Весенние работы в апреле в поле, в огороде, в саду для детей. Весна - всему голова: весенне полевые работы Нарисовать весенние работы в поле

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Полеводство.
а) Запишите определение. Полеводство - это выращивание полевых культур .
б) Приведите примеры полевых культур, выращиваемых в вашем крае.

пшеница, рожь, овес, кукуруза, гречиха, картофель, лён, подсолнечник

2) Овощеводство.
а) Запишите определение. Овощеводство - это выращивание овощных культур .
б) Приведите примеры овощных культур, выращиваемых в вашем крае.

капуста, морковь, лук, чеснок, томаты, огурцы

3) Плодоводство.
а) Запишите определение. Плодоводство - это выращивание плодовых культур.
б) Приведите примеры плодовых культур, выращиваемых в вашем крае.

яблони, груши, земляника, вишня, слива

4) Цветоводство.

а) Запишите определение. Цветоводство - это выращивание цветочных культур.
б) Приведите примеры цветочных культур, выращиваемых в вашем крае.

хризантемы, астры, пионы, розы, гиацинты, гладиолусы

2. Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные растения. Покажи стрелками, к каким группам относятся растения, изображённые на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

а) Пшеница, рожь, морковь , ячмень - морковь это овощ, а все остальное полевые культуры.

б) Томат, капуста, лук, слива - слива это плодовая культура, а все остальное это овощи.

в) Яблоня, кукуруза , вишня, абрикос - кукуруза это полевая культура, а все остальное относится к плодовым культурам.

г) Огурец , пион, лилия, нарцисс - огурец это овощ, а все остальное - цветы.

Объясни свои решения (устно). Придумай для одноклассников подобное задание с другими примерами. Запиши.

  • земляника, смородина, редис , вишня
  • лук, морковь, помидоры, рожь
  • тюльпан , ячмень, пшеница, овес

Выслушай и оцени ответы одноклассников.

4. По заданию учебника (с. 193) понаблюдайте за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сами выполните необходимую работу. Напиши краткий отчёт об увиденном и сделанном. Можно выполнить рисунок или наклеить фотографию.

Этой весной я помогала своей бабушке сажать на огороде лук. Это было очень интересно.

Сначала мы взяли лопату и вскопали землю под грядку. Потом граблями мы разровняли землю и сформировали прямоугольную грядку.

Затем бабушка взяла палку и прочертила на грядке прямые продольные бороздки. Именно в эти бороздки мы и стали сажать маленькие луковицы, которые бабушка называла “лук - севок”.

Бабушка сказала, что все луковицы должны быть на равном расстоянии друг от друга. Мы немного углубляли их в землю и следили, чтобы корень всегда был внизу, а хвостик с зеленым проростком вверху.

Потом мы присыпали посаженные луковицы землей и хорошо полили их из лейки. Надеюсь наши луковицы быстро прорастут и мы будем использовать их для приготовления пищи всю зиму.

В сельском хозяйстве уход за культурами - процесс, практически, непрерывный.

Отдельного ухода требуют озимые культуры:

проводится уборка с полей камней, которые выжаты морозом на поверхность;

разрыхление прочной корки на поверхности земли. Это обеспечит необходимый воздухообмен для семян;

отведение застоявшейся воды с полей. Избыток влаги губителен для многих культур, он приводит к загниванию корневой системы и может значительно снизить урожайность посевов;

очистка свободных земельных площадей от мха, кустарников, наносного песка.

вегетация озимых начинается в первой декаде апреля, подкормку необходимо провести во второй декаде, обеспечив достаточное поступление азота. Он необходим для правильного формирования колосков (этот процесс происходит очень быстро). Если в почве наблюдается нехватка азота, то колос останется недоразвитым бугорком и отомрет. Вторая подкормка проводится через две-три недели после первой, маленькими дозами. Именно в это время происходит активный набор вегетативной массы и вновь возникает угроза для правильного формирования колоса.

Для того, чтобы обеспечить достойный урожай яровых, необходимо начинать подготовительные работы:

  • прежде всего, пополнение минеральных и органических веществ в почве, удобрение почвы навозом (оправка завезенного ранее и подвоз нового);
  • проведение мер, направленных на подготовку полей к посеву;
  • очистка, сортировка семян для посева;
  • засевание почв;
  • проводится взмет полей, находившихся под паром (они не засевались в прошлом сезоне);
  • запахивание привезенного навоза;
  • комплексные меры, направленные на истребление вредителей: слизней, свекловичного жука и других.

Одновременно с этими работами, проводятся другие, знакомые каждому садоводу и огороднику:

  • разрабатываются плодородные почвы с последующим удобрением;
  • в теплицах, парниках, на открытых грядках высеивают рассаду;
  • высаживаются семенные растения, клубни;
  • устраиваются ловчие кучи (для личинок майского жука).

Перед началом посевной необходимо отремонтировать сельскохозяйственную технику, провести технический осмотр. Это касается, в первую очередь, почвообрабатывающей и посевной техники. От того, насколько готов парк техники, зависит быстрота и продуктивность планируемых работ.

Наряду с озимыми и яровыми, засеваются прочие сельскохозяйственные культуры: различные сорта капусты, свеклы, кукурузу.

Весной так же засеивают поля культурами для дальнейшей запашки: сидераты. Они выращиваются для дальнейшего обогащения почвы минеральными веществами, органикой, азотом. Сидеративные растения улучшают структуру почвы, оказывают санитарное воздействие на почву, затеняют ее, привлекают полезных насекомых (опылителей). К таким растениям относят представители семейства бобовых, крестоцветных, злаковых, гречишных, сложноцветных.

Объем работ на полях весной очень велик и разнообразен, но от того, насколько грамотно и своевременно они будут выполнены, зависит успех всего предприятия.

Вот и пришла весна! И пусть у большинства дачников еще лежит снег на приусадебных участках, всем известно: пора начинать ход весенних работ в саду и огороде . Предлагаем ознакомиться с нашим весенним планировщиком работ в саду и огороде. Начинающим садоводам он поможет растеряться в новом садово-огородном мире. А дачников со стажем быстро сориентирует в текущих работах по саду и огороду. Итак, приступим:

Весенние работы в саду

Первым делом следует пройтись по саду, оглядеться: все ли деревья и кустарники защищены от весеннего солнца . Правильное укрытие в зимне-весенний период – залог здоровой коры, а значит и дерева в целом. Весенняя защита особенно важна для саженцев плодовых в саду. Уход заключается в притенении ствола от сильных перепадов дневных и ночных температур. Укутывать ствол можно нетканым материалом, либо еловым лапником. В середине весны, когда снег сойдет, и перепады температур сгладятся, укрытие с деревьев постепенно (за пару недель) снимают. Кстати:

  • Хорошо, если с южной стороны у ствола молодого дерева будет установлен колышек, так он будет немного притенять саженец и в летний период.
  • Саженцы белить очень нежелательно – так снижается скорость роста и утолщения коры, ведь побелка закупоривает поры дерева.
  • Весенние работы в саду предполагают стрижку кустарников и обрезку плодовых деревьев . Работы по обрезке нужно проводить до того, как сок начинает подниматься по стволу и набухнут почки.
  • Спрячем от солнца вечнозеленые кустарники . С помощью легкого притенения неткаными материалами можно сохранить сочную зеленую листву у таких кустарников, как вечнозеленые рододендроны, хвойники, падубы и т.д. Укрытие можно будет убрать после того как закончатся заморозки.

Весенние работы в огороде

  1. Самой первой и главной работой в огородной части дачи весной будет, конечно же, основательная уборка зимнего мусора со всех грядок и клумб . Особое внимание следует уделить насекомым и личинкам на грядках. Удаляйте все живое, что увидите на земле, так вы значительно сократите численность впоследствии размножающихся вредителей.
  2. Вносим органические удобрения . Весна – самое время поработать в огороде с лопатой и тачкой. Перед тем как начинать весенние посадки, следует позаботиться о том, чтобы в почве было достаточно питательных веществ. Для этой цели замечательно подойдет готовый компост, покупной торф или перепревший навоз (пергной).
  3. Если почва тяжелая , следует внести крупный песок, мелкий гравий – чтобы добавить воздушности почвы, и не было застоя воды у корней. Если земля слишком рассыпчатая (песчаная), помимо всего прочего, желательно внести гранулированную глину или глинистую почву – это поможет дольше задерживать влагу и питательные вещества на поверхности грядок.
  4. Рыхлим почву на грядках и клумбах . Давно известно, что постоянно перекапывать почву в огороде не полезно – нарушается ее структура, питательные вещества с перекопкой уходят глубже в землю. А вот рыхление на глубину 5-10 см – замечательный способ подготовить землю к весенним посадочным работам. Рыхлая почва – пористая и зернистая, в ней корни растений чувствуют себя замечательно, быстро набирая силу и рост.
  5. Осмотреть газоны после зимы - еще одна важная весенняя работа. Вся прошлогодняя трава продирается граблями, выбоины в газоне нужно заполнить землей, смешанной с песком (50х50). Всю поверхность газона полезно просыпать мелким песком, разровнять поверхность, а на образовавшихся проплешинах подсадить свежие семена газонной смеси.
  6. Снятие зимних укрытий . Правда, делать это лучше постепенно: сначала только ослабить обвязку, затем по мере роста дневных и ночных температур укрытие лучше заменить на более воздухо- и светопроницаемое (лутрасил, агроспан и другой нетканый материал).

А вот окончательно «распаковывать» растения следует только после последней морозной ночи. Вот и все подготовительные весенние работы в саду и огороде , проделав которые пора будет переходить к более приятным делам: посадке овощей и цветов, украшению и обустройству своего собственного дачного мира. Желаем Вам успехов в проведении весенних работ в саду и огороде!

Тема урока: «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ»

Цели деятельности педагога : создать условия для ознакомления с весенними работами на полях, огородах, в садах, цветниках, способствовать развитию связанной речи.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся наблюдать за весенними работами на полях, огородах, в садах, цветниках; получат возможность научится участвовать в труде по уходу за растениями уголка природы.

Метапредметные:

Регулятивные: планирование- учитывать выделенные учителем ориентиры действияв учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные - осознанно строить сообщения в устной форме; предметные- знакомится с весенними работами на полях, огородах, в садах, в цветниках: уборка прошлогодней листвы, побелка деревьев, посадка овощей, разбивка цветников и подготовка рассады для посадки.

Коммуникативные: взаимодействие- вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими норами родного языка, слушать собеседника.

Личностные: нравственно-этическая ориентация- проявляют навыки сотрудничества в практической деятельности, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуациях при работе в группах.

Оборудование:

ноутбук, экран, проектор, информационно-образовательная среда: слайды о весенних работах.

Материал для практической работы: семена, почва.

Ход урока

l . Организационный момент, сообщение темы урока.

Учитель (У):

Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот.

Как вы понимаете поговорку: « Весна год кормит»? слайд № 1

Дети(Д):

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, какая тема урока?

Д :

О весенних работах.

ll . Изучение нового материала.

Откройте, пожалуйста, учебник на с. 72, рассмотрите иллюстрации. Попробуйте рассказать мне о каких работах пойдет речь на уроке?

(Не забывайте, что при работе в группе вы должны работать сообща)

Д: рассказы детей

Люди понимают, что весна год кормит. Они стараются не пропустить не одного денечка: проращивают семена, готовят почву к посеву, сеют семена в землю. На полях, где еще с осени засеяли рожь и пшеницу, поднимаются и зеленеют озимые культуры, словно зеленый бархат. Слайд № 2

Как вы думаете, а почему их называют озимые?

- Озимые растения сеют осенью, до наступления зимы они прорастают, а весной продолжают свой жизненный цикл и созревают несколько раньше, чемяровые - однолетние культуры, высеваемые весной.

Выезжают трактористы в поле и вспахивают землю, как вы думаете для чего? Слайд № 3

Чтобы почва была мягкой, рыхлой для лучшего всхода семян.

У: Но после того как поле вспахали- его нужно сделать еще более мягким, для этого его боронят слайд № 4

Ребята, как вы думаете, как происходит посеев семян ржи или пшеницы?

Так как поля очень большие, то человеку не справится без помощи машины-сеялки, она выходит в поля и разбрасывает зерна. Слайд № 5

Проведя опыт мы с вами можем сказать, что нужно для того, чтобы семена проросли?

Свет, воздух и вода

Свет и воздух есть всегда, а как быть, если дожди идут нечасто и растениям не хватает влаги?

Поливать

На помощь растениям приходят люди. Они устанавливают на полях поливочные машины, орошают землю. Слайд № 6

Орошают- значит поливают, давайте повторим это слово, чтобы запомнить ОРОШАЮТ.

При должном уходе из маленьких семян осенью люди получают богатый урожай.

Ребята, а как вы думаете помимо полей и огородов какие еще весенние работы есть?

Убирают прошлогоднюю листву, белят деревья Слайд № 7

А кто знает, для чего люди белят стволы деревьев?

Избавить их от вредителей, для красоты.

Молодцы, ребята, сегодня мы тоже займемся весенними работами, кто догадался какими?

lll . Практическая работа.

Работа в группах.

Для практической работы для каждой группы подготовлен ящик, почва и семена.

В полях всю весну будут трудиться тракторы и машины. Но не только на полях кипит работа. Всех сельских жителей ждёт работа в огородах. В тёплую землю просятся семена овощей: моркови, свёклы, огурцов, редиса, гороха, фасоли. Очень важно семена правильно подготовить к посеву.

Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их очень трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются, и семя прорастает и даёт жизнь новому растению.

Давайте подумаем, как мы будем действовать, что за чем выполнять.

Что нужно сделать сначала?

1.Насыпать в ящик землю;

2.Выровнить ее;

3.Полить;

4. Сделать бороздку;

5. Кладем семена на расстоянии 3 см друг от друга;

6.Прикрываем семена слоем земли.

На столе у вас лежат таблички, как вы думаете для чего они?

На табличках мы запишем название растение, дату посева, а так же на обратной стороне мы запишем имена членов группы.

А для чего нужно записать имена детей?

Чтобы знать кто должен ухаживать за растениями.

Правильно, ребята, как только растения наберутся сил, а на улице станет теплее, мы перенесем нашу рассаду на клубу, что то останется на подоконниках.

lV Итог урока.

Какие работы выполняют люди весной?

Как готовят почву к посеву?

Какие условия необходимы для прорастания семян?

V .Рефлексия.

На доске записаны варианты:

· Быстро, правильно

· Правильно, но медленно

· Правильно, но с помощью других

· Быстро, но не правильно

- Ребята, на столе у вас лежат цветочки, оцените свою работу, приклейте цветок рядом с той строчкой, которая говорит о том, как вы работали на уроке.

Актуальной проблемой в аграрном секторе в период весенне-полевых работ является обеспечение своевременного и качественного выполнения технологических операций по подкормке озимых, подготовке почвы и посеву яровых культур.

Весенняя подкормка: культуры и нормы

Большое значение для достижения весомых урожаев озимых имеют весенние подкормки, особенно тех, которые расположены по не самым лучшим предшественникам (бобовыми, травами и т.д.).

Эту операцию следует проводить на изреженных до 45-50% посевах, остальные целесообразнее сеять. Ранневесеннюю подкормку растений в фазе шильца следует проводить аммиачной селитрой, а на хорошо увлажненных почвах и развитых посевах - в два срока - еще и в фазе кущения. Ослабленные посевы можно подкормить повышенными нормами азота (60-70 кг/га) Следует предостеречь от использования для этой цели КАС из-за возможных некрозов.

Посевы, расположенные по паровым и зернобобовым культурам и в условиях раннего возобновления вегетации, по мерзлоталой почве лучше не подкармливать, а перенести эту операцию на конец фазы кущения.

Следует отметить, что подкормка посевов озимых азотными удобрениями по мерзлоталой почве в свое время была запрещена экологическим стандартом из-за риска их смыва в водоемы, поэтому применять эту операцию следует как исключение на полях с ровным рельефом.

Что касается многолетних трав, то первоочередной мерой в ранневесенний период является проведение оценки состояния посевных площадей. Для получения полноценной производительности клевера 1-го года использования необходимо иметь 150-180 растений/м 2 , люцерны 1 года – 180-200, 2-го – 120, 3-го – 80.

Если сохранилось лишь 30-50%, в клевер можно подсеять плевел однолетний (25 кг/га), вико-овсяную смесь (80-100 кг), горчицу белую (10-12 кг), суданскую траву (10-15 кг) в люцерну 1-го года - люцерной (10-12 кг) или смесь люцерны со злаками (костер безостый, овсяница луговая или тимофеевка луговая) при любом количестве жилых нор мышей следует разложить зерновые приманки, обработанные препаратами типа Шторм 0,0005% .

Посевы трав 2-го и 3-го годов следует взборонить или неглубоко продисковать. Злаковобобовые следует подкормить нормой по 45-60 кг/га азота, фосфора и калия, бобовые 2-го и 3-го - по 45-60 кг/га фосфора и калия.

Кукурузу на силос лучше выращивать как и зерновую, 30-40% раннеспелых сортов, 40-45% - среднеранних, 20-30% - среднеспелых.

Яровые колосовые культуры (пшеницу и ячмень) целесообразно размещать после бобовых культур и таких, которые выращиваются на достаточно удобренных фонах. После хороших предшественников (озимой пшеницы, кукурузы, подсолнечника) можно сеять овес. Не рекомендуется высевать овес после сахарной свеклы, которая имеет общих с ним вредителей.

Под яровые зерновые культуры фосфорные и калийные удобрения следует внести с осени, а азотные - в весенний период. При этом половину общей дозы азота необходимо применять до посева.

На плодородных почвах под яровые зерновые культуры необходимо внести азот в дозе 45-60 кг действующего вещества, на бедных - 60-70 кг. При размещении овса после должным образом удобренных пропашных культур можно ограничиться припосевным внесением удобрений.

При достаточном увлажнении под кормовой ячмень кроме предпосевного внесения (30-40 кг/га) азота целесообразна двукратная подкормка: первая (30-40 кг/га) - в фазе кущения, второе (30 кг/га) - в фазе колошения. Общую дозу азота можно довести до 100-120 кг/га.

Для пивоваренного ячменя дозу азотных удобрений следует уменьшить на 25-30%.

Следует учитывать, что яровая пшеница имеет менее интенсивное кущение, поэтому часть азота (30-40 кг/га) целесообразно внести под предпосевную культивацию. В зоне достаточного увлажнения подкормки пшеницы азотом следует проводить в два этапа - в фазе выхода в трубку - треть от общей дозы, и в фазе колошения - оставшиеся 20% дозы.

Под овес следует вносить в зависимости от условий от 30 до 60 кг/га азота. Меньшие расчетные дозы следует вносить под предпосевную культивацию. При дозах 60 кг/га часть удобрений надо переносить на фазу выхода в трубку.

Весенняя обработка почвы

Закрытие влаги следует осуществлять на полях, где выполнена зяблевая обработка под посев яровых культур. Для этого следует использовать высокопроизводительные широкозахватные орудия ЗПГ-24, БЗП-24, БЗП-15 (ЗАО «Лозовской кузнечно-механический завод») и подобные орудия с зубовыми или пружинными рабочими частями.

При проведении предпосевной подготовки почвы предпочтение следует отдавать высокопроизводительным широкозахватным и комбинированным агрегатам как зарубежного, так и отечественного производства. Для этого лучше использовать машины и орудия с зубовыми и лапчатыми рабочими частями в комбинации с выравнивателями, катками или боронами, что позволяет за один проход формировать посевное ложе при пересеве озимых, проведении зяблевой и весенней пахоты, а также при доведении почвы до посевного состояния после комплекса мер обработки, совершенных осенью.

Основные марки орудий такого типа отечественного производства - культиваторы КПСП-4, КПС-8, «Сириус-10» (ОАО «Красная звезда»), КПП-8 (ОАО «Уманьферммаш»), КПСП-4, КПСП-8 (ОАО «Калиновское РП «Агромаш»), КПС-4 ПН, КПС-4 ПП, КПС-8 П, КПС-12 ПМ (ТМ «Восход»), КП-5,6, КП-8,5, КП-12 (НПП «БелоцерковМАЗ») АПП-6,02- 01 (ОАО «завод «Фрегат»), КПЭ-6,6, КПЭ-8,0 (завод «Проммаш»), КПН-8,2 (ОАО «Галещина Машзавод») , комбинированные орудия и агрегаты АКПН-6, АКПН-8 (ОАО «Красиловмашзавод»), АК-4, АК-6 (ОАО «Калиновское РП «Агромаш»), КА-4,4, АК-6 (ООО «Красняннское СП «Агромаш»), АП-6 (ОАО «Уманьферммаш») и др.

Поля с большим количеством растительных остатков лучше обрабатывать комбинированными универсальными дисковыми орудиями УДА-2,4, УДА-3,8, УДА-4,5, УДА-5,6 (ООО «НПП «БелоцерковМАЗ») и дисковыми боронами БДЛП-8 (ООО «Краснянское СП «Агромаш»), БП-4, БП-6 (ТМ «Восход»), БДТ-7, БДШ-8,2 (ОАО «Уманьферммаш»), БДТ-6, БДТ-4,2 (ОАО «Вишневичи Агротехника») и другими.

Однако следует обратить внимание на то, что обработка полей дисковыми орудиями может привести к иссушению почвы. Поэтому при таких обстоятельствах во избежание чрезмерного испарения влаги следует выполнять культивацию лаповым культиваторами или комбинированными орудиями для образования посевного ложа. Во многих случаях перед посевом целесообразно использовать дополнительно катки КЗК-6, КЗК-9,2, КЗК-12,5 (ОАО «Уманьферммаш»), К-6 М, К-10 (ТМ «Восход»). Для отвальной обработки предприятия Украины ООО «ПКФ «Велес-Агро», ЗАО «ТПФГ «Интерагротек» выпускают плуги общего назначения, которые агрегатируются тракторами различных тяговых классов.

Посев яровых

Одним из основных и обязательных элементов интегрированной защиты посевов от внешней и внутренней инфекции и вредителей является протравливание семян. При выборе препарата необходимо учитывать спектр его действия, ожидаемое поражение болезнями, сортовые особенности, погодные условия, реакцию растений на данный препарат, цену и другое, используя для этого препараты согласно «Перечню пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к использованию в Украине» в текущем году.

В хозяйствах нашего государства наиболее распространены зерно-туковые и зернотукотравяные сеялки СЗ-3,6А, СЗП-3,6 Б, СЗТ-3,6 А, СЗ-5,4, СЗТ-5,4 (ОАО «Красная звезда»). За последние годы повышенный спрос наблюдается на пневматические зерновые сеялки «Мистраль-6» (СП «Агро»), «Клен-4,5», «Клен-6» (МСНВП «Клен»), пневматические широкозахватные зерно-туковые сеялки-культиваторы фирмы «Хорш-Агросоюз»», посевные комплексы ALCOR-7,5. ALCOR-10 ORION-9,6 (ОАО «Красная звезда»). По заказу хозяйств зерно-туковые сеялки марки СЗ комплектующих различными типами сошников: двухдисковыми для одноленточной (СЗ-3,6 А) или двухстрочного посева (СЗ-3,6 А-04), однодисковыми (СЗ-3,6 А-01) или наральниковыми (СЗ-3,6 А-03). Для посева льна сеялки СЗ-3.6 А-02 комплектуют наральниковыми двухстрочными сошниками.

В случае выращивания яровых зерновых культур по интенсивной технологии надо во время их посева формировать технологические колеи, по которым в процессе ухода за посевами будут двигаться технологические комплексы машин. При этом стоит отметить, что колея почти для всех отечественных опрыскивателей составляет 1400 мм. Именно поэтому для обеспечения условий по формированию технологической колеи во время посева на сеялке с шириной захвата 3,6 м нужно перекрывать (блокировать) 8-й и 17-й высевные аппараты. Количество проходов сеялки с закрытыми и открытыми сошниками определяется шириной захвата опрыскивателей, которые есть в хозяйстве. Расстояние между центрами сложившихся технологических колей (16,2 или 21.6 м) соответствует ширине захвата современных опрыскивателей.

Расстояние 16,2 м между центрами колей используется, если посев осуществляют сеялками СЗ-5,4 и СЗ- 10,8, следующими одна за другой, или агрегатами из двух или трех сеялок С3-3,6 А, при этом трехсеялковый агрегат действует со сцепкой СП-11 А, СП 10.8 или СГП-10,8, а двухсеялковый - со средней секцией сцепки.

Стандартные двухдисковые сошники для одноленточного посева с междурядьями 15 см целесообразно использовать во всех зонах Украины. Двухдисковые сошники для двухстрочного посева со средней шириной междурядий 7,5 см больше подходят для Лесостепи и Полесья. Однодисковые сошники могут быть использованы при посеве зерновых, подсеве трав на площадях изреженных озимых и для подкормки их азотными удобрениями. Однодисковые сошники меньше повреждают растения, чем двухдисковые.

Наральниковые сошники лучше дисковых создают уплотненное семенное ложе. Такие сошники следует использовать во хорошо возделанных почвах, а не засоренных сорняками. Все сошники, кроме двухдисковых двухстрочных, предназначены для посева зерновых с междурядьями 15 см. Согласно агротехнических требований, не менее 80% семян должно быть размещено на заданной глубине с отклонением ± 1 см, то есть в трехсантиметровом слое. Сеялки типа СЗ-3,6 А удовлетворительно действуют на скорости 5-7 км/ч при влажности почвы 15-25% и обеспечивают глубину посева 2-5 см.

Чтобы избежать просевов во время сева яровых зерновых и кормовых культур из-за забивания сошника землей или растительными остатками, попавшими в семенной материал, нижний металлический наконечник каждого семяпровода стоит заменить наконечником, через который в случае забивания сошника высыпаются семена. Отверстие наконечника должно быть размещено позади сошника.

Семена заделываются в почву загортачами, посевными боронами или цепным устройством. Сеятелю на сеялке хорошо видно, как семена высыпаются через отверстие в наконечнике семяпроводов, и забивание сошника может быть быстро устранено. Наконечник семяпроводов можно заказать в ННЦ «ИМЭСХ».

Дисковые сошники для одноленточного посева в заводском исполнении неудовлетворительно образуют семенное ложе. Для его стабильного уплотнения каждый такой сошник следует оборудовать наральниками треугольной формы, на котором размещены сошник конструкции ННЦ «ИМЭСХ». Во время работы такого наральника диски сошника не вращаются. При необходимости можно исключить его из работы, закрепив на поводке сошника.

Ю.Вожик, д-р техн. наук