордости и предубеждению», напечатанная в издании 1830 года

Джейн Остин писала всю свою жизнь. Её семья поощряла чтение, и ещё в молодости Остин зачитывала им вслух свои рассказы. Сохранилось несколько юношеских произведений Остин, пародировавших сентиментальную прозу, смелая попытка в эпистолярном жанре «Леди Сьюзан», а также два незаконченных романа: «Утсоны» и «Сэндитон». При жизни Остин удалось напечатать четыре книги: «Разум и чувства», ставшую её дебютом, «Гордость и предубеждение», «Мэнсфилд-парк» и «Эмму». Она подписывалась просто - «A Lady». На протяжении жизни Остин постоянно возвращалась к своим работам и вносила в них правки. Посмертно вышли «Нортенгерское аббатство» и «Доводы рассудка».

Поскольку Кассандра уничтожила большую часть их с Джейн переписки, о личной жизни романистки можно только строить разной смелости догадки. Известно, что у Джейн был непродолжительный роман с племянником её соседей Томом Лефроем, которого она в письмах называла «мой ирландский друг», однако его родители не были заинтересованы в столь невыгодном браке. И хотя велик соблазн свести романтические истории Остин к её собственному печальному опыту, о драматичности этого происшествия можно только догадываться, а верить вольному рассуждению на тему в «Джейн Остин» с Энн Хэтэуэй в главной роли совершенно необязательно. Хотя Джейн однажды получила предложение руки и сердца, она его отвергла, поскольку не хотела выходить замуж из прагматических соображений и отвлекаться от писательского дела.

Те же письма Остин, что сохранились, показывают её как ироничную, умную и живую женщину, а не просто любительницу тихой домашней жизни. Несмотря на то, что семья Остин по большей части занималась тем, что общалась с многочисленными друзьями и родственниками, писательница видела в этом не столько комфорт, сколько возможность для исследования человеческой натуры. Благодаря брату Генри у неё было множество самых разных знакомых, и все они отмечали её исключительно живой ум. Письма Остин представляют её как человека с невероятно ироничным отношением к себе и жизни, глубоко чувствующего и видящего недостатки общества вокруг.

Библиотека Хантингтона

в Калифорнии, в которой, например, хранится первое издание «Гамлета», недавно приобрела ранее не изданные
письма, стихи и другие материалы писательницы

Что читать

Jane Austen: A Life

The Real Jane Austen:
A Life in Small Things

Jane Austen’s Letters

Разум против чувств

Когда Джейн Остин только начинала писать, в литературе царили возвышенный сентиментализм, преклонявшийся перед природой, и романтизм, который ставил яркие страстные чувства превыше всего. Однако социальные и политические перемены не прошли даром: всё больше женщин не боялось заниматься писательством, а засилье сентиментальной прозы потеснил реализм с Диккенсом во главе, работавшим, правда, уже после жизни писательницы. Примерно в то же время, что и Остин, писали такие выдающиеся женщины-авторы, как Фанни Берни, Анна Радклиф, Мэри Хейз, Элизабет Гамильтон, Мария Эджуорт, Мэри Шелли, которая, кстати, издала свою первую книгу аккурат в год смерти Остин.

Остин была предвестницей реализма, противопоставляя себя сентиментализму и романтизму и предпочитая иронию, пародию и бурлеск. Для писательницы это было принципиально: её комедийные сюжеты позволяли не стеснять женщин жёсткими рамками привычных образов порочности или, наоборот, невинности и прописывать сложные, изменяющиеся характеры. Хотя довольно долго работы Остин было принято относить к романам нравов, сегодня очевидно, что в них скрыто гораздо больше, чем просто наставления, и уже одна мастерская ирония Остин добавляет им не заметной на первый взгляд глубины.

Джейн Остин называют себя «джейнистами»

«Решительно, нет большего удовольствия, чем чтение!»

«Гордость и предубеждение»

Писательница обращалась к темам, которые волновали её саму, - той же несправедливой женской зависимости от мужчин, не только моральной, но и экономической. Она использовала личный опыт: поскольку Остин так и не вышла замуж, это означало, что она до конца дней будет жить на попечении родителей и братьев. Зачастую писательница строила сюжет вокруг пары персонажей, например сестёр, поскольку отношения с собственной сестрой Кассандрой всегда были для неё важнее всего. Многие героини Остин так же нежно дружат со своими отцами, как и Джейн в реальной жизни. Папа писательницы обучал её и поощрял любовь к чтению, так что тема важности женского образования, в то время не слишком распространённого, кочует из романа в роман.

Что читать

Celebrating Pride and Prejudice: 200 Years of Masterpiece

Susannah Fullerton

Understanding Austen: Key Concepts in the Six Novels

Growing Older with Jane Austen

Портрет эпохи

Жизнь писательницы пришлась на георгианскую эпоху, то есть время правления английских королей - почти всех их (кроме последнего), как несложно догадаться, звали Георг. Романы Остин были напечатаны в короткий период Регентства, самый конец эпохи, когда сын больного и обезумевшего короля принял на себя полномочия. Принц-регент, кстати, как и вся модная аристократия, был большим поклонником писательницы и как-то даже «попросил» (на деле такие просьбы, конечно, не обсуждалась) посвятить ему роман. В книгах Остин много социального контекста, но понять по ним историческую обстановку довольно трудно. Главным потрясением тех лет, безусловно, была Французская революция, перевернувшая в Европе всё с ног на голову. Британская империя тем временем зализывала раны, только-только лишившись американских колоний. Впрочем, в текстах Остин несложно найти следы наполеоновских войн: не зря многие её персонажи - военные.

«Его королевскому высочеству, принцу-регенту, наипочтительнейше посвящает эту работу с позволения его королевского высочества преданный и покорный слуга его королевского высочества автор»

По просьбе принца-регента Остин написала ему посвящение


Сельский пейзаж того времени выглядел примерно так, как на этой картине Джона Констебла

Остин писала о том, чему она становилась свидетелем изо дня в день, - о провинциальной дворянской жизни. Ни индустриальный скачок, ни исторические встряски их семьи почти не коснулись. Писательница также часто описывала места, в которых бывала сама, например Бат, в котором провела несколько лет. И хотя семья Джейн жила достаточно скромно, у писательницы было неплохое представление и о джентри, и о куда более обеспеченном дворянстве: благодаря брату Генри у неё было много знакомых разных профессий и статусов. Помимо военных и дворян у Остин часто появляются священники, поскольку она сама выросла в клерикальной семье.

О том, как была устроена жизнь дворянства и джентри, можно судить и по самой Остин, которая имела доступ к отличной библиотеке, любила шить и читать своей семье вслух - примерно так предполагалось вести себя образованной женщине того времени. По её работам - о загородной жизни аристократии, которую занимали балы, прогулки, разговоры. Охота, политика и верховая езда были уделом мужчин, а чтение, музыка, рисование, вышивание - женщин. При этом во время Регентства искусство процветало, так что читали в том числе своих современников, производивших фурор: безусловно, известного своими скандальными похождениями лорда Байрона, а также Вальтера Скотта или Марию Эджуорт.

Что читать

Jane Austen’s
Country Life

The List Lover’s Guide
to Jane Austen

Jane Austen’s England

Roy and Lesley Adkins

Права женщин

На переломе веков идея равноправия мужчин и женщин уже не была в новинку, во что сложно поверить, поскольку на практике это едва ли находило применение. Тем не менее ещё в 1792 году вышел труд писательницы Мэри Уолстонкрафт «В защиту прав женщин», одна из первых философских феминистских работ. Во времена, когда единственным способом для женщины обеспечить себе жизнь оставалось замужество, Уолстонкрафт выдвинула идею, что мужчины и женщины по рождению своему равны - и только недоступность образования не даёт им добиться высот. К сожалению, двести лет спустя не все ещё соглашаются с этим, казалось бы, бесспорным фактом. Работа Уолстонкрафт имела огромный резонанс, и, вероятно, её читала и Остин. В одно время с ней жили сразу несколько заметных писательниц-феминисток, в том числе и Мэри Эстел, также выступавшая за равные права, и Кэролайн Нортон, чьё дело дало женщинам право голоса в бракоразводных процессах.

«Дайте девочке образование и надлежащим образом подготовьте её к вступлению
в жизнь - ставлю десять к одному, всё наладится без дополнительных расходов
с чьей-либо стороны»

«Мэнсфилд-парк»


Слева направо: титульный лист «В защиту прав женщин»; портрет Мэри Уолстонкрафт, 1797

Когда речь заходит о феминизме в романах Остин, исследователи до сих пор тонут в спорах и находят подтверждения разным направлениям мысли того времени. Однако, какими бы ни были частности, нельзя не заметить независимость, объединяющую её героинь. Остин не была столь прямолинейна, чтобы провозгласить равноправие между мужчинами и женщинами - но она не скрывала своего недовольства его отсутствием на практике. Используя фирменную иронию, она давала героиням играть по своим правилам: в остроумии, моральной независимости, гордости и разумности они ничем не уступают мужчинам и не боятся им отказывать вопреки приличиям.

В глазах общества Остин оставалась, если не старой девой, то уж точно милой «тётушкой Джейн», поскольку так и не вышла замуж. На деле же она была молодой женщиной, искавшей способы реализовать себя вне игры на пиано-форте и поддержать финансово - так она решилась издать свои романы. Для Остин было критично то, как её современницы были скованы экономически и в рамках закона, и последствия этой несправедливости зачастую переживали её героини.

Остин знаменита тем, что использовала романтические клише против самого жанра и с их помощью подчеркивала несостоятельность роли, которую они навязывали женщине. И хотя героини писательницы по законам сказки всё-таки выходят замуж, феминистский тон произведений Остин работает исподволь. Эмма с самого начала - настоящая хозяйка дома, уверенная в себе, наслаждающаяся своей независимостью. Элизабет Беннет не просто саркастична, она дважды отказывает предложениям и уважает чужой выбор, даже если с ним не согласна; ей вторят делающие выбор вопреки Фанни Прайс и Энн Эллиот. Мэриэн Дэшвуд и вовсе отказывается подчиняться нормам приличия, а сестринские отношения с Элинор остаются выше всех привязанностей.

В 2017 году

портрет Остин появится на 10-фунтовой банкноте

Что читать

The Madwoman
in the Attic

Sandra M. Gilbert
and Susan Gubar

Jane Austen, Feminism and Fiction

Margaret Kirkham

Jane Austen: Women, Politics, and the Novel

Claudia L. Johnson

Учебник моды

Кино и сериалы сделали одежду, в которой ходят герои Остин, синонимичной тому, как одевалась аристократия в XIX веке. На деле это мода совсем короткого периода, которую быстро сменила викторианская строгость. Одежда времени Регентства напрямую отражала недавние события в Европе. После Французской революции пришла мода на неоклассицизм, так что силуэты платьев стали свободными, напоминая об античных одеяниях.

С одной стороны, так европейская знать всеми силами старалась дистанцироваться от образа поверженной французской аристократии, предпочитавшей дорогие тяжёлые ткани, излишества и парики. С другой - новый стиль рифмовался с обретённой свободой мысли и нежеланием загонять себя в строгие рамки пусть и, вполне буквально, корсетов. На рубеже веков отношение к одежде было невероятно утилитарным, однако, благодаря промышленной революции стало возможным всё быстрее адаптироваться к веяниям: цвета стали ярче, появились вычурные мотивы, а ухватить текущие тренды стало делом первой необходимости.

«Женщина наряжается только для собственного удовольствия. Никакой мужчина благодаря этому не станет ею больше восхищаться, и никакая женщина не почувствует к ней большего расположения»

«Нортенгерское аббатство»


Слева направо: автопортрет художницы Ролинды Шарплс, 1820; «Мадам Пьер Серизья (в девичестве Эмилия Пекуль) с сыном Эмилем», 1795, в модной тогда шляпе

Джейн родилась в семье сельского пастора Джорджа Остина и его супруги Кассандры в городе Стивентоне, графстве Хемпшир, 16 декабря 1775 года. У нее было шесть братьев и старшая сестра, которую, как и мать, звали Кассандрой. Семья была небогатой, и Джордж Остин, на плечи которого легла забота о многочисленных отпрысках и жене, вынужден был брать дополнительную работу — он принимал на дому учеников и готовил их к поступлению в Оксфорд. Джордж Остин был человеком начитанным и хорошо образованным, любовь к книгам он привил и своим детям. Джейн была очень привязана к отцу — позже эту линию отношений она перенесет и в свои романы.

Атмосфера в семье была теплой и творческой: помимо чтения книг и рукоделия, дети разыгрывали домашние спектакли, сценарии для которых придумывали сами. Джейн, обнаружившая в юном возрасте склонность к писательству, зачитывала братьям и сестрам отрывки из своих стихов и пьесок. Один из братьев, Генри, с которым Джейн была особенно близка, впоследствии взял на себя роль ее литературного агента.

Мисс Джейн Остин. (wikipedia.org)

Когда Джейн было 8 лет, их с Кассандрой отправили в пансион, где девочек учили языкам, танцам и музыке. В школе сестры тяжело переболели — заразились сыпным тифом. Вскоре финансовое положение семьи ухудшилось, и девочки не могли больше продолжать обучение. Их дальнейшим образованием занимались отец и братья. Джейн также черпала знания из книг, которых, благо, было предостаточно в домашней библиотеке.

В 14 лет Джейн написала пародийную комедию «Любовь и дружба», ироничное повествование о быте и нраве барышень 18 века. Тогда же она всерьез решила заниматься литературой и начала работу над романом в эпистолярном жанре «Леди Сьюзан». Он повествует о вдове, которая озабочена тем, как бы удачнее пристроить дочь и самой повторно выйти замуж. Книга так и не была опубликована при жизни писательницы.

Помимо увлечения литературой, у Джейн были вполне обыкновенные интересы для молодой девушки того времени. Она любила наряды, шляпки и, конечно, танцы. В многочисленных письмах к сестре встречается множество милых деталей, вроде того, какие кружева и ленты ей удалось купить для пошива нового бального наряда. Кстати, она была отличной портнихой и позже, когда отец семейства скончался, обшивала родных и зарабатывала своим мастерством на жизнь.

О личной жизни Джейн Остин, женщины, которая создала целый мир дамского романа, доподлинно известно совсем немного. Отчасти в этом виновна Кассандра, которая после смерти сестры уничтожила львиную долю ее корреспонденции. И хотя руководствовалась она добрыми намерениями — некоторые письма содержали, вероятно, информацию слишком личного характера, для исследователей жизни писательницы это стало огромной потерей и проблемой.


Одно из писем Джейн к Кассандре. (wikipedia.org)

Лефрой. Он был родом из Ирландии, учился на юриста и приходился родственником ближайшим соседям Остин. Назвать их отношения полноценным романом, пожалуй, нельзя. Даже по меркам конца 18-го века. Молодые люди несколько раз танцевали на балу, о чем Джейн рассказала в письме Кассандре: «Я с ужасом хочу поведать о том, как мы вели себя с моим ирландским приятелем. Представь себе все самое распутное и шокирующее, что только может быть, когда двое танцуют или сидят рядышком. Впрочем, мне представится только одна возможность еще раз показать себя, потому что он уезжает из страны вскоре после следующей пятницы, когда мы должны танцевать на балу. Он настоящий джентльмен: привлекательный, приятный молодой человек, уверяю тебя. Правда, я мало что еще могу о нем сказать, ведь мы почти не встречались, не считая тех трех балов».

В дальнейших посланиях Джейн еще несколько раз возвращалась к описанию Лефроя, рассказывала о его планах и увлечениях. Не знала она только одного: Том уже несколько лет был влюблен в сестру своего школьного приятеля, и молодые люди собирались пожениться. Вскоре после возвращения Лефроя в Ирландию они обручились.

История взаимоотношений Джейн и Тома была впоследствии приукрашена и сильно романтизирована. Судя по записям Остин, у нее были некоторые мечты относительно Лефроя. Она надеялась встретить его в Лондоне, когда их семья останавливалась там на некоторое время. Вероятно, они могли видеть друг друга еще один раз — в городе Бат, куда затем переехали Остин. Но это было уже 8 лет спустя. Том к тому времени был глубоко женат на той самой девушке, сделал неплохую карьеру, и вряд ли сокрушался о Джейн. Впрочем, по воспоминаниям его племянника, Томаса Эдварда Престона Лефроя, он однажды спросил дядю, были ли у него какие-то чувства к Остин. Том, которому на тот момент было за 50, ответил, что был влюблен в нее, однако это была незрелая, «мальчишеская» любовь. Он также чувствовал себя несколько виноватым в том, что, вероятно, позволил ей надеяться на нечто большее. Так или иначе, но к 1798-му году историю Джейн и Тома можно было считать закрытой.


Томас Лефрой. (wikipedia.org)

Хэпии-энда не случилось, но этот грустный опыт пошел на пользу творчеству. Джейн начала работу над романом с черновым названием «Первые впечатления», который впоследствии стал той самой, хорошо известной нам всем историей о гордости и предубеждении. Черновик был закончен в 1799-м году.

В то же время отец Джейн предпринял попытку опубликовать один из ее романов. Он отправил копию в издательство, которым владел человек по имени Томас Каделл, однако последний отослал рукопись обратно, даже не удосужившись прочитать ее.

«Нортенгерское аббатство» стало первой книгой, которую Остин самостоятельно подготовила для публикации. Первоначально Джейн удалось продать рукопись книготорговой компании за 10 фунтов, но по какой-то причине было принято решение роман не выпускать. Остин попросила вернуть манускрипт, издатель же потребовал взамен свои деньги. Джейн, которая на тот момент находилась в стесненных обстоятельствах, вынуждена была оставить книгу в распоряжении компании на неопределенный срок. Рукопись была выкуплена только несколько лет спустя, а издана уже после смерти писательницы.

Первым опубликованным романом Остин стали «Чувство и чувствительность». Генри, любимый брат Джейн, отправил оригинал издателю Томасу Эгертону, который согласился выпустить книгу. Это случилось только в 1811-м году. Роман получил хвалебные отзывы и принес Остин неплохую прибыль. К этому времени глава семьи скончался, и дети, в частности, сыновья, вынуждены были взять на себя заботу о благополучии матери и сестер. «Чувство и чувствительность» были так популярны, что Эгертон принял решение выпустить следом «Гордость и предубеждение». Книга была раскуплена практически моментально. Вслед за этим романом свет увидели «Мэнсфилд -парк» и «Эмма».

Творческие успехи, безусловно, удовлетворяли амбиции Джейн, но вот в любовной жизни царило затишье. После истории с Лефроем Остин получила всего лишь одно предложение руки и сердца. Оно поступило от друга детства Джейн и достаточно обеспеченного мужчины — Харриса Биг-Уизера в 1802-м году. Поразмыслив над своим положением, Остин ответила согласием, однако практически сразу же передумала, и на следующее утро сообщила о том, что отзывает свой положительный ответ. Более о браке она не задумывалась. Сестра Кассандра тоже так никогда и не вышла замуж. Ее жених, который отправился в военную экспедицию, чтобы заработать денег на свадьбу, погиб еще в 1797-м году.


Джеймс Макэвой и Энн Хэтуэй в фильме «Джейн Остин». (wikipedia.org)

Итак, Джейн фактически объявила себя старой девой. Впрочем, она совершенно не стеснялась подобного статуса и даже специально носила чепец, чтобы подчеркнуть осознанный выбор оставаться в одиночестве. Откуда же мисс Остин черпала вдохновение, описывая страсти, кипевшие в душе ее героев? Отчасти — из книг, отчасти — из жизни своих близких. Она была очень наблюдательна, умела слушать и сопереживать. Будучи тонким эмпатом с развитой фантазией, Джейн с легкостью примеряла на себя различные роли. После оглушительного успеха первых романов наступила некоторая пауза. Второе издание «Мэнсфилд-парк» продавалось уже не так хорошо. Братьев Остин также постигла денежная неудача, и финансовая ситуация семьи стала критичной. В надежде исправить положение, Джейн начала работу над романом «Братья», успев написать 12 глав, однако завершить книгу ей так и не удалось.

На 41-м году жизни здоровье Джейн резко ухудшилось. Она ослабла, практически не могла выполнять ежедневную простейшую рутину, все реже вставала с постели. Позднее исследователи придут к выводу, что у Остин, скорее всего, был рак, который дал метастазы. Она медленно угасала и умерла 18 июля 1817 году окруженная любящими братьями, сестрами и племянниками.

) - и , член (с года).

  • Излюбленным способом тратить деньги была для Кавендиша благотворительная деятельность. Как-то раз, узнав, что студент, помогавший ему упорядочивать библиотеку, оказался в трудной финансовой ситуации, Кавендиш немедленно выписал ему чек на 10 тысяч фунтов - сумму по тем временам громаднейшую. Подобным образом он поступал всю жизнь - и, тем не менее, всегда располагал миллионами фунтов стерлингов, будто обладал сказочным «неразменным рублем». Кое-кто полагает, что сие неисчерпаемое богатство принесли ему успешные занятия , но это, разумеется, лишь предположение.
  • Кавендиш вёл себя по отношению к окружающим, по меньшей мере, странно: он не переносил, когда кто-либо к нему обращался, а уж если с ним заговаривал на улице какой-нибудь незнакомец, Кавендиш молча отворачивался, подзывал кэб и немедленно возвращался домой. Женщин он вообще считал какой-то разновидностью людей, с которой не желал иметь ничего общего. К дому он приказал пристроить наружную лестницу и велел слугам пользоваться только ею. Тех же из них, кто осмеливался воспользоваться внутренней, он немедленно увольнял.
  • Рассказывают такой случай. Однажды Кавендиш ужинал в клубе Королевского научного общества. В это время в окне расположенного напротив дома появилась молодая красивая женщина и принялась рассматривать проезжающие экипажи. Многие из присутствующих в клубе мужчин подошли к окну, чтобы получше её разглядеть. Решив почему-то, что они любуются полной луной, Кавендиш было к ним присоединился, но поняв свою ошибку, тут же покинул клуб, вслух выражая своё отвращение к происходящему.
  • Завещание учёного содержало категорическое требование, чтобы склеп с его гробом сразу после похорон был наглухо замурован, а снаружи не было никаких надписей, указывающих, кто в этом склепе похоронен. Так и было сделано. Кавендиша похоронили года в соборе в . Ни осмотра тела, ни трупа не производили. И ни одного достоверного портрета Кавендиша тоже не сохранилось.
  • Большинство научных работ Кавендиша не публиковалось вплоть до года, и даже сейчас несколько ящиков, заполненных рукописями и приборами, назначение которых не поддается определению, остаются неразобранными. А то немногое, что известно, выглядит весьма необычно. Кавендиш проводил научные эксперименты, на целые столетия опережая своё время. Так, например, он рассчитал отклонения световых лучей, обусловленные массой

Дата рождения: 10.10.1731
Гражданство: Великобритания

Биография

Английский физик и химик, член Лондонского королевского общества (с 1760 г.). Родился в Ницце (Франция). Окончил Кембриджский университет (1753 г.). Научные исследования проводил в собственной лаборатории.

Работы в области химии относятся к пневматической (газовой) химии, одним из создателей которой он является. Выделил (1766 г.) в чистом виде углекислый газ и водород, приняв последний за флогистон, установил основной состав воздуха как смесь азота и кислорода. Получил окислы азота. Сжиганием водорода получил (1784 г.) воду, определив соотношение объемов взаимодействующих в этой реакции газов (100:202). Точность его исследований была столь велика, что позволила ему при получении (1785 г.) окислов азота посредством пропускания электрической искры через увлажненный воздух наблюдать наличие "дефлогистированного воздуха", составляющего не более 1/20 части общего объема газов. Это наблюдение помогло У. Рамзаю и Дж. Рэлею открыть (1894 г.) благородный газ аргон. Свои открытия объяснял с позиции теории флогистона.

В области физики во многих случаях предвосхитил более поздние открытия. Закон, согласно которому силы электрического взаимодействия обратно пропорциональны квадрату расстояния между зарядами, был открыт им (1767 г.) на десять лет раньше французского физика Ш. Кулона.

Экспериментально установил (1771 г.) влияние среды на емкость конденсаторов и определил (1771 г.) значение диэлектрических постоянных ряда веществ. Определил (1798 г.) силы взаимного притяжения тел под влиянием тяготения и вычислил тогда же среднюю плотность Земли. О работах Кавендиша в области физики стало известно лишь в 1879 г. - после того как английский физик Дж. Максвелл опубликовал его рукописи, находившиеся до этого времени в архивах.

Именем Кавендиша названа организованная в 1871 г. физическая лаборатория в Кембриджском университете.

По материалам биографического справочника "Выдающиеся химики мира" (авторы Волков В.А и др.) - Москва, "Высшая школа", 1991 г.

Штрихи к портрету

Рожденный в Ницце 10 октября 1731 года, Генри Кавендиш происходил из знаменитого англо-норманнского рода. Живший в молодости бедно и располагавший довольно скромным достатком, после смерти он оставил огромное богатство. Известно, что его состояние это не возникло в результате каких-либо финансовых операций. Сохранилось письмо из банка, где Кавендиш держал очень небольшую часть своих денег. В этом письме банк предлагал ему поместить туда и остальную часть состояния, обещая самые выгодные условия. Ответ сэра Генри был однозначен: "Занимайтесь деньгами, которые я депонировал в вашем банке, а от остальных держитесь подальше. Если же вы не знаете, что с ними делать, я их охотно заберу. И если вы еще хоть раз меня потревожите, я незамедлительно это сделаю".

Излюбленным способом тратить деньги была для Кавендиша благотворительная деятельность. Как-то раз, узнав, что студент, помогавший ему упорядочивать библиотеку, оказался в трудной финансовой ситуации, Кавендиш немедленно выписал ему чек на 10 тысяч фунтов - сумму по тем временам громаднейшую. Подобным образом он поступал всю жизнь - и, тем не менее, всегда располагал миллионами фунтов стерлингов, будто обладал сказочным "неразменным рублем". Кое-кто полагает, что сие неисчерпаемое богатство принесли ему успешные занятия алхимией, но это, разумеется, лишь предположение.

В феврале 1753 г. Кавендиш закончил престижный Кембриджский университет. Но, будучи одним из самых выдающихся ученых XVIII века, никакой ученой степени он так и не получил. Одно из возможных объяснений: в те времена всякий выпускник Кембриджа не мог быть неверующим, а атеизм Кавендиша был общеизвестен. Но причина могла быть и иной.

Трудно, однако, объяснить другой необычный факт: Кавендиш, не имевший, как уже говорилось, никакой ученой степени и не опубликовавший ни одного научного труда, был в возрасте 29 лет принят в Королевскую академию наук.

В 1773 году, через 20 лет после окончания Кембриджа, Кавендиш, уже будучи к тому времени сказочно богат, поселился в Клапхэм Коммон, на улице, которая сегодня носит его имя. Именно с тех пор ученый начал вести себя по отношению к окружающим, по меньшей мере, странно: он не переносил, когда кто-либо к нему обращался, а уж если с ним заговаривал на улице какой-нибудь незнакомец, Кавендиш молча отворачивался, подзывал кэб и немедленно возвращался домой.

Женщин он вообще считал какой-то разновидностью людей, с которой не желал иметь ничего общего. К дому он приказал пристроить наружную лестницу и велел слугам пользоваться только ею. Тех же из них, кто осмеливался воспользоваться внутренней, он немедленно увольнял.

Рассказывают такой случай. Однажды Кавендиш ужинал в клубе Королевского научного общества. В это время в окне расположенного напротив дома появилась молодая красивая женщина и принялась рассматривать проезжающие экипажи. Многие из присутствующих в клубе мужчин подошли к окну, чтобы получше ее разглядеть. Решив почему-то, что они любуются полной луной, Кавендиш было к ним присоединился, но поняв свою ошибку, тут же покинул клуб, вслух выражая свое отвращение к происходящему.

Но однажды он, не задумываясь, бросался на защиту женщины. Как-то раз, находясь в Клапхэме, Кавендиш увидел, как на лугу женщина пытается убежать от разъяренного быка. Он мгновенно поспешил на помощь, бросился между женщиной и животным и сумел его отогнать. Затем, не ожидая благодарности, повернулся и молча ушел.

С управителем своего дома он общался только путем переписки. Так, например, в одном из своих меморандумов он пишет: "Я пригласил на обед нескольких джентльменов и хотел бы, чтобы каждому из них был подан бараний окорок. А поскольку я не знаю, сколько окороков бывает у барана, попрошу Вас самого разобраться с этим вопросом".

Поговорить с ним было совершенно невозможно, так как он просто поворачивался спиной к пытающемуся это сделать и уходил. По слухам, у него все же было несколько друзей, но никакой информации о них не имеется.

На протяжении 30 лет Кавендиш вел жизнь, подробности которой и по сей день почти неизвестны. Он носил фиолетовый, совершенно выцветший костюм, парик в стиле XVII века и всегда прятал лицо. В деревню же он ездил на экипаже, оборудованном счетчиком его собственной конструкции, напоминающим современные таксометры.

В один прекрасный день он вызвал слугу и объявил: "Слушай внимательно, что я тебе скажу. Я намерен в скором времени умереть. Когда это произойдет, поезжай к лорду Джорджу Кавендишу и сообщи ему о случившемся". Слуга пробормотал, что не худо бы в таком случае исповедоваться и причаститься. "Понятия не имею, что это такое, - отвечал Кавендиш. - Принеси-ка лучше лавандовой воды и больше здесь не появляйся, пока я не умру".

Когда наследники ознакомились с оставленными Кавендишем документами, оказалось, что покойный владел огромным количеством акций Английского банка - очень даже неплохо для человека, не заработавшего в жизни ни гроша, но, в то же время постоянно щедро сорившего деньгами.

Завещание же ученого содержало категорическое требование, чтобы склеп с его гробом сразу после похорон был наглухо замурован, а снаружи не было никаких надписей, указывающих, кто в этом склепе похоронен. Так и было сделано. Кавендиша похоронили 12 марта 1810 года в соборе в Дерби. Ни осмотра тела, ни вскрытия трупа не производили. И ни одного достоверного портрета Кавендиша тоже не сохранилось.

Большинство научных работ Кавендиша не публиковалось вплоть до самого 1921 года, и даже сейчас несколько ящиков, заполненных рукописями и приборами, назначение которых не поддается определению, остаются неразобранными. А то немногое, что известно, выглядит весьма необычно. Кавендиш проводил научные эксперименты, на целые столетия опережая свое время. Так, например, он рассчитал отклонения световых лучей, обусловленные массой Солнца, за 200 лет до Эйнштейна, и расчеты его почти совпадают с эйнштейновскими. Он точно вычислил массу нашей планеты и был в состоянии выделять легкие газы из атмосферного воздуха. В то же ремя он ничуть не заботился ни о публикации своих работ, ни о каком-либо признании ученым миром.

В 1775 г. он пригласил семерых выдающихся ученых, чтобы продемонстрировать сконструированного им искусственного электрического ската, и дал каждому ощутить электрический разряд, абсолютно идентичный тому, каким настоящий скат парализует свои жертвы. А по завершении показа он, опередивший своих современников Гальвани и Вольта, торжественно объявил приглашенным, что именно эта, продемонстрированная им, новая сила когда-нибудь революционизирует весь мир.

Кавендиш мог определять напряжение тока, касаясь электрической цепи рукой, что указывает на его необыкновенные физические качества. Несмотря на весьма скромные с точки зрения современной науки возможности своей лаборатории, он сумел очень точно вычислить массу Земли. И все эти необычайные, выдающиеся открытия Кавендиш совершил, опираясь даже не на науку своего времени, а пользуясь достижениями средневековой алхимии, языком и символами которой он владел.

Кавендиш был совершенно безразличен к окружающему его миру и никогда не интересовался происходящими в этом мире событиями - даже столь значительными, как Французская революция или наполеоновские войны, прокатившиеся по Европе.

Тем не менее, вряд ли правомерно объяснять его действия обыкновенным чудачеством. И раздавая деньги направо и налево, он вовсе не был филантропом. Да и его неприязнь к женщинам тоже не поддается объяснению. Один из современников Кавендиша, ученый по фамилии Ловекрафт, выразился о нем так: "Его облик - это всего лишь маска. Скрывающееся под ней существо не является человеком". Однако Кавендиш вовсе не был исключением среди выдающихся деятелей XVIII века - работала целая плеяда блестящих ученых, открытия которых опережали их время. Так, скажем, Роджер Боскович опубликовал в 1736 году трактат, в котором можно обнаружить упоминания не только о теории относительности, но и о таких областях знания, о которых науке почти ничего не известно и по сей день - например, о путешествиях во времени или антигравитации.

Среди выдающихся ученых, явно опередивших свое время, Кавендиш не одинок. Его современники Сен-Жермен, Боскович, Бенджамин Франклин, Джозеф Пристли и граф Румфорд тоже находятся в этом ряду. Известно, что люди эти были знакомы друг с другом и состояли в переписке. Вспомним, что Бенджамин Франклин написал Джозефу Пристли (а был это конец XVIII века): "Становится просто не по себе, когда представляешь, какими силами будет владеть челове к через тысячу лет. Он научится лишать силы притяжения крупные массы материи, что придаст им абсолютную легкость и позволит перемещать их без малейшего усилия. В сельском хозяйстве затраты труда намного уменьшатся, а урожаи возрастут. Все наши болезни, включая и старение, будут побеждены. А время жизни человеческой можно будет продлить неограниченно, даже за те пределы, которые известны нам из Библии".

Между 1750 и 1800 годом были сделаны многие открытия, использовать которые тогдашняя наука была просто не в состоянии. Например, английский математик Кейли (Сау1еу) заявил, что, по его мнению, вскоре будет изобретен двигатель, достаточно мощный для того, чтобы поднять в воздух объект тяжелее воздуха. Основываясь на этом предположении, он уже в 1800 году разработал проект самолета. Примерно в тот же период появилась концепция искусственного спутника, который, будучи запущен из гигантской пушки, кружил бы вокруг нашей планеты...