Страны восточной европы до начала 21 века. Страны западной европы и сша в первые послевоенные десятилетия

В истории человечества Европа всегда имела огромное значение. Народы Европы основали могущественные государства, распространившие свою власть на все части света. Но положение в мире быстро менялось. Уже в 1900 г. США, бывшие в начале XIX в. отсталой аграрной страной, выдвинулись на 1-е место в мире по уровню развития промышленного производства. Такому ускоренному продвижению США на господствующие экономические позиции способствовали итоги Первой мировой войны (1914 – 1918), а Вторая мировая война (1939 – 1945) окончательно обеспечила первенство США, которые, благодаря быстрому развитию своей экономики, превратились в ведущую мировую державу. Европа долгое время считалась вторым «центром» современного мира, но это ее не устраивает. Активную деятельность руководителей Евросоюза последнего времени журналисты охарактеризовали очень образно: «Европа жаждет независимости». Речь идет о создании Объединенной Европы, играющей главенствующую роль в мировой экономике и политике. Ее возникновение, быть может, явится наиболее важным событием XXI в.

Европейский Союз (European Union) – крупнейшее региональное объединение, направленное на создание политического и валютно-экономического союза европейских государств с целью устранения всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людей, а также для формирования единой внешней политики и политики в сфере безопасности. В состав Европейского Союза входят 28 государств. В Европейском Союзе создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно-кредитным учреждением.

Основные институты власти Евросоюза :

1. Европейская Комиссия – исполнительный орган Европейского Союза, состоящий из 25 членов (считая президента), которые назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским Парламентом. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующий Генеральный Директорат;

2. Европейский Парламент – собрание из 732 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Депутаты Европарламента изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с Советом Министров по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия);

3. Совет министров – основной орган принятия решений в ЕС, который собирается на уровне министров национальных правительств, и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов: Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д. В рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты ЕС и принимают либо отвергают их путем голосования;

4. Европейский суд – судебный орган ЕС высшей инстанции, регулирующий разногласия между государствами-членами ЕС, между государствами-членами ЕС и самим Европейским Союзом, между институтами ЕС, между ЕС и физическими либо юридическими лицами;

5. Счетная палата (Суд аудиторов) – орган Европейского Союза, созданный с целью проведения аудиторской проверки бюджета ЕС и его институтов;

6. Европейский Омбудсмен занимается жалобами европейских частных и юридических лиц на институты и учреждения ЕС.

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ и с тех пор непрерывно расширяется. Объединенная Европа должна стать инструментом политической централизации. Логика расширения Евросоюза – это политическая логика, т. е. для ЕС важны политические последствия расширения. Многие лидеры европейских стран сегодня признают, что Европу необходимо превратить в сверхдержаву, которая была бы способна отстаивать свои интересы на мировой арене. Объективной основой для объединения европейских государств выступает процесс глобализации – экономической и политической интернационализации мира. «Расширение Европы – это необходимость в глобализующемся мире, – говорил один из руководителей Евросоюза Р. Проди (премьер-министр Италии ( – , май – январь ), между двумя премьерствами был президентом Еврокомиссии ( – )), – и, конечно, оно дает нам огромные политические преимущества. Единственный способ противостоять США и бурно развивающемуся Китаю, а также усилить свое мировое влияние – это образовать сильную объединенную Европу».

В настоящее время Евросоюз уже вплотную подошел к преобразованию в глубоко интегрированное объединение государств с общей наднациональной системой управления, политикой, обороной, валютой и единым экономическим и социальным пространством. Чтобы понять причины создания такого объединения, необходимо учитывать изменения, происходящие в мировой политике, особенности исторического прошлого и современных международных отношений стран Европы. Определяющее значение имеет также состояние природных, демографических и финансовых ресурсов этих стран.

Интеграционный процесс в Евросоюзе идет в двух направлениях – вширь и вглубь . Так, уже в 1973 г. в Европейское экономическое сообщество вошли Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. – Греция, в 1986 г. – Испания и Португалия, в 1995 г. – Финляндия, Австрия и Швеция, в мае 2004 г. – Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Мальта и Кипр. Сегодня в состав ЕС входят 28 стран.

Развитие интеграции вглубь можно проследить на примере изменения хозяйственного взаимодействия стран – участниц Евросоюза:

Первый этап (1951 – 1952) является своего рода вступлением;

Центральное событие второго этапа (конец 50-х – начало 70-х годов XX в.) – создание зоны свободной торговли, затем был создан таможенный союз, крупным завоеванием стало решение проводить единую сельскохозяйственную политику, что позволило установить единство рынка и систему защиты сельского хозяйства стран-союзниц от конкурентов из других стран;

На третьем этапе (первая половина 70-х годов) сферой регулирования стали валютные отношения;

Четвертый этап (с середины 70-х до начала 90-х годов) характеризуется созданием однородного экономического пространства на основе принципов «четырех свобод» (свободное обращение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы);

На пятом этапе (с начала 90-х годов XX в. до настоящего времени) началось формирование экономического, валютного и политического союза (введение единого гражданства ЕС наряду с национальным, единой валюты и банковской системы и др.), подготовлен проект Конституции Евросоюза, которая должна быть утверждена на референдумах всех стран – членов ЕС.

Создание Евросоюза было обусловлено рядом причин , прежде всего тем, что именно в Западной Европе после окончания Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между глобальным характером современной экономики и узкими национально-государственными границами ее функционирования, что выражалось в интенсивной регионализации и транснационализации именно этого региона. Кроме того, вплоть до начала 90-х годов XX в. стремление западноевропейских стран к объединению объяснялось острой конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная политическая причина интеграции состояла в стремлении стран Западной Европы преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность военного противостояния на континенте в будущем. К тому же страны Западной Европы в большей мере и раньше, чем страны других регионов, были подготовлены к тесному экономическому сотрудничеству друг с другом. Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков, сходство их экономических структур, территориальная и социокультурная близость – все это способствовало развитию интеграционных тенденций. Одновременно страны Западной Европы усилением торговых связей и иных форм взаимозависимости пытались компенсировать потерю богатых колониальных владений. Сближение экономик европейских стран на базе связей между их компаниями и рынками преследовало также цель использовать эффект от интеграции для усиления позиций Европы в конкурентной борьбе с другими центрами мировой экономики. При этом самым важным было стремление западноевропейских стран укрепить свои позиции на мировом рынке перед лицом самого мощного конкурента – Соединенных Штатов Америки. Укреплению единства стран западноевропейского региона способствуют и некоторые природные факторы, прежде всего территория. При характеристике географического своеобразия Европы обычно отмечают три главные его черты:

1) относительная компактность территории, что делает европейские страны близкими соседями;

2) приморское положение большинства европейских стран, что определяет преобладание мягкого и влажного морского климата;

3) наличие сухопутных и морских границ между европейскими странами, что благоприятно для развития международного сотрудничества.

Социально-экономическая характеристика современной Европы .

Демографическая ситуация в Европе весьма непроста. За период 1913 – 2000 гг. население Западной Европы увеличилось только в 1,7 раза, всех развитых стран – в 2,4 раза, а население всего мира за это время увеличилось в 4,0 раза. Низкая рождаемость (1,74 ребенка на женщину детородного возраста в Великобритании; 1,66 – во Франции; 1,26 – в Германии) ведет к сокращению численности населения Западной Европы. В некоторых государствах (например, в Австрии, Германии, Дании) в отдельные годы наблюдалось даже абсолютное сокращение населения (смертность превышала рождаемость). Среднегодовые темпы прироста населения в странах Западной Европы в 1991 – 2000 гг. составляли 0,4% (в том числе в Австрии – 0,0%). По расчетам ООН, к середине XXI в. доля европейцев в мире снизится с 12 % (или даже 20% во второй половине XIX в.) до 7%. Ухудшение демографической ситуации в Европе обычно связывают с отказом от традиционного уклада жизни населения. Рост духовного и интеллектуального потенциала различных слоев населения, широкое участие женщин в общественном производстве и социально-экономических процессах приводят к сознательному ограничению рождаемости (этому способствуют и использование новых технологий контроля рождаемости, и легализация абортов). Успехи медицины, повышение уровня жизни и другие факторы обусловили сокращение общей и детской смертности, а значит, увеличение продолжительности жизни и повышение среднего возраста населения. За последние 50 лет продолжительность жизни выросла больше, чем за предыдущие 5000 лет. По приблизительным оценкам, в Великобритании, Франции и других странах до промышленной революции XVII в. люди старше 65 лет составляли 2 – 3% населения, а сейчас в западноевропейских странах их расчитывается 14 – 15%. Большое влияние на европейские демографические ресурсы оказала эволюция семейных отношений, которая проявилась в ряде стран уже в конце XIX – начале XX в. Европа стала пионером в развитии явления, которое демографы назвали «браком по-европейски» (позднее вступление в брак, ограничение количества детей, большой удельный вес разводов и др.). В 80 – 90-х годах XX в. во многих странах Европы уменьшилось количество заключаемых брачных союзов, вырос средний возраст вступающих в брак. В то же время коэффициент разводов (количество разводов на 100 браков, заключенных в течение данного года), например, во Франции возрос втрое. На все эти изменения, которые иногда называют кризисом семьи,

В последние десятилетия в западноевропейских странах происходят огромные изменения в сфере финансовых ресурсов . Этот процесс, который нередко называют финансовой революцией, оказывает большое влияние на процесс объединения Европы. Прежде всего необходимо отметить увеличение роли финансовой деятельности в жизни ведущих европейских стран. Главной причиной этого являются производственно-технический прогресс и интернационализация экономики. Создание ЭВМ и новых средств связи стимулировали развитие разнообразных финансовых институтов, сформировавших за короткое время международные рынки ценных бумаг. На посреднических операциях с этими бумагами выросли огромные состояния. Кто бы ни был их владельцем (рантье, спекулянты, предприниматели), финансовые интересы явно господствуют у них над производственными интересами. Огромный рост значения финансов также связан с расширением торговли и «финансовой инженерии» предприятий, в деятельности которых появились новые инструменты, позволяющие расширить операции с ценными бумагами.

Большие изменения происходят в организации финансовых рынков. Традиционно в Западной Европе существовала двойственная структура, включавшая национальные рынки, где совершались операции между местными резидентами, и иностранные рынки как часть национальных, где функционировали иностранные или смешанные кредитно-финансовые институты. Общей их чертой являлась регламентация деятельности рынков со стороны государств, на территории которых они размещались, контроль, часто жесткий, уполномоченных органов власти. Развитие финансовой глобализации, рост международных перемещений фондовых ценностей привели к возникновению так называемых чистых международных рынков, т. е. рынков, полностью свободных от государственного регулирования. За ними закрепилось название еврорынков. Евровалюта – это любая валюта, которая депонирована в банке за пределами страны происхождения и, таким образом, находится вне юрисдикции и контроля валютных органов этой страны. Наиболее важный вид евробумаг – еврооблигации . По мере роста рынка еврооблигаций международная торговля бумагами зарубежных заемщиков принимает многосторонний характер, тем самым национальные рынки фондовых ценностей выступают как международные. Вторая разновидность бумаг, обращающихся на еврорынках, – это евроакции . Они эмитируются вне национальных фондовых рынков и приобретаются на евровалюту, а потому не входят в сферу контроля национальных рынков.

Сегодня огромная роль в объединении Европы принадлежит единой европейской валюте – евро . Она превращается в серьезного конкурента доллару на международной арене, становится второй мировой валютой, обслуживающей торговые связи между странами, международные капиталопотоки, мировые финансовые рынки. В европейских странах евро решительно победил доллар. Удалось потеснить доллар и на рынках развивающихся стран, включая Латинскую Америку. Руководители Евросоюза отмечают, что только с введением евро американцы начали всерьез размышлять о реальности создания Объединенной Европы. Роль единой европейской валюты определяется общим экономическим и финансовым потенциалом стран Евросоюза. В случае роста курса евро его международное использование будет также расти.

Огромное значение для дальнейшего развития объединительных процессов в Европе имеет общность структур хозяйства западноевропейских стран. «Ядром» европейской интеграции стали ФРГ, Франция, Италия и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, подписавшие в 1958 г. договор об экономическом союзе). Немалую роль в формировании и развитии Евросоюза сыграло определенное единство их социально-экономической структуры . Влияние этого единства сказывается и сегодня, хотя с увеличением количества членов Союза и кандидатов в ЕС положение меняется и нарастают противоречия.

Для стран Западной Европы, и прежде всего тех, которые составляют «ядро» Евросоюза, издавна характерна высокая степень экономической активности государства. В итоге длительного исторического развития в них сложилась совокупность таких факторов, как значительное развитие государственной собственности; высокий удельный вес государства в общих капиталовложениях и финансировании НИОКР; большой объем государственных закупок, включая военные; государственное финансирование социальных расходов; широкие масштабы государственного регулирования экономики; участие государства в экспорте капитала и в других формах международных экономических отношений.

Страны Западной Европы различаются по размерам государственной собственности. Страной классической национализации называют Францию. Здесь государство всегда играло важную роль в экономике, хотя доля его участия постоянно менялась. В целом на долю государственного сектора сегодня приходится до 20% национального достояния страны. Французская система смешанной экономики представляет собой дозированное соединение рыночного и государственного секторов.

В Германии исторически сложилась ситуация, когда множество хозяйственных объектов находится в полной или частичной собственности государства. В отличие от Франции, в ФРГ никогда не проводилась национализация отдельных отраслей промышленности. В различные периоды своего существования германское государство строило или выкупало у частного предпринимателя железные и автомобильные дороги, радиостанции, почту, телеграф и телефон, аэродромы, каналы и портовые сооружения, электростанции, военные объекты и большое число промышленных предприятий, главным образом в отраслях добывающей и тяжелой промышленности. В собственности государства оказались также значительные земельные угодья, денежные средства, золотовалютные резервы, имущество за рубежом. Государственные хозяйственные объекты находятся в руках федерального правительства, правительств земель и местных властей. Из всей государственной собственности наибольшую роль в экономике ФРГ играют два отраслевых комплекса: объекты инфраструктуры, обеспечивающие условия для расширенного воспроизводства, а также промышленные и энергетические предприятия, большинство из которых объединено в государственные концерны. В последние десятилетия в Германии, как и в других европейских странах, предпринимательские функции государства уменьшаются. Переход к новым формам регулирования экономики сопровождается определенным сокращением госсектора – через продажу акций на фондовых рынках. Но и сегодня удельный вес госсектора в германской экономике довольно высокий. К тому же для ФРГ характерна частичная приватизация госпредприятий, т. е. превращение их в смешанные компании. Подобные процессы развиваются и в Италии.

Великобританию многие экономисты относят к группе стран «англосаксонского» капитализма, но, как и для других стран Евросоюза, для нее характерна практика государственно-частного партнерства. В 90-е годы XX в. в Великобритании было реализовано проектов такого партнерства на 40 млрд. долл. (строительство тоннеля под Ла-Маншем, прокладка веток лондонского метро и др.).

В Германии, Франции, Италии и других западноевропейских странах широкое развитие получили разнообразные формы государственного регулирования экономики. Огромных размеров достигли, например, объемы государственных бюджетов, расходы на науку. Государство выступает в качестве одного из главных заказчиков и потребителей товаров и услуг, участвует во внешней торговле, оказывает разностороннюю помощь экспорту частного капитала. В настоящее время уже сложилась (а где-то еще складывается) государственная система программирования экономики, которая сочетает текущее регулирование экономических процессов с перспективной координацией экономического развития на основе составления и реализации общенациональных экономических программ.

В Западной Европе общественно-экономические системы имеют социальную ориентацию . Государство здесь выполняет наибольшее количество социальных функций. Так, «германская экономическая модель» позволила восстановить полностью разрушенную в результате Второй мировой войны страну, стать в конце XX столетия одним из мировых лидеров и обеспечить высочайший уровень жизни для населения Германии. На социальные нужды Германия расходует примерно 30% своего ВВП. Во Франции общий уровень развития социальной системы один из самых высоких в мире. Различные социальные выплаты составляют примерно треть номинальной заработной платы наемного работника. Среди достижений Франции в социальной сфере важное место отводится семейным пособиям (впервые они были введены в 1939 г.). Семейные пособия выплачиваются всем гражданам независимо от доходов семьи и от того, рожден ли ребенок в браке или вне брака.

Системы социального обеспечения действуют и в других странах Западной Европы. Италия выделяется высоким уровнем пенсионного обеспечения. В Бельгии, Нидерландах и Швеции отмечается относительно высокий жизненный уровень населения. По индексу человеческого развития Бельгия и Нидерланды в 2002 г. занимали 7 – 8-е места в мире. В Швеции социальная политика направлена на сокращение безработицы (среднегодовой уровень безработицы – 4%) и выравнивание уровня доходов населения. Налоги в стране составляют 56,5% национального ВВП. В Дании сформировался социально ориентированный капитализм с рыночно-государственной регулируемой экономикой. В Финляндии на социальные цели тратится 25% ВВП страны. Социальная политика государства направлена прежде всего на сокращение безработицы (в 2002 г. – 8,5%).

Важнейшая закономерность экономического развития Западной Европы в конце XX – начале XXI в. – это трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную , или экономику услуг («новая экономика»). Этот процесс имеет объективный характер. В его основе лежит поступательное движение производительных сил, результаты которого конкретизируются в постоянном возрастании производительности труда и других факторов производства. Формирование современной постиндустриальной модели экономики происходит за счет структурной революции, т. е. фундаментального перераспределения между первичным (аграрный), вторичным (промышленный) и третичным (услуги) секторами экономики, а также за счет изменений внутри каждого из перечисленных секторов: во всех развитых странах сектор услуг превратился в ведущую составную часть экономики. Вклад сферы услуг в экономический рост стал превосходить вклад промышленности. Сегодня в развитых странах мира в сфере услуг сосредоточено более 60% всего работающего населения. Предприятия сферы услуг обеспечивают значительную часть мирового ВВП – около 70%. Если в 70-е годы XX в. показатели среднегодовых темпов роста совокупности отраслей сферы услуг превосходили показатели сельского хозяйства примерно в 2 раза, а промышленности – в 1,5 раза, то в конце XX в эти темпы увеличились соответственно в 2,5 и 3,5 раза.

Основным элементом постиндустриальной экономической модели можно также считать информативную революцию, суть которой состоит в огромном росте информатизации всей жизни общества. Информация превращается в важнейший вид ресурсов, используемых людьми, поэтому современное общество нередко называют информационным . Выявлены не только высокая степень корреляции показателей экономического роста и уровня развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и тенденция к усилению роли ИКТ как средства экономического роста – даже условия этого роста. Более того, говорят о формировании информационного сектора экономики (его называют четвертичным). Показателями этого процесса служат широкая компьютеризация экономики и быта, глобализация систем связи и сам факт возникновения информационного сообщества.

Увеличение роли услуг во всем их разнообразии тесно связано с технико-технологической революцией Связь между ними имеет двусторонний характер. С одной стороны, развитие техники и передовых технологий служит материальной основой роста третичного сектора экономики – сферы услуг. Без радикального увеличения общей производительности труда, чему содействует технико-технологическая революция, такая ситуация, когда стоимость услуг превышает стоимость промышленного продукта, была бы просто невозможна. Но с другой стороны, сам рост сектора услуг является мощным средством дальнейшего увеличения производительности труда, повышения эффективности экономики. В результате снижаются затраты на все элементы производства, повышается квалификация рабочей силы, что способствует улучшению качества продукции и увеличению объемов ее производства (например, в результате развития здравоохранения уменьшаются потери, связанные с болезнями работников). Сфера услуг становится ведущей силой развития современной экономики. Отныне она – центральный сектор экономики. Но при этом сектор услуг оказывается тесно связан с промышленным сектором. Услуги становятся составной частью производственного процесса.

К концу XX в. совокупное действие этих и других причин существенно изменило основные пропорции хозяйства, что означало формирование постиндустриальной экономики. Главными ее признаками являются:

Радикальное ускорение технического прогресса, снижение роли материального производства, выражающееся, в частности, в уменьшении его доли в совокупном общественном продукте,

Развитие сектора услуг и информации,

Изменение мотивов и характера человеческой деятельности,

Появление нового типа ресурсов, вовлекаемых в производство,

Существенная модификация всей социальной структуры.

Становление «экономики услуг» – универсальный процесс, свойственный всем странам, но реализуется он в каждой из них по мере осознания внутренних предпосылок, что прямо зависит от уровня экономического развития государства. В экономически слабо развитых странах хозяйственная деятельность и сегодня сводится преимущественно к производству «вещной» продукции. А чем выше уровень развития хозяйства, производительности труда, тем больше в структуре экономики роль трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных видов продукции, выражаемых в форме услуги.

К наиболее существенным чертам европейского развития на рубеже веков можно отнести компьютеризацию и интернетизацию экономики , повышение образовательного и научно-технического потенциала стран.

Остановимся на основных сферах развития постиндустриальной экономики Европы: сфера услуг (в ней занято более 65% работающего населения европейских стран, предприятия сферы услуг обеспечивают около 70% ВВП стран Евросоюза); торговля (в характере современной торговли происходят существенные изменения, которые в Западной Европе нередко называют даже коммерческой революцией); связь (совокупность отраслей, призванных передавать и распределять различного рода информацию, всегда была важным элементом жизни общества, но в современных условиях роль средств связи существенно усиливается, степень развития средств связи – один из важных показателей зрелости экономики); транспорт (создание Евросоюза способствовало дальнейшей модернизации ряда отраслей транспорта, усилению межотраслевой и международной координации транспортной деятельности, улучшению качественных показателей многих транспортных предприятий Западной Европы, в транспортном хозяйстве ЕС занято более 8 млн. человек и производится более 7% суммарного ВВП).

Последствия европейской интеграции .

Оценивая результаты европейской интеграции на современном этапе, надо отметить прежде всего ее достижения. За время существования Евросоюза сложился развитый механизм интеграции, основанный на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной функций. К числу важных уроков европейской интеграции относится разработка интеграционной стратегии Евросоюза. Ряд европейских стран пошли на ограничение своего суверенитета и передачу части своих полномочий в ведение наднациональных интеграционных структур. Главенство законов Евросоюза ярко проявилось в отношении слаборазвитых государств Южной Европы – Греции, Испании и Португалии. Присоединение к общему европейскому рынку стало мощным стимулом для развития экономики этих стран. А достижения Греции, Испании и Португалии стимулировали желание вступить в ЕС у других относительно небогатых стран Европы.

Быстрое развитие интеграционных процессов способствовало радикальным сдвигам в структуре европейской экономики. На ЕС приходится более 90% ВВП стран Европы. По объему ВВП (21%) Объединенная Европа сравнялась с США. Более того, по некоторым важным показателям страны ЕС превзошли уровень США. Больше американского и европейский рынок рабочей силы. В начале XXI в. общая численность работников в странах Евросоюза превысила 160 млн. человек (в США – 137 млн. человек). Страны Западной Европы обладают очень развитой банковской системой. В то же время Евросоюз отстает от США по уровню постиндустриализации. Так, явное первенство в развитии новейших технологий принадлежит Соединенным Штатам Америки. Страны ЕС также пока еще существенно отстают от США по степени компьютеризации экономики.

Но экономическое развитие стран Евросоюза весьма неравномерно. Сравнение развития ЕС и США во второй половине XX в. показывает, с одной стороны, сближение их экономических показателей, с другой – нарастающую тенденцию к определенному ослаблению позиций ЕС по отношению к бурно развивавшимся в 90-х годах США. Одним из основных препятствий для устойчивого роста экономики в странах Евросоюза являются снижение трудовых ресурсов, в частности старение населения и уменьшение его численности. Сейчас на одного пенсионера в ЕС приходится 4 человека трудоспособного возраста, а в 2050 г., по прогнозу Еврокомиссии, будет приходиться только 2 работника. Наконец, рост курса евро по отношению к доллару ухудшил положение европейских компаний на американском и других рынках. В итоге масштабы рецессии в европейской экономике увеличились, и улучшение ситуации связано с решением многих сложных проблем:

  • финансовый кризис (за двадцатилетие на рубеже XX – XXI вв. 5 развитых и 88 развивающихся стран испытывали системный финансовый кризис);
  • фондовый кризис (снижение курса акций);
  • кризис системы страхования (серьезной опасностью для всей мировой экономики являются нарастающие трудности в страховой системе многих стран, что позволяет говорить о кризисе этой сферы как составной части современного финансово-экономического кризиса, только за 2002 г. страховой бизнес в Западной Европе сократился более чем на 50%);
  • банковский кризис (по всем странам мира рост числа просроченных кредитов отмечен в сотнях банков).

Первоначально «новая экономика» как совокупность новейших информационных и телекоммуникационных технологий объявлялась не подверженной кризисам. Однако с начала XXI в. стали говорить и о кризисе «новой экономики», причем некоторые аналитики назвали его основным структурным кризисом современного мира. С конца 2000 г. начал резко замедляться общий рост экономики США и ряда стран Западной Европы. Статистическая картина изменений, происходящих в последние годы, свидетельствует о замедлении темпов роста промышленного производства в странах Евросоюза и даже в ряде случаев о сокращении его объемов. Обращает на себя внимание различие экономической динамики в «новых» и «старых» странах Евросоюза. Во всех «новых» странах в 2001 – 2002 гг. имел место рост промышленного производства. Но его темпы, а также относительно малые объемы экономик этих государств не могли оказать большого влияния на общее положение в западноевропейской и тем более мировой экономике. Основным «виновником» ухудшения общей экономической ситуации выступает Германия, в которой фактически прекратился рост промышленного производства. Падение производства началось с 1996 г., но в 2003 г. сложилось особо тяжелое положение.

В настоящее время существуют серьезные противоречия в развитии Европейского союза. Раскол в Евросоюзе замедляет процесс интеграции европейских стран. А это ведет к широко обсуждавшимся в ходе разработки и утверждения Евроконституции проектам политических реформ в ЕС. Положение осложняет наличие ряда трансатлантических противоречий. Экономическая мощь США, их военно-политическое превосходство позволяют американским правящим кругам оказывать всестороннее давление и на «старых», и на «новых» членов Евросоюза, пытаясь проводить свой курс, который направлен на ослабление европейских позиций.

Объединение Европы – составная часть процесса всесторонней глобализации. Успех европейской интеграции оказывает положительное воздействие на образование региональных и трансконтинентальных объединений во всем мире.

Доминантой развития государств принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако страны столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений. Это технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы, социальные выступления в 60-70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире.

Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х гг., когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации - сокращение рабочих мест и др.

Перемены 60-х гг. После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений.

Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии.

Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы. Продвижение в решении социальных проблем явилось одним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики - чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала утверждаться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряженно трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

В конце 70-х - начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки

Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие - объединение Германии в 1990 г.

В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы

Перестройка в СССР вызвала сходные процессы в странах Восточной Европы. Между тем советское руководство к концу 80-х гг. отказалось от сохранения режимов, существовавших в этих странах, напротив, призывая их к демократизации. В большинстве правящих партий сменилось руководство. Но попытки нового руководства проводить реформы, как и в Советском Союзе, не увенчались успехом. Ухудшилось экономическое положение, массовый характер приобрело бегство населения на Запад. Сформировались оппозиционные силы, всюду шли демонстрации, забастовки. В результате манифестаций октября-ноября 1989 г. в ГДР правительство ушло в отставку, 9 ноября началось разрушение Берлинской стены. В 1990 г. произошло объединение ГДР и ФРГ.

В большинстве стран коммунисты были отстранены от власти. Правящие партии самораспустились или преобразовались в социал-демократические. Прошли выборы, на которых победу одержали бывшие оппозиционеры. Эти события получили название «бархатные революции». Однако не везде революции были «бархатными». В Румынии противники главы государства Николае Чаушеску в декабре 1989 г. устроили восстание, в результате чего погибло немало людей. Чаушеску и его супруга были убиты. Драматические события разыгрались в Югославии, где на выборах во всех республиках, кроме Сербии и Черногории, победу одержали оппозиционные коммунистам партии. В 1991 г. Словения, Хорватия и Македония провозгласили независимость. В Хорватии сразу же началась война между сербами и хорватами, так как сербы опасались преследований, имевших место во время Второй мировой войны со стороны хорватских фашистов-усташей. Первоначально сербы создали свои республики, но к 1995 г. они были захвачены хорватами при поддержке западных стран, а большинство сербов истреблено или изгнано.

В 1992 г. независимость провозгласили Босния и Герцеговина. Сербия и Черногория образовали Союзную Республику Югославия (СРЮ).

В Боснии и Герцеговине началась межэтническая война между сербами, хорватами и мусульманами. На стороне боснийских мусульман и хорватов в нее вмешались вооруженные силы стран НАТО. Война продолжалась до конца 1995 г., когда сербы были вынуждены уступить давлению превосходящих сил НАТО.

Государство Босния и Герцеговина ныне разделено на две части: Республику Сербскую и мусульмано-хорватскую федерацию. Сербы потеряли часть своих земель.

В 1998 г. вспыхнул открытый конфликт между албанцами и сербами в Косово, являвшемся частью Сербии. Истребление и изгнание сербов албанскими экстремистами вынудили власти Югославии вступить в вооруженную борьбу с ними. Однако в 1999 г. НАТО начало бомбардировки Югославии. Югославская армия была вынуждена покинуть Косово, территорию которого заняли войска НАТО. Большая часть сербского населения была уничтожена и изгнана из края. 17 февраля 2008 г. Косово при поддержке Запада в одностороннем порядке незаконно провозгласило независимость.

После свержения в 2000 г. в ходе «цветной революции» президента Слободана Милошевича в СРЮ продолжался распад. В 2003 г. образовалось конфедеративное государство Сербия и Черногория. В 2006 г. Черногория отделилась, и возникло два независимых государства: Сербия и Черногория.

Распад Чехословакии произошел мирным путем. После референдума она разделилась в 1993 г. на Чехию и Словакию.

После политических перемен во всех восточноевропейских странах начались преобразования в экономике и других сферах жизни общества. Всюду отказались от плановой экономики, перейдя к восстановлению рыночных отношений. Проводилась приватизация, прочные позиции в экономике получил иностранный капитал. Первые преобразования вошли в историю под названием «шоковая терапия», поскольку были связаны с падением производства, массовой безработицей, инфляцией и т.д. Особенно радикальные перемены в этом плане происходили в Польше. Всюду усилилось социальное расслоение, возросли преступность, коррупция.

К концу 90-х гг. положение в большинстве стран немного стабилизировалось. Была преодолена инфляция, начался экономический рост. Определенных успехов достигли Чехия, Венгрия, Польша. Большую роль в этом сыграли иностранные инвестиции. Постепенно восстанавливались и традиционные взаимовыгодные связи с Россией и другими постсоветскими государствами. Но мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., имел для экономик восточноевропейских стран разрушительные последствия.

Во внешней политике все страны Восточной Европы ориентируются на Запад, большинство из них в начале XXI в. вступили в НАТО и ЕС. Для внутриполитической обстановки в этих странах характерна смена власти правых и левых партий. Однако их политика и внутри страны, и на международной арене во многом совпадает.

Летом 1980 г. в Польше начались выступления рабочих, поводом для которых послужило очередное повышение цен. Постепенно они охватили города северного побережья страны. В Гданьске на базе межзаводского забастовочного комитета сложилось профсоюзное объединение «Солидарность».

Под знаменем «Солидарности»

Его участники предъявили властям «21 требование». В этом документе содержались как экономические, так и политические требования, в том числе: признать свободные, независимые от государства профсоюзы и право рабочих на забастовки, прекратить преследования за убеждения, расширить доступ общественных и религиозных организаций к средствам массовой информации и др. Руководителем Всепольской комиссии профобъединения «Солидарность» был избран рабочий-электрик Л. Валенса.

Расширявшееся влияние профобъединения, начавшееся перерастание его в политическое движение подтолкнули правительство к введению в декабре 1981 г. военного положения в стране. Деятельность «Солидарности» запретили, её лидеров интернировали (подвергли домашнему аресту). Но власть не могла устранить назревший кризис.

В июне 1989 г. в Польше состоялись парламентские выборы на многопартийной основе. На них победила «Солидарность». Новое коалиционное правительство возглавил представитель «Солидарности» Т. Мазовецкий. В декабре 1990 г. президентом страны был избран Л. Валенса.

Лех Валенса родился в 1943 г. в крестьянской семье. Окончил школу механизации сельского хозяйства, начал работать электромехаником. В 1967 г. поступил электриком на судоверфь им. Ленина в Гданьске. В 1970 и 1979-1980 гг. - член забастовочного комитета верфи. Один из организаторов и руководителей профсоюза «Солидарность». В декабре 1981 г. интернирован, в 1983 г. вернулся на верфь в качестве электрика. В 1990-1995 гг. - президент Республики Польша. Неординарная политическая судьба Л. Валенсы порождена и временем, и личными качествами этого человека. Публицисты отмечали, что он «типичный поляк», глубоко верующий католик, семьянин. Вместе с тем его неслучайно назвали «гибким человеком из железа». Он отличался не только ярко выраженными способностями политического борца и оратора, но и умением избирать собственный путь, совершать поступки, которых не ожидали от него ни противники, ни соратники.

1989-1990-е годы: большие перемены

Панорама событий

  • Август 1989 г. - сформировано первое правительство «Солидарности» в Польше.
  • Ноябрь - декабрь 1989 г. - массовые выступления населения и смещение коммунистического руководства в ГДР, Чехословакии, Румынии, Болгарии.
  • К июню 1990 г. в результате многопартийных выборов во всех странах Восточной Европы (кроме Албании) пришли к власти новые правительства и лидеры.
  • Март - апрель 1991 г. - первые парламентские выборы на многопартийной основе в Албании, с июня у власти коалиционное правительство.

В течение менее чем двух лет сменилась власть в восьми странах Восточной Европы. Почему так случилось? Этот вопрос можно задать относительно каждой страны в отдельности. Можно также спросить: почему это произошло во всех странах практически одновременно?

Рассмотрим конкретные ситуации.

Германская Демократическая Республика

Даты и события

1989 г.

  • Октябрь - массовые антиправительственные демонстрации в разных городах, их разгон, аресты участников, подъём общественного движения за обновление существовавшего строя.
  • 9 ноября - пала Берлинская стена.
  • К концу ноября в стране возникло свыше 100 политических партий и общественных движений.
  • 1 декабря - отменена 1-я статья Конституции ГДР (о руководящей роли Социалистической единой партии Германии).
  • Декабрь - массовый выход членов СЕПГ из партии, к январю 1990 г. из прежних 2,3 млн в партии осталось 1,1 млн человек.
  • 10-11 и 16-17 декабря - чрезвычайный съезд СЕПГ, преобразование её в Партию демократического социализма.


Падение берлинской стены

1990 г.

  • Март - выборы в парламент, победа консервативного блока «Альянс за Германию» во главе с Христианско-демократическим союзом.
  • Апрель - сформировано правительство «большой коалиции», половину постов в котором заняли представители ХДС.
  • 1 июля - договор между ГДР и ФРГ об экономическом, валютном и социальном союзе вступил в силу.
  • 3 октября - вступил в силу Договор об объединении Германии.

Чехословакия

События, названные впоследствии «бархатной революцией» , начались 17 ноября 1989 г.В этот день студенты организовали в Праге демонстрацию в связи с 50-летием антинацистского выступления чешских студентов в годы немецкой оккупации. Во время демонстрации зазвучали требования демократизации общества, отставки правительства. Силы правопорядка разогнали демонстрацию, задержали некоторых участников, несколько человек были ранены.


19 ноября состоялась демонстрация протеста в Праге с антиправительственными лозунгами, призывами к забастовке. В этот же день был учреждён Гражданский форум - общественное движение, выдвинувшее требования сместить ряд руководителей страны с их постов, а также восстановлена Социалистическая партия (распущенная в 1948 г.). Поддерживая общественный протест, пражские театры, в том числе Национальный театр, отменили представления.

20 ноября в Праге прошла 150-тысячная демонстрация под лозунгами «Конец правлению одной партии!», начались манифестации в разных городах Чехии и Словакии.

Правительству пришлось вступить в переговоры с представителями Гражданского форума. Парламент отменил статьи конституции о руководящей роли Коммунистической партии в обществе и определяющей роли марксизма-ленинизма в воспитании и образовании. 10 декабря было создано коалиционное правительство, в которое вошли коммунисты, представители Гражданского форума, Социалистической и Народной партий. Некоторое время спустя председателем Федерального собрания (парламента) стал А. Дубчек. Президентом страны был избран В. Гавел.


Вацлав Гавел родился в 1936 г. Получил экономическое образование. В 1960-е годы начал работать в театре, стал известен как драматург, писатель. Участник «пражской весны» 1968 г. После 1969 г. был лишён возможности заниматься своей профессией, работал разнорабочим. В период с 1970 по 1989 г. трижды находился в заключении по политическим мотивам. С ноября 1989 г. - один из лидеров Гражданского форума. В 1989-1992 гг. - президент Чехословацкой Республики. С 1993 г. - первый президент вновь образованной Чешской Республики (занимал этот пост в 1993-2003 гг.).

Румыния

В то время как в соседних странах уже произошли серьёзные перемены, в Румынии 20-24 ноября 1989 г. проводился XIV съезд коммунистической партии. Пятичасовой доклад Генерального секретаря партии Николае Чаушеску о достигнутых успехах шёл под нескончаемые овации. В зале звучали лозунги «Чаушеску и народ!», «Чаушеску - коммунизм!». С бурной радостью съезд встретил сообщение об избрании Чаушеску на занимаемый им пост на новый срок.

Из публикаций в румынских газетах того времени:

«Империалистическим силам, которые наращивают усилия по подрыву и дестабилизации социализма, говоря о его «кризисе», мы отвечаем делами: вся страна превратилась в огромную стройку и цветущий сад. И это потому, что румынский социализм - это социализм свободного труда, а не “рынка”, он не оставляет кардинальные проблемы развития на волю случая и не понимает совершенствование, обновление, перестройку как реставрацию капиталистических форм».

«Единодушная приверженность решению переизбрать товарища Н. Чаушеску на пост Генерального сокретаря РКП является политическим голосованием за продолжение проверенного, подтверждённого жизнью созидательного курса, а также признанием героического примера революционера и патриота, руководителя нашей партии и государства. Вместе со всем румынским народом писатели с чувством полной ответственности присоединяются к предложению переизбрать товарища Н. Чаушеску на пост главы нашей партии».

Спустя месяц, 21 декабря, на официальном митинге в центре Бухареста из толпы вместо здравиц раздались крики «Долой Чаушеску!». Действия армейских частей, направленных против демонстрантов, вскоре приостановились. Поняв, что ситуация вышла из-под контроля, Н. Чаушеску и его жена Е. Чаушеску (известный партийный деятель) бежали из Бухареста. На следующий день их арестовали и предали суду трибунала, проводившемуся в условиях строгой секретности. 26 декабря 1989 г. румынские средства массовой информации сообщили о суде, приговорившем чету Чаушеску к смерти (их расстреляли через 15 минут после объявления приговора).

Уже 23 декабря по румынскому телевидению было объявлено о создании Совета Фронта национального спасения, который взял на себя всю полноту власти. Председателем Совета ФНС стал Ион Илиеску, некогда деятель компартии, неоднократно смещавшийся в 1970-е годы с партийных постов за оппозиционные настроения. В мае 1990 г. И. Илиеску был избран президентом страны.

Общим результатом событий 1989-1990 гг. стало падение коммунистических режимов во всех странах Восточной Европы. Коммунистические партии распались, некоторые из них преобразовались в партии социал-демократического типа. К власти пришли новые политические силы и лидеры.

На новом этапе

«Новые люди» у власти являлись чаще всего политиками либерального толка (в Польше, Венгрии, Болгарии, Чехии). В некоторых случаях, например в Румынии, это были перешедшие на социал-демократические позиции бывшие деятели компартий. Основные мероприятия новых правительств в экономической сфере предусматривали переход к рыночному хозяйству. Началась приватизация (передача в частные руки) государственной собственности, отменялся контроль за ценами. Значительно сокращались социальные расходы, «замораживалась» зарплата. Ломка существовавшей ранее системы проводилась в ряде случаев самыми жёсткими методами в кратчайшие сроки, за что получила название «шоковая терапия» (такой вариант был осуществлён в Польше).

К середине 1990-х годов проявились экономические и социальные издержки реформ: спад производства и разорение сотен предприятий, массовая безработица, рост цен, расслоение общества на немногих богатых и тысячи людей, живущих за чертой бедности, и др. Правительства, ответственные за реформы и их последствия, стали терять поддержку населения. На выборах 1995-1996 гг. в Польше, Венгрии, Болгарии победили представители социалистов. Усилились позиции социал-демократов в Чехии. В Польше в результате изменения общественных настроений проиграл президентские выборы популярнейший в начале 1990-х годов политик Л. Валенса. В 1995 г. президентом страны стал социал-демократ А. Квасьневский.

Перемены в основах общественного строя не могли не сказаться на национальных отношениях. Прежде жёсткие централизованные системы связывали каждое государство в единое целое. С их падением открылась дорога не только для национального самоопределения, но и для действий националистических и сепаратистских сил. В 1991 -1992 гг. распалось югославское государство. В составе Союзной Республики Югославии остались две из шести прежних югославских республик - Сербия и Черногория. Независимыми государствами стали Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Однако государственное размежевание сопровождалось обострением этнонациональных противоречий в каждой из республик.

Боснийский кризис. Трудноразрешимая ситуация сложилась в Боснии и Герцеговине. Здесь исторически соседствовали сербы, хорваты и мусульмане (понятие «мусульмане» в Боснии рассматривается как определение национальности, хотя речь идёт о славянском населении, принявшем ислам после турецкого завоевания в XIV в.). Этнические различия дополнялись религиозными: помимо деления на христиан и мусульман сказывалось то, что сербы принадлежат к православной церкви, а хорваты - к католической. В едином сербо-хорватском языке существовали два алфавита - кириллица (у сербов) и латиница (у хорватов).

На протяжении XX в. сильная центральная власть в югославском королевстве, а затем в федеративном социалистическом государстве сдерживала национальные противоречия. В отделившейся от Югославии республике Босния и Герцеговина они проявились с особой остротой. Сербы, составлявшие половину населения Боснии, отказались признать выход из югославской федерации, а затем провозгласили Сербскую республику в Боснии. В 1992-1994 гг. разгорелся вооружённый конфликт между сербами, мусульманами и хорватами. Он привёл к многочисленным жертвам не только среди воевавших, но и среди мирного населения. В лагерях для пленных, в населённых пунктах происходили убийства людей. Тысячи жителей покинули свои сёла и города, стали беженцами. Для сдерживания междоусобной борьбы в Боснию были направлены миротворческие войска ООН. К середине 1990-х годов усилиями международной дипломатии военные действия в Боснии были остановлены.

В 2006 г. Черногория по итогам плебисцита отделилась от Сербии. Республика Югославия прекратила своё существование.

В Сербии после 1990 г. возник кризис, связанный с автономным краем Косово, 90 % населения которого составляли албанцы (мусульмане по религиозной принадлежности). Ограничение автономии края привело к самопровозглашению «Республики Косово». Вспыхнул вооружённый конфликт. В конце 1990-х годов при международном посредничестве начался переговорный процесс между руководством Сербии и лидерами косовских албанцев. Стремясь оказать давление на президента Сербии С. Милошевича, в конфликт вмешалась Организация Североатлантического договора - НАТО. В марте 1999 г. натовские войска начали бомбардировки территории Югославии. Кризис разросся до европейского масштаба.

Иной путь урегулирования национальных проблем избрали народы Чехословакии . В 1992 г. в результате референдума было принято решение о разделе страны. Процедуру раздела основательно обсудили и подготовили, за что публицисты назвали это событие «развод с человеческим лицом». 1 января 1993 г. на карте мира появились два новых государства - Чешская Республика и Словацкая Республика.


Перемены, произошедшие в восточноевропейских странах, имели значительные внешнеполитические последствия. В начале 1990-х годов перестали существовать Совет экономической взаимопомощи и Организация Варшавского договора. В 1991 г. из Венгрии, Восточной Германии, Польши, Чехословакии были выведены советские войска. Центром притяжения для стран региона стали экономические и военно-политические организации западноевропейских стран - прежде всего Европейский союз и НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия, а в 2004 г. - ещё 7 государств (Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония). В том же 2004 г. членами ЕС стали Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Словакия, Словения и Чехия, а в 2007 г. - Румыния и Болгария.

В начале XXI в. в большинстве стран Центрально-Восточной Европы (так стали называть регион) у власти сменялись левые и правые правительства и государственные лидеры. Так, в Чехии левоцентристское правительство должно было сотрудничать с президентом В. Клаусом, занимающим правые позиции (избран в 2003 г.), в Польше левого политика А. Квасьневского сменил на посту президента страны представитель правых сил Л. Качиньский (2005-2010). Примечательно, что и «левые», и «правые» правительства так или иначе решали общие задачи ускорения экономического развития стран, приведения их политических и экономических систем в соответствие с европейскими стандартами, урегулирования социальных проблем.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

На протяжении послевоенного пятидесятилетия страны Восточной Европы дважды оказывались в ситуации исторического выбора: во второй половине 1940-х гг. и в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Таким образом, продолжились поиски своего пути, начатые многими из них в 1918 г.

После возрождения или образования национальных государств. Примечательно, что во всех случаях схожие по характеру переломные события охватывали практически все страны региона и были сконцентрированы в довольно кратких по историческим понятиям отрезках времени (1918 г., 1944-1949 гг., 1989-1990 гг.). При рассмотрении истории Восточной Европы второй половины XX в. можно видеть и общность судеб ее народов, и своеобразие, неповторимый характер их опыта. 1.

Альтернативы 40-х гг. «Социалистический выбор». После окончания Второй мировой войны в восточноевропейских странах высказывались различные, часто противоположные суждения о будущем характере и путях общественного развития. Одни стояли за восстановление довоенных режимов, другие (в особенности социал-демократы) отдавали предпочтение западноевропейской модели демократического государства, третьи - коммунисты, следуя советскому образцу, стремились к утверждению государства диктатуры пролетариата. По мере того как укреплялись экономические и социальные основы послевоенных государств, обострялась борьба между этими силами в рамках существовавших в 1944-1947 гг. коалиционных правительств, в прессе, в пропагандистской работе с населением.

В 1944-1948 гг. во всех странах региона были проведены национализация основных средств производства и аграрные реформы. В руки государства переходили банки и страховые компании, крупные промышленные предприятия, транспорт и связь, национализировалась собственность лиц, сотрудничавших с оккупантами. К концу 40-х гг. доля государственного сектора в валовой промышленной продукции в большинстве восточноевропейских стран составила свыше 90%, в Югославии - 100%, в Восточной Германии - 76,5%. В результате аграрных реформ 40-х гг., проводившихся под лозунгом «Землю тем, кто ее обрабатывает!», было ликвидировано крупное помещичье землевладение. Часть изъятых у помещиков земель закреплялась за государственными хозяйствами (госхозами), часть передавалась малоземельным и безземельным крестьянам. Преобразования вызывали поддержку одних групп населения и сопротивление других. Коммунисты выступали за более радикальные меры, политики либерального и консервативного направлений противостояли этому. Усиливалось общественное и политическое размежевание.

1947-1948 годы стали переломными в развернувшейся борьбе. В Польше при проведении референдума (1946) большинство населения поддержало предложения левых партий об упразднении высшей палаты парламента - сената, о закреплении в будущей конституции страны проведенных преобразований - аграрной реформы и национализации основных средств производства, а также об утверждении границ Польского государства на Балтике, по рекам Одре и Нисе Лужицкой (Одеру и Нейсе). Выборы в Законодательный сейм в январе 1947 г. принесли 80% голосов избирателей блоку, возглавлявшемуся Польской рабочей партией (партией коммунистического толка). В Чехословакии в феврале 1948 г. возник правительственный кризис (из-за несогласия с предложениями о новом витке национализации 12 министров подали в отставку). Коммунисты мобилизовали рабочих, в течение недели проводились митинги и демонстрации, были созданы отряды вооруженной рабочей милиции (до 15 тыс.

человек), состоялась всеобщая забастовка. Президент страны Э. Бенеш вынужден был принять отставку 12 министров и согласиться с предложениями лидера коммунистов К. Готвальда о новом составе правительства. 27 февраля 1948 г. новое правительство, руководящую роль в котором играли коммунисты, было приведено к присяге. Вскоре Э. Бенеш подал в отставку с поста президента. Новым президентом страны был избран К. Готвальд.

К 1949 г. коммунисты взяли всю полноту власти в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии. К этой группе стран присоединилась провозглашенная 7 октября 1949 г. Германская Демократическая Республика. Несмотря на то что в ряде стран сохранились многопартийные системы (в ГДР, Болгарии, Польше, Чехословакии), существовали организации Национального фронта, парламенты, в некоторых сохранился пост президента, руководящая роль безраздельно принадлежала коммунистическим партиям. В их программах определялись направления развития всех сфер - огосударствленной экономики, социальных отношений, образования и культуры. В 50-е гг. была поставлена цель - «построение основ социализма». Примером служил опыт СССР, выдвигались три главные задачи: индустриализация, кооперирование сельского хозяйства, культурная революция.

Результатом индустриализации, проводившейся по советскому образцу, стало превращение группы восточноевропейских стран из аграрных в индустриально-аграрные. Упор делался на развитие тяжелой промышленности. Она была практически вновь создана в Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии. В ГДР и Чехословакии, которые еще до Второй мировой войны входили в число развитых индустриальных государств, осуществлялась структурная перестройка и реконструкция промышленности. Индустриализация оплачивалась высокой ценой, напряжением всех человеческих и материальных ресурсов. Как правило, устанавливались завышенные задачи и темпы хозяйственного строительства. Приняв пятилетний план, тут же выдвигали лозунг «Выполним пятилетку в четыре года!». Из-за преимущественного внимания к развитию тяжелой промышленности недостаточным было производство товаров широкого потребления, сохранялся дефицит на необходимые предметы повседневного спроса, быта.

Кооперирование сельского хозяйства в странах Восточной Европы имело черты своеобразия в сравнении с советским опытом: здесь в большей степени учитывались национальные традиции и условия. В одних случаях предлагался один тип кооператива, в других - несколько. Обобществление земли и техники проводилось поэтапно, применялись разные формы оплаты (по труду, за внесенный земельный пай и др.). К концу 50-х гг. доля обобществленного сектора в сельском хозяйстве в большинстве стран региона превысила 90%. Исключение составили Польша и Югославия, где в аграрном производстве преобладали частные крестьянские хозяйства.

Перемены в области культуры в значительной степени определялись особенностями предшествующего развития стран.

В Албании, Болгарии, Польше, Румынии, Югославии одной из первоочередных задач являлась ликвидация неграмотности населения. В ГДР такая задача не стояла, зато особые усилия потребовались для преодоления последствий многолетнего господства нацистской идеологии в образовании, духовной культуре. Несомненным достижением культурной политики в восточноевропейских странах стала демократизация среднего и высшего образования. Вводилась единая неполная (а затем полная) средняя школа с бесплатным обучением. Общая длительность обучения в школе достигла 10-12 лет. На старшей ступени действовали гимназии и технические школы. Они различались не по уровню, а по профилю подготовки. Выпускники средней школы любого типа получали возможность поступать в высшие учебные заведения.

Значительное развитие получило высшее образование, в ряде стран впервые сложилась сеть вузов, готовивших научные и технические кадры высшей квалификации, появились крупные научные центры.

Особое значение во всех странах придавалось утверждению коммунистической идеологии как общегосударственной. Всякое инакомыслие изгонялось и преследовалось. Это особенно выразительно проявилось в политических судебных процессах конца 40-х - начала 50-х гг., в результате которых были осуждены и репрессированы как многие партийные работники, участники антифашистской борьбы, так и крупные представители интеллигенции. Обычным явлением в те годы были партийные чистки. В этом отношении также широко использовался советский опыт. Идеологическая и культурная сферы продолжали оставаться полем борьбы. 2.

Противоречия и кризисы 50-х гг. Жесткое регламентирование всех сфер жизни в странах «социалистического лагеря» не могло устранить противоречивости их внутреннего развития и межгосударственных отношений. Одним из первых свидетельств этого был конфликт между партийным и государственным руководством СССР и Югославии (его часто называли конфликтом между И. В. Сталиным и И. Броз Тито), случившийся в 1948-1949 гг. и закончившийся разрывом отношений между двумя странами. Контакты восстановились по инициативе советской стороны лишь после смерти Сталина. Но за годы разрыва в Югославии был избран собственный путь развития. Здесь постепенно утвердилась система рабочего и общественного самоуправления (было отменено централизованное управление отраслями хозяйства, расширились права предприятий по планированию производства, распределению фондов заработной платы, в политической сфере расширилась роль местных органов власти). В области внешней политики Югославия приняла статус неприсоединив- шегося государства.

Проблемы возникали и в других странах. Трудности послевоенных лет, партийный диктат во всех сферах, напряжение индустриализации сказывались на жизни людей, порождая недовольство, а порой открытый протест разных слоев населения. 17 июня 1953 г. во многих городах Германской Демократической Республики (по разным данным, их число колеблется от 270 до 350) произошли демонстрации и забастовки населения с требованиями улучшения материального положения, антиправительственными лозунгами. Имели место нападения на партийные и правительственные учреждения. Против демонстрантов наряду с полицией были брошены советские войска, на улицах городов появились танки. Выступление было подавлено. Погибли несколько десятков человек. Для недовольных остался один путь - бегство в Западную Германию.

Значительными потрясениями и испытаниями ознаменовался 1956 год. Летом произошли выступления в Польше. В городе Познани рабочие объявили забастовку, протестуя против повышения рабочих норм и снижения заработков. В столкновениях с направленными против бастующих полицейскими и военными подразделениями погибло несколько человек. После этих событий произошла смена руководства в правившей Польской объединенной рабочей партии.

23 октября 1956 г. студенческая демонстрация в столице Венгрии Будапеште положила начало трагическим событиям, поставившим страну на грань гражданской войны. Студенты требовали замены догматического руководства страны во главе с М. Ракоши политиками умеренного толка, в первую очередь И. Надем (он был премьер- министром страны в 1953-1955 гг.), общеполитических и экономических перемен. Собравшаяся вокруг демонстрантов толпа штурмом захватила здание радиокомитета, редакцию центральной партийной газеты. В городе начались беспорядки, появились вооруженные группы, нападавшие на сотрудников полиции и служб безопасности. На следующий день в Будапешт были введены советские войска. И. Надь, возглавивший правительство, провозгласил происходившие события «национально-демократичес- кой революцией», потребовал вывода советских войск, объявил о выходе Венгрии из Организации Варшавского договора и обратился за помощью к западным державам. В Будапеште повстанцы вступили в борьбу против советских войск, начался террор против коммунистов. При содействии советского руководства было образовано новое правительство во главе с Я. Кадаром. 4 ноября 1956 г. советские войска взяли под контроль положение в стране. Правительство И. Надя распалось. Выступление было подавлено. Одни назвали его контрреволюционным мятежом, другие - народной революцией. События, длившиеся две недели, привели к большим человеческим жертвам и материальным потерям. Тысячи венгров покинули страну.

Выступления 1953 г. в ГДР и 1956 г. в Польше и Венгрии хотя и были пресечены, но имели существенное политическое значение. Это был протест против партийной политики, советской модели социализма, насаждавшейся сталинскими методами. Становилось очевидно, что нужны перемены. 3.

За «социализм с человеческим лицом». В 1960-е гг. в ряде восточноевропейских стран были начаты экономические реформы. В ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии вводились новые системы планирования, в рамках которых расширялась самостоятельность отраслевых объединений и предприятий, предусматривался хозрасчет. Усиливалось стремление к переменам в политической сфере. В апреле 1968 г. пленум Центрального комитета Коммунистической партии Чехословакии принял «Программу действий», направленную на реформирование партии, всех сторон жизни общества. Ее предложила группа партийных руководителей - А. Дубчек, Й. Смрковский, 3.

Млынарж, О. Черник и др. (некоторые из них учились после войны в СССР), выступавших за обновление системы, за «социализм с человеческим лицом».